Методические рекомендации «Музыкально-дидактические игры, как средство воспитания духовно-нравственных качеств дошкольника»
материал на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 с. Ржевка»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2
села Ржевка Шебекинского района Белгородской области»
Методические рекомендации
«Музыкально-дидактические игры, как средство воспитания духовно-нравственных качеств дошкольника»
Автор:
Рябцева Марина Владимировна,
музыкальный руководитель
Шебекинский район 2017г.
Краткая аннотация
В методических рекомендациях представлено использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методические рекомендации предназначены для применения в работе музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ.
В основу методических рекомендации вошел опыт работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 села Ржевка Шебекинского района Белгородской области»
Сведения об авторе: Рябцева Марина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 села Ржевка Шебекинского района Белгородской области».
Пояснительная записка
Большая роль в развитие музыкальных способностей детей в дошкольных учреждениях принадлежит музыкально-дидактическим играм. Это и развитие мелодического слуха, и чувства ритма, и музыкальной восприимчивости. Использование игровых средств направлены на формирование нравственных качеств, которые влияют на поведение ребенка в коллективе, на взаимоотношения друг с другом, на проявление гуманности, целеустремленности, активности, на развитие в каждом ребенке организаторских способностей, воспитание положительного отношения к труду, учебе.
Целью методических рекомендаций является описание организации деятельности музыкального руководителя по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольника через музыкально –дидактические игры. Чтобы добиться положительных результатов в данном направлении, педагогу необходимо реализовать следующие задачи:
- соблюдение правил ролевых игр;
- проявление внимания к каждому ребенку;
- постановка перед ребенком целей, соответствующих его возможностям;
- социальный мотив игр;
- обеспечение положительных эмоций;
- стремление к осознанным действиям.
Ожидаемый результат. Принимая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает моральные нормы и правилах поведения в обществе. Это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Использование музыкально-дидактических игр повышает интерес у дошкольников к музыкальным занятиям.
Содержание методических рекомендаций
Музыкально - дидактические игры способствуют нравственному воспитанию дошкольников, формируют механизмы управления своим поведением и развивают эмоциональный мир личности ребенка.
В результате использования игр:
- дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
- дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
- в процессе игр, дети приобретают специальные знания, умения, навыки;
- повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих особенностей;
Музыкально - дидактические игры рекомендуется применять в процессе:
- слушания музыки («Музыкальный клоун», «Три медведя», «Веселые подружки» и др.);
- пения («Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» и т. д.)
- музыкально – ритмических движений («Кошки – мышки», «Три поросенка», «Козлята и волк»)
- игры на детских музыкальных инструментах («2 колокольчика», «Музыкальная песенка», «Музыкальное эхо» и т. д.)
Музыкально - дидактические игры рекомендуется проводить во всех возрастных группах, постепенно усложняя задания от занятия к занятию.
Характерным для каждой дидактической игры является в ней;
а) обучающей задачи;
б) содержания;
в) правил;
г) игровых действий;
На музыкальных занятиях рекомендуется использовать все виды музыкально- дидактических игр;
- на развитие высотного слуха;
- на развитие тембрового слуха;
- на развитие диатонического слуха;
- на развитие памяти;
- на развитие детского творчества;
Личностно-ориентированный подход важен в каждом из этих видов. Важно заинтересовать всех детей, обратить внимание на каждого ребенка, а так же давать оценку каждому ребенку, поощрять более застенчивых детей. Необходимо ставить перед детьми реальные цели, ориентируясь на возрастные особенности и возможности воспитанников. Одним детям материал дается легко и таким детям можно усложнить задание. Другим же, наоборот лучше упростить. Это поможет более слабому ребенку поверить в свои силы. Так же важным является развитие самостоятельности. Благодаря постепенному нарастанию самостоятельности повышается степень инициативности в постановке игровых задач.
Уверенность в успешных действиях делает ребёнка жизнерадостным, добрым, ведёт к повышению его активности.
Важно придерживаться принципов личностно-ориентированного подхода:
- принцип индивидуальности - важно создавать условия для развития индивидуальности каждого ребенка;
- принцип самоактуализации - важно поддерживать стремление ребенка к проявлению и развитию своих возможностей и способностей;
- принцип субъективности - важно способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта в группе;
- принцип творчества и успеха - важно развивать творческие способности ребенка, раскрывать его уникальность;
- принцип доверия и поддержки - важно верить в силы ребенка, доверять ему, поддерживать, способствовать развитию его внутренней мотивации.
Важным является поведение взрослого. Педагог должен вселять в детей уверенность, радость, желание заниматься определённым видом деятельности на занятии. Ребенок должен чувствовать искреннюю заинтересованность взрослого в его успехе.
Использование всех методов в работе с детьми, выбор и правильное варьирование приемов, подбор музыкального материала, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка положительно влияют на развитие его музыкальных способностей, формируют качества и навыки для его всестороннего развития и успеха в дальнейшей жизни.
Список рекомендуемой литературы по данной теме
1. Ветлугина Н. А. «Музыкально- дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12
2. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.
3. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.
4. Ветлугина Н. А. "Музыкально - дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки"
5.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В.Краснощекова. Изд.4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»
Методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста. Виртуальный музей ...
Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»
Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»...
Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника
Сказка - неотъемлемый атрибут качественного воспитания и социализации детей. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней "обращаться". Именно в сказ...
Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...
Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...
Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников
Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников. История театра, современный кукольный театр....