Формирование временных представлений у детей подготовительной группы через проектную деятельность
статья по математике (подготовительная группа)
Научить ребенка понимать время непросто. Время абстрактно. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Ребенку - дошкольнику овладение временными представлениями дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическими. Поэтому время, чередование его определенных отрезков, необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего нужно организовать соответствующую деятельность, направленную на формирование четких представлений о времени. С этой целью в подготовительной группе был проведён среднесрочный познавательно-исследовательский проект под названием «Время». Данный метод был выбран неслучайно. Использование его в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, инициативность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию, повысить познавательную мотивацию и тем самым добиться формирования у воспитанников прочных знаний, умений и навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование временных представлений у детей подготовительной группы через проектную деятельность
Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. Детям уже в дошкольном возрасте важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
В старшем дошкольном возрасте у детей была отмечена потребность в освоении временных представлений. Дети проявляли желание научиться определять время с помощью часов, ориентироваться в графике дежурств, календаре погоды, в расписании занятий, в длительности тех или иных видов деятельности.
Однако научить ребенка понимать время непросто. Время абстрактно. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Ребенку - дошкольнику овладение временными представлениями дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическими. Поэтому время, чередование его определенных отрезков, необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего нужно организовать соответствующую деятельность, направленную на формирование четких представлений о времени. С этой целью в подготовительной группе был проведён среднесрочный познавательно-исследовательский проект под названием «Время». Данный метод был выбран неслучайно. Использование его в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, инициативность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию, повысить познавательную мотивацию и тем самым добиться формирования у воспитанников прочных знаний, умений и навыков.
Цель проекта – сформировать временные представления у детей подготовительной группы.
Совместно с ребятами был определён круг задач, которые они хотели бы решить в процессе реализации проекта. Дети хотели узнать, как пользоваться часами, календарём, ориентироваться в днях недели, месяцах года. Детям были подсказаны такие направления исследований, как история часов, определение длительности различных промежутков времени, прошлое нашего города, страны, планеты. Также с детьми были определены основные способы решения поставленных задач.
Проект «Время» сквозной нитью прошёл по всем образовательным областям.
При решении задач познавательного развития была организована непосредственно – образовательная деятельность с детьми, проведены беседы, игры, рассмотрены различные проблемные ситуации.
Дети устанавливали время на макетах часов, изготовленных самостоятельно и совместно с родителями.
В процессе знакомства с календарем ребята научились находить определенный день недели и месяц. Теперь воспитанники самостоятельно заполняют календарь погоды и ориентируются в графике дежурств.
В рамках реализации проекта был создан ряд вспомогательных презентаций. Например, с презентацией «История часов» дети познакомились с видами часов от древнейших солнечных до современных электронных, а с презентацией «Современные часы» узнали о многообразии часов от наручных электронных до механических башенных.
В ходе проекта были организованы различные проблемные ситуации: «Что будет, если часы остановятся?», «Как определить без часов, что пора идти с прогулки домой?» и другие. Их решение способствовало развитию у детей аналитического мышления, умения логически выстраивать свои рассуждения, аргументировать их, отстаивать свою точку зрения, развитию самостоятельного творческого мышления.
Использование Мимиокомплекса позволило применить весь арсенал интерактивных игр как созданных самостоятельно, так и взятых с различных сайтов сети Интернет.
Одним из наиболее увлекательных видов деятельности старших дошкольников является экспериментирование. Ребята проводили опыты по сравнению различных временных отрезков и измерению их разными видами часов: солнечными, песочными, наручными, настенными, электронными и секундомером. При помощи глобуса и фонарика определяли время суток на континентах.
Реализуя задачи образовательной области «Речевое развитие», воспитанники познакомились с литературными произведениями, с пословицами и поговорками о времени, отгадывали загадки, играли в словесные игры. Ребятам понравилось обсуждение фразеологических оборотов русского языка, таких как «Время идёт», «Время лечит», «Часы бегут», «Обеденное время» и другие. Дети творчески подошли к этому вопросу и позже в самостоятельной деятельности изобразили наиболее понравившиеся им фразеологизмы.
В процессе презентации плакатов и макетов по исчислению времени, изготовленных совместно с родителями, воспитанники закрепили навыки связной речи и публичного выступления.
В рамках области художественно-эстетического развития дети изготавливали циферблаты часов из пластилина, конструктора, из природного материала во время прогулки. Побывав в воображаемой стране, выразили свои фантазии в рисунках.
В группе были организованы сюжетно-ролевые игры «В музее часов» и «В магазине часов». Особенно живой интерес вызвала у ребят игра «Ревизорро», в которой ребята не только «примерили» на себя новые роли (сотрудник СЭС и работник склада), но и научились находить сроки изготовления и реализации продуктов, делать выводы о годности продукта к употреблению.
В рамках реализации задач физического развития детей применялись различные подвижные игры, условия которых подразумевали использование навыков определения времени. Например, «День и ночь», «Лови, бросай, месяцы называй», «Неделя, стройся!» и другие. Были разработаны такие игры как «Живой циферблат» и «Фанты времени». Во время непосредственно-образовательной деятельности проводились физкультминутка «Часы», гимнастика для глаз «Веселая неделька», пальчиковая гимнастика «Времена года»
В режимных моментах постоянным спутником детей стали песочные часы, помогавшие ребятам определять промежутки времени, доступные для того или иного вида деятельности. Например, при уборке игрушек на места, в процессе переодевания на физкультурные занятия или на прогулку.
Проектная деятельность в воспитательно - образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие как дети и педагоги, так и родители. В начале проекта родители были ознакомлены с планом его проведения, а в дальнейшем постоянно информировались о всех видах детской деятельности. Также были разработаны рекомендации для родителей по формированию у детей временных представлений, проводились индивидуальные консультации. Родители участвовали совместно с детьми в решении проблемных ситуаций, в изготовлении плакатов и макетов по исчислению времени, макетов циферблата часов для развивающих игр. Совместно с родителями дети готовили презентации изготовленных макетов и плакатов. По завершению проекта родители посетили выставку продуктивной деятельности воспитанников.
Итоговым мероприятием проекта стало открытое занятие «Путешествие в прошлое Санкт-Петербурга». На нем дети выполняли увлекательные задания, связанные с историей родного города в контексте временных отношений.
Проект позволил добиться высоких результатов в формировании у детей временных представлений. К завершению проекта практически все дети группы свободно ориентировались в календаре, графике дежурств, они перестали спрашивать время, так как определяли его самостоятельно. У многих ребят появились наручные часы, и они свободно ориентировались, например, сколько времени осталось до выхода на прогулку или когда начнётся обед. Дети стали рациональнее распределять своё время в режиме дня, у них появилось желание «беречь» время.
Опосредованным результатом проекта стало развитие таких личностных качеств детей как активность, инициативность, самостоятельность, творческое воображение, интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Совсем скоро детям подготовительной группы предстоит сменить игровую деятельность на учебную. Полученные в ходе проекта знания, сформированные умения, навыки и качества личности несомненно помогут ребятам в этом нелёгком труде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-194974-1359990161.gif)
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИ – МУЗЕЯ «Часы».
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку какбудущему члену общества, служит базисом его личностнойкультуры. Специфические особенности времени как объективной реальности зат...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-944268-1508493731.jpg)
Формирование чувства цвета у детей раннего возраста через проектную деятельность
Данная статья посвящена знакомству детей раннего возраста с основными эталонами цвета, путем обучения при помощи сенсорного восприятия через проектную деятельность. Цветовосприятие - это один из эта...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/21/picture-807222-1471781280.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/01/picture-616465-1709275311.jpg)
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/18/picture-873197-1666110144.jpg)
Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649289-1436985745.jpg)
Деловая игра"«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151611-1353839468.jpg)
Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»
Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через...