Экспериментальная деятельность в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений "Волшебная лаборатория"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Борисова Инна Владимировна

Цель: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, вызвать у детей интерес к исследованию.

Программные задачи:

образовательные:

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях;

- формировать знания о магнитной силе.

развивающие:

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

воспитательные:

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебная лаборатория»

Цель: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, вызвать у детей интерес к исследованию.

Программные задачи:

образовательные:

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях;

- формировать знания о магнитной силе.

развивающие:

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

воспитательные:

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: предметные картинки, картинка человечка экспериментатора, стаканчики, одноразовые тарелки, камень, ватный диск, кубик из дерева, резиновые мячики, камень из стекла, круг из бумаги, кубик из пенопласта, пластмассовые мячики, магнит, скрепка, зубочистка для каждого ребёнка.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания)

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Основная часть.

Воспитатель: - ребята, сегодня мы с вами пойдём в лабораторию и там проведём опыты-эксперименты. Но для начала нам надо с вами решить задачу и стать экспериментаторами. А кто такой экспериментатор, как вы думаете? (человек, который проводит опыты)

Воспитатель обращает внимание на доску и предлагает решить задачу.

Игра «Найди пару»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинках в умении находить признаки, сходства и в отборе одинаковых изображений. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Описание: на доске расположены предметные картинки (камень, ватный диск, кубик из дерева, резиновые мячики, камень из стекла, круг из бумаги, кубик из пенопласта, пластмассовые мячики)

Природный камень- стеклянный камень (по названию)

Ватный диск – бумажный круг (по форме)

Резиновые мячики – пластмассовые мячики (по названию, форме)

Деревянный кубик – пенопластовый кубик (по названию, форме)

Воспитатель: - Молодцы, решили задачу. Теперь вы экспериментаторы.

- А сейчас, давайте пройдём в нашу лабораторию. Там ждут нас интересные опыты. (Дети занимают свои места)

Игра - экспериментирование «Что тяжелее, что легче?».

Цель: сравнить вес двух предметов между собой (что легче, а что тяжелее?)

Материалы: камень, ватный диск, кубик из дерева, резиновые мячики, камень из стекла, круг из бумаги, кубик из пенопласта, пластмассовые мячики, магнит, скрепка, зубочистка для каждого ребёнка.

Описание: перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, какой предмет легче, а какой тяжелее. (варианты детей).

Воспитатель: - сейчас мы с вами проведём опыты и докажем какой предмет тяжелее, а какой легче.

  1. Удар.

Дети берут в руки деревянный кубик и бросают на стол (сверху вниз). Затем они бросают на стол кубик из пенопласта (сверху-вниз)

Дети выясняют, что удар деревянного кубика звонче, чем удар кубика из пенопласта.

Вывод: деревянный кубик тяжелее, чем кубик из пенопласта.

  1. Вода.

Перед детьми ёмкость с водой. Дети берут в две руки природный камень и стеклянный и бросают в воду. Что же происходит? Оба камня моментально падают на дно ёмкости.

Вывод: оба камня тяжёлые.

  1. Вода.

Перед детьми ёмкость с водой. Дети сначала опускаю ватный диск и видят, что он быстро намокает, становится тяжёлым и падает на дно. Затем наблюдают за бумажным кругом (он плавает, бумага намокает медленнее)

Вывод: ватный диск тяжелее, чем бумажный круг.

  1. Песок.

Перед детьми ёмкость с песком. Дети сравнивают между собой два мячика. Сначала они бросают в песок резиновый мячик, затем пластмассовый. И с помощью углубления (следа) от мяча определяют какой мячик тяжелее.

Вывод: резиновый мячик тяжелее, чем пластмассовый, так как от резинового мяча углубление (след) глубже, чем от пластмассового.

Физкульминутка «Спал цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Взвился вверх и полетел.

  1. Игровая ситуация «Волшебный магнит»

На столе лежат разные предметы. Детям предлагается с помощью магнита найти предмет, который притянется к магниту. (скрепка) Дети бросают в стакан с водой скрепку, скрепка падает на дно. Затем они бросают зубочистку, которая плавает и не тонет.

Вывод: Скрепка тяжелее, чем зубочистка

Как достать предметы из воды и не намочив руки? (варианты детей) Ребята, с помощью магнита достают скрепку из воды, а зубочистку нет.  Вывод: магнит притягивает предметы из железа.

Заключительная часть.

Вам понравилась наша лаборатория, где мы с вами проводили опыты? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?

- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. Дети выбирают человечка по настроению.

          - А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети: до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Тема: «Путешествие в удивительную сказку».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Тема: «Путешествие в ...

Непосредственно образовательная деятельность в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений с детьми младшей группы. Тема: «Аквариумные рыбки»

закреплять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; совершенствовать навык установления сходства предметов по форме  через дидактические упражнения; закрепить навыки сравнения двух гр...

Экспериментальная деятельность в области "Познание" по формированию элементарных математических представлений

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

«Экспериментальная деятельность в области «Познание» по формированию основ математической грамотности»

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность ребенка адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функци...