Календарно-тематическое планирование студийной работы. Интегрирация в ДОУ конструирования на базе игр В.В.Воскобовича и дискуссионного клуба в старшей возрастной группе
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Алахвердиева Елена Михайловна

 

Предлагаются краткая схема и примеры проведения творческо-дискуссионной встречи кружка "Интегрированное конструирование на базе игр В.В. Воскобовича". Темы: "Любовь", "Зависть".

Подобрана примерная тематика творческо-дискссионных встреч на девять учебных месяцев для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Парциальная программа

студии инновационной образовательной модели:

«Детский сад – игропарк»

«Интегрированное конструирование на базе игр В.В. Воскобовича»

в группе старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Дискуссионный клуб:

«Творческие посиделки»

Алахвердиева Елена Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 138»,

г. Воронеж

Содержание

  • Пояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,……………………………..,,,,,,,стр.3
  • Условия, созданные взрослыми в групповой комнате для студийной работы…………………………………….………...……….стр.6
  • Схема проведения совместной деятельности…………………….…………….………….…стр.7
  • 1 Пример проведения творческо-дискуссионной встречи студии «Интегрированное конструирование на базе игр В.В. Воскобовича»………………………………………………..стр. 9
  • 2 Пример проведения творческой встречи студии «Интегрированное конструирование на базе игр В.В. Воскобовича» с элементами сказкотворчества……………………….………..………….стр.11
  • Примерная тематика творческо-дискуссионных встреч студии «Интегрированное конструирование на базе игр В.В.Воскобовича» или «Творческие посиделки»……………………...……………………......….стр.13
  • Источники…………………….……………………………..стр.15

 

Пояснительная записка

Программа  «Интегрированное конструирование на базе игр В.В. Воскобовича»  охватывает образовательную область: «Художественно-эстетическое развитие». Однако в процессе деятельности взрослого и детей происходит интеграция со всеми структурными единицами, представляющие определённые направления развития и образования детей. Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие косвенно затрагиваются на каждой встрече детей в момент студийной деятельности в группе.

На базе игр и конструкторов В.В. Воскобовича дети имеют возможность реализовать свои потребности в творческой деятельности, развиваться в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями. 

Через игры и конструкторы В.В. Воскобовича дети опосредованно знакомятся с разными видами искусства, познают окружающий мир, изучают элементы фольклора. На студийных встречах дети  получают опыт сопереживания к персонажам художественных произведений. В студии приветствуется самостоятельность каждого ребёнка. Ребёнок вправе выбрать любой конструктор В.В. Воскобовича, имеет возможность дополнить свою художественную конструкцию любым другим конструктором (Кюизинера, Дьенеша, Лего и т.д.), а также  материалом по желанию (бросовый, природный). Каждый ребёнок может использовать те технологии по конструированию, какие он сам создаст или самостоятельно найдёт в разных источниках (интернет, друзья, консультация педагога, технологические таблицы и т.д.). Например, ребёнок может традиционно конструктор выкладывать на столе, ковролине, на полу, или обводить детали карандашом, затем раскрашивать красками, и таким образом у него получится трафаретное рисование на злободневную тему. Обведённые и раскрашенные детали можно вырезать и использовать в работе с природным материалом. Эти детальки будут служить, например крыльями бабочки, лепестками цветка, юбочкой, ушками зверька, хвостом и крыльями птицы. Деталями игры В.В. Воскобовича, вырезанными из цветного картона хорошо дополнять лепку из солёного теста, создавать мозаику с использованием цветного пластилина. Пластилин используется, как разграничитель. С такими деталями дети с удовольствием играют, как с пазлами, выкладывают цветные картины-фантазии. При желании вместе с детьми можно создать на базе геометрических фигур конструкторов В.В. Воскобовича штампики из картона и поролона.

Реализация инновационной образовательной модели «Детский сад - игропарк» успешно проводится через работу студии-клуба с дискуссионно-художественной направленностью по нескольким направлениям, обусловленным составом участников:

1. Дети и педагог дополнительного образования;

2. Дети, педагог, воспитатели;

3. Дети, педагог или воспитатели, родители;

4. Дети, педагог, студенты;

5. Дети и студенты;

6. Дети и дети;

7. Студенты и студенты.

Наивысший уровень подготовленности детского коллектива к дискуссионной деятельности – это когда дети сами находят тему разговора, продумывают ход продуктивной деятельности, реализуют ее, обсуждают конечный результат и по возможности находят место применения поделки (подарок, украшение групповой комнаты, для игр и т.д.). На начальном этапе педагог рад, что дети не стесняются и отвечают на поставленные вопросы и вообще как то задумываются о, предлагаемой взрослым темой. Расслабиться, набраться уверенности, реализовать свои впечатления от беседы, детям помогают игры В.В. Воскобовича. Разнообразие деталей чудо-конструкторов, персонажей фиолетового леса, трафаретов и других игр способно удовлетворить любой художественный запрос детей и взрослых. А внедрение в творческий процесс дополнительных материалов развивает в детях креативность, логику и образность мышления, что не может не произвести положительный эффект в развитии каждого ребенка. Постоянная практика интегрированного конструирования с детьми на базе игр. В.В. Воскобовича интересна, не только детям и воспитателям детского сада, но и студентам.

Наш детский сад является полигоном для получения студентами инновационного опыта работы с детьми. Мы сотрудничаем с педагогическим колледжем, что благотворно сказывается на уровне педагогической компетентности воспитателей и педагогов ДОУ. Студенты колледжа к теоретическим знаниям получают бесценный опыт, применения полученных знаний на деле с детьми. Вектор работы со студентами проходит через незаменимые игры В.В. Воскобовича. Тему сказок «Фиолетового леса» и его обитателей, с их играми и переживаниями, студенты глубоко осмысливают и используют в дипломных работах. Возможно, студенты, поучаствовав в дискуссионных клубах с интегрированным конструированием на базе игр В.В. Воскобовича, заинтересуются и напишут новую дипломную работу. А когда пойдут работать в какой-нибудь детский сад, то с собой принесут идеи и возможности игр В.В. Воскобовича. И ещё не одно поколение малышей будут создавать шедевры, придумывать сказки, решать проблемные задачи, развиваться интеллектуально и морально и все благодаря играм В.В. Воскобовича.

Условия, созданные взрослыми в групповой комнате для студийной работы:

  • Ковёр, подушки для дискуссионных посиделок;
  • Конструкторы, игры В.В. Воскобовича;
  • Конструкторы «Кюзинера», «Дьенеша», «Сложи узор», строительные наборы, кубики, «Лего» и т.д.;
  • маленькие силуэтные и объёмные изображения сказочных персонажей «Фиолетового леса», народных сказок, животных, насекомых, людей и т.д.;
  • Мелкие, разных форм упаковочные коробки;
  • Цветной картон;
  • Ножницы, кисти, клей, краски, мелки, простые и цветные карандаши, бумага разных форматов для черчения и рисования;
  • Природный материал;
  • Предметы, принесённые детьми, специально для творчества и игры в рамках кружковой работы и не только.

Схема проведения совместной деятельности:

  • 1. Дискуссия на злободневную тему. Педагог может принести запланированную тему и использовать ее в кружковой деятельности. Но, возможно поддержать и развить тему предложенную детьми. Строя дискуссию, педагог задаёт много проблемных вопросов, подталкивает  инициативу детей к рассказыванию историй из жизни, литературы, мультфильмов и т.д. и самим формулировать вопросы к педагогу и к согруппникам;

ИЛИ

2. Сочинительство на тему дня, счастливый или печальный случай дня, приключения любимых героев и т.д.;

  • Подбор исполнителей (1 ребёнок, микрогруппа, вся группа)
  • Момент выбора сюжета для визуализации темы;
  • Проектирование исполнения продукта деятельности, распределение ролей;
  • Создание поделок.

Педагог, в зависимости от ситуации:

  • творит совместно с детьми,
  • помогает, просящим, о помощи,
  • даёт возможность проявить детям творческую самостоятельность,
  • дети по своему уразумению и без помощи взрослого создают продукт от начала и до конца, раскрывают тему самостоятельно;
  • Обсуждение готовой продукции. Выводы детей о дискуссионной теме;
  • Обыгрывание поделок, украшение группы, дар и т.д.

Занимаясь деятельностью в студии «Интегрированное конструирование на базе игр В.В. Воскобовича» педагог развивает в детях конструктивное мышление, творческую активность, воображение, усидчивость, умение планировать собственные действия и действия в коллективе. Дети усваивают нормы и моральные и нравственные ценности, принятые в обществе. В беседах и дискуссиях у детей формируют основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Особое внимание уделяется на развитие связной речи. В момент дискуссий и сочинительства у детей происходит развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.

Дети, дискутируя и занимаясь продуктивной деятельностью под руководством педагога и на базе игр и конструкторов В.В. Воскобовича удовлетворяют любознательность, развивают разносторонние интересы, формируют познавательные действия, первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, узнают о малой родине и Отечестве и т.д.

Дети в студии «Интегрированное конструирование на базе игр В.В.Воскобовича» развивают координацию движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. В беседах, дискуссиях, сочинительстве сказок и историй педагог помогает детям принять установки ценности здорового образа жизни и закрепить их в продуктивной деятельности с конструкторами В.В. Воскобовича.

1. Пример проведения творческо-дискуссионной встречи студии «Интегрированное конструирование на базе игр В.В.Воскобовича».

Тема: «Любовь»

Дети и педагог сидят на ковре.

Примерные вопросы для организации диалога:

- Что такое любовь?

- Зачем нужна любовь?

- Любовь – это хорошо или плохо?

- Любовь – это хорошо! Почему?

- Когда любовь может быть плохой?

- Вы хотите, чтобы вас любили?

- Что вы делаете для этого?

- А вы, сами кого то любите?

- Как вы проявляете вашу любовь?

- Какие хорошие слова вы хотите сказать любимому человеку?

- Тему любви ни один художник не обходил стороной. Очень много создано произведений искусства, посвящённых любви (можно показать несколько репродукций картин знаменитых художников, скульптур, мозаики, ковры, вышивки и т.д.). Каждый художник выбирает материал по душе, чтобы изобразить то, что его волнует больше всего. У нас есть игры и конструкторы дяди Славы Воскобовича и много других разных конструкторов, благодаря которым, мы можем изобразить свою любовь. Предлагаю выбрать материал для творчества.

Дети расходятся по группе, берут все, что необходимо и устраиваются создавать свои шедевры там, где они сочтут удобным. Дети самоорганизуются в минигруппы, или решают остаться в продуктивном одиночестве. Дети творят, общаются. Затем дети заканчивают выкладывать «Любовь» и начинают делиться своими впечатлениями от своей работы, оценивают чужие поделки. Приветствуется, если дети вспомнят и расскажут случаи из жизни на тему «Любви».

Создать детям условия для эмоционального общения, возможных игр.

Встреча должна закончиться естественным образом, без принуждения со стороны взрослого.

Любовь – это папа, мама и я. Наши сердца бьются вместе.

Любовь – это когда мама птичка кормит своего птенчика.

Любовь – это когда папа целует маму и дарит подарки.

2. Пример проведения творческой встречи студии «Интегрированное конструирование на базе игр В.В. Воскобовича» с элементами сказкотворчества.

Тема: «Зависть»

Дети и педагог стоят у ковролина.

Примерные вопросы вступительной беседы  с последующим сочинением сказки:

- Что такое зависть?

- Вы испытывали зависть к кому ни будь?

- Как чувствовали себя, когда вы завидовали?

- А вам завидовали?

- Какие у вас были ощущения, когда именно вам завидовали?

О зависти сочинено много литературных произведений, сказок, рассказано правдивых историй, создано великое множество фильмов.

Вспомните «сказку про Алёнушку и братца Иванушку». Там Баба Яга позавидовала красоте Алёнушки и погубила ее. Сказка про Русалочку! В этой сказке, Баба Яга позавидовала  ее прекрасному голосу. «Крошечка Ховрошечка», «Два жадных медвежонка» и другие сказки рассказывают нам о завистливых героях и как они в результате пострадали от собственной зависти. 

Дети занимают места за столами.

Выложить на ковролин 2 элемента из любого конструктора В.В. Воскобовича.

- Вот два героя нашей будущей сказки о зависти.

- Кто они?

Попробуйте их изобразить из элементов конструкторов В.В. Воскобовича.

- Что с ними случилось в тот момент, когда один герой позавидовал другому?

- Как развивались сказочные события в судьбе завистника?

- Какой стала жизнь у пострадавшего?

- Изобразите нового героя сказки. Что он сделал такого, чтобы спасти ситуацию?

- Какие выводы вы хотите сделать?

На столах из элементов конструкторов В.В. Воскобовича детьми выложены иллюстрации к только, что сочинённой сказки. Обратить внимание детей, что каждый ребёнок представил и изобразил героев по своему. И это очень хорошо! Наверняка многие дети придумали, совсем другую сказку про зависть. Предложить  детям по желанию рассказать свои истории, дополнить деталями картины, выложенные из элементов конструкторов и игр В.В. Воскобовича.

Диалог из сказки:

- Везет тебе, Коротышка, у тебя есть баран! Он у тебя пушистый и с ним ты можешь играть!

- Это тебе повезло, Длинный, у тебя есть машина! Ты можешь путешествовать!

И каждый друг другу пожелал, чтобы баран и машина пропали.

«Была у Лисички избушка ледяная, а у Зайчика лубяная…»

Отрывок сказки:

«…И позавидовал толстый человечек худому:

- Тебе хорошо, Худышка, ты стройный!

А худой человечек невесело ухмыльнулся:

- Да, я красивый!

Загрустил толстый человечек, что ему ни за что на свете не стать стройным. Толстяк любил вкусно покушать.

Заплакал худой:

- Везучий ты человек, Толстяк, ты всегда сытый и весёлый!»

Примерная тематика творческо-дискуссионных встреч студии «Интегрированное конструирование на базе игр В.В.Воскобовича» или «Творческие посиделки»

Сентябрь

«Непослушный щенок на дороге»

Сказкотворчество и иллюстрирование

«Воронеж – колыбель российского флота»

«Осенний Натюрморт»

«Кем быть?»

(профессии)

Октябрь

«Любовь»

«Осень в Фиолетовом лесу»

Сказкотворчество и иллюстрирование

«Сказание о богатырях русских»

«Родной Воронеж»

Ноябрь

«Осеннее очарование»

«Путешествие за три моря»

«Любимые сказки»

Сказкотворчество и иллюстрирование

«Я и моя 7 я»

Декабрь

«Зима пришла

Снег и вьюгу принесла»

Сказкотворчество и иллюстрирование

«Обман»

«Зимние гуляния»

«Новогодний переполох»

Январь

«Новогодние чудеса» Сказкотворчество и иллюстрирование

«В гостях у Снежной королевы»

«Зависть»

«День освобождения Воронежа от фашистских захватчиков»

Февраль

«Лесное радио»

Сказкотворчество и иллюстрирование

«Театр – это жизнь!»

«Боевая техника»

«Жадность»

Март

«Кошки».

Сказкотворчество и иллюстрирование

«Мама моя и мама моей мамы»

«Жалость»

«Басни Крылова»

Апрель

«Шутка – это смешно?»

«Приключения веселых человечков»

Сказкотворчество и иллюстрирование

«Птицы»

«Архитектура Воронежа»

Май

«Героизм»

«Парад»

«Майские цветы»

Сказкотворчество и иллюстрирование

«Скоро лето!»

Источники

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

Рецензия от 26 июня 2019 г. ФГБОУ ВО МГППУ

  1. Библиотека РИВ
  • Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-тыворческого развития детей 3-7 лет. (методическое пособие). Воскобович В.В., Харько Т.Г.
  • Тайна ворона метра или сказка об удивительных приключениях превращениях квадрата. Воскобович В.В.;
  • Малыш Гео ворон Метр и я дядя Слава или сказка об удивительном геокнте.  Воскобович В.В.;;
  • Методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Мини Ларчик. Воскобович В.В. ;
  • Двухцветный квадрат Воскобовича. Схемы сложения. Воскобович В.В.;
  • Нетающие льдинки озера айс или сказка о прозрачном квадрате. Воскобович В.В.;
  • Игрговой калейдоском 1. Детям 3-8 лет. Воскобович В.В.;
  • Формирование графо-моторных умений у детей с помощью трафаретов В.В. Воскобовича. С.В. Мамаев.
  • Умные игры в добрых сказках: дополнительная общеразвивающая программа. Макушкина С.В.
  • Экологические сказки Фиолетового леса В.Н. Адлер, О.Н.Черисова
  • Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности. (Белова Т.В.,
  • Книга "Развивающие игры В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"1
  • Развивалка.ру. Дополнительная общеразвивающая программа. (Панфилова Э.Н.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование в старшей возрастной группе в летний оздоровительный период

День недели, дата   Режим Реализуемые образовательные областиСовместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельностиОрганизация ППР...

Календарно- тематическое планирование в старшей возрастной группе по теме "Наша Родина- большая необъятная страна"

День недели, дата   Режим Реализуемые образовательные областиСовместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельностиОрганизация ППР...

Календарно- тематическое планирование в старшей возрастной группе в летний оздоровительный период

День недели, дата   Режим Реализуемые образовательные областиСовместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельностиОрганизация ППР...

Календарно- тематическое планирование в старшей возрастной группе в летний оздоровительный период

День недели, дата   Режим Реализуемые образовательные областиСовместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельностиОрганизация ППР...

Календарно- тематическое планирование в старшей возрастной группе в летний оздоровительный период

День недели, дата   Режим Реализуемые образовательные областиСовместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельностиОрганизация ППР...

Календарно- тематическое планирование в старшей возрастной группе в летний оздоровительный период

День недели, дата   Режим Реализуемые образовательные областиСовместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельностиОрганизация ППР...

Календарно-тематическое планирование студийной работы по ознакомлению детей 5-7 лет с куклой

Календарно-тематическое планирование студийной работы по ознакомлению детей с лоскутной славянской куклой. На базе полученных знаний о технологии изготовления народных тряпичных кукол у детей появляет...