Отчёт по реализации проекта "Развитие математических способностей через игровую деятельность"
проект по математике (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Формирование системы математических знаний и умений в соответствии с психологическими особенностями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_realizatsii_proekta_2021.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

ОТЧЁТ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

группы ЗПР»

образовательная область

«познавательное развитие»

возраст 5-6 лет, дети ЗПР

                                                   Разработала:

                                                              Воспитатель: Ковалева М.Д.

   

Тейково

2021

  Одним из направлений развития ребенка-дошкольника является познавательное

   развитие.   Зная о том, что игра является основным видом деятельности

   дошкольников, мы использовать дидактические игры в развитии познавательных

   способностей детей.

      Для развития математических представлений через математические игры

   мы создали в группе предметно-игровую развивающую среду и активно

   взаимодействовали с родителями воспитанников.

  Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно - развивающей среды и непосредственно дидактических игр. При создании среды придерживались принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм у нас в группе есть игры и игровые материалы.  Например, для развития и закрепления у детей представлений о сенсорных эталонах, есть логические блоки Дьенеша. Своими руками, были сделаны игры «Разноцветные цветы», «Спрячь мишку в домик», «Воздушные шарики» - на закрепление цвета, «Три медведя» - на закрепление величины предмета, «Пазлы» - развитие умения составлять целое из частей, «Цвета», - закрепление знаний о цвете.  

       После того, как дети овладевали игровым правилом и игровым действиями, выставляла игры для совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности детей. 

        В группе мы разместила и разнообразный занимательный материал.  Игры расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Игровой материал меняется в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.

        Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность, вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Используем как настольные игры, так и подвижные.  Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.

        Играя с детьми в дидактические игры, отметила их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, при использовании дидактические игры «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Спрячь мишку» для закрепления представлений о цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков. В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учили детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь. В играх с пирамидками, закрепляем у детей представления о цвете, форме, величине и размере предмета. В процессе игр у детей возникало желание узнать, как правильно выполнять задание, а затем и выполнить его.  Рассказывая детям правила игры и способ действия, учила их играть. В некоторых случаях приходилось показывать способ действия. Он содержал в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило.  Например, играя с детьми в игру «Собери пирамидку», выбирала колечко за колечком, надевала его на стержень, давала детям наглядный образец игрового действия. Затем обращала внимание детей, какая ровная и красивая пирамидка. Это потому, что мы собрали ее правильно. Играя в игру «Найди свой домик», «Цветные цветы» закрепляем с детьми умение различать цвет, форму. Формируем представления о символическом изображении предметов.  Эти игра очень нравятся детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.  

      Дидактическая игра «Пазлы» позволяла формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорила детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.

     В дидактической игре «Украсим елочку» дети учились подбирать предметы, обозначающие цвет, по слову. Я рассказывала детям о том, что скоро праздник Новый год.  Все будут наряжать елки.  Елка будет и у нас в группе, но не настоящая, а игрушечная. Мы ее сами нарядим, но есть одно условие: шар будете вешать того цвета, который я назову. Дети наряжают елку сначала разноцветными шарами, а затем и разноцветными игрушками.

В данной игре развиваются не только познавательные, но и речевые способности детей: дети называют игрушку, которую берут и ее цвет. Или же после того, как елка украшена, дети перечисляют, какого цвета игрушки на елке. Дети самостоятельно выполняют задание, но в случае затруднения, обращаю внимание на шар такого же цвета: Найди игрушку такого же цвета, как этот шар».

      Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, величине, толщине использовали логические блоки Дьенеша.  Сначала дали детям их для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняли, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Затем, осваивая качества логических блоков, дети играли с ними как с конструктором, называя одно из свойств предмета.  

       Когда дети научились находить предметы по одному свойству, задания стали усложнять: учились различать и находить предметы по форме, цвету и величине. Сначала зрительно, а затем и на ощупь (игры «Найди такой же» и «Чудесный мешочек»).  Следующие игры были сложнее предыдущих, например, «Выложи дорожку с условием, чтобы фигуры не повторялись по форме или цвету», «Подари Хрюше все красные фигуры, а Степашке – все не красные». В работе с блоками использовала карточки-схемы, символы.

       Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша, способствуют активизации мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности.

      Заканчивая игру, мы стараемся вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Например, говорим: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываются варианты знакомых детям игр и создаются новые, полезные и увлекательные.

     Игры мы подбираем в порядке усложнения заданий - от простого к сложному.

      На первом этапе использовали игры, где закрепляются представления о цвете предмета, о его форме. Дети знакомились с сенсорными эталонами, учились подбирать предметы по цвету, обследовали форму предмета зрительно, затем на ощупь, учились сопоставлять форму предмета с геометрическими образами. Играя в такие игры, как «Подбери по цвету», «Спрячь мишку», «Воздушные шарики», закрепляли с детьми   цвет предмета. Эти игры помогали формировать у детей цветовые представления. Дети учились соотносить цвета разнородных предметов. Игры «Чудесный мешочек», «Найди предмет по форме» помогали закреплять знания детей о форме предмета, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

      На втором этапе игры, знакомящие детей с новым качеством – величиной. Дети учились определять величину предмета различными способами. В данную группу вошли игры «Сбор фруктов», «Три медведя».  Они позволяли развивать у детей глазомер при выборе предмета определенной величины.

      На третьем этапе игры на ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы», «Наш дом» позволяли учить детей ориентироваться в пространстве, развивали у них образное мышление.

На четвертом этапе планируются игры на развитие психических процессов: внимания, воображения, например, «Что лишнее», «Найди ошибки», «Найди отличия». Цель данных игр: развивать внимание, воображение.

     Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, развития логико-математических навыков, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

   

       Непосредственно образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений провожу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей моей группы. Определяя объем знаний, опираюсь на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей, и избежать их пассивности в ходе образовательной деятельности.

     Организуя дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной детской деятельности, закрепляем, углубляем, расширяем представления детей, одновременно решая обучающие и игровые задачи.

     Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Поэтому родители являются моими помощниками. В уголке для родителей были размещены консультации «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игр с математическим содержание», «Знакомство с геометрическими фигурами в группе ЗПР», «Развитие логического мышления у детей группы ЗПР через дидактические игры»

 Для ознакомления родителей с нашей работой проводим ознакомительные беседы.

 Результативность.

    Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр дала свои результаты. Дети с удовольствием играют с играми самостоятельно и совместно с воспитателем. Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру, толщине); умеют различать предметы по размеру: длине, ширине, высоте; учатся обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам; в процессе игры дети стремятся последовательно выполнять 2-3 шага игрового действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию "Развитие математических способностей через игровую деятельность"

"Развитие математических способностей через игровую деятельность"план работы по самообразованию на 2012 - 2013г.г....

план по теме самообразования «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г.

план по теме самообразования  «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г....

Проект «Развитие математических способностей через игровую деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Развитие математических способностей через игровую деятельность

в презентации представлен проект "Веселые математики"...

Дневник самообразования учителя-дефектолога. «Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО у детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)»

ДНЕВНИК САМООБРАЗОВАНИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГАПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7ЛЕТ) с умственной отсталостью«Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС...

Опыт работы "Развитие математических способностей через игровую деятельность»

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математ...

Проект "Развитие математических способностей через игровую деятельность с детьми ЗПР"

Развитие математических способностей через игровую деятельность....