Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Название игры: «Волшебные гости – Гусеница» Количество детей: 3-5 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Знакомство с дидактическим материалом – логические блоки Дьенеша. Развивать умение находить геометрические фигуры красного цвета. |
Сюжет | Гусеница Тотошка бежал на встречу с детьми, очень опаздывал. И так торопился, что потерял все фигуры, и которых состояло его тело, кроме одной (красный круг). Тотошка просит детей найти все его части и собрать его. |
Материалы | Изображение головы гусеницы – Тотошки, набор блоков Дьенеша |
Игровая задача | Помочь собрать красную гусеницу. |
Игровые действия | Нахождение и сбор красных геометрических фигур (боков Дьенеша красного цвета) в пространстве группы, складывание гусеницы из найденных частей. |
Правила | Приносить только красные геометрические фигуры, брать только по одной, не отбирать фигуры у других детей. |
Результат | Оценивается, удалось ли найти нужные фигуры, выполнение правил игры, отмечается достижение цели и вклад каждого ребенка в ее достижение. |
Название игры: «Волшебные гости – Паровоз» Количество детей: 3-5 | |
Дидактическая задача | Знакомство с дидактическим материалом – логические блоки Дьенеша. Развивать умение находить геометрические фигуры квадратной формы. |
Сюжет | Паровозу необходимо отвезти корм на ферму, но у него не хватает вагонов. Просит помощи прицепить к паровозу вагоны. |
Материалы | Набор блоков Дьенеша, голова состава поезда. |
Игровая задача | Помочь паровозу доставить на ферму корм. |
Игровые действия | Отобрать из представленных фигур фигуры квадратной формы, выстроить последовательно вагоны за паровозом. |
Правила | Вагоны только квадратной формы. Не забирать у детей фигуры. |
Результат | Оценивается правильность выбора фигуры. Уважение к другим участникам и активность в помощи паровозу. |
Название игры: «Волшебные гости – Улитка» Количество детей: 1-2 | |
Дидактическая задача | Развивать умение подбирать фигуры по одному из признаков (цвет, форма). |
Игровая задача | Украсить улитку цветными фигурами. |
Материалы | Набор блоков Дьенеша, плоскостное изображение улитки с прорисованными деталями для достраивания тела улитки. |
Игровые действия | Раскладывать по спирали фигуры на плоскостном изображении гусеницы, сравнивать фигуры по признаку цвета и формы. |
Правила | Заполнить фигурами всю спираль, присоединять фигуру того же цвета или той же формы, ставить фигуры близко друг к другу |
Результат | Оценивается степень соблюдения правил игры, включенность в игру и активность, умение договориться с напарником. |
Название игры: «Рыбалка» Количество детей: 1-3 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Развивать умение группировать предметы по заданному цвету. |
Сюжет | Кот наловил очень много рыбы и ему нужно помочь разложить ее в правильные ведра в соответствии с цветом, чтобы унести добычу семье. |
Материалы | Кот, 2-3 ведра определенного цвета, набор блоков Дьенеша |
Игровая задача | Помочь коту собрать рыбу в ведра, чтобы он унес добычу семье. |
Игровые действия | Выбрать рыбу, определить цвет, положить ее в ведро соответствующего цвета. |
Правила | Брать по одной рыбке, соблюдать очередь, разложить все рыбки, рыбки в ведре должны быть такого же цвета, как и ведро. |
Результат | Оценивается слаженность в помощи коту, правильность выполнения задачи, желание помочь коту |
Варианты усложнения | Увеличение количества ведер, рыб, добавление рыб цвета, неподходящего ни к одному ведру. |
Название игры: «Витамины» Количество детей: 2-3 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Развивать умение группировать предметы по форме. |
Сюжет | Животные в лесу заболели, доктор Айболит прописал медведю, лисе и волку таблетки разной формой круглой, квадратной, треугольной. Доктор просит ребят помочь распределить между животными таблетки. |
Материалы | Набор блоков Дьенеша, игрушки медведя, лисы, волка |
Игровая задача | Помочь животным отобрать таблетки для лечения. |
Игровые действия | Взять фигуру, определить форму, распределить фигуры между животными. |
Правила | Распределить фигуры между животными, медведю – круглые, лисе – квадратные, волку – треугольные. |
Результат | Оценивается правильность распределения фигур между животными и знание геометрических фигур. |
Название игры: «Магазин» Количество детей: 3-5 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Развивать умение находить свойства в окружающих предметах. |
Сюжет | Педагог предлагает детям сходить в магазин, в качестве денег будут использоваться фигуры из набора. Раздаются разные фигуры разного цвета. Дети смогут купить на выбранную фигуру только предмет, в котором встречается свойство данной фигуры. |
Материалы | Набор блоков Дьенеша, предметы для покупки, обладающие свойствами фигур из набора. |
Игровая задача | Сходить в магазин за покупками. |
Игровые действия | Взять набор фигур, отправиться в магазин, выбрать предмет (предметы), который (которые) можно купить на эти фигуры. |
Правила | Можно купить только тот предмет какой формы есть фигура, нужно соблюдать очередь в магазине. |
Результат | Отмечается умение детей соотносить фигуру с формами предметов. |
Название игры: «Какую фигуру я загадала?» Количество детей: 1 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Закреплять умение выделять значимые свойства предмета (цвет форма, величина) |
Сюжет | Педагог предлагает ребенку найти спрятанный клад под одной из расположенных перед ним фигурой. Ребенок ищет клад с помощью наводящих вопросов о внешних свойствах фигур. |
Материалы | Набор блоков Дьенеша, манетка. |
Игровая задача | Найти спрятанный клад. |
Игровые действия | Задать вопрос об интересующем предмете, например: «Клад под красной фигурой?» |
Правила | Нельзя перемещать фигуры, спрашивать можно только по свойству не просто указывая на предмет. |
Результат | Отмечается умение ребенка выделять различные свойства предмета (цвет, форма, величина). |
Название игры: «Рассели жильцов» Количество детей: 1-2 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Совершенствовать умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой. |
Сюжет | У каждого предмета есть свой домик подходящий ему по форме. Педагог просит расселить предметы по домикам. |
Материалы | Набор блоков Дьенеша, предметы с ярко выраженным свойством формы (круг, квадрат, треугольник) |
Игровая задача | Расселить предметы по домикам |
Игровые действия | Выбрать предмет, определить его форму, соотнести с геометрической фигурой. |
Правила | Каждый предмет должен найти свой дом, перед тем как отправить предмет в дом, необходимо назвать его форму. |
Результат | Оценивается знание ребенка геометрических форм и умение выделить форму предмета. |
Название игры: «Собери фрукты» Количество детей: 3-4 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Развивать устойчивые связи между образом свойства предметов и карточкой символом, которая его обозначает, умения выделять нужное и абстрагировать другие свойства предмета. |
Сюжет | На прогулке педагог предлагает собрать в саду фрукты (фигуры) с определенным свойством, обозначенным на карточке (цвет, форма, цвет+форма). Перед детьми располагают обруч, в который собирают фрукты (фигуры) дети. |
Материалы | Набор блоков Дьенеша, обруч, карточки с изображением свойств (цвет, форма, цвет+форма) |
Игровая задача | Собрать фрукты |
Игровые действия | Определить свойство на карточке, отобрать фигуры с данным свойством, расположить в обруче. |
Правила | Собранные фрукты должны совпадать с определенным свойством на карточке, не мешать друг другу, собирать по одному фрукту. |
Результат | Отмечается безошибочный выбор фигур детьми. Желание помочь другому. |
Название игры: «Чудесный мешочек» Количество детей: 3-4 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Отрабатывать умение определять форму на ощупь. |
Сюжет | Педагог заранее кладет набор блоков Дьенеша в плотный мешочек и предлагает детям поиграть с мешочком, найти в мешочке нужные предметы, затем педагог выбирает одного желающего ребенка и просит найти в мешочке все круглые предметы, все треугольные блоки, все квадратные блоки. Педагог перечисляет правила: нельзя заглядывать в мешочек, можно ощупывать только одной рукой, доставать из мешочка по одной фигуре. |
Материалы | Набор блоков Дьенеша, плотный мешочек. |
Игровая задача | Угадать на ощупь фигуру. |
Игровые действия | Опустить руку в мешочек, взять в руку предмет, обследовать его, определить его форму, удостовериться в правильности ответа, вынув предмет мешочка. |
Правила | Не заглядывать в мешочек при обследовании, выбирать только один предмет, не мешать сверстникам. |
Результат | Оценивается правильность определения формы предмета и соблюдение правил игры. |
Название игры: «Построй свой домик» Количество детей: 3-4 | |
Структурный компонент | Содержание |
Дидактическая задача | Развивать умение определять форму предмета и конструировать из геометрических фигур по схеме. |
Сюжет | Педагог предлагает детям построить домики, у каждого свой, раздает схемы, где нужно накладывать фигуры. Сама из мешочка достает по одной фигуре. Детям нужно определить, какие фигуры ему нужно для того, чтобы построить дом. Увидев необходимую деталь у педагога, ребенок называет форму и забирает себе деталь. |
Материалы | Карточки схемы построения домов, набор блоков Дьенеша, мешочек. |
Игровая задача | Построить домик |
Игровые действия | Изучить схему домика, узнать и назвать необходимую фигуру, найти ей место на схеме, построить полностью дом. |
Правила | Брать фигуры только нужные для строительства своего дома, кто первый назвал форму, тот забирает фигуру, побеждает тот, кто первый правильно построит дом. |
Результат | Отмечается успех тех, кто смог быстрее всех и правильно построить свой дом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка
Из личного опыта...
Презентация"Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка"
Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.Значен...
Отчёт по самообразованию по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА». Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сто...
Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Презентация...
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактический набор «Дары Фрёбеля».
Аннотация Данная статья содержит исследование, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактического набора «Дары...