Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
проект (средняя группа)

Огаркова Галина Георгиевна

«Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bloki_denesha_gotov.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

городского округа город Шарья Костромской области

Педагогический исследовательский проект педагога

Тема: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

Автор проекта:

Воспитатель: Огаркова Г.Г.

        

        г. Шарья, 2020 г.

Логика — это искусство

приходить к непредсказуемому выводу.

Сэмюэл Джонсон

Пояснительная записка:

Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно -образовательного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.

Название проекта: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме».

Проблема: дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.

Обоснование проблемы:

Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Руководитель проекта: воспитатель Огаркова Г.Г.

Срок реализации проекта: сентябрь 2020 года – май 2021года.

Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития  образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение.

Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.

Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша дают возможность  детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.

Задачи проекта для детей:

  1. Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);
  4. Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  5. Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
  7. Воспитывать умение рассуждать логически.

Задачи для педагогов:

  1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;
  2. Повышать педагогическую грамотность;
  3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.

Задачи для родителей:

  1. Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.
  2. Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Основные принципы:

  1. Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  2. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  3. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  4. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
  5. Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  7. Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с

продолжительностью не более 20 минут.

Методическое обеспечение:

  • «Логические блоки» Дьенеша;
  • карточки с изображением символов;
  • игровые поля;
  • мультимедиа.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный (сентябрь 2020г - октябрь 2020г)

Мониторинг знаний детей по ФЭМП

Определение цели и задач проекта, участников проекта.

Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.

Проведение ознакомительного занятия.

Предполагаемый результат.

Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.
 2 этап. Основной (октябрь 2020г – май 2021г)

Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего

дошкольного возраста (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий,

проводимых с родителями детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.

1. Дидактические и развивающие игры.

2. Подвижные игры;

3.Театрализованные игры;

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Конструирование;

6. Образовательные ситуации.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);

в) в сюжетно-ролевых играх:

  • «Магазин» - деньги обозначаются блоками.
  • «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.
  • «Поезд» - билеты, места.

3 Этап. Заключительный (май 2021г)

  1. Обработка и оформление материалов проекта.
  2. Оценка результатов работы всех участников проекта.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

  • Изготовление папки-передвижки  «Советы родителям по организации игр с блоками» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
  • Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
  • Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей»,  индивидуальные и коллективные консультации.

Предполагаемый результат:

Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

Предполагаемые результаты по проекту:

для детей:

Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.

Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

Подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».

для педагогов:

повышение профессионального уровня по проектной деятельности;

расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.

Консультация для педагогов: «Логические блоки Дьенеша» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

для родителей:

Установление эмоционального контакта с детьми.

Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков  Дьенеша как средства развития логического мышления.

Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.

Результат проекта.

 Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.

 Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша.

 Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.

 Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.

 Родители вместе с детьми представили очень интересные придуманные игровые упражнения, что понятно из составленного альбома «Вместе с мамой, вместе с папой»

 В результате все дети знают и называют основные цвета;

  • все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры;
  • различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур,
  • умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами,
  • сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств,
  • определять свойства фигур на ощупь;
  • умеют декодировать информацию;
  • умеют обобщать объекты  одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

Материал, используемый при проведении проекта:

Картотека дидактических игр:

Пособие «маленькие логики»

Карточки – символы

Домики для блоков

Литература:

1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»

СПб «Детство-Пресс» 2008

2. «Солнышко. Поиграем с бельчонком. Развивающие игры» Издательство:

Machaon Год издания: 2008

3. Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. СанктПетербург. ООО «Корвет» 2001 год).

На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными

палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.

4. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические

игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое

пособие. 2011 г. Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в

возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

5. «Давайте поиграем» Просвещение 1991г.

«Игралочка» Москва « Баланс» «2003г.

6. « Раз-ступенька, два-ступенька…» 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»

В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой ...

Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....

Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»

В данном материале представлена система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша....

"Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"

Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш....

Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Активное изучение и внедрение технологии "Блоки Дьенеша" в образовательный процесс детей дошкольного возраста...