«Формирование математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик-семицветик»
Сообщение из опыта работы
на тему
«Формирование математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста
посредством игровой деятельности»
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Цветик-семицветик»
Марфутенко Александра Олеговна
г. Когалым,2023 г.
1 слайд | Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вам свой опыт работы на тему «Формирование математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит математике, которая играет особую роль в познавательном развитии и развитии интеллекта. |
2 слайд | Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности. Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это обусловлено рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. |
3 слайд | МАДОУ «Цветик-семицветик» является региональной инновационной площадкой по формированию функциональной грамотности. Мы реализуем инновационный проект «Успешный дошкольник», где одним из направлений является формирование математической грамотности. Цель работы по формированию математической грамотности: формирование элементарных математических представлений у детей посредством занимательного материала и дидактических игр, через решение следующих задач: |
Передо мной встал вопрос: какие приемы, методы, современные технологии использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Обучение по развитию математических представлений проводится в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка. Играя в игры с математическим содержанием, дети легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. | |
4 слайд | В своей работе по формированию предпосылок математической грамотности использую современные игровые педагогические технологии:
|
5 слайд | Использование данных технологий способствует развитию логического мышления, памяти, сообразительности, воспитанию личностных качеств детей: самостоятельности, коллективизму, инициативности, целеустремлённости. Совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально — познавательного общения, способствуют умению сотрудничать. |
6 слайд | Особо ценно то, что именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, возникновению потребности обратиться за помощью, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а главное, воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания. |
7 слайд | В процессе обучения я применяю следующие методы и приёмы :
|
8слайд | Формирование математической грамотности у детей происходит через : - Создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность. - Оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само и взаимооценку в ролевых играх. - Поисковую активность – математические задания поискового характера. - Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах. |
9 слайд | В своей работе я широко использую ИКТ –технологии. .Использование ИКТ - технологий в сочетании с традиционными методами способствуют значительному повышению эффективности обучения, формированию целостности восприятия изучаемого материала. ... Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. ... Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет мне сделать его более эффективным и решить большое количество задач. |
10,11,12 слайд | РППС. Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов, мы организовали развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательную активность детей –уголки занимательной математики (игротеки), куда помещены настольно- печатные игры, головоломки, логические задачи, лабиринты, игры с геометрическими фигурами. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, играть индивидуально, совместно с другими детьми, небольшими подгруппами или в парах. Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса, любознательности, а также качеств личности, необходимых для формирования математической грамотности и интеллектуального развития: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность. У детей воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия. Главное, что у детей формируется умение самостоятельно занять себя, научиться применять свои знания в повседневной жизни. Таким образом, игровая деятельность является средством формирования математической грамотности и способствует познавательному развитию дошкольников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Большое космическое путешествие"
развивать умение самостоятельно работать по схеме и словесному указанию,пространственное воображение и мышление, умение ориентироваться в пространстве и на бумаге,закрепить навыки прямого и обратного ...
Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности
1. Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2. Закреплять навыки измерения величины линейных предметов с помощью условной и стандартной ...
Статья "Использование палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша в формировании математической грамотности у детей среднего дошкольного возраста".
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Индивидуальный план работы по самообразованию. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как...
«Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».
laquo;Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».Слайд 2. Федеральный государственный...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...