Студийная работа по СТЕП - АЭРОБИКЕ
методическая разработка по теме

Теленга Анна Анатольевна

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее  развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание  максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка. Представление дополнительных образовательных услуг является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. Дополнительные образовательные услуги физкультурно – оздоровительного направления не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на воспитательно – образовательном процессе в целом.  Для разработки программы  по дополнительному образованию физкультурно – оздоровительной направленности «Степ - аэробика» послужила заинтересованность родителей при показе упражнений степ – аэробики на родительском собрании. Кроме этого, было проведено анкетирование родителей по вопросам дополнительных услуг в МКДОУ « Улыбка» , которое выявило потребность родителей в укреплении здоровья детей через степ – аэробику (60% опрошенных родителей)

Реализация программы  по Степ – аэробике проходит через кружок «жемчужина», который официально утвержден в сетке занятий МКДОУ.

 Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз  по специальной доске (платформе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon studiyna_rabota_po_step_-aerobike.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы студии

по Степ - аэробике

 

(спортивно – оздоровительное направление)

для детей 3 – 4 года

                                                                   воспитатель: Теленга А.А.

ЗАТО  Солнечный  2013г

                                                

Содержание

  1. Пояснительная записка, актуальность ………….……….………………1
  2. Цель………………………………………..…….…………………………3
  3. Задачи…………………………………..………………….……………….3
  4. Новизна ……………………………..…………………….……………….4
  5. Список детей………..………………………….………………………….4
  6. Режим занятий…………………………………………………………….5
  7. График учебного времени……………………………………………..…5
  8. Характеристика разделов программы…………………………….……..6
  9. Ожидаемый результат……………………………………………….….7-8
  10. Техника безопасности………………………….………………….….…..9
  11. Структура занятия…………………………………………………….….10
  12. Форма, содержание занятий……………………………..………………11
  13. Структура занятий………………………………………………………..12
  14. Мониторинг усвоения программного материала……………………….13
  15. Литература………………………………………………………………...14

                                                        

                                                       Пояснительная записка

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее  развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание  максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка. Представление дополнительных образовательных услуг является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. Дополнительные образовательные услуги физкультурно – оздоровительного направления не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

В настоящее время детские сады посещает много детей с ослабленным здоровьем, часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистые, нарушение осанки и плоскостопие. Все это заставляет педагогов быть в постоянном поиске новых современных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Этому способствуют занятия со степ доской, т.к. упражнения на ней формируют у дошкольников осанку, укрепляют и развивают сердечно – сосудистую, дыхательную и костно – мышечную системы. Область применения степа довольно широка – это и индивидуальная работа, и самостоятельная двигательная деятельность, и занятия по физической культуре.

Для разработки программы  по дополнительному образованию физкультурно – оздоровительной направленности «Степ - аэробика» послужила заинтересованность родителей при показе упражнений степ – аэробики на родительском собрании. Кроме этого, было проведено анкетирование родителей по вопросам дополнительных услуг в МКДОУ « Улыбка» , которое выявило потребность родителей в укреплении здоровья детей через степ – аэробику (60% опрошенных родителей)

Реализация программы  по Степ – аэробике проходит через кружок «жемчужина», который официально утвержден в сетке занятий МКДОУ.

 Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз  по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в МКДОУ высота степ – доски постоянна. Степ – аэробика  

развивает подвижность в суставах, формирует свод с топы, тренирует равновесие.

 

                                                                 1

Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения этих упражнений должна составлять не менее 10—15 минут. Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными и насыщенными придумали индивидуальный снаряд — степ доску.

Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая, обтянутая мягким дерматином. Снаряд очень  полезен в работе с детьми.

Первый плюс — это огромный интерес ребятишек к занятиям степ - аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.

Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.

Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.

Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект.

                                                        2                                                

Цель: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами оздоровительно-спортивной степ – аэробики.

Задачи:

  1. Гармоническое развитие всех  звеньев опорно-двигательного аппарата,  формирование правильной осанки.
  2. Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей.
  3. Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Воспитание смелости, доброжелательности, выдержки.

                                                        3

Новизна:

Разработана обоснованная эффективная методика работы с дошкольниками на степ – доске для развития чувства ритма, координационных способностей, физических качеств.

Возраст детей:   3-4  года

Список детей

  1. Алексеев Захар.                                        15. Мурашкин Егор.
  2. Быков Макар.                                        16. Оглоблина Настя.
  3. Васильев Никита.                                        17. Ошкина Даша.
  4. Есин Миша.                                        18. Павшок Егор.
  5. Загородников Петя.                                19. Русина Алиса.
  6. Капустина Лиза.                                        20. Сафошкина Ангелина.
  7. Кожура Арина.                                        21. Селезнёва Даша.
  8. Кравцова Даша.                                        22. Сергеева Полина.
  9. Лаврентьев Дима.                                        23. Сивакова Оля.
  10. Леонов Тимур.                                        24. Спиридонов Андрей.
  11. Леонов Лёша.                                        25. Титовская Ксюша.
  12. Мельничук Лена.                                        26. Толокин Лёша.
  13. Морозова Алёна.                                        27. Тулин Семён.
  14. Морозов Влад.                                        28. Фёдорова Полина.

                                                        4

Режим занятий:    1 раз в неделю.

График учебного времени

группа

прод-ть

период-ть в неделе

Количество часов в неделю

количество часов в год

2 младшая а

15 мин.

1

15 мин.

15х30=12ч. 30мин.

2 младшая б

15 мин.

1

15 мин.

15х30=12ч. 30мин.

Срок реализации: 1 года

  • Первый год –  вторая младшая группа.

5

Характеристика разделов программы

 по степ – аэробике.

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма, двигательных способностей занимающихся, умения правильно выполнять движения под музыку, согласно ее характеру, темпу, ритму. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.

Раздел «Строевые упражнения» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе. В раздел входят построения, перестроения, повороты, передвижения, бег.

Раздел «Танцевальные шаги» направлен на формирование у занимающихся танцевальных движений. В раздел входят танцевальные шаги, ритмические движения,  музыкально – ритмические композиции, образно – подражательные движения, танцевальные этюды.

Раздел «Акробатические упражнения» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости.  Здесь используются упражнения, элементы гимнастических упражнений, стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.  Использование данных упражнений дают ребенку возможность вволю покричать, погримасничать, свободно выразить свои эмоции.

Раздел «Дыхательная гимнастика» в программе служит для расслабления мышц, на восстановление организма, дыхания после нагрузки. В раздел входят упражнения дыхательной гимнастики

Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления

                                                        6

                                               Ожидаемый результат:  

  1. У детей сформирована правильная осанка;
  2. Развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;  
  3. Наблюдается снижение заболеваемости детей, посещающих кружок;
  4. Сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой;
  5. Сформирован интерес к собственным достижениям;
  6. Сформирована мотивация здорового образа жизни.

Упражнения на степ доске, совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, развивают координационные способности у детей, вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.

Музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма гимнастические упражнения сочетаются с  дыхательными.

Применение разнообразных форм, средств, методов физического воспитания  имеют единую целевую направленность – это развитие координационных способностей младших дошкольников

Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Упражнения на степе создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.

Слух позволяет выполнять движения в определенном ритме и темпе.

         Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, корректировки выполненного движения в соответствии с заданными образами.

Упражнения,  комплексы степ - аэробики  направлены на развитие координации движений и формирование пространственных и временных ориентировок, силовых дифференцировок:

а) пространственные ориентировки – вправо, влево, вперед, назад, скрестно, одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей  (у детей дошкольного возраста лучше получается выполнять раздельные движения и одновременные);

б) временные – различаются по темпу (быстро, медленно), ритму, продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм возможно задавать счетом (раз-два; раз-пауза-два), музыкальной композицией. Младшие дошкольники с особым интересом выполняют упражнения со сменой ритма, при этом стараются передать в движениях не только ритмический рисунок, но и плавность, и красоту движений;

в) силовые - прыжки на степе, со степа, через степ.

Продумывая содержание занятий аэробикой необходимо учитывать морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдать при этом основные физиологические принципы:

                                                            7

— рациональный подбор упражнений;

— равномерное распределение нагрузки на организм;

— постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Упражнения для степ - аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной части.

Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой.

Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Степ - аэробика может проводиться:

— в виде полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми младшего дошкольного возраста (продолжительность 10—15минут);

— как часть занятия (продолжительность 10—15 минут);

— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

— в виде показательных выступлений детей на праздниках;

— как степ-развлечение.

Один комплекс степ - аэробики как полного занятия выполняется детьми в течение трех месяцев; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться. Частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 ударов в минуту.

Основной формой обучения Степ – аэробики является проведение занятий с использованием современной методики, дидактических игр, игровых приемов 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

На занятиях по физической культуре степ доска используется на каждом этапе:

1. Во вводной части дети огибают степ – доски (ходят и бегают «змейкой»);

2. В общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ – аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лежа), что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;

3. В основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в том числе с различными атрибутами;

4. В подвижных играх и эстафетах.

Организуя степ – тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определенного возраста, ее распределении с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными. Техника степ – аэробики предполагает постоянное поддерживание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела. Во время всех движений.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.

                                                        8

Техника безопасности

        Для сохранения правильного положения тела

во время степ - аэробики необходимо:

-        держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными;

- избегать перенапряжения в коленных суставах;

- избегать излишнего прогиба спины;

- не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;

- при подъеме или опускании со степ - доски всегда использовать безопасный метод подъема;
- стоя лицом к степ-доски, подниматься, работая ногами, но не спиной;

- держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.

Основные правила техники выполнения степ - тренировки

- выполнять шаги в центр степ - доски;

- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь,

ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

- опускаясь со степ - доски, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ - доски;

- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног, и  не подниматься и не опускаться со степ - доски, стоя к ней спиной;

-  делать шаг с легкостью, не ударять по степ - доски ногами.

                                                        9

Структура  занятия

Части занятия

Длитель

ность

Количество

упражнений

Преимущественная направленность упражнений

  1. Вводная:
  • Строевые упражнения
  • Игроритмика

2 мин.

4 упр.

4 упр.

  • На осанку,
  • Типы ходьбы,
  • Движения рук, хлопки в такт.

  1. Основная:
  • Танцевальные шаги;
  • Акробатические упражнения;
  • Гимнастический этюд

15 мин.

5 мин.

5 мин.

2 мин.

5 упр.

2 упр.

6 упр.

  • Для мышц шеи,
  • Для мышц плечевого пояса,
  • Для мышц туловища,
  • Для ног,
  • Для развития мышц силы,
  • Для развития гибкости,
  • Для развития ритма, такта.

  1. Заключительная:
  • Самомассаж;
  • Дыхательные упражнения

1 мин.

1 мин.

1 мин.

2 упр.

2 упр.

  • Массаж рук;
  • На дыхание;
  • Расслабление.

                                                        10

Форма занятий:  

  • Занятие – игра
  • Занятие – ритмика
  • Занятие – акробатика
  • Занятие  -  тренировка
  • Контрольное занятие

Содержание занятий:

  • Строевые упражнения;
  • Танцевальные шаги;
  • Игроритмика;
  • Акробатические упражнения;
  • Музыкально – ритмические композиции;
  •  Подвижные игры.

Методическое обеспечение:

  • Специальная литература
  • Аудиозаписи

Техническое оснащение:

  • Степ – доски;
  • Гимнастические маты;
  • Костюмы для выступлений

11

Структура  занятия

Части занятия

Длитель

ность

Количество

упражнений

Преимущественная направленность упражнений

  1. Вводная:
  • Строевые упражнения
  • Игроритмика

2 мин.

4 упр.

4 упр.

  • На осанку,
  • Типы ходьбы,
  • Движения рук, хлопки в такт.

  1. Основная:
  • Танцевальные шаги;
  • Акробатические упражнения;
  • Гимнастический этюд

15 мин.

5 мин.

5 мин.

2 мин.

5 упр.

2 упр.

6 упр.

  • Для мышц шеи,
  • Для мышц плечевого пояса,
  • Для мышц туловища,
  • Для ног,
  • Для развития мышц силы,
  • Для развития гибкости,
  • Для развития ритма, такта.

  1. Заключительная:
  • Самомассаж;
  • Дыхательные упражнения

1 мин.

1 мин.

1 мин.

2 упр.

2 упр.

  • Массаж рук;
  • На дыхание;
  • Расслабление.

                                                        12

Форма занятий:  

  • Занятие – игра
  • Занятие – ритмика
  • Занятие – акробатика
  • Занятие  -  тренировка
  • Контрольное занятие

Содержание занятий:

  • Строевые упражнения;
  • Танцевальные шаги;
  • Игроритмика;
  • Акробатические упражнения;
  • Музыкально – ритмические композиции;
  •  Подвижные игры.

Мониторинг усвоения программного материала

студии «жемчужинка»

  • Критерии:

  • Владение доской;
  • Строевые упражнения;
  • Игроритмика;
  • Танцевальные шаги

                                                        13

Литература

  1. Белостоцкая Е,Н., Виноградова Т.Ф, Теличи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3-х до 7 лет: В кн. для работников дошкольных учреждений. – М,, 1987, 128с.
  2. Бекина С.И., Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.
  3. Боброва Г.И.: Искусство Грации., - СП. «Детская литература», 1986, 109с.
  4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С, Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.:Мозаика – Синтез. 2005, 206с.
  5. Гусева Т.А. «Вырастай – ка!»: Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика: - Тобольск., 2004, 211с.
  6. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М, 1988. 101с.
  7. Кряж В.Н., Конорова Е.В., Ротес Т.Т..6 Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск. 1997, 124с.
  8. Кечеджиева Л.Д., Ванкова М.И.: Обучение детей художественной гимнастике,  - М., 1995, 95с.
  9. Конорова Е.В. Ритмика. – М., 1987, 59с.
  10. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1982, 95с.
  11. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993, 81с.
  12. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 1988, 205с.
  13. Семенова Л.И., Ильина Л.Ю., Рожкова Н.В.. Ритмическая гимнастика в детском саду., ПиПФК, - 1995. 118с.
  14. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Данце»: Учебно-методическое пособие. – СП . Детство-пресс., 2000, 350с.
  15. Яковлева Л.В., Юдина Р.А.. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет; Пособие для педагогов дошкольных учреждений: В 3ч. – М, Владос, Программа «Старт» , 2003

                                                        14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения занятий по аэробике (степ-аэробике) с использованием степ-платформы.

рекомендации помогут педагогам в определении задач занятий, помощь в изготовлении степ-платформ,составлении плана занятия исходя из структуры....

Из опыта работы "Степ-аэробика"

Что такое аэробика, классификация аэробики, её возникновение, отличительные особенности, а также рекомендации к проведению занятий и комплекс упражнений к конкурсной программе на городской спарт...

Презентация отчета о работе кружка "Степ-аэробика"

Занятия степ – аэробикой способствовали всестороннему развитию личности ребенка. У детей  сформирована потребность в систематических занятиях спортом, развиты двигательные  способности...

«Степ-аэробика: польза, вред, эффективность для похудения, упражнения из степ-аэробики.»

Степ-аэробика — это низкоударная кардио-тренировка, в основе которой лежат простые хореографические движения на специальной возвышенности (степ-платформы). Степ-аэробика является очень популярны...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Кружковая работа Тема: «Степ - аэробика, как одно из оптимальных условий физического совершенствования ребенка и ее значение в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент  здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы ...

План работы по степ - аэробике в средней группе

Двигательная активность – важное условие, определяющее здоровье человека, его физическую и умственную работоспособность.Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольн...