Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
проект (средняя группа)
«Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bloki_denesha_gotov.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
городского округа город Шарья Костромской области
Педагогический исследовательский проект педагога
Тема: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
Автор проекта:
Воспитатель: Огаркова Г.Г.
г. Шарья, 2020 г.
Логика — это искусство
приходить к непредсказуемому выводу.
Сэмюэл Джонсон
Пояснительная записка:
Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно -образовательного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Название проекта: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме».
Проблема: дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.
Обоснование проблемы:
Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Руководитель проекта: воспитатель Огаркова Г.Г.
Срок реализации проекта: сентябрь 2020 года – май 2021года.
Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный.
Актуальность:
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение.
Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.
Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.
Задачи проекта для детей:
- Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);
- Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
- Воспитывать умение рассуждать логически.
Задачи для педагогов:
- Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;
- Повышать педагогическую грамотность;
- Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.
Задачи для родителей:
- Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.
- Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;
Основные принципы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с
продолжительностью не более 20 минут.
Методическое обеспечение:
- «Логические блоки» Дьенеша;
- карточки с изображением символов;
- игровые поля;
- мультимедиа.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный (сентябрь 2020г - октябрь 2020г)
Мониторинг знаний детей по ФЭМП
Определение цели и задач проекта, участников проекта.
Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.
Проведение ознакомительного занятия.
Предполагаемый результат.
Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.
2 этап. Основной (октябрь 2020г – май 2021г)
Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего
дошкольного возраста (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий,
проводимых с родителями детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.
1. Дидактические и развивающие игры.
2. Подвижные игры;
3.Театрализованные игры;
4. Сюжетно-ролевая игра
5. Конструирование;
6. Образовательные ситуации.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);
в) в сюжетно-ролевых играх:
- «Магазин» - деньги обозначаются блоками.
- «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.
- «Поезд» - билеты, места.
3 Этап. Заключительный (май 2021г)
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Оценка результатов работы всех участников проекта.
Сотрудничество с семьями воспитанников:
- Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
- Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
- Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.
Предполагаемый результат:
Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.
Предполагаемые результаты по проекту:
для детей:
Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.
Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.
Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
Подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».
для педагогов:
повышение профессионального уровня по проектной деятельности;
расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.
Консультация для педагогов: «Логические блоки Дьенеша» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
для родителей:
Установление эмоционального контакта с детьми.
Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.
Результат проекта.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша.
Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
Родители вместе с детьми представили очень интересные придуманные игровые упражнения, что понятно из составленного альбома «Вместе с мамой, вместе с папой»
В результате все дети знают и называют основные цвета;
- все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры;
- различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур,
- умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами,
- сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств,
- определять свойства фигур на ощупь;
- умеют декодировать информацию;
- умеют обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
Материал, используемый при проведении проекта:
Картотека дидактических игр:
Пособие «маленькие логики»
Карточки – символы
Домики для блоков
Литература:
1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»
СПб «Детство-Пресс» 2008
2. «Солнышко. Поиграем с бельчонком. Развивающие игры» Издательство:
Machaon Год издания: 2008
3. Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. СанктПетербург. ООО «Корвет» 2001 год).
На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными
палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
4. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические
игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое
пособие. 2011 г. Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в
возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
5. «Давайте поиграем» Просвещение 1991г.
«Игралочка» Москва « Баланс» «2003г.
6. « Раз-ступенька, два-ступенька…» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой ...
Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....
Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
В данном материале представлена система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша....
"Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"
Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш....
Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»
Активное изучение и внедрение технологии "Блоки Дьенеша" в образовательный процесс детей дошкольного возраста...