Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»
материал
Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и познавательно - исследовательскую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад «№3 «Петушок»
городского округа Стрежевой
«Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность».
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С. Л. Рубинштейн
На сегодняшний день одной из основных задач дошкольного образования является формирование личностных качеств ребенка, способствующих его успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. Особенно актуальным является формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
При формировании естественнонаучных представлений наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обязательно следует учесть, что воспитательно-образовательный процесс не может быть осуществлен без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь.
Проектно-исследовательская деятельность, позволяет нам объединить различные области знаний, формируя при этом у детей целостное восприятие мира. Так как, использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности.
Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос, то есть является инициатором проекта. Роль воспитателя – побуждать детей к поиску, открытию и получению нового жизненного опыта.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Как же происходит реализация проекта?
- Выбор темы.
- Дети совместно с педагогами определяют тему проекта, при поиске темы обязательно учитываются интересы детей;
- Планирование и подготовка к проектной деятельности.
Содержание деятельности в рамках проекта дети определяют совместно со взрослыми используя метод «Модель трёх вопросов». Модель «трёх вопросов» позволяет нам определить «зону актуального развития» детей, а совместно выстроенный план действий ориентирован на «зону ближайшего развития».
На основе Модели 3 вопросов составляется совместно с детьми План проекта Экран совместных дел.
3.Практический этап проекта
- дети формируют гипотезы и перепроверяют их – при этом в зависимости от своих интересов дети разделяются на малые группы, которые изучают отдельные аспекты общей темы, то есть для детей организовывается образовательная деятельность в ЦА по интересам и уровню развития.
- после работы над проектом в различных формах (например, поиск информации, исследования, эксперименты ит.д.), дети обмениваются друг с другом приобретенным опытом, демонстрируют и обобщают свои знания; при этом дети определяют, чему, как и для чего они научились, - затем делают выводы по поводу того, какие вопросы остались не решенными или возникли во время проекта и как их можно прояснить в дальнейшем.
4. Завершение проекта. Презентация детьми результатов проекта.
Приведу пример познавательно исследовательского проекта «Острова»
- Данный проект возник во время занятия по экологии, по теме «Моря и Океаны», расположения их на глобусе, детям стало интересно «Как образуются острова?»
С помощью «Модель трёх вопросов», мы с детьми определили:
- что они знают об островах
-Что хотят узнать
И где найдут информацию об островах.
Анализируя «Модель трех вопросов», мы сделали вывод, дети знают, что такое остров, хотят узнать – как вулкан превращается в остров, и ответят на этот вопрос через опытно-экспериментальной деятельность
Далее мы с детьми составили план работы над проектом – то есть заполнили Экран совместных дел (дети вырезали и рисовали картинки, печатали слова)
В данном плане вы видите виды детской деятельности по всем ОО
Итоговым продуктом проекта стал макет «Вулканический остров» Для того, чтобы создать макет острова мы с детьми запланировали работу в центрах активности.
Опытно- экспериментальную деятельность «Возникновение вулканических островов зафиксировали в центре экспериментирования.
Эксперименты являются важной составной частью проектной деятельности.
Перейдем непосредственно к практической части, исследовательской деятельности в рамках детского проекта «Острова», создание макета Вулканический остров.
С целью стимулирования познавательной активности, в Образовательной деятельности использовала не только метод экспериментирования, но и моделирование. Так как у детей преобладает наглядно-образное мышление, в процессе образовательной деятельность использовала схемы, то есть алгоритмы последовательности проведения опыта и моделирования острова.
Схема
1. Сделать остров на песочном столе.
2.Дополнить растительным миром.
3. Расселить животных в соответствие со средой обитания.
4. Извержение вулкана часть работы мы будем выполнять в лаборатории.
На занятии дети, используя имеющиеся знания, смоделировали из кинетического песка остров, создали экосистему, в процессе экспериментальной деятельности получили новые знания такие как: пищевая сода и лимонная кислота вступают в реакцию, если добавить жидкость. В нашем случаи, жидкость для мытья посуды в результате реакции, преобразовалась в пену, тем самым мы с детьми смоделировали извержение вулкана.
Таким образом, организация образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в форме проектно – исследовательской деятельности,
позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой.
Цель опыта заключается в широком использовании метода эксперементирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений...
Статья по теме:«Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста».
В статье раскрывается метод проблемного обучения, в процессе детского экспериментирования....
Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...
Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...
Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность.
Опытно - экспериментальная деятельность в математике....
Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста с помощью электронного конструктора «Знаток»
Работа по формированию естественнонаучных представлений детей носит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Использование электронног...