Методические рекомендации к дидактическому пособию "Математический ковёр "Геометроград"
методическая разработка по математике (старшая группа)
В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность. Дидактическое пособие «Математический ковёр «Геометроград» – новейший способ организации учебно – познавательной деятельности с дошкольниками, помогающий поддерживать интерес к изучению математики. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности с ребёнком. Происходит развитие таких интеллектуальных психических процессов как внимание, память, мышление, воображение. Математический ковёр «Геометроград» помогает детям быстро и эффективно усвоить новую информацию, закрепить изученное в занимательно-игровой форме. «Геометроград» - уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого, фантастического мира, где каждый ребенок сможет удовлетворять свои интересы, реализовывать свои возможности, проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_dlya_konferentsii.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Бикеева Наталья Александровна,
воспитатель,
Левченко Любовь Ивановна,
воспитатель,
Пышненко Ангелина Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ Детский сад № 23, г. Камышин, Волгоградская область.
Методические рекомендации к дидактическому пособию
«Математический ковёр - «Геометроград»
для детей старшего дошкольного возраста.
Назначение
В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность. Дидактическое пособие «Математический ковёр «Геометроград» – новейший способ организации учебно – познавательной деятельности с дошкольниками, помогающий поддерживать интерес к изучению математики. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности с ребёнком. Происходит развитие таких интеллектуальных психических процессов как внимание, память, мышление, воображение. Математический ковёр «Геометроград» помогает детям быстро и эффективно усвоить новую информацию, закрепить изученное в занимательно-игровой форме. «Геометроград» - уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого, фантастического мира, где каждый ребенок сможет удовлетворять свои интересы, реализовывать свои возможности, проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Актуальность
Математическая подготовка детей в детском саду вызвана высокими требованиями современной школы. Математическая подготовка к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умения решать различные задачи.
Широкое использование в детском саду специальных обучающих игр А. А.
Столяра пробуждает у дошкольников интерес к математическим знаниям, способствует совершенствованию познавательной деятельности и общему умственному развитию. Методику А. А. Столяра по введению детей в мир логико-математических представлений: свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция), мы перенесли на игровое поле, объединив общим сюжетом. Самостоятельность малыша – ключ к его развитию. Ребенок сам может выбирать элемент, с которым хочет поиграть. В процессе игры с пособием «Математический ковёр «Геометроград» ребенок учится самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, ищет различные способы разрешения проблемных ситуаций, накапливает социальный опыт, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук, речь. У мелкой моторики есть очень важная особенность: она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и речи очень тесно связано. Объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. В процессе игры ребенок экспериментирует. Это имеет большое значение для его интеллектуального развития, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности. С помощью дидактического пособия выявляются индивидуальные способности ребёнка. «Геометроград» помогает ребенку легче и успешнее освоить новые знания, закрепить их и применить на практике в игре. Благодаря использованию дидактического пособия «Математический ковёр «Геометроград», можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Цель: развивать интеллектуально – творческие способности детей, пробуждать
интерес к самостоятельной поисковой деятельности через логико -
математические игры.
Задачи
Обучающие:
- формировать мотивацию обучения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радости, творчества;
- формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогии);
- формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
Развивающие:
- развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
- развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- воспитывать познавательный интерес, любознательность и самостоятельность;
- воспитывать между детьми дружеские взаимоотношения.
Описание дидактического пособия
«Математический ковёр «Геометроград»
Пособие сшито из плотной фланелевой ткани зелёного цвета. Его размер – 140 см на 70 см. Изделие выполнено в виде ковра. Оно состоит из 5-ти частей, на которых находятся определённые задания, объединенные общим сюжетом. Детям предлагается серия игр: «Найди недостающую фигуру», «Выращивание дерева», «Вычислительные машины», «Обручи», «Конструктор», «Чудо треугольник». Математический ковёр «Геометроград» изготовлен в технике вязаной игрушки. Пособие яркое и привлекательное, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности, разработано для детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие цветов, форм и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитию воображения. Дидактические игры в пособии изготовлены из фетра. Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании. В любое удобное время ребёнок просто разворачивает ковёр «Геометроград» и с радостью действует с познавательным материалом.
Дидактические игры с использованием развивающего пособия
Дидактическая игра «Дерево»
Задачи: формировать классифицирующую деятельность по трём свойствам – цвету, форме, величине; развивать внимание, следовать указателям.
Правила игры: на необычном дереве должны вырасти фигуры. Чтобы узнать на какой ветке какая «вырастет» фигура, следует двигать фигуру от корня дерева вверх по веткам, следуя указателю цвета. Далее, до разветвления, фигуру нужно двигать по форме; величину указывают большие и маленькие ёлочки.
Дидактическая игра «Вычислительная машина»
Задачи: формировать навыки устных вычислений, создавать предпосылки для подготовки детей к усвоению таких идей информатики как алгоритм, блок-схема; упражнять в сравнении чисел до десяти.
Правила игры: играют два ребёнка. Один выполняет роль вычислительной машины, а другой – задаёт машине задачу. Если один из участников задаёт на входе машины какое-нибудь число, например, три, размещая в жёлтый кружок, то другой участник, выполняющий роль вычислительной машины, должен положить на выход карточку с результатом. Игроки могут меняться. Побеждает тот, кто сделает меньше ошибок.
Результативность использования дидактического пособия
«Математический ковёр «Геометроград»
В результате использования данного пособия дети показали следующие результаты:
- усвоили навык счета в пределах десяти;
- научились выполнять арифметические действия с простыми числами;
- научились аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- овладели умением сравнивать, обобщать, классифицировать предметы;
- научились устанавливать сходство и различие между предметами;
- развили осязательные навыки и мелкую моторику рук;
- дети стали более самостоятельными, любознательными, находчивыми, сообразительными;
- у детей повысилась умственная активность и интеллектуальные способности.
Список литературы:
1. Березина Р. Л., Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
2. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
2. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007.
4. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Использование дидактических сказок по валеологии- как средства развития познавательных способностей у старших дошкольников
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:Использование дидактических сказок по валеологии- как средства развития познавательных способностей у старших дошкольниковЯ хочу познакомить вас со своим опытом работы...
Комплекс методических рекомендаций и дидактических игр по математике.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом у...
Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методические рекомендации....
методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...
Методические рекомендации «Музыкально-дидактические игры, как средство воспитания духовно-нравственных качеств дошкольника»
Методические рекомендации...
Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»
Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...