студийная работа
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Щеглова Елена Сергеевна

студия средняя группа математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл studiya_matematika_sr.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:


hello_html_m7dc9f6bd.gif

Воспитатель: Щеглова Е.С.

Срок освоения: 1 год

2019-2020г

Паспорт программы.

Название программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика».

Вид:

Адаптированная.

Направление программы:

Познавательная.

Цель программы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи программы:

  • 1.Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • 2.Развитие математических способностей и склонностей;
  • 3.Качественная подготовка ребенка к школе;
  • 4.Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

Возраст детей, на которых рассчитана программа:

4 – 5 лет.

Срок реализации:

1 год.

Основные блоки:

  1. «Количество и счет».
  2. «Ознакомление с геометрическими фигурами».
  3. «Определение величины».
  4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

«Решение  логических задач».

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Разделы рабочей программы:

1. «Количество и счет»

  • Цель: развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»

  • Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3. «Определение величины»

  • Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

  • Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

5. «Решение  логических задач»

  • Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач.

Методическое обеспечение.

Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;

• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются

  • проблемно-развивающее обучение;
  • адаптированное обучение;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- эвристическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа.

Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

Используемые  пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

Список детей

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка

во времени, пространстве,

на плоскости»

«Решение  логических задач»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:

4 балла – высокий уровень

3 балла – средний уровень

2 балла – низкий уровень

1 балл – низший уровень

По окончанию проведения кружковой работы дети должны знать:

Знать:

Нестандартные методы решения различных математических задач;

Логические приемы, применяемые при решении задач;

Историю развития математической науки.

Иметь представление:

О форме предметов(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

О цветах( красный, зелёный, синий, жёлтый, коричневый, белый, чёрный).

Уметь:

Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

Систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

Применять нестандартные методы при решении программных задач.

Неделя

Тема

содержание

сентябрь

1

1«Волшебная страна - 2математика»

3«Знакомство с цифрами»

4«Геометрические фигуры»

5«Счёты»

1Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9.

2 Познакомить с цифрой 0.

3Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

4Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение.

5 Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

1«Волшебные фигуры»

«На что похоже?»

2«Волшебные превращения

геометрических фигур

1Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур

2(сгибание, разрезание, вырезание)»

Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

октябрь

1

1«Кошкин дом»

2«Деление целого

на части»

« Волшебные пазлы»

1 Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

2 Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.

3

1«Осенний урожай»

2«Порядковый

счёт»

«Что такое «порядок»?»

1 Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.

2 Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

ноябрь

1

1«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

2«Какой? Сколько?»

1 Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

2 Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

3

1«По порядку рассчитайся!»

2«Ориентирование

на плоскости

(на листе бумаги)

«Ориентирование на листе»

1 Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

2 Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

декабрь

1

1«Аппликация на листе»

2«Лесенка»

1 Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.

2 Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

3

1«Рисование фигур по точкам»

2«Ориентирование

в пространстве»

«Левая и правая рука»

1 Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

2 Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

январь

1

1«Близко – далеко.

Ох, ориентироваться

как нелегко»

2«Ориентирование

во времени»

«Сутки. Часы. Минутки»

1 Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

2 Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

3

1«Дни недели»

2«12 месяцев»

1 Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

2 Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь

февраль

1

1«Время года. Сезоны»

2«Измерительные

приборы: линейка,

весы, часы»»

«Знакомство с часами»

1 Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.

2 Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

3

1«Весы. Их использование»

2«Какие бывают линейки»

1 Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

2 Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.

март

1

1«Рисуем по линейке»

2«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

1 Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку

2 Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

3

1«Пишем цифры: 4,5,6»

2«Логические задачки»

«Задачи на смекалку»

1 Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

2 Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

апрель

1

1«Пишем цифры: 7,8,9»

2«Расставь числа по порядку»

1 Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

2 Развивать умение расставлять числа по порядку.

3

1

1

май

1

1«Деньги. Их значение»

1 Познакомить детей с деньгами, их назначением

3

1повторение

1повторение

Тематическое планирование.

Темы

Содержание

Цели

Месяц

1

«Волшебная страна - математика»

«Знакомство с цифрами»

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.

Сентябрь

«Геометрические фигуры»

Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

«Счёты»

Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

2

«Волшебные фигуры»

«На что похоже?»

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

«Волшебные превращения

геометрических фигур

(сгибание, разрезание, вырезание)»

Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

Октябрь

«Кошкин дом»

Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

3

«Деление целого

на части»

« Волшебные пазлы»

Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.

«Осенний урожай»

Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.

4

«Порядковый

счёт»

«Что такое «порядок»?»

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

Ноябрь

«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

«Какой? Сколько?»

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

«По порядку рассчитайся!»

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

5

«Ориентирование

на плоскости

(на листе бумаги)

«Ориентирование на листе»

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Декабрь

«Аппликация на листе»

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.

«Лесенка»

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

«Рисование фигур по точкам»

Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

6

«Ориентирование

в пространстве»

«Левая и правая рука»

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

Январь

«Близко – далеко.

Ох, ориентироваться

как нелегко»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

7

«Ориентирование

во времени»

«Сутки. Часы. Минутки»

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

«Дни недели»

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

«12 месяцев»

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

Февраль

«Время года. Сезоны»

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.

8

«Измерительные

приборы: линейка,

весы, часы»»

«Знакомство с часами»

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

«Весы. Их использование»

Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

«Какие бывают линейки»

Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.

Март

«Рисуем по линейке»

Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

9

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

«Пишем цифры: 4,5,6»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

«Пишем цифры: 7,8,9»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

Апрель

«Расставь числа по порядку»

Развивать умение расставлять числа по порядку.

«Логические задачки»

«Задачи на смекалку»

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

Май

«Волшебные монетки»

«Деньги. Их значение»

Познакомить детей с деньгами, их назначением

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
  2. «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
  3. «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/.

Список детей,

посещающих кружок « Занимательная математика».

Фамилия, имя ребёнка.

Дата рождения.

Домашний адрес.

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

5._____________________________________________________________

6._____________________________________________________________

7._____________________________________________________________

8._____________________________________________________________

9._____________________________________________________________

10.____________________________________________________________

11.____________________________________________________________

12.____________________________________________________________

Итого: 12 детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Студийная работа по СТЕП - АЭРОБИКЕ

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее  развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание  ...

проектОрганизация кружковой и студийной работы ДОУ в рамках части ООПДО, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с ФГОС

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, созданию  единого образовательного пространства, в котором коллективы разных учреждени...

План студийной работы. " Развитие математических способностей у детей" - подготовительная группа

В план включены игровые упражнения с детьми старшего дошкольного возраста на развитие логического мышления, внимания и конечно развитие разговорной речи......

Студийная работа "Ловкие пальчики"

Студийная работа "Ловкие пальчики" с детьми старшей группы по аппликации...

Календарно-тематическое планирование студийной работы. Интегрирация в ДОУ конструирования на базе игр В.В.Воскобовича и дискуссионного клуба в старшей возрастной группе

Предлагаются краткая схема и примеры проведения творческо-дискуссионной встречи кружка "Интегрированное конструирование на базе игр В.В. Воскобовича". Темы: "Любовь", "З...

Календарно-тематическое планирование студийной работы по ознакомлению детей 5-7 лет с куклой

Календарно-тематическое планирование студийной работы по ознакомлению детей с лоскутной славянской куклой. На базе полученных знаний о технологии изготовления народных тряпичных кукол у детей появляет...

Студийная работа по лепке из соленого теста с детьми 4-5 лет

Календарно-тематическое планирование студийной работы по лепке из соленого теста с детьми средней группы....