Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)
Формированеи и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike.docx | 91.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 «Ромашка» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Принята: Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ № 11
протокол №1 __________ Фадеева М.А.
от 30.08.2020г Приказ № 154 01.10.2020г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Ромашка» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
(возраст обучающихся 5-7 лет, срок реализации программы 2 года)
Автор-составитель: Белоусова Н.Н.
воспитатель МАДОУ №11 «Ромашка»
высшая категория
Мелеуз 2020 г
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
Новизна программы
Цель
Задачи
Контингент обучаемых
Сроки реализации
Формы и режимы работы
Ожидаемые результаты
Формы проведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Приложения
Список используемой литературы
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.
Новизна программы «Математические ступеньки» заключается в следующем:
Программа:
- соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
- строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Цель программы:
всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных о творческих сил, качеств личности.
Задачи программы:
- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
- развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);
- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- увеличение объёма внимания и памяти;
- развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
- воспитание интереса к математике и процессу обучения в целом.
Программа «Математические ступеньки» — развивающая, поскольку в процессе ее реализации у ребенка формируются математические способности:
- к обобщению математического материала;
- оперированию числовой и знаковой символикой;
- абстрагированию от конкретных количественных отношений;
- сокращению процесса математических рассуждений;
- обратимости мыслительных процессов;
- последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.
Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:
личностные — умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
регулятивные — обеспечивающие организацию каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки ;
познавательные — в свою очередь делятся на общеучебные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания;
логические:
- анализ и синтез объектов с целью выделения математических признаков (количества, формы, времени, пространства, величины),
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- знаково-символическое моделирование;
коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.
При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:
- разрешение проблемных ситуаций;
- побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;
3) обращение за помощью к сказочным героям.
Основное назначение программы:
формирование математических представлений в каждой возрастной группе детей;
предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическим знаками, геометрическими фигурами и т.д.;
способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;
развивать математические способности; подготовить к следующему этапу обучения.
Участники программы - дети 5 - 7 лет.
Срок реализации программы- 2 года
Срок обучения – 7 месяцев с октября – апрель (36 часов в год из расчёта 2
занятия в неделю).
Режим занятий – 2 раза в неделю (5–6 лет – 25 минут,6 - 7 лет – 25 минут).
Основные применяемые технологии:
- Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Игровые технологии
Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:
- Ребёнок обладает развитым воображением;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать
- ребёнок обладает элементарными представлениями из области математики;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.
Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребёнком по следующим разделам:
- Количество и счёт.
- Геометрические фигуры.
- Величина.
- Ориентировка во времени и пространстве.
- Логические задачи.
Планируемые результаты:
1-ый год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
- считать по образцу и названному числу в пределах 10;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками: +, -,=,<,>;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
2-ой год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
- знать числа второго десятка и записывать их;
- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -,=,<, >;
- решать арифметические задачи и записывать решение;
- сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
- устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
- различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
- рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
- изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
- определять время с точностью до получаса;
- ориентироваться на листе бумаги;
- определять положение предмета по отношению к другому;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- самостоятельно формулировать учебные задачи
III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | «Число и цифра 1.Величина. Логическая задача на установление закономерности. Знакомство с первым месяцем осени – сентябрь». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
2 | «Число и цифра 2. Знаки +,=. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
3 | «Числа и цифры 1,2,3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
4 | «Числа и цифры 1,2,3.4. Соотнесение количества предметов и цифр. Величина». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
5 | «Числа и цифры 1,2,3,4,5. Независимость числа от величины предметов. Сложение числа 5 из двух меньших. Знакомство с названием месяца - октябрь». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
6 | «Число и цифра 6. Сложение числа 6 из двух меньших. Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
7 | «Числа и цифры 4,5,6. Знаки < , >, = . | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
8 | «Числа и цифры 4,5,6. Установление соотнесения между числом, и количеством предметов. Загадки». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
9 | «Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак -. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца - ноябрь». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
10 | «Числа и цифры 0,4,5,6. Решение задач. Знаки -, < , > ». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
11 | «Число и цифра 7. Знаки +,=. Математическая загадка. Деление квадрата на 2,4 части» | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
12 | «Числа и цифры 1,2,3,4.5.6.7. Сложение числа 7 из двух меньших. Дни недели». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
13 | «Числа и цифры 1-8. Знаки =,+.знакомство с названием месяца –декабрь». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
14 | «Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Величина – деление предмета на 4 части». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
15 | «Решение примеров. Ориентировка в пространстве. Овал». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
16 | «Знаки <, >. Геометрические игры. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
17 | «Числа и цифры 1-9. Высокий, низкий. Ориентировка во времени – дни недели. Знакомство с названием месяца – Январь. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
18 | «Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
19 | «Число 10. Выкладывание трапеции и з счетных палочек. Нахождение различия в двух похожих рисунках». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
20 | «Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
21 | «Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки +, -. Знакомство с названием месяца - февраль». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
22 | «Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счет. Работа со счетными палочками». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
23 | «Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
24 | «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <, >. Ориентировка во времени - дни недели.». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
25 | «Решение задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием месяца – март. Четырехугольник, шестиугольник ». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
26 | «Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Ориентировка во времени – части суток. Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
27 | «Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели, времена года». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
28 | «Сложение числа 10 из двух меньших. Решение математической загадки. Круг, овал, треугольник». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
29 | «Решение задач. Знакомство с названием месяца – апрель. Квадрат, прямоугольник, треугольник». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
30 | «Порядковый счет. Решение математической загадки. Ориентировка в пространстве». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
31 | «Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
32 | «Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов ». | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
33 | «Знакомство с названием месяца – май. Закрепление знаний о месяцах – март, апрель». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
34 | «Стихи о цифрах от 1 до 10. Закреплние». | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
2 год обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие. Входная диагностика. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
2 | Числа и цифры от 1 до 10. Математическая загадка. Знаки«<»,«>». Работа со счётными палочками. Квадрат, прямоугольник. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
3 | Знаки «=», « #», «- «. Математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
4 | Счёт по образцу и названному числу. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с фигурами. Ориентировка во времени: части суток. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
5 | Знаки«<»,«>»,«=», « #». Соотнесение количества предметов с цифрой. Состав числа шесть из двух меньших. Треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
6 | Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Ознакомление с часами. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
7 | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели. Положение предмета по отношению к себе и другому лицу. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
8 | Порядковый счет. Счет по названному числу. Состав числа из двух меньших. Овал. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
9 | Арифметические задачи. Решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
10 | Цифры от 1 до 9. Числа 10,11. Часы, определение времени. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
11 | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математическая загадка. Отношения между числами. Состав числа из двух меньших. Рисование символического изображения животных. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
12 | Число 12. Дорисовывание кругов до знакомых предметов. Определение времени на часах. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
13 | Отношения между числами. Математическая загадка. Состав числа из двух меньших. Величина: измерение длины отрезка. Осенние месяцы. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
14 | Число 13. Математическая задача. Решение примеров. Рисование в тетради в клетку. Логическая задача: разделение предмета на части. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
15 | Решение примеров. Знаки «+», «-«. Соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина: выше, глубже. Элементы треугольника (вершина, стороны, углы). Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
16 | Число 14. Дни недели. Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
17 | Счёт по образцу и названному числу. Арифметическая задача. Состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
18 | Число 15. Соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование символического изображения кошки. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
19 | Числа от 1 до 15. Решение примеров. Дорисовывание овалов до знакомых предметов. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
20 | Число 16. Величина: измерение линейкой. Определение времени по часа. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
21 | Математическая загадка. Знаки «+», «-«. Состав числа из двух меньших. Дорисовывание треугольников до знакомых предметов. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
22 | Число 17. Решение примеров. Счёт по образцу и названному числу. Часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
23 | Число 17. Рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
24 | Число 18. Состав числа из двух меньших. Счёт по названному числу. Вершины, стороны, углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
25 | Число 18. Решение примеров. Времена года. Ориентировка на листе бумаги. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
26 | Число 19. Состав числа из двух меньших чисел. Величина: сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
27 | Число 19. Величина: измерение линейкой. Дорисовывание квадратов до знакомых предметов. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
28 | Число 20. Решение примеров, задачи. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
29 | Решение арифметической задачи, примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. Работа в тетради в клетку. Логическая задача. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
30 | Знаки «=», «-«. Математическая загадка. Соотнесение количества предметов с цифрой. Величина: измерение линейкой. Определение времени на часах. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
31 | Соотнесение количества предметов с числом, решение примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Дни недели. | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
32 | Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 10 мин | 15 мин | 50 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
33 | Повторение изученного материала | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
34 | Итоговое занятие «И прекрасна, и сильна Математики страна» | 10 мин | 15 мин | 25 мин | Конкурсы, игры, традиционные, практические |
IV.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
С учётом принципа дифференциации по уровням сложности
1-ый год обучения
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить: представление о числах и цифрах до 5.
Дать представление: о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.
Продолжать учить:
- считать по образцу и названному числу;
- понимать независимость числа от величины, расстояния,
пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить:
- воспроизводить количество движений по названному числу;
- писать цифры от 1 до 9 и число 10;
- отгадывать математические загадки;
- записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;
- из неравенства делать равенство;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Познакомить:
- со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);
- математическими знаками +,-,=,<,>.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
- располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
- делить предмет на 2, 4 и более частей;
- понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Развивать: глазомер.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить:
- знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Познакомить:
- с геометрической фигурой — трапецией;
- тетрадью в клетку.
Учить:
- преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,
символические изображения предметов из геометрических фигур; - выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция),символические изображения предметов (домик, лодка,елочка).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года. Учить:
- называть последовательно дни недели;
- определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
Познакомить с названиями месяцев.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.
Учить:
- обозначать словами положение предмета по отношениюк себе, другому лицу;
- ориентироваться в тетради в клетку.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
2-ой год обучения
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить:
- умение писать цифры от>1 до 9 и число 10;
- представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;
- умение делать из неравенства равенство.
Продолжать учить:
- считать по образцу и названному числу в пределах 10;
- понимать независимость числа от величины, расстояния,
пространственного расположения предметов, направлений счета; - сравнивать группы разнородных предметов;
- отгадывать математические загадки;
- записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;
- правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,< ,>;
- сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
- устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
- решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
- решать логические задачи.
Учить:- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;
- воспроизводить количество движений по названному числу.
Продолжать знакомить:
- с составом числа из двух меньших (до 10);
- стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).
Познакомить:
- с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;
- числами второго десятка и их записью.
ВЕЛИЧИНА
Продолжать учить:
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
- делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Учить:
- измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;
- изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
Развивать глазомер.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить:
- знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);
- умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Продолжать учить:
- рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);
- преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).
Учить:
- классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);
- называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.
Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.
Познакомить с часами (стрелки, циферблат).
Учить определять время с точностью до получаса.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Закрепить:
- умение ориентироваться на листе бумаги;
- определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).
Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Продолжать учить:
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- устанавливать конкретные связи и зависимости.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число и цифра 1.Величина. Логическая задача на установление закономерности. Знакомство с первым месяцем осени – сентябрь». | кабинет | беседа |
2 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число и цифра 1.Величина. Логическая задача на установление закономерности. Знакомство с первым месяцем осени – сентябрь». | кабинет | беседа |
3 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число и цифра 2. Знаки +,=. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе». | кабинет | беседа |
4 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число и цифра 2. Знаки +,=. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе». | кабинет | беседа |
5 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат». | кабинет | беседа |
6 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат». | кабинет | беседа |
7 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3.4. Соотнесение количества предметов и цифр. Величина». | кабинет | беседа |
8 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3.4. Соотнесение количества предметов и цифр. Величина». | кабинет | беседа |
9 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3,4,5. Независимость числа от величины предметов. Сложение числа 5 из двух меньших. Знакомство с названием месяца - октябрь». | кабинет | беседа |
10 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3,4,5. Независимость числа от величины предметов. Сложение числа 5 из двух меньших. Знакомство с названием месяца - октябрь». | кабинет | беседа |
11 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число и цифра 6. Сложение числа 6 из двух меньших. Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». | кабинет | беседа |
12 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число и цифра 6. Сложение числа 6 из двух меньших. Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». | кабинет | беседа |
13 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 4,5,6. Знаки < , >, = . | кабинет | беседа |
14 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 4,5,6. Знаки < , >, = . | кабинет | беседа |
15 | 15.30 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 4,5,6. Установление соотнесения между числом, и количеством предметов. Загадки». | кабинет | беседа |
16 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 4,5,6. Установление соотнесения между числом, и количеством предметов. Загадки». | кабинет | беседа |
17 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак -. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца - ноябрь». | кабинет | беседа |
18 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак -. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца - ноябрь». | кабинет | беседа |
19 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 0,4,5,6. Решение задач. Знаки -, < , > ». | кабинет | беседа |
20 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 0,4,5,6. Решение задач. Знаки -, < , > ». | кабинет | беседа |
21 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число и цифра 7. Знаки +,=. Математическая загадка. Деление квадрата на 2,4 части» | кабинет | беседа |
22 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число и цифра 7. Знаки +,=. Математическая загадка. Деление квадрата на 2,4 части» | кабинет | беседа |
23 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3,4.5.6.7. Сложение числа 7 из двух меньших. Дни недели». | кабинет | беседа |
24 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1,2,3,4.5.6.7. Сложение числа 7 из двух меньших. Дни недели». | кабинет | беседа |
25 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1-8. Знаки =,+.знакомство с названием месяца –декабрь». | кабинет | беседа |
26 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1-8. Знаки =,+.знакомство с названием месяца –декабрь». | кабинет | беседа |
27 | 15.15 | игра | 25 мин | «Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Величина – деление предмета на 4 части». | кабинет | беседа |
28 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение примеров. Ориентировка в пространстве. Овал». | кабинет | беседа |
29 | 15.15 | игра | 25 мин | «Знаки <, >. Геометрические игры. | кабинет | беседа |
30 | 15.15 | игра | 25 мин | «Знаки <, >. Геометрические игры. | кабинет | беседа |
31 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1-9. Высокий, низкий. Ориентировка во времени – дни недели. Знакомство с названием месяца – Январь. | кабинет | беседа |
32 | 15.15 | игра | 25 мин | «Числа и цифры 1-9. Высокий, низкий. Ориентировка во времени – дни недели. Знакомство с названием месяца – Январь. | кабинет | беседа |
33 | 15.15 | игра | 25 мин | «Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат». | кабинет | беседа |
34 | 15.15 | игра | 25 мин | «Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат». | кабинет | беседа |
35 | 15.15 | игра | 25 мин | «Число 10. Выкладывание трапеции и з счетных палочек. Нахождение различия в двух похожих рисунках». | кабинет | беседа |
36 | 15.15 | игра | 25 мин | «Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры». | кабинет | беседа |
37 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки +, -. Знакомство с названием месяца - февраль». | кабинет | беседа |
38 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки +, -. Знакомство с названием месяца - февраль». | кабинет | беседа |
39 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счет. Работа со счетными палочками». | кабинет | беседа |
40 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счет. Работа со счетными палочками». | кабинет | беседа |
41 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве». | кабинет | беседа |
42 | 15.15 | игра | 25 мин | «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <, >. Ориентировка во времени - дни недели.». | кабинет | беседа |
43 | 15.15 | игра | 25 мин | «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <, >. Ориентировка во времени - дни недели.». | кабинет | беседа |
44 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием месяца – март. Четырехугольник, шестиугольник ». | кабинет | беседа |
45 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Ориентировка во времени – части суток. Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький». | кабинет | беседа |
46 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Ориентировка во времени – части суток. Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький». | кабинет | беседа |
47 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели, времена года». | кабинет | беседа |
48 | 15.30 | игра | 25 мин | «Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели, времена года». | кабинет | беседа |
49 | 15.15 | игра | 25 мин | «Сложение числа 10 из двух меньших. Решение математической загадки. Круг, овал, треугольник». | кабинет | беседа |
50 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задач. Знакомство с названием месяца – апрель. Квадрат, прямоугольник, треугольник». | кабинет | беседа |
51 | 15.15 | игра | 25 мин | «Порядковый счет. Решение математической загадки. Ориентировка в пространстве». | кабинет | беседа |
52 | 15.15 | игра | 25 мин | «Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры». | кабинет | беседа |
53 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов ». | кабинет | беседа |
54 | 15.15 | игра | 25 мин | «Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов ». | кабинет | беседа |
55 | 15.15 | игра | 25 мин | «Знакомство с названием месяца – май. Закрепление знаний о месяцах – март, апрель». | кабинет | беседа |
56 | 15.15 | игра | 25 мин | «Стихи о цифрах от 1 до 10. Закреплние». | кабинет | беседа |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия:
Занятия проводятся в кабинете логопеда, 2 раза в неделю во второй половине дня по 25 минут. Занятия проводятся с подгруппой воспитанников (5 человек) в форме игры.
Перечень оборудования учебного помещения:
Столы, стулья, доска, магнитная доска, шкафы для хранения дидактического материала, наборное полотно, мольберт,
бумага, карандаши простые, карандаши цветные, мел.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Виды дидактического материала:
- схематический или символический (таблицы, схемы, планы, ребусы, кроссворды)
- картинный и картинно-динамический (сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года, герои к сказкам «Кошкин дом», «Колобок», «Репка».
- дидактические пособия (геометрические фигуры, набор цифр от 1 до 20, знаки, символы, головоломки, лабиринты, пазлы, ребусы, планы, счётные палочки, модель часов, кубики Никитина, «чудесный» мешочек)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 368 с.
2.Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
3.Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В.
4.«Я считаю до 10» Колесникова Е.В. рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
5. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с. Н. С. Голицына
6. Математика для малышей. Старшая группа. Серия «Рабочие тетради к программе «От рождения до школы»» под
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ООО МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
7.Математика вокруг нас. Е.В. Колесникова
8. Демонстрационный материал. Математика для детей 5—6 лет. Е. В. Колесникова Москва. ТЦ Сфера 2014г.
9.Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.
10. Колесникова Е.В . Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.
11. Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2013. – 32 с.
12. Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 6-7 лет. –
М.: Ювента, 2013. – 22 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
Дополнительная общеобразовательная программа "Веселая математика"
На дополнительных занятиях дети в игровой форме изучали состав числа,знакомились с понятиями длина,объем,площадь. Решали логические ребусы,составляли фигуры "Танграм"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
Кружковая программа по математике...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Увлекательная математика"
Дополнительная общеобразовательная программа «Увлекательная математика» является авторской. Направленность программы - естественнонаучная. Занимательный математический мат...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...