Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (5-6 лет) по освоению образовательной области социально-коммуникативное развитие с использованием педагогической технологии - ИКТ по теме: «Путешествие в страну Этикета»
методическая разработка (старшая группа)

Сергеева Татьяна Юрьевна

Формирование норм общения в соответствии с правилами  речевого этикета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт - Петербурга

Технологическая карта проведения  совместной  деятельности педагога с детьми (5-6 лет)

по освоению образовательной  области социально-коммуникативное развитие  

с использованием педагогической технологии -  ИКТ

по теме: «Путешествие в страну Этикета»

        Автор: воспитатель старшей группы                                                                              

 ГБДОУ д/с №90 Калининского района Санкт-Петербурга,                                            

1 квалификационной категории                                                                        

Сергеева Татьяна Юрьевна

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми старшей группы (5-6 лет).

Разработала: воспитатель Сергеева Татьяна Юрьевна

Тема, форма проведения

Форма деятельности: Совместная деятельность  педагога с детьми старшей группы 5-6 лет) с использованием современных образовательных технологий.                                                                                                                                                                 Форма проведения: Сюжетно-игровое «Путешествие в страну этикета»

Цели, задачи

Цель:  формирование норм общения в соответствии с правилами  речевого этикета.

Задачи:                                                                                                                                                                                          1.Образовательные: Формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить  знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;

Учить составлять мини-рассказ о сказочном герое с использованием синквейна;

Учить использовать в речи формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

2.Развивающие: Развить внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать. Словарь: «этикет», «тактичность».

3.Воспитательные: Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.

Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета. Способствовать формированию коммуникативных навыков общения.

Планируемые результаты

Сформировать у детей первоначальные знания о здоровье, желании заботиться о нём.

Этапы работы

1.Вводная часть:   Мотивационно- потребностный этап

2.Основная часть: Ориентировочный этап

                                Деятельностный этап

                                Операционно-технический этап

3.Заключительная часть: Контрольный этап

Ресурсы

Оборудование: «море», «капли» из бумаги, картинки сказочных героев, домик и карточки для синквейна, слайд-презентация; лепестки волшебного цветка.

  Используемая литература:

1.Программа «От рождения до школы/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2015 г,

 2.Т.Н.Вострухина, Л.А.Кондрынинская. Планирование работы по календарю. творческий центр Москва2012г.

3. Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

4.Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т. Ц. Сфера, 2005.

5.Ушакова О. С. «Придумай слово». – Т. Ц. Сфера, 2010

6. Князева О.Л. «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – Москва: Мозаика синтез, 2005г.

                                                                                                                                   

Методы, приемы, задания

1)Приветствие,2)Игровой прием: электронное звуковое письмо,3)Игровая мотивация: путешествие в страну «Этикета»

4) Речевая игра «Волшебные слова»,5)Двигательное упражнение «волшебный лес»,6)Составление синквейна «Сказочные герои»,7)Разбор ситуации (просмотр  звукового слайда),8)Игра «Мирилка»,9)Развивающая   игра и «Верно - не верно»

10)просмотр звукового слайда (Фея благодарит),11)Работа в парах – тактильное упражнение « руки и наши чувства»

12) игра «Соберем цветок из вежливых слов»,13) завершение игровой мотивации,14) дарим смайлики

Просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила», чтение С.А. Насонкина «Уроки этикета».

Подведение итогов

Обсуждение совместной деятельности

Структурные компоненты деятельности

Ход НОД

Действия воспитателя

Действия детей

Время на этап

Вводная часть:                        мотивационно-потребностный  этап

Я рада сегодня вас видеть! Давайте пожелаем, друг другу доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним

Доброе утро, всем!

2 минуты

Основная часть:

 

Воспитатель: Сегодня  к нам на электронную почту пришло письмо:

Помогите! Мне страшно.  

В страну «ЭТИКЕТ» злые посланники Снежной  королевы –

Северные ветра, принесли холод и стужу.

Жителями страны грустные и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила речевого этикета.

И только с вашей помощью, в страну вновь вернется веселье и радость, а жители  станут вежливыми!

Фея Вежливости».

Воспитатель: Нам с вами надо принять решение. Как мы поступим?

Ребята, а как мы сможем добраться до страны Этикет?

Да, вариантов много, но самый доступный для нас – воздушный шар.

Как только я скажу: «Земля прощай!», - а вы мне ответите:

«В добрый путь!», - взлетаем, легко и плавно летим за мной.

  • Земля прощай!

Воспитатель: Приземляемся. Мы оказались в стране Этикет.

        Звучит мелодия, отображающая звуки  «льда».

Воспитатель: Северный ветер заморозил Море Добрых слов в этой стране.  Он вырвал из нее добрые, волшебные слова.  

Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь, продолжите эти строки «волшебными словами».  

- Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

- Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

- Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Воспитатель: Эти «волшебные» слова мы используем в своей речи, когда говорим с другими людьми, и от них людям становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. А сейчас возьмите по одной капле и, называя «волшебное слово», добавьте его в наше море –и мы его разморозим.

Воспитатель: Ваши ответы помогли оживить море Добрых слов. (Слышаться шум моря)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. И дорога проходит через волшебный лес.

Упражнение «Волшебный лес»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом.

Мы пришли в волшебный лес.                  Ходьба по кругу.

Сколько здесь вокруг чудес!               Развести руки в стороны.

Справа берёзка в шубке стоит            Руку отвести вправо и 

                                                                посмотреть на неё.  

Слева ёлка на нас глядит.                    Отвести руку влево и 

                                                                проследить за ней взглядом. 

Снежинки в небе кружатся,                 Кружатся.

На землю красиво ложатся.                 Приседают.

Вот и зайка поскакал,                           Прыжки на двух ногах 

От лисы он убежал,                              на месте. 

Серый волк рыщет,                               руки на поясе, наклоны

Он себе добычу ищет!                           в стороны.

Все мы спрячемся сейчас,                     медленно присесть, прячась.

Не найдёт тогда он нас. 

Лишь медведь в берлоге спит,              имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.

Прилетают снегири,                               имитируют полёт птиц.

Ух, красивые они! 

В лесу красота и покой                           развести руки в стороны.

Вот только холодно зимой.                    Обхватить руками плечи.

Воспитатель: Вот мы  с вами прошли сквозь «волшебный лес» и  попали  на Сказочную поляну. —  Вы любите сказки?  Но в сказках добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба.

 Воспитатель: Я буду называть героя, если герой добрый  и вежливый – вы улыбаетесь, а если -  злой и грубый – закрываете лицо руками:

 Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик,  Бармалей, Доктор Айболит.                                                                                                                

Воспитатель: Фея нам оставила волшебную карточку о сказочных героях Синквейн Дюймовочка и доктор Айболит) Работа проводиться с пособием «Волшебный домик» (Приложение № 1)

  1. Айболит    
  2. добрый, смелый
  3. Помогает, лечит, спасает

4.Лечит от болезней зверей  

1.Доктор

Воспитатель: Путешествие продолжается, и мы с вами попадаем на Аллею Уважения. Жители страны Этикет потеряли много хороших качеств, таких как доброта, уважение, и  тактичность.

Предлагаются послушать звуковой слайд, а дети дают оценку.

Озвучка слайда:

Мальвина: здравствуй ,  Буратино.

 Буратино:- Привет, Мальвинка.

Мальвина: почему ты меня так называешь?

Буратино - Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинил.

Мальвинка - пелеринка, вышла на лужок.

Мальвинка – пелеринка нарвала цветов вагон.

Мальвина: - Мне не нравится такое стихотворение.

Буратино - Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

Мальвина: - Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

- Буратино Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

Мальвина: - Я ухожу, до свидания.

Буратина - Пока, пока. Мальвинка - пелеринка.

Воспитатель: Ребята, почему между Буратино и Мальвиной  произошла ссора? 

- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)

- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).

- Можно ли исправить эту ситуацию? Да.

  Как?  (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)

- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей. А давайте мы  помирим Буратино и  Мальвину, ведь мы с вами знаем мирилку.

Возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:

Не сердись, улыбнись,

Крепче за руки возьмись.

Ты меня извини,

И обиды не держи.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно »

 (1 хлопок – верно, 2 притопа ногами  – не верно.)

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Во время беседы быть тактичным.
  • Не выслушивать своего собеседника.
  • Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
  • Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
  • Поблагодарить за подарок…

Ответы детей

Дети: В добрый путь!

Все ребята и педагог пластически изображают полет на воздушном шаре и оказываются в стране Этикет.

Дети отвечают волшебными словами          ( спасибо, добрый день, здравствуйте, спасибо, прости, пожалуйста, здоровья)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом.

Дети выполняют действия: улыбаются,

закрывают руками глаза

Дети совместно с воспитателем работаю с пособием «Волшебный домик»

Дети составляют пятистрочие со сказочным героем.  

Пример:

 1.Дюймовочка    

2.Крохотная, трудолюбивая,

3.помогает, убирает, спасает

4.спасаетсает ласточку от болезни

5.девочка

дети дают оценку.

Ответ детей :Ссора произошла, потому что Буратино грубо называл её и придумал прозвище

Дети отвечают на вопросы

Дети вместе с воспитателем  повторяют мирилку

Дети вместе с воспитателем играют в игру (1 хлопок – верно, 2 притопа ногами  – не верно.)

20 минуты

Заключительный этап:

Контрольный этап (рефлексивный)

Воспитатель: Молодцы!

Вот мы с вами и оказались  у Дворца феи  Вежливости, но чтобы двери дворца открылись, мы должны будем назвать пословицы и поговорки о добре, вежливости, дружбе.

Фея Вежливости (звуковой слайд):  Добрый день . Я очень рада, что вы откликнулись на мое письмо и преодолели все препятствия, теперь жители страны Этикет будут добрыми и вежливыми. Добрый человек, всегда поможет другим в трудную минуту.  

Работа в парах.

 — Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)  

Фея Вежливости: А сейчас  давайте с вами соберем цветик-семицветик из вежливых слов, которые делают нашу жизнь добрее и лучше.

Воспитатель: Этот цветок нам дарит фея Вежливости, который  будет в вашей группе, чтобы, глядя на него, вы всегда будем помнить о всех его лепестках, и были  вежливыми, аккуратными и культурными. Ведь быть вежливым это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям.

Дарите всем по солнышку –

Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности

Дарите людям, как цветы.

Раздаются всем присутствующим и детям смайлики.

Воспитатель: А нам пора отправляться в обратный путь, в детский сад, воздушный шар ждет нас.

Дети называют пословицы и поговорки

 дети отвечают

Собирают цветик-семицветик

5 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с использованием нестандартного оборудования — «парашют» по теме «Путешествие в страну «Здоровья»

Форма: совместная деятельностьЦель: укрепление  здоровья детей, их разностороннее  физическое развитие.Задачи:Образовательные задачи:·        Закреплять ко...

Конспект досуга для детей раннего возраста (2-3 года) по социально-коммуникативному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Подвижные игры Тема: «Прощание с яслями»

Конспект досуга для детей раннего возраста (2-3 года) по социально-коммуникативному развитиюс использованием здоровьесберегающих технологий «Подвижные игры. Тема: «Прощ...

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (5-6 лет) по освоению образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Заюшкина избушка"

Формировать у детей умение сотрудничать в процессе игрового замысла, развивать  в процессе игры воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей пе...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием игровых технологий в средней группе "Путешествие в страну сказок"

На занятиях по познавательному развитию, создаются  условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по освоению образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему : "Подарки осени"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по освоению образовательной области «Познавательное развитие»  с использованием ИКТ.Те...