Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»
материал

Манько Леся Осиповна

Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и познавательно - исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад «№3 «Петушок»

городского округа Стрежевой

«Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность».

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

На сегодняшний день одной из основных задач дошкольного образования является формирование личностных качеств ребенка, способствующих его успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. Особенно актуальным является формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

При формировании естественнонаучных представлений наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обязательно следует учесть, что воспитательно-образовательный процесс не может быть осуществлен без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Проектно-исследовательская деятельность, позволяет нам объединить различные области знаний, формируя при этом у детей целостное восприятие мира. Так как, использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности.  

Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос, то есть является инициатором проекта. Роль воспитателя – побуждать детей к поиску, открытию и получению нового жизненного опыта.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Как же происходит реализация проекта?

  1. Выбор темы.
  2. Дети совместно с педагогами определяют тему проекта, при поиске темы обязательно учитываются интересы детей;
  3. Планирование и подготовка к проектной деятельности.

Содержание деятельности в рамках проекта дети определяют совместно со взрослыми используя метод «Модель трёх вопросов». Модель «трёх вопросов» позволяет нам определить «зону актуального развития» детей, а совместно выстроенный план действий ориентирован на «зону ближайшего развития».

На основе Модели 3 вопросов составляется совместно с детьми План проекта Экран совместных дел.

3.Практический этап проекта

  • дети формируют гипотезы и перепроверяют их – при этом в зависимости от своих интересов дети разделяются на малые группы, которые изучают отдельные аспекты общей темы, то есть для детей организовывается образовательная деятельность в ЦА по интересам и уровню развития.
  • после работы над проектом в различных формах (например, поиск информации, исследования, эксперименты ит.д.), дети обмениваются друг с другом приобретенным опытом, демонстрируют и обобщают свои знания; при этом дети определяют, чему, как и для чего они научились, - затем делают выводы по поводу того, какие вопросы остались не решенными или возникли во время проекта и как их можно прояснить в дальнейшем.

4. Завершение проекта. Презентация детьми результатов проекта.

Приведу пример познавательно исследовательского проекта «Острова»

 - Данный проект возник во время занятия по экологии, по теме «Моря и Океаны»,  расположения их на глобусе, детям стало интересно «Как образуются острова?»

  С помощью «Модель трёх вопросов», мы с детьми определили:

- что они знают об островах

-Что хотят узнать

И где найдут информацию об островах.

 Анализируя «Модель трех вопросов», мы сделали вывод, дети знают, что такое остров, хотят узнать – как вулкан превращается в остров, и ответят на этот вопрос через опытно-экспериментальной деятельность

 Далее мы с детьми составили план работы над проектом – то есть заполнили Экран совместных дел (дети вырезали и рисовали картинки, печатали слова)

В данном плане вы видите виды детской деятельности по всем ОО  

Итоговым продуктом проекта стал макет «Вулканический остров» Для того, чтобы создать макет острова мы с детьми запланировали работу в центрах активности.  

Опытно- экспериментальную деятельность «Возникновение вулканических островов зафиксировали в центре экспериментирования.

 Эксперименты являются важной составной частью проектной деятельности.

Перейдем непосредственно к практической части, исследовательской деятельности в рамках детского проекта «Острова», создание макета Вулканический остров.

 С целью стимулирования познавательной активности, в Образовательной деятельности использовала не только метод экспериментирования, но и моделирование.  Так как у детей преобладает наглядно-образное мышление, в процессе образовательной деятельность использовала схемы, то есть алгоритмы последовательности проведения опыта и моделирования острова.

 Схема

1. Сделать остров на песочном столе.

2.Дополнить растительным миром.

3. Расселить животных в соответствие со средой обитания.

4. Извержение вулкана часть работы мы будем выполнять в лаборатории.

На занятии дети, используя имеющиеся знания, смоделировали из кинетического песка остров, создали экосистему, в процессе экспериментальной деятельности получили новые знания такие как: пищевая сода и лимонная кислота вступают в реакцию, если добавить жидкость. В нашем случаи, жидкость для мытья посуды в результате реакции, преобразовалась в пену, тем самым мы с детьми смоделировали извержение вулкана.

   Таким образом, организация образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в форме проектно – исследовательской деятельности,

позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой.

Цель опыта заключается в широком использовании метода эксперементирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений...

Статья по теме:«Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста».

В статье раскрывается метод проблемного обучения, в процессе детского экспериментирования....

Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...

Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»

Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...

Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...

Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста с помощью электронного конструктора «Знаток»

Работа по формированию естественнонаучных представлений детей носит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Использование электронног...