Обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений посредством логических блоков Дьенеша
учебно-методический материал по математике (старшая, подготовительная группа)

Протасевич Ирина Анатольевна
«Математика продолжает оставаться наиболее трудоемким учебным предметом в школе», - об этом говорят и родители и учителя и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом ни когда. Наша задача - дать ребенку почувствовать, что он сможет понять. Усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным средством являются логические блоки Дьенеша, для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_po_lbd.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №3 «Ласточка»

Обобщение опыта работы

по формированию элементарных математических представлений посредством логических блоков Дьенеша

 

C:\Users\Home\Desktop\o_1482351892585ae5141b4b51.48935296.jpg

Воспитатель: Протасевич И.А.

 

 

 

 

Введение.

«Математика продолжает оставаться наиболее трудоемким учебным предметом в школе», - об этом говорят и родители и учителя и сами ученики.

А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом ни когда. Наша задача - дать ребенку почувствовать, что он сможет понять. Усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, который позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Какие это мыслительные умения? С помощью, каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед? Как сделать, что бы познавая математику, ребенок достиг успеха?                              

Практика обучения показала: на успешность влияет не только содержание материала, но и форма, средства подачи, которые способны вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. А, обучая детей в процессе игры надо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным средством являются логические блоки Дьенеша, для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки были разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Игры этого замечательного  педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

Последнее время этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги «Давайте поиграем» (под редакцией А.А.Столяра), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой), где даны  игры и игровые упражнения с логическими блоками Дьенеша.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить проблему обучения детей на занятиях по математике. Такой проблемой является формальный подход к обучению, и в данной работе была предпринята попытка преодолеть этот подход. На основании этого решено применять для формирования у детей математических представлений  дидактическое средство как логические блоки Дьенеша.

         Предлагаемый материал позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей по «Программе воспитания и обучения  в детском саду», способствует лучшему развитию математических и других способностей детей, поэтому цель данной работы:

Сформировать у детей элементарные  математические представления  с  применением блоков  Дьенеша.

Задачи работы:

  1. Определить  уровень развития  математических  представлений  детей;
  2. Разработать  систему  занятий  с применением  блоков Дьенеша;
  3. Провести работу  по формированию элементарных  математических  представлений у детей  с  применением блоков  Дьенеша;
  4. Определить  эффективность использования блоков Дьенеша в  формировании у детей знаний  по элементарным математическим представлениям.

Объект  – процесс формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы – формирование элементарных математических представлений детей  посредством  блоков  Дьенеша.

Значимость данной работы заключается в систематизации и обобщении опыта работы по формированию математических представлений у детей посредством логических блоков Дьенеша.

Научная  новизна  состоит  в  том,  что  в  работе  предлагается система упражнений  и занятий  по  использованию    блоков Дьенеша,  направленных  на  формирование  элементарных математических представлений

Методы работы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Подбор и систематизация дидактических игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.

3. Обобщение системы работы по применению логических блоков в формировании математических представлений детей.

Глава 1. Теоретическая часть. Психолого-педагогический аспект формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

1.1. Проблемы  формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

       Математические способности относятся к группе так называемых  специальных способностей (как и музыкальные, изобразительные и др.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умения, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности. В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д.

      Многие советские психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина и др.) считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-существенную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих, математических понятиях.

      В современных исследованиях психологов и педагогов (В.В.Давыдов, В.В.Данилова, А.Я.Савченко, Л.А.Таратонова, Н.И.Непомнящая, Г.А.Конеева и др.) все больше подчеркивалась необходимость обучать детей обобщенным приемам и способам деятельности.

Г.С.Костюк доказал, что в процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Психологические экспериментальные исследования и педагогический опыт свидетельствуют о том, что благодаря систематическому обучению дошкольников математике у них формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные, мнемические и другие компоненты общих и специальных способностей. В исследованиях В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и других доказано, что задатки индивида превращаются в конкретные способности посредством учения.

Разница в уровнях развития детей, как показывает опыт, выражается главным образом в том, какими темпами и с какими успехами они овладевают знаниями.

Однако при всем важном значении обучения в психическом развитии личности последнее нельзя сводить к учению. Развитие не исчерпывается теми изменениями личности, которые являются прямым следствием обучения (Г.С.Костюк). Оно характеризуется теми «умственными поворотами», которые происходят в голове ребенка, когда он учится искусству говорить, читать, считать, усваивает социальный опыт, передаваемый ему взрослым (И.И.Сеченов).

Как показывают исследования (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.), развитие идет далее того, что усваивается в тот или иной момент обучения. В процессе обучения и под влиянием обучения происходит целостное, прогрессирующее изменение личности, ее взглядов, чувств, способностей. Благодаря обучению расширяются возможности дальнейшего усвоения нового, более сложного материала, создаются новые резервы обучения.

      Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Они учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, приобретают навыки измерения, счета, представления о размере, форме и массе предметов, учатся ориентировке во времени и в пространстве, постигают смысл операций сложения и вычитания. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

    Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития. В этом процессе многое зависит от того, насколько обучение нацелено на развитие.

Обучение может по-разному развивать ребенка в зависимости от его содержания и методов. Именно содержание и его структура являются гарантами математического развития ребенка.

В методике вопрос «чему учить?» всегда был и остается одним из основных вопросов. Давать ли детям основы научных знаний, вооружать ли их только набором конкретных умений, при помощи которых они имели бы некоторую практическую ориентировку, — это важная проблема дидактики детского сада.

     Психологами доказано, что развитие ребенка заключается в постоянном освоении им человеческой культурой, развитии способности видеть мир и взаимодействовать с ним посредством существующих в этой культуре способами. Однако действия с понятиями, в которых в значительной степени фиксируется человеческий опыт, на разных возрастных ступенях не одинаково значимы. Исходя из особенностей психического и возрастного развития детей, необходимо не только организовывать различные виды деятельности, но и использовать и те средства, которые способствуют наиболее эффективному развитию и становлению личности ребенка, его умственных способностей.

Современные психологи Л.А.Венгер, С.П.Проскура, А.В.Запорожец выявили, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребера, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об их связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

1.2.Формирование  математических  представлений старших дошкольников с использованием логических блоков.

Содержание математического развития отражено в Программе обучения детей математике, и условно можно его разделить на три направления: представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия.

Отобрать познавательный материал для изучения с учетом его значимости и в соответствии с возможностями детей — дело весьма непростое. Содержание обучения, т.е. программа по формированию элементов математики, отрабатывалось на протяжении многих лет. В последние 50 лет этот процесс осуществлялся на базе экспериментальных исследований (А.М.Леушина, В.В.Данилова, Т.В.Тарунтаева, Р.Л.Березина, Г.А.Корнеева, Н.И.Непомнящая и др.).

Под содержанием обучения понимаются объем и характер знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе организации разных видов деятельности.

Анализ различных (вариативных) программ по математике в детском саду позволяет заключить, что основным в их содержании является достаточно разнообразный круг представлений и понятий: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета и геометрические фигуры; представления и понятия о пространстве (направление, расстояние, взаимное расположение предметов в пространстве) и времени (единицы измерения времени, некоторые его особенности).

При этом важно подчеркнуть, что каждое математическое понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Разные математические понятия тесно связаны между собой. Так, в работе с детьми четвертого года жизни основное внимание уделяется формированию знаний о множестве. Дети учатся сравнивать «контрастные» и «смежные» множества (много и один; больше (меньше) на один). В дальнейшем, в группах пятого, шестого, седьмого годов жизни, знания о множестве углубляются: дети сравнивают множество элементов, по количеству составляющих, делят множество на подмножества, устанавливая зависимости между целым и его частями, и т.п.

На основе представлений о множестве у детей формируются представления и понятия о числах и величинах и т.д. Усваивая понятия о числах, ребенок учится абстрагировать количественные отношения от всех других особенностей элементов множества (величина, цвет, форма). Это требует от ребенка умения выделять отдельные свойства предметов, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование понятий о величине тесно связано с развитием у детей числовых представлений. Сформированность оценок величины, знаний о числе позитивно влияет на формирование знаний о форме предметов (у квадрата 4 стороны, все стороны равны, а у прямоугольника — только противоположные и т.д.).

Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания конкретных предметов или практического оперирования ими.

В период дошкольного детства, как отмечают Н.Н.Поддьяков, А.А.Столяр и другие, имеется достаточно обширная область «предпонятийных», «житейских» понятий. Содержание «житейских» понятий очень расплывчато, диффузно, оно охватывает самые различные формы, предшествующие настоящим понятиям. Тем не менее «житейские понятия» важны для математического развития ребенка.

Специфическая особенность «житейских понятий» такова, что они построены на основе обобщения признаков предметов, существенных с точки зрения каких-либо нужд человека, выполнения им различных видов практической деятельности.

Интересные данные в этом плане были получены З.М.Богуславской, изучавшей особенности формирования обобщений у детей различных дошкольных возрастов в процессе дидактической игры. У младших дошкольников познавательная деятельность была подчинена решению той или иной конкретной игровой задаче и обслуживала ее. Дети усваивали лишь те сообщаемые им сведения, которые были необходимы для достижения определенного практического эффекта в игре. Усвоение знаний носило утилитарный характер. Приобретаемые знания тут же применялись для выполнения заданной группировки картинок.

У старших дошкольников познавательная деятельность в процессе дидактических игр выходила за рамки лишь непосредственного обслуживания практических задач, теряя сугубо эмпирический характер, и выступала уже в форме развернутой содержательной деятельности с характерными специфическими способами осуществления. В результате формируемые у детей представления и понятия достаточно полно и адекватно отражали определенный круг явлений.

Другим направлением в обучении дошкольников математике является ознакомление их с рядом математических зависимостей и отношений. Например, дети осознают некоторые отношения между предметными множествами (равночисленность — неравночисленность), отношение порядка в натуральном ряду, временные отношения; зависимости между свойствами геометрических фигур, между величиной, мерой и результатом измерения и др.

   Особо следует выделить требования к формированию у детей определенных математических действий: накладывание, прикладывание, пересчитывание, отсчитывание, измерение и т.д. Именно овладение действиями оказывает наибольшее влияние на развитие.

В методике выделяются две группы математических действий:

основные: счет, измерение, вычисления;

дополнительные: пропедевтические, сконструированные в дидактических целях; практическое сравнение, наложение, приложение (А.МЛеушина); уравнивание и комплектование; сопоставление (В.В. Давыдов, Н.И.Непомнящая).

 Можно сказать, что содержание «предматематической» подготовки в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются: спецификой математических понятий; традициями в обучении дошкольников; требованиями современной школы к математическому развитию детей.

Учебный материал должен быть запрограммирован так, чтобы на основе уже усвоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые в свою очередь будут выступать предпосылкой становления сложных знаний и умений, и т.д.

    В процессе обучения наряду с формированием у детей практических действий должны формироваться также познавательные (умственные) действия, которыми без помощи взрослых ребенок овладеть не может. Именно умственным действиям принадлежит ведущая роль, так как объектом познания в математике являются скрытые количественные отношения, алгоритмы, взаимосвязи.

    Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);

        Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение и развитие детей с помощью логических игр.

В этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А. А Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры, и повседневной жизни.

А такие педагоги как А.А.Смоленцева, О.В. Пустовойт А.А. Столяр предлагают игровые упражнения, основанные на применении универсального дидактического материала – логических блоков Дьенеша.

Подбор и описание игр с логическими блоками осуществлены учеными-педагогами – Е.А.Носовой, Г.Н. Скобелевым, Р.Л. Непомнящей. Авторы-составители считают такие игры важным компонентом умственного развития ребенка.

Резюмируя сказанное, можно сказать, что ребёнка должны окружать игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, и относятся  логические блоки Дьенеша, а так же модели.

В последние годы вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекают все больше внимание. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышением эффективности подготовки ребенка к обучению в школе. Единым основанием для процесса обучения дошкольника. Так и школьника выступает теория Л.С.Выготского о роли обучения в развитии ребенка. Он считал, что самое существенное в развитии человека - это становление его сознания. Именно оно характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя. Сознание человека - особая структура высших психических функций, таких, как восприятие, память, воображение, мышление. У человека они носят опосредованный характер. Основными средствами их формирования выступают прежде всего слова, понятия, которые стоят между человеком и миром и являются средствами открытия наиболее существенных его сторон.

Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения занятий, где задачи развития математических представлений решались бы посредством использования дидактической игры, а в частности применение логических блоков. Также этот подход в математическом развитии является актуальным, новым.

И так, анализируя особенности формирования  математических  представлений детей данного возраста, я пришла к выводу, что именно применение блоков Дьенеша в различных видах учебной и вне учебной деятельности, т.е. введение фрагментов манипуляций с блоками во все виды игровой деятельности, является наиболее адаптированным методом, отвечающим и современным требованиям педагогических технологий и интересам гармоничного развития детской личности.

1.3 Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, надо помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый).  Можно использовать и другие цвета и формы, а также более двух характеристик величины (большой, средний, маленький, очень маленький) и толщины. Однако всегда важно ориентироваться на возможности детей, их внутреннюю готовность принять более сложные задачи.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». в играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), а значит являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Также, логические блоки Дьенеша дают возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Так же дети овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Наряду с логическими блоками можно применять карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у  детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и  декодировать информацию о них.  Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки в отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

С логическими блоками дети могут выполнять различные действия: выкладывать, менять местами, убирать, прятать, искать, делить между «поссорившимися» игрушками и т.д., а походу действий рассуждать. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

Очень важно в обучении  использование моделей и схем, так как дошкольный возраст - период образных форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период - образные: сенсорные эталоны, символы, знаки и прежде всего, это различные наглядные модели, схемы и т. д. Использование их позволяет ребенку обобщить непосредственный опыт, выделить в окружающем наиболее существенное, значимое.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Включающий в себя создание моделей и их использование. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность; облегчает открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям

Специфика обучения математике такова, что от действия с реальными множествами ребенок приходит к манипулированию сверхабстрактными для него понятиями: число, множество, количество, натуральный ряд. Их абстрактное содержание фиксируется знаками и символами. Но даже маленькие дети могут увидеть за символами реальные объекты, понять схемы.

Формирование элементарных математических представлений можно рассматривать как вид символической деятельности. Такие ее виды, как замещение, кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств, отношений, зависимостей, алгоритмов, уже пришли в детский сад (А.А.Столяр, Р.Ф.Сабалевский, Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина, Ж.Папи и др.).

Замещение, кодирование, схематизацию и моделирование можно использовать как средство решения самых разнообразных математических задач.

Замещение – это действие, для которого характерно использование индивидуальных заместителей. Дети широко применяют замещение в игровой деятельности (камешек вместо хлеба), в изобразительной деятельности (круг вместе тарелки, овал вместо туловища). В математике свои заместители – это точки, фигуры, цифры. Специальными значками обозначаются такие свойства предметов, как цвет, форма, размер, толщина. Графически можно проиллюстрировать количество, множество (кругами Эйлера – Венна). Символика используется  и для замещения отношений: равенство/неравенство, больше/меньше, порядок следования, соответствие, логическое отрицание и др.

Кодирование – воспроизведение какого-либо содержания в знаково-символической форме. Это своего рода перевод на «другой язык». А чтобы перевести текст, фразу на другой язык, надо знать «алфавит» этого языка (то есть известные ребенку заместители), а также правила сочетания «букв».

Декодирование – это выполнение обратного кодированию действия.

Таким образом, использование логических блоков способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Работа с ними помогает включить детей в активную умственную деятельность. Благодаря их использованию интеллектуальное развитие идет быстрым темпом   и   обеспечивает   высокую   степень   осознанности материала, предлагаемого детям для усвоения. А, опора на модели стимулирует самостоятельность и инициативность в познавательной деятельности.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Диагностический этап.

Задача: Выявить уровень развития элементарных математических представлений у детей старшей группы.

Была  разработана диагностическая  карта по  выявлению математических представлений детей  старшего  дошкольного   возраста:

Задания предлагались в соответствии с методическими рекомендациями по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

М.А. Васильевой,  В.В. Гербовой,  Т.С. Комаровой.    

Продиагностировано 20 детей (100%).  Анализ результатов диагностики показал:  

высокий уровень – не имел ни один ребенок;

средний уровень – 10 детей (50%);

 низкий уровень - 10 детей(50%)

Большинство детей затрудняются в умении устанавливать связи между количеством и размером частей целого, в умении сравнивать и обобщать по признакам, доказывать, обнаруживать равенство, в сравнении предметов по величине (толщина, ширина), в сравнении  геометрических фигур, в умении ориентироваться в пространстве и во времени

Приложение № 1.

Констатирующая диагностика указывает на необходимость применения  более  эффективных  средств  по формированию математических представлений у дошкольников. Поэтому  возникла  необходимость  разработать  систему  занятий  с применением  логических блоков.

2.2. Подготовительный этап.

Задача: Разработать  систему  занятий  с применением  блоков Дьенеша.

На основании данных констатирующей диагностики был составлен перспективный план работы с детьми. При составлении плана учитывала доступность материала для детей, системность, последовательность, широкое применение различных видов наглядности в виде таблиц, моделей, карточек. Отбирая методы и приёмы, использовала в основе образовательного процесса  проблемно-игровую технологию. Поэтому преимущество отдавала игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.

        Планируя систему занятий по математике, соблюдала определенную последовательность при подборе дидактических игр, учитывала  то, что для более продуктивного использования в работе игры с логическими блоками  разбиты на четыре группы:

- выявление и абстрагирование свойств;

- сравнение;

- классификация и обобщение;

- логические действия и операции.

Большинство игр и упражнений каждой группы имеют три варианта. Игры первого варианта развивают у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр второго варианта дети учатся  оперировать сразу двумя свойствами и соответственно игры третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.  Что и стало основой их применения.

Приложение 2

С целью создания оптимальных условий для формирования у дошкольников математических представлений была создана развивающая среда:

Дидактические игры систематизированы по степени сложности, включающие разнообразные дидактические средства (схемы, модели и т. д.);

Дидактические карточки – символы свойств

Модель « Неделя».

Наборное полотно: «Полянка», «Домик», «Дерево».

Организован уголок «Занимательной математики», где были подобраны игры с логическими блоками Дьенеша различной степени сложности, с помощью которых дети знакомятся с геометрическими фигурами, формой, размером; развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию.

А также другие развивающие логико-математические игры.

Такая развивающая среда в группе способствует ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений, создает возможность интеграции различных видов деятельности: поисковой, игровой, элементарно-исследовательской. Ребенок, выбрав деятельность в соответствии со своими интересами и возможностями, а также необходимый материал, вовлекается в разные виды общения (взрослый- ребенок, ребенок- ребенок).

Издавна известно, что первыми педагогами ребенка являются родители, поэтому работа по формированию элементарных математических представлений проводилась с привлечением родителей.

Для этого провела анкетирование родителей, с целью, выявить  интерес родителей к развивающим играм с математическим содержанием, стремление и желание участвовать в игровой деятельности совместно с детьми в условиях семьи.

При анализе анкет были получены следующие результаты: 15% родителей придают значение формированию математических представлений с помощью развивающих игр; 85% родителей не придают значения математическим развивающим играм.  Почти все родители покупают развивающие игры, но это в основном игры направленные на развитие  знаний об окружающем мире. На развитие логики игр приобретается меньше, так как они требуют уделять больше внимания и помощи детям.

Для того чтобы, заинтересовать родителей, показать важность игр развивающих логику детей,  на родительском собрании познакомила их с  логическими блоками Дьенеша. Рассказала о значении формирования математических представлений при подготовке детей к школе. Подготовила консультации «Логика по Дьенешу», «Логические игры - как средство умственного развития детей». Тем самым подвела родителей к необходимости принимать активное участие в развитии у детей  математических представлений,  логического мышления.

Приложение 3

2.3. Формирующий этап.

Задача: Провести работу  по формированию элементарных  математических представлений у детей  с  применением блоков  Дьенеша;

Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из основ самой науки, её первоначальных, основополагающих понятий. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному, чтобы помочь детям эффективнее усвоить элементарные математические представления.

 Как уже было раннее сказано, использование игр с логическими блоками  способствует лучшему развитию математических и других способностей детей, но формы  их применения предлагаются  в основном  в совместной и самостоятельной игровой деятельности, или на занятиях, но бессистемно.  Между тем логические блоки являются универсальным, нестандартным дидактическим средством, который можно применять на многих занятиях по формированию элементарных математических представлений, соблюдая последовательность и учитывая особенности возраста детей и уровень их развития.

Осознавая важность темы,  считаю, что применение логических блоков на занятиях по математике должны осуществляться в строгой системе и последовательности,

Для достижения поставленной цели  работа  разделена на 4 блока, а именно:

1 блок. (Ознакомительный)  

Первое знакомство с геометрическими фигурами (блоками) Дьенеша провела в виде сюрпризного момента (из опыта М. Фидлер), сказав детям, что пришла посылка от Незнайки с кубиками, каких у них еще не было. Дети с удовольствием гадали, что это за игра и как с ней играть. Таким образом, сразу вызвала интерес к данному пособию.        

  В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами, прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставила детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Далее в процессе разнообразных действий с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. И уже в целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков предложила им следующие игры-задания:

- найти такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

- найти не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);

- найти синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные и т. п.);

- назвать, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

             Для формирования умений составлять сложные фигуры, предлагала детям выкладывать из геометрических фигур Дьенеша различные узоры и предметы (домики, машины, башни, скворечники и т.п.), а для упражнения в счете просила детей сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.  В процессе постройки дети убеждались, что во всем комплекте нет двух совершенно одинаковых фигур. Некоторым детям сначала было трудно строить из неодинаковых фигур, но постепенно они стали находить выход. Так, например, при постройке автомобиля можно получить второе большое толстое красное колесо путем соединения двух тонких колес той же величины, одно из которых красное и кладется сверху.

         Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать их по свойствам (по одному, по двум, по трем) объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

2 блок. ( Задания, направленные на формирование  умений анализировать и абстрагировать  свойства  фигур).

После самостоятельного знакомства детей с блоками перешла к играм и упражнениям, применяя их сначала на занятиях в качестве  обучающего средства, а затем в совместной и самостоятельной деятельности для закрепления.

        Провела занятие, целью которого было научить детей называть одно-два свойства предмета (цвет, форму). Закрепила данную задачу в играх: «Найди клад», «Найди свой домик», «Дружат-не дружат»

             Здесь стали уместны простые игры и упражнения, направленные освоение свойств  предметов  или  фигур, путем  анализа  формы, цвета, размера, толщины. Сначала предлагала самые простые игры:

"Цепочка"

От произвольно выбранной фигуры  построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.); чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;  чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

        На занятии предлагала детям нарисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.

"Второй ряд"

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

"Домино"

Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:  фигурами другого цвета (формы, размера);  фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, к другой формы;  фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);  такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);  ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

"Раздели фигуры"

Предлагала детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предлогала им ответить на вопросы:- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). А у зайки? (Все не красные).

 Просила детей разделить фигуры по-другому:

чтобы у мишки оказались все круглые;

чтобы зайцу достались все большие;

чтобы зайцу достались все желтые и т.д.

Более сложный вариант этой игры: Разделить фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные). Предлагала другие варианты заданий. Разделить фигуры так, чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие; мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные; у мишки оказались некруглые, а у зайки-все желтые.

Наконец, более трудный вариант игры "Раздели фигуры". Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки все большие. Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие). Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, некруглые). Скажите, какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые). Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие). Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые). Незнайке с Чебурашкой? (Большие, желтые, некруглые). Какие фигуры подошли всем трем персонажам? (Круглые, желтые, большие). А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые). К этой игре вместе с детьми придумывали новые задания.

        Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили признаки геометрических фигур, на одном из занятий дети познакомились с карточками-символами свойств (коды), на которых графически изображен признак, предложенные  польским профессором Семадени.

        Так цвет обозначается пятном. Величина - силуэтом домика (большой, маленький). Форма - соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). Толщина - условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Рассматривая карточки с детьми, уточняла, какие свойства обозначены на них. Рассматривали с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называли имя каждого блока. Затем предлагала новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.

        Игровые упражнения проводила так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовала карточку с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Дети заполняют остальные клетки блоками соответствующего свойства. Игра называется "Все в ряд".

        После освоения этих умений стала давать задания  на  совершенствование приобретенных  понятий. Теперь дети будут самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Предлагала такие игры: "Кто быстрее соберет блоки!", "Поручения", "Заселим домики", "Кто быстрее спрячет". Домики заселяются желтыми жильцами - блоками, либо квадратными. В другой игре предлагается спрятать все красные блоки; толстые блоки... "На свое место". Например: "Кто быстрее всех соберет все красные блоки", " поручается собрать все круглые блоки", "Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч..."

        Следила, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Важно, чтобы все блоки в данных играх были в поле зрения детей, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи.

        В последующих заданиях усложняла задачу и развивала умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность.  Для этого блоки убирала в коробку или под салфетку и использовала игровые образы Мышки (игра "Мышки-норушки") это помогает заинтересовать детей в отборе блоков - "запасов на зиму" в норку (коробку), выбирая по слову ведущего, либо красные, либо круглые.  

         С помощью карточек – символов свойств дети научились характеризовать признаки определенных геометрических фигур. Для детей это было что-то совершенно новое. Они были удивлены тем, что могут «прочитать», какой является выбранная геометрическая фигура. В словаре детей появляются такие определения: "...это красный, большой, круглый, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки". Далее научила детей «диктовать», «записывать» признаки геометрических фигур. В свободной деятельности дети самостоятельно «записывали» признаки фигур, для этого они рисовали таблицы.

         Таким образом, дети научились свободно пользоваться кодом. Это позволило подвести детей к пониманию отрицания свойств и ввести знак отрицания «не».

3 блок.  (Развитие  логики)  

        В  этом  блоке задания  и  упражнения  направила на формирование представлений о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);  на развитие пространственных представлений;  на развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач.

        Сочетание знака кода и отрицания «не», связанно с различной степенью сложности его раскодирования. Поэтому, последовательно вводила знаки отрицания свойств «большой» - «маленький», «толстый» - «тонкий».  

        А вот использование знаков отрицания с признаком цвета особенно сложен, так как в этом случае возможны две, альтернативы: если например, не красный, то может быть как желтый, так и синий. Чтобы подвести детей сделать логический вывод, а значить уметь логически мыслить обогатила набор карточек знаками отрицания каждого из трех цветов. При таком усложненном варианте уже недостаточно просто выразить словами значение карточки со знаком отрицания определенного цвета, например «не красный», ведь это может быть или желтый, или синий цвет. Так подвела детей к выводу, что надо использовать вопрос: не желтый ли? Если ответ на этот вопрос отрицателен, то определяемая геометрическая фигура является синей: ведь если она не красная и не желтая, то она может быть, только синей. Это уже типичный логический вывод. Этот процесс требовал большой сосредоточенности внимания  при выборе карточки и прочитывании их. Аналогично вводила отрицание формы, но с учетом наличия четырех видов геометрических форм. Здесь детям приходилось сталкиваться уже с тремя альтернативами, требовалось задать уже не один вопрос, а несколько, чтобы уточнить форму геометрической фигуры. Такие игры и упражнения полезны и познавательны. Они способствуют выработке умения правильно определять признаки геометрических фигур и пользоваться кодом. Знаки отрицания закрепляла в различных играх. Для этого были изготовлены карточки, модели и кубики с изображением всех свойств.

        И так, постепенно учила детей сначала выявлять, выделять и называть свойства предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства. (Игры: «Найди клад», «Угадай-ка»).  Затем развивала устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, с помощью таких игр: «Помоги муравьишкам» и др. Чтобы дети не теряли интерес к игровой задаче, для усвоения которой, требуется длительное время, предлагала им разные мотивации, а при повторении упражнения меняла уже игровую задачу.

        Далее учила детей при выделении свойства в предметах, абстрагировать (выделять) эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) игра «Автотрасса». Здесь уместно было ввести таблицы с правилами построения. Такие упражнения организовывала по-разному: все дети строят одну дорожку; участники разбиваются на пары, и каждая пара строит свою дорожку; каждый ребенок строит отдельную дорожку. Сначала дети строили дорожки по готовым правилам, потом придумывали их сами. Постепенно усложняла задачи, например: для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства фигур, затем требуют учета трех свойств – цвета, размера, формы. Побуждала детей к самостоятельному составлению новых правил, игровых задач,  поощряла проявление активности и творчества.

        Такие же принципы постепенного усложнения применяла, когда учила детей строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»), при развитии способностей к анализу, абстрагированию. Для закрепления этих задач применяла игры «Необычные фигуры», «Построй дом» и другие. Применение   блоков Дьенеша  способствовало, освоению  детьми дней недели и их последовательность, развитию   умений  у   детей составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями (игра «Третий лишний»).

        Итак, в результате дети научились выделять в предметах от одного до четырех различных свойств, абстрагировать одни от других, называть их. Получили первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоили умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизились к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

 4 блок. В данном блоке продолжала развивать познавательные процессы, мыслительные операции: развивать умение производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить правильные высказывания, свободные рассуждения, и  применение  полученных  знаний в  кодировании и декодировании в  другой ситуации. Продолжала учить обосновывать правомерность или ошибочность своих действий. Совершенствовать умение использовать модели. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

        Для того чтобы развивать у детей умения классифицировать включала  в занятия такие игры как:  «Где чей гараж», «Засели домики», «Волшебное дерево». А для того, чтобы научить анализировать, сравнивать и обобщать – игры «У кого в гостях?», «Рассели жильцов». При этом сначала дети осваивали умение классифицировать и обобщать предметы по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным. Дети постепенно перешли от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.

        Чтобы научить детей разбивать множества на классы по совместимым свойствам на занятиях применяла игры развивающие умения производить логические операции,  рассуждать: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?».

Наиболее сложные задачи - это задачи на разбиение по двум свойствам. Детям предлагала разделить блоки между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть не красные и не круглые. Таким образом, дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и не красные вне этого пространства.

Затем стала  использовать более сложные игры, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводила аналогично предыдущим.

Интересным вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке детей к подобным играм сначала формировала у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Для этого положила на пол обруч, обвела указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавила, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Задавала вопрос, где сидят дети (внутри или вне обруча). Затем предлагала одному ребенку стать внутри обруча. Все это повторяла с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала - замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри или вне этой линии.

Перед проведением игры с двумя обручами провела следующую подготовительную работу: показала детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и расположила их на полу. Выясняли, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей. Затем одному ребенку предложила стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей. Для подготовки к игре с тремя обручами, прежде всего, выяснила, как расположена каждая из областей по отношению к трем обручам. Наряду с обручами использовала и игры с овалами.

С помощью игр с обручами и овалами формировала  умение детей классифицировать блоки по двум – четырем признакам с использованием кодов и без них. Определяли области пересечения. Развивала логическое мышление, внимание.

                Развитие познавательных процессов и мыслительных операций это длительный процесс, который найдет преемственность и в последующей работе с детьми еще в старшей группе и далее в  подготовительной группе.

Необходимо отметить, что большое внимание  уделялось сотрудничеству с родителями. Для этого провела консультацию-практикум «Учимся, играя»,  подготовила консультации в печатном виде «Наши любимые игры с логическими фигурами», «Как развивать  логическое мышление ребенка-будущего ученика», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». Чем расширила знания родителей, вооружила их конкретными методами и приемами игры с детьми. В результате родители совместно с детьми создавали модели, схемы, помогали в изготовлении игр и пособий, активно принимали участие в пополнении уголка «Занимательная математика» различным материалом.  Совместно с родителями решение задач по формированию математических представлений дало хорошие результаты и приблизило их к жизни группы.

        Так же, считаю, необходимым познакомить коллег с данной работой, для создания единого образовательного пространства.

2.4. Заключительный  этап.

   Контрольная  диагностика

Задача: Определить  эффективность использования блоков Дьенеша в  формировании у детей знаний  по элементарным математическим представлениям. Определить перспективу дальнейшей работы

          На заключительном этапе для определения эффективности педагогических воздействий и разработанной системы по использованию блоков Дьенеша была проведена контрольная диагностика, которая показала:

высокий уровень – 4 ребенка (20%)

средний уровень – 15 детей (75%);

низкий уровень –  1 ребенок (5%)

Дети научились: выделять свойства предметов (цвет, форму, размер и толщину), составлять множества из разных по качеству элементов, выделять различные части из множества и объединять их в конечное целое множество. Поэлементно сравнивать количества предметов в группах и отдельных частей множеств. Устанавливать зависимости между целым множеством и его частями. Называть и распознавать геометрические фигуры в предметах окружающего мира, сравнивать геометрические фигуры.  Ориентироваться в пространстве, во времени. Кроме того у детей  повысился уровень мыслительной и речевой деятельности;  дети стали более активными и раскрепощенными в самостоятельной деятельности.

Анализируя результаты  диагностики по элементарным математическим представлениям  детей старшей группы, стало ясно, что системное  применение  логических блоков Дьенеша привело к заметному росту качества  усвоения  детьми  знаний,  умений, навыков по  данному  направлению. А значит, в этом направлении и состоит дальнейшее построение работы.

Приложение 1

Вывод.

        Таким образом, системное применение логических блоков способствует эффективному и качественному  формированию математических представлений дошкольников и дает ощутимые положительные результаты. Что требует дальнейшего применения логических блоков  на последующем этапе развития детей и подготовке их к школьному обучению.

Применение в дальнейшем логических блоков позволит детям успешно овладеть основами математики и информатики.

        Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение.

Используемая  литература

 1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество. – М.: Просвещение, 1984.-64с.

2. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /под ред. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.- 80 с.

3. Заводнова Н.В. «Развитие логики и речи у детей» Ростов-на-Дону» 2005г.- 240ст.

4. Касабуиский Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

5. Михайлова 3.А, Иоффе Э.Н. «Математика от трех до семи», «Детство-пресс», Санкт-Петербург - 2001г.

6. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте (из сб. "Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду", Л.,1990).

7. Носова Е.А.,  Непомнящая Р.Л. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание; "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000 г.

8. Панова Е.Н, «Дидактические игры - занятия в ДОУ», ТЦ  «Учитель» - 2006г.

 9. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., "Просвещение", 1981. – 159 с.

10.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /Под ред.А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988, гл. 3.17/.

11. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-272с.

12. Дошкольная педагогика Июль-Август 2003г. Михайлова З.А. «Логико-математические игры для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша.

Занятие 1.Программное содержание.- Формирование умения различать предметы по форме и называть их: круг, квадрат, кирпичик.- Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал.Чудес...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...