«Формирование математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
консультация (старшая группа)

Марфутенко Александра Олеговна

Сообщение из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_vystuplenie.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Цветик-семицветик»

Сообщение из опыта работы
на тему
«Формирование математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста
посредством  игровой деятельности»

                        Подготовила: воспитатель МАДОУ «Цветик-семицветик»  

                                                     Марфутенко Александра Олеговна

г. Когалым,2023 г.

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я представляю вам свой опыт работы на тему «Формирование математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста
посредством  игровой деятельности»
.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.

Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит математике, которая играет особую роль в  познавательном развитии и развитии интеллекта.

2 слайд

Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений.

 Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество,  величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности.  

Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это обусловлено рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

3 слайд

МАДОУ «Цветик-семицветик» является региональной инновационной площадкой по формированию функциональной грамотности.

Мы реализуем инновационный проект «Успешный дошкольник», где одним из направлений является  формирование математической грамотности.

Цель работы по формированию математической грамотности: формирование элементарных математических представлений у детей посредством  занимательного  материала и дидактических игр, через решение следующих задач:
1.Создать условия для развития познавательной активности, логического мышления, внимания.
2.Способствовать формированию пространственных отношений.
3.Пополнять и обогащать словарный запас.
4.Воспитывать познавательный интерес к математике.

Передо мной встал вопрос: какие приемы, методы, современные технологии использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Обучение по развитию математических представлений проводится в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка.

Играя в игры с математическим содержанием, дети легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму.

Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. 

Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

4 слайд

В своей работе по формированию предпосылок математической грамотности использую современные  игровые педагогические технологии:

  • Технология развивающих игр Б. П. Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб»,
  • КВЕСТ-технология,
  • Проектный метод,
  • технология «Блоки Дьенеша»,
  • Палочки Кюизенера,
  • Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и др.

5 слайд

Использование данных технологий  способствует развитию логического мышления, памяти, сообразительности, воспитанию личностных качеств детей: самостоятельности, коллективизму, инициативности, целеустремлённости. Совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально — познавательного общения, способствуют умению сотрудничать.

6 слайд

Особо ценно то, что именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, возникновению потребности обратиться за помощью, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а главное, воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания.

7 слайд

В процессе обучения  я применяю следующие методы и приёмы :

  • Индивидуально-творческая деятельность;
  • Творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей);
  • Учебно-игровая деятельность;
  • Игровой тренинг.

8слайд

Формирование математической грамотности у детей происходит через :

- Создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность.

- Оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само и взаимооценку в ролевых играх.

- Поисковую активность – математические задания поискового характера.

- Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.

9 слайд

В своей работе я широко использую ИКТ –технологии.

.Использование ИКТ - технологий  в сочетании с  традиционными методами способствуют значительному повышению эффективности обучения, формированию целостности восприятия изучаемого материала. ...

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный  процесс в ДОУ и повысить его эффективность. ... 

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет мне сделать его более эффективным и решить большое количество задач.

10,11,12 слайд

РППС.

Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов, мы организовали развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательную активность детей –уголки занимательной математики (игротеки), куда помещены настольно- печатные игры, головоломки, логические задачи, лабиринты, игры с геометрическими фигурами.

Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, играть индивидуально, совместно с другими детьми, небольшими подгруппами или в парах.

Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса, любознательности, а также качеств личности, необходимых для формирования математической грамотности и интеллектуального развития: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность. У детей воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия. Главное, что у детей формируется умение самостоятельно занять себя, научиться применять свои знания в повседневной жизни.

Таким образом, игровая деятельность является средством формирования математической грамотности и способствует познавательному развитию дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Большое космическое путешествие"

развивать умение самостоятельно работать по схеме и словесному указанию,пространственное воображение и мышление, умение ориентироваться в пространстве и на бумаге,закрепить навыки прямого и обратного ...

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

Статья "Использование палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша в формировании математической грамотности у детей среднего дошкольного возраста".

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....

«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Индивидуальный план работы по самообразованию. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как...

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».

laquo;Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста  с ОВЗ».Слайд 2.         Федеральный государственный...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...