Статья "Использование палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша в формировании математической грамотности у детей среднего дошкольного возраста".
статья по математике (средняя группа)
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki_kyuzinera_i_bloki_denesha.docx | 396.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша в формировании математической грамотности у детей среднего дошкольного возраста
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.
Математическая грамотность дошкольника – способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать математическую функциональную грамотность дошкольника. Обучение математике должно происходить в игровой форме, атмосфере доброжелательности и поддержки ребёнка в поиске правильного решения поставленной задачи.
Итак, дошкольная математическая подготовка, ориентирована на формирование счетных умений, развитие познавательных интересов воспитанников, а также развивает механическую память, которая и так достаточно хорошо развита у дошкольников.
Формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игровые пособия: логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому со средней группы мы начали знакомить детей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».
В результате анализа литературных источников, были выбраны пособия с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера. В отличие от традиционных дидактических игр логические блоки и счетные палочки дают детям возможность к моделированию свойств блоков, их замещению, осваиванию операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков. При построении числовой лесенки, дети получают практический опыт сравнения по величине, знакомятся со свойствами величины: относительностью; могут использовать сравнение, сопоставление, упорядочивания как способа познания.
Блоки Дьенеша.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Логический материал представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
а) формой (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) цветом (красный, синий, желтый);
в) размером (большой, маленький);
г) толщиной (толстый, тонкий).
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
Знакомство с блоками Дьенеша.
В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.
Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Наряду с логическими блоками мы применяем карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Предлагаю вашему вниманию игры для детей среднего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи:
-Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «Найди клад»
Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Дидактическая игра «Заселим в домики»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков
Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
На более поздних этапах работы с блоками Дьенеша мы стали включать в НОД по РЭМП задания, которые предполагают групповую, подрупповую форму работы с детьми, что позволяет развитию навыка работы сообща, умения договориться, а так же даёт возможность взаимного обучения детей.
Блоки Дьенеша используются не только на занятиях, но и в индивидуальной работе с детьми.
Каких результатов мы добились в работе с блоками Дьенеша:
1. Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.
2. У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.
3. Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.
4.Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи.
5.У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей среднего возраста.
Наряду с блоками Дьенеша, в систему игровых упражнений для развития элементарных математических представлений включаются и другие методики – палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они воспринимают палочки Кьюзинера в качестве игрового материала и не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют ещё и ряд других областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение.
Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.
Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.
Палочки Кюизенера идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться:
-различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху);
-осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура» и т. д.)
-осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;
-освоить навыки – сложение и вычитание;
-с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.
В процессе игры дети тренируют навыки счета, конструктивные способности, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику и речь.
Одно из главных преимуществ данного пособия является то, что оно подходит для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Для самых маленьких – это занимательный игровой материал, детям старше они помогут в освоении законов математики.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Опыт работы с палочками Кюизенера:
1. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот.
2. Выложите две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы и проверьте.
3. Построить двустороннюю лесенку с направлениями снизу вверх и сверху вниз, затем назвать «ступеньки» и посчитать их по порядку.
Развивающая игра "Сказка открывается"
Цель: формирование умения соотносить цвет палочки с её числовым значением, освоение операции "декодирование"
Дидактическая игра "Выложи из палочек"
Посуда
Цель: формирование умения выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру; развитие аналитических способностей
Игровое упражнение «Найди колпачок для гномиков»
Цель: упражнять детей в подборе палочки (полоски) нужного цвета и числового значения согласно словесному указанию взрослого; подвести к пониманию, что у каждого числа есть свой цвет; формировать навыки самоконтроля.
Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).
Игровые действия: педагог знакомит детей с «гномиками» (белые палочки), сообщает, что им очень не нравится быть одним, они любят совместные игры, поэтому ребятам нужно сгруппировать их по 2, 3, 4 и 5. Затем воспитатель предлагает подобрать каждой группе «гномиков» колпачок — палочку, равную по длине составленным вместе белым палочкам.
Результат работы с палочками Кюизенера:
1. Дети освоили эталоны цвета.
2. Отношения по длине, высоте.
3. Свободно ориентируются по числовому ряду до 5.
4. Успешно научились моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине.
5. Появился интерес к новым математическим играм.
Палочки Кьюзинера, так же как и блоки Дьенеша, используются не только на НОД, но и в индвидуальной работе с детьми.
Небольшие затруднения вызвало у детей умение пояснять свои действия при выполнении заданий. Не смогли достичь высоких результатов дети, недавно поступившие и мало посещавшие детский сад.
Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке
В перспективе на будующее мы будем усложнять задания, игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера. Дети, продолжая работу с данными играми, расширят свои знания по математике, закрепят некоторые математические операции и познакомятся с новыми, будут лучше подготовлены к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
План по самообразованию для педагога....
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста...
«Формирование математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Сообщение из опыта работы...
Педагогический исследовательский проект "Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме"
Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образователной деятельности в ДОУ возрастных особенностей детей 4-5 лет.Блоки Дьенеша - это универсальный дидактич...