Формирование чувства цвета у детей раннего возраста через проектную деятельность
методическая разработка (младшая группа) на тему

Соболева Виктория Эдуардовна
Данная статья посвящена знакомству детей раннего возраста с основными эталонами цвета, путем обучения при помощи сенсорного восприятия через проектную деятельность. Цветовосприятие - это один из этапов на пути к познанию и пониманию искусства, развитию образного мышления и пробуждения интереса к творчеству. Как известно, творчество - один из основных путей к развитию правого полушария. И именно правильное восприятие цвета, формы, тактильные ощущения (или, как его еще называют, кожное зрение) вместе приведут ребенка к гармонии, которая впоследствии сможет стать способом самовыражения в искусстве. У детей второго года жизни самый активный период сенсорного развития. Мы можем дать ребенку почувствовать цвет глазами, кожей, понять свое отношение к тому или иному цвету. Чувство цвета - это не только проявление художественных способностей, но и способность отражения им окружающего мира. Поэтому важно, чтобы ребенок научился замечать цвета и наслаждаться ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект Цветик - Семицветик48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование чувства цвета у детей раннего возраста через проектную деятельность

Соболева В.Э.,

воспитатель ГБОУ «Школа № 1494» д/с № 290, г. Москва

«Дети должны жить

в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский 

Данная статья посвящена знакомству детей раннего возраста с основными эталонами цвета, путем обучения при помощи сенсорного восприятия через проектную деятельность. Цветовосприятие - это один из этапов на пути к познанию и пониманию искусства, развитию образного мышления и пробуждения интереса к творчеству. Как известно, творчество - один из основных путей к развитию правого полушария. И именно правильное восприятие цвета, формы, тактильные ощущения (или, как его еще называют, кожное зрение) вместе приведут ребенка к гармонии, которая впоследствии сможет стать способом самовыражения в искусстве. У детей второго года жизни самый активный период сенсорного развития. Мы можем дать ребенку почувствовать цвет глазами, кожей, понять свое отношение к тому или иному цвету. Чувство цвета - это не только проявление художественных способностей, но и способность отражения им окружающего мира. Поэтому важно, чтобы ребенок научился замечать цвета и наслаждаться ими.

Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Исследования, проведенные российскими психологами, так же показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточностью точностью и гибкостью восприятия. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обхода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно не редко становится поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо формирование восприятия с раннего возраста путем обучения. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Интересно мнение выдающих зарубежных ученых в области дошкольной педагогики, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а так же известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Сакулина. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни [3]. Анализ современной практики, психолого-педагогической и программно-методической литературы, наша опытно – экспериментальная работа с детьми позволили нам определить необходимые цели и задачи для формирования чувства цвета для детей. 

Данный проект предназначен для детей раннего возраста (2-3 лет). Дети знакомятся с эталонами цвета через дидактические игры. Проект способствует умственному, познавательному развитию, мелкой моторики, памяти и мышлению. К 3-м годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло. Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем воспитателю и родителям надо знать, чему учить, и какими методами пользоваться. В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что они не умеют и не желают играть в настольные и дидактические игры, соблюдать их правила. А недостаточность знаний родителей о влиянии таких игр на умственное развитие их детей, способах подачи их детям (что было выявлено в анкетировании), еще больше убедило меня в необходимости решения данной проблемы.

Проект «Цветик – семицветик»

Цель проекта: формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи проекта:

  1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды;
  2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, колорита произведений изобразительного искусства как классического, так и народного;
  3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;
  4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. д.;
  5. Использование дидактических игр в работе с детьми;
  6. Эстетическое оформление среды в процессе занятий;

Решая задачи развития у детей восприятия цвета, мы, прежде всего, учим различать их и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые [1, с. 31]. Для реализации проекта определены следующие этапы:

  1. Подготовительный - изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;

- диагностика детей на определение уровня практического применения;

- диагностика детей на определение уровня комбинированного соотнесения свойств в процессе выполнения предметных действий;

- пополнить предметно-развивающую среду.

2. Основной - консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

- рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье:

Дидактические игры:

«Цветное лото»

«Укрась бабочку»

«Почини одежду зайчатам»

«Подбери чашки к блюдцам»

«Бусы»

«Протяни дорожку»

«Построй башню»

«Чудесные мешочки»

«Положи шарик, «киндер-яйцо» в свой домик»

- непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию:

«Четвертый лишний»

«Фрукты»

«Разноцветные колеса»

«Собери пирамидку»

  1. Аналитический - развлечение «Лети, лети лепесток», фотовыставка «Мой любимый цвет!».

Анализируя реальное состояние цветового решения детьми изображений, проведя ряд диагностик, было выявлено, что в массе своей дети раннего возраста не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнять весь рисунок одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть карандаши, краски разного цвета, не вызывает желание детей применять их.[1, с. 25]. В ходе нашего проекта были решены задачи и достигнуты поставленные цели. Мы познакомили детей с реальным, основным цветом предметов: трава, листочки на деревьях, помидоры красные, лимон и солнышко желтые и т.д.. Так же были сформированы умения различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета как: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный и оттенки – голубой и розовый.

Вместе с тем была проведена консультация с родителями детей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста», где родители научились играть с детьми [2]. Дети второго года жизни еще не умеют смешивать краски с целью получения нового цвета или оттенка, однако они поняли, как получается новый цвет (голубой, розовый). Если дети уже выучили цвета и умеют выделять предметы того или иного цвета, обязательно надо подтверждать правильно названный ребенком цвет, положительно оценивая знания малыша, спросив при этом, а что такого цвета бывает, где он видел такой цвет. Мы стараемся стимулировать интерес детей к цветовой стороне окружающей жизни.

Все готовые работы мы широко используем для оформления помещений в нашем саду, а особенно в группе. Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Только мы взрослые можем научить детей видеть предметы, объекты природы во всем богатстве их признаков: формы, величины, строения, цвета, и др.

Литература

  1. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова.- М.: Педагогическое общество России, 2007.-с. 25, 31.-144с.
  2. Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» -2015 [Электронный ресурс] // Режим доступа : www.scienceforum.ru/2015/1251/14682 (дата обращения 20.03.2016).
  3. Сухомлинский В.А. [Электронный ресурс] / Режим доступа:shat-scool01.narod.ru // (дата обращения 23.03.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...

Деловая игра"«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность....

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через проектную деятельность»

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Консультация "Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического развития, раскрывающего детям законы красоты, окружающего мира....

Статья : «Развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста через проектную деятельность»

Статья о развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста через пректную деятельность....

«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».

слайд 1Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».слайд 2Детский сад – это первый опыт социализации ребенка. Каким он б...

Практика: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через проектную деятельность и создание предметно-развивающей среды»

В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ре...