: «Сказочное путешествие с блоками Дьенеша»
методическая разработка по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Сказочное путешествие с блоками Дьенеша»
Цель: познакомить детей с логическими блоками Дьенеша, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру; использовать блоки в дидактических играх.
Задачи:
Образовательные: формировать умение различать и называть геометрические фигуры по форме (круг, квадрат, треугольник, цвету (красный, синий, жёлтый) и величине (большой, маленький); способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивающие: развивать умение сравнивать предметы по одному свойству (цвету или форме); развивать умение классифицировать фигуры по форме и цвету; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные: воспитывать умение выполнять действия по инструкции; воспитывать отзывчивость и взаимную поддержку; способствовать формированию интереса к познанию.
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП).
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных подвижно- дидактических, развивающих играх; проявляет положительные эмоции при физической активности; умеет работать в группе.
Материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша; карточки-билеты с изображением геометрических фигур; магнитная доска; картинки с изображением домика, навесных замков, улея с пчёлами; игрушки – зайчик и медвежонок; цветы из картона; ведёрки 3-х цветов (красное, синее и жёлтое); обручи 3-х цветов (красный, синий и желтый); карточки для работы с блоками Дьенеша с изображением животных (по количеству подгрупп); музыкальный центр.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
(Дети входят в группу под красивую музыку).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я вижу, вы красивые и нарядные, скажите, а настроение у вас сегодня хорошее? Давайте знакомиться, меня зовут Ирина Григорьевна. У меня для вас есть сюрприз.
Сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте присядем на ковёр и посмотрим, что же находится внутри этой посылки?
(Воспитатель распаковывает посылку и достаёт блоки Дьенеша).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое?
Дети: Это фигуры! (Другие ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это геометрические фигуры, а все вместе они называются Блоки Дьенеша. Ребята, они одинаковые?
Дети:Нет! Они разные. (Дети рассматривают фигуры и отвечают).
Желтые, красные, синие! Большие, маленькие! Толстые, тонкие!
Воспитатель: Ребята, найдите красные фигуры. Покажите желтые фигуры. А теперь возьмите синие фигуры. Стёпа, какого цвета у тебя, фигура? Как она называется? А у тебя, Катя? Положите фигуры в кучку.
Ребята, покажите мне круг! (Дети показывают).
А теперь найдите мне пожалуйста все круги синего цвета.
Красного? Желтого?
Сегодня, с помощью этих блоков, мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Вы любите сказки? Возможно, во время путешествия кому-то понадобится наша помощь, вы согласны помочь обитателям сказочного леса?
Дети: отвечают на вопрос.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в наше путешествие на поезде (поезд из стульчиков, на спинках которых приклеены фигуры). Чтобы сесть на поезд нужны билеты (билетами служат блоки Дьенеша). Я раздам всем билеты. Чтобы занять свое место, вам нужно найти фигуру такого же цвета, размера и формы. Будьте внимательны! (воспитатель тоже берет билет и создает проблемную ситуацию: занимает чужое место, пассажиры помогают разобраться и разрешить конфликт).
Дети рассаживаются, едут, воспитатель читает стихотворение. (Звучит музыка)
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз.
Дым пуская на лету,
Паровоз гудит: ту-ту! (Т. Второва)
Воспитатель: Вот и приехали мы в сказочный лес! Ой, смотрите, а кто это? (Стоит теремок, рядом сидит зайчик (игрушечный) и плачет. Перед теремком на полу в обручах лежат три замка, на каждом из которых лежат по три фигуры, отличающихся одним признаком: два желтых квадрата и один синий, два красных треугольника и один красный круг, два синих больших круга и один маленький синий круг). Ребята, спросите, что случилось?
Дети спрашивают.
Зайчик: Лиса закрыла мой дом на замок, а сама убежала, и теперь я не могу в него попасть…
Воспитатель: Давайте поможем Зайчику открыть дверь?
Д/игра «Замочки».
Воспитатель:Чтобы помочь Зайчику открыть дверь, мы должны открыть эти замки. Что лежит на замках? (фигуры). Замок откроется лишь тогда, когда мы найдем лишнюю фигуру!
Дети находят лишнюю фигуру и объясняют, почему. Например, все фигуры желтые, а одна синяя.
Воспитатель: Молодцы! Мы открыли все замки! И помогли зайчику. А теперь мы немного поиграем с зайчиком и отправимся дальше.
Проводится физминутка «Зайка беленький».
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот, так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайка холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку Мишка напугал
Зайка прыг и ускакал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, маленький Мишутка. Только он тоже почему-то грустный. А грустный он, потому что проголодался. А какое лакомство любят медведи?
Дети: Отвечают на вопрос.
Воспитатель: Конечно, мёд!
Дидактическая игра «На полянке» (набор блоков, разноцветные цветы)
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на поляну, на которой много цветов. Здесь пчёлы собирают нектар, из которого потом делают сладкий мёд. Но посмотрите, здесь очень много цветов, пчёлы не успевают собрать весь нектар, давайте поможем пчелам его собрать в ведёрки нужного цвета. Тогда они угостят нашего мишку сладким мёдом.
Дети определяют, что каждое ведёрко имеет свой цвет, значит, пчёлы делят нектар по цвету. Они собирают нектар (блоки) по цвету в три разных ведёрка (красное, желтое и синее). Фоном звучит музыка.
Воспитатель: Молодцы, мы помогли пчёлам собрать нектар. И теперь они угостят Мишутку сладким мёдом. Ребята, но у нашего Мишутки почти нет друзей, и ему бывает не с кем поиграть. У меня есть карточки с изображением разных животных. Сейчас мы разделимся на две группы и из наших волшебных блоков соберём для мишки новых друзей.
Дети выкладывают фигуры на карточки. Воспитатель с Мишкой подходит к детям и спрашивает у кого какое животное, какого цвета ушки, какой формы голова, хвостик и т. д.
Воспитатель: Ребята, как много друзей появилось у Мишутки! Спасибо вам, теперь ему будет с кем поиграть!
Вот и подошло к концу наше приключение! Нам с вами нужно вернуться из сказки в детский сад. Давайте зажмурим глазки, повернёмся вокруг себя (звучит сказочная музыка, а теперь похлопайте в ладоши и улыбнитесь друг другу! Вам понравилось в сказке? Кого мы там встретили? А что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизнера) « Путешествие в сказочную страну»
Конспект НОД создан на основе знаний и умений детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ....
Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Сказочное путешествие» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Сказочное путешествие» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Тема: «Путешествие в сказочную страну»
ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе,с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.Тема: «Путешествие в сказочную страну»...
Конспект занятия в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша. Тема «Путешествие в сказочный Солнечный город»
С помощью блоков Дьнеша дети проявляют умение выявлять свойства предметов, называть их, обозначать и обобщать, группировать по основным признакам. Тема «Путешествие в сказочный Солнечный го...
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по блокам Дьенеша в старшей группе "Путешествие в сказочный лес"
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Содержание занятия позволяет осуществлять такое познание детьми не в форме понятий, а в на...
Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша Тема «Путешествие в сказочный Солнечный город»
Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков ДьенешаТема «Путешествие в сказочный Солнечный город»Цель: создание условий для развития познавательных, творч...
Открытое занятие по теме: «Сказочное путешествие с блоками Дьенеша» в младшей группе
(по количеству подгрупп); музыкальный центр.Ход непосредственно-образовательной деятельности(Дети входят в группу под красивую музыку).Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я вижу, вы красивые и нар...