Проект «Математика – вокруг нас»
проект по математике (старшая группа)
Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mat_proekt.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №39 общеразвивающего вида городского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан
ПРОЕКТ : «Математика – вокруг нас»
Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель группы 22
Гильмуллина А.М.
г. Нефтекамск
2019г.
Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». А. Маркушевич
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. В последнее время мы замечаем, что уровень логического мышления у многих детей снижается, потому что дети стали меньше играть в логические игры, развивающие и дидактические, а все больше уделяют времени игре на компьютерах, планшетах в «Страшилки», «Ходилки» и прочее, а также просмотру мультфильмов и не во всех семьях принято заниматься с детьми играми, направленными на формирование элементарных математических представлений .
Игра для ребенка–это жизнь! Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей –родителей. Однако, к сожалению, некоторые родители не часто играют с детьми дома. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности игровых образовательных ситуаций, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлена на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость вокруг нас. Ее важное участие во всех видах деятельности.
Считая данную проблему актуальной, мы пришли к выводу: необходимо использовать новые формы, методы, разнообразить содержание работы по познавательному развитию детей в тесном сотрудничестве с родителями. Это определило тему нашей дальнейшей работы.
Актуальность в том, что ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов , если она не реализуется в содружестве с семьей, так как условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье своего ребенка.
Цель проекта: развитие познавательной активности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе сотрудничества и повышения родительской компетенции.
Задачи проекта:
• Изучить проблему формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
• Создать или разработать систему эффективных мероприятий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
• Определить наиболее эффективные формы, методы и приёмы деятельности педагога, направленные на формирование познавательной активности ребенка в образовательном пространстве семьи и детского сада.
• Повысить компетентность педагогов и педагогическую грамотность родителей в рамках проекта.
Гипотеза проекта: процесс усвоения знаний по формированию элементарных математических представлений и применение их в повседневной жизни будет успешным, если:
будут разработаны эффективные формы, методы и приёмы деятельности педагога, направленные на формирование познавательной активности ребенка в образовательном пространстве семьи и детского сада.
Тип проекта : творческий - поисковый.
По количеству участников: групповой.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи.
Предмет исследования: система мероприятий детского сада и семьи, направленной на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы проекта
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют процессу формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В своей работе применяем следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, стараемся широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, предлагаем выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даем единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. Часто используем игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Формы проведения занятий:
- традиционные
- комбинированные
- практические
- игры, конкурсы и т.д.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д ).
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
- показ (выполнение педагогом).
- практический (выполнение работ по иллюстрациям ).
- работа по образцу и т.д.
Основные принципы работы педагога при реализации проекта:
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:
- доступности (простота, в соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретические основы).
- Принцип деятельности
- Принцип интеграции
- Принципы последовательности и систематичности.
- Принцип связи с жизненным опытом.
II. Ожидаемые результаты:
Дети:
-расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических игр;
-увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- освоят основные формы игр;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- улучшат коммутативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
-разработка учебно-дидактического материала для успешного развития и обучения дошкольников.
Родители:
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- родители станут единомышленниками с педагогами по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Связь с другими образовательными областями
Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса.
Область «Познавательное развитие»
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности.
Область «Физическое развитие»
- развитию мелкой моторики рук;
- становление ценностей здорового образа жизни.
Область «Речевое развитие»
-обогащение активного словаря;
-владение речью как средством общения и культуры.
Область «Художественно-эстетическое»
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;
-становление эстетического отношения к окружающему миру.
Область «Социально - коммуникативное развитие»
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Продукт проекта
1. Создание родителями нового учебно-дидактического материала по формированию элементарных математических представлений для успешного развития и обучения детей старшего дошкольного возраста .
2. Фотовыставка с участием детей «Математика вокруг нас».
3. Игротека с родителями «В стране Математики»
4. Презентация «Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.», как одно из средств по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .
5. Родительское собрание в нетрадиционной форме
«Круглый стол» по формированию элементарных математических представлений( ФЭМП).
Субъект исследования: участники образовательного процесса: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги дошкольной образовательной организации.
Срок исполнения проекта: январь 2019 -март 2019г.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции
- Продолжительная работа детей за столами может привести к нарушению осанки и зрения. Чтобы избежать данные негативные последствия применяю здоровьесберегающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз и т.д.).
- Сегодня в процессе развития творческого воображения детей-дошкольников налицо противоречие между современными требованиями к уровню развития творческого воображения ребенка и недостаточно раскрытыми основаниями его применения
Содержание проекта.
Предпроектная подготовка: январь 2019г.
1. Изучение психолого - педагогической, методологической литературы по теме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария.
Организация деятельности: январь 2019г.
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
2. Диагностика по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .
3. Анкетирование родителей.
4. Мониторинг сформированости педагогической компетенции у родителей.
5. Изучение полученных результатов, выводы.
6. Разработка плана.
7. Подбор материала для создания игр.
8. Разработка картотеки игр, иллюстрированных инструкций.
9. Разработка консультаций, бесед с родителями. Практикумы.
Работу начали с диагностического обследования по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Определение уровня по МФЭП даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей. Для проведения обследования была использована диагностическая методика, предложенная программой дошкольного образования .
Обследовано 24 человека, в январе 2019 г. старшая группа .
Низкий уровень – 10 человек 41,7%
Средний уровень – 14 человек 58,3%
Мониторинг диагностического обследования по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста выявил , что у детей группы знания по формированию элементарных математических представлений сформированы средне и либо недостаточно.
Этап реализации проекта: февраль , март 2019.
Работа выстраивалась в двух направлениях:
Дети - в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога, детей и родителей (законных представителей).
Познакомили детей с различными развивающими играми математического содержания,
Использовали занимательные математические игры в игровой деятельности в условиях семьи, закрепляя полученные знания и умения в условиях ДОУ .
Пополнили игротеку в новым учебно-дидактическим материалом по формированию элементарных математических представлений, сделанными родителями .
Родители (законные представители) - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
Формы и методы работы с родителями.
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, нами был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, Проведено анкетирование родителей «Что такое математика?», проведено родительское собрание в нетрадиционной форме «Круглый стол» по формированию элементарных математических представлений( ФЭМП). В уголке для родителей помещены консультации: «Математика – вокруг нас», «Учим математику дома», «Развитие математических способностей у дошкольников»; ширмы: «Дидактические игры по математике в детском саду», «Здравствуйте, меня зовут математика!»; подготовлен буклет «Математический планшет «Геометрик». Родителей приглашали на проведение такого мероприятия ,как «Игротека с родителями «В стране Математики»».
Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Рефлексивный этап: март 2019.
1. Промежуточная диагностика по формированию элементарных математических представлений у детей.
2. Оформление фотовыставки с участием детей «Математика вокруг нас».
3. Презентация «Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.», как одно из средств по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. После проведения специально организованной деятельности, в марте 2019 года, была проведена промежуточная диагностика обследования по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста , с целью выявления степени соответствия планируемых результатов деятельности детьми.
Результаты были таковы:
Обследовано 24 ребенка.
Средний - 21 человек (87,5%)
Высокий – 3 человека (12,5%)
Проведенная диагностика показала, что процент детей группы слабо владеющими знаниями по формированию элементарных математических представлений снизился, а так же выявлена положительная динамика математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Метод проекта оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку систематизировать полученные знания, развивает математические способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Сотрудничество детей и взрослых (педагог – дети - родители) дали свои результаты: родители с большим интересом стали относиться к занятиям с детьми в домашних условиях.
Проектный метод на практике показывает свое преимущество и эффективность.
Следует отметить, что большинство родителей принимало активное участие в мероприятиях, однако практически никто из них не был инициатором. Сначала многие семьи не проявляли активности, старались минимально включаться в совместную деятельность. По мере включения в совместные дела активность родителей возрастала, все семьи дали положительные отклики по результатам участия, отметили, что этот опыт позволил им по-новому посмотреть на роль семьи в деятельности детского сада, переоценить свою роль в познавательной активности детей.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогли овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволили им в непринужденной форме решать вопросы развития познавательной активности детей. Большинство детей освоило умение выявлять связи, зависимости, устанавливать и менять последовательность, свободно используют знания и умения в игровой самостоятельной деятельности, а не только во время специально организованных занятий.
Социальная значимость проекта:
В результате комплексного подхода, тесного сотрудничества педагогов и родителей по вопросам познавательной активности детей:
• расширяются возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности;
• родители от осознания активного участия в развитии детей, в том числе математическом, смогут перейти к активной практической деятельности по этому вопросу; педагоги помогут вооружить родителей необходимыми знаниями, умениями и навыками в развитии у детей познавательной активности;
• педагоги научатся свободно использовать с родителями те формы работы, которые помогут в решении проблем именно их группы; научатся анализировать свою деятельность, опираясь на результат; смогут максимально эффективно строить свою работу с детьми и родителями.
Для совершенствования работы по данной проблеме мы наметили следующие перспективы:
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста;
- продолжить работу по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр ;
- продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
Литература:
1.Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов.
2. Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
3.И.А.Помораева, В.А.Позина «формирование элементарных математических представлений»
Источники информации: dеtskiy-sаd. сom; nspоrtal. ru; 50ds. ru; dоshkоlniк. Ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Математика вокруг нас"
Форирование элементарных математических представлений детей младшей группы через ознакомление с окружающим миром....
Проект «Математика вокруг нас»
Данный материал предназначен для воспитателей подготовительных групп детского сада. Здесь материал упорядочен, ни одна цифра не осталась без внимания. В материал включены стихотворения, пословицы, пог...
Проект "Математика вокруг нас" 5-6 лет
Развитие математических способностей, это довольно сложное , комплексное понятие. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о величине, которые формируют у ребенка «научны» ...
Проект "Математика вокруг нас"
Цель проекта: расширить представления о числах и цифрах, геометрических фигурах....
Сценарий итогового проекта "Математика вокруг нас"
Это сценарий итогового мероприятия по проводимому проекту "Математика вокруг нас" в старших и подготовительных группах. В него входят индивидуальные проекты детей о числах, цифрах, фигурах, линиях, ко...