Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Надежда Валерьевна Матвеева

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Название игры: «Волшебные гости – Гусеница»

Количество детей: 3-5

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Знакомство с дидактическим материалом – логические блоки Дьенеша. Развивать умение находить геометрические фигуры красного цвета.

Сюжет

Гусеница Тотошка бежал на встречу с детьми, очень опаздывал. И так торопился, что потерял все фигуры, и которых состояло его тело, кроме одной (красный круг). Тотошка просит детей найти все его части и собрать его.

Материалы

Изображение головы гусеницы – Тотошки, набор блоков Дьенеша

Игровая задача

Помочь собрать красную гусеницу.

Игровые действия

Нахождение и сбор красных геометрических фигур (боков Дьенеша красного цвета) в пространстве группы, складывание гусеницы из найденных частей.

Правила

Приносить только красные геометрические фигуры, брать только по одной, не отбирать фигуры у других детей.

Результат

Оценивается, удалось ли найти нужные фигуры, выполнение правил игры, отмечается достижение цели и вклад каждого ребенка в ее достижение.

Название игры: «Волшебные гости – Паровоз»

Количество детей: 3-5

Дидактическая задача

Знакомство с дидактическим материалом – логические блоки Дьенеша. Развивать умение находить геометрические фигуры квадратной формы.

Сюжет

Паровозу необходимо отвезти корм на ферму, но у него не хватает вагонов. Просит помощи прицепить к паровозу вагоны.

Материалы

Набор блоков Дьенеша, голова состава поезда.

Игровая задача

Помочь паровозу доставить на ферму корм.

Игровые действия

Отобрать из представленных фигур фигуры квадратной формы, выстроить последовательно вагоны за паровозом.

Правила

Вагоны только квадратной формы. Не забирать у детей фигуры.

Результат

Оценивается правильность выбора фигуры. Уважение к другим участникам и активность в помощи паровозу.

Название игры: «Волшебные гости – Улитка»

Количество детей: 1-2

Дидактическая задача

Развивать умение подбирать фигуры по одному из признаков (цвет, форма).

Игровая задача

Украсить улитку цветными фигурами.

Материалы

Набор блоков Дьенеша, плоскостное изображение улитки с прорисованными деталями для достраивания тела улитки.

Игровые действия

Раскладывать по спирали фигуры на плоскостном изображении гусеницы, сравнивать фигуры по признаку цвета и формы.

Правила

Заполнить фигурами всю спираль, присоединять фигуру того же цвета или той же формы, ставить фигуры близко друг к другу

Результат

Оценивается степень соблюдения правил игры, включенность в игру и активность, умение договориться с напарником.

Название игры: «Рыбалка»

Количество детей: 1-3

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Развивать умение группировать предметы по заданному цвету.

Сюжет

Кот наловил очень много рыбы и ему нужно помочь разложить ее в правильные ведра в соответствии с цветом, чтобы унести добычу семье.

Материалы

Кот, 2-3 ведра определенного цвета, набор блоков Дьенеша

Игровая задача

Помочь коту собрать рыбу в ведра, чтобы он унес добычу семье.

Игровые действия

Выбрать рыбу, определить цвет, положить ее в ведро соответствующего цвета.

Правила

Брать по одной рыбке, соблюдать очередь, разложить все рыбки, рыбки в ведре должны быть такого же цвета, как и ведро.

Результат

Оценивается слаженность в помощи коту, правильность выполнения задачи, желание помочь коту

Варианты усложнения

Увеличение количества ведер, рыб, добавление рыб цвета, неподходящего ни к одному ведру.

Название игры: «Витамины»

Количество детей: 2-3

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Развивать умение группировать предметы по форме.

Сюжет

Животные в лесу заболели, доктор Айболит прописал медведю, лисе и волку таблетки разной формой круглой, квадратной, треугольной. Доктор просит ребят помочь распределить между животными таблетки.

Материалы

Набор блоков Дьенеша, игрушки медведя, лисы, волка

Игровая задача

Помочь животным отобрать таблетки для лечения.

Игровые действия

Взять фигуру, определить форму, распределить фигуры между животными.

Правила

Распределить фигуры между животными, медведю – круглые, лисе – квадратные, волку – треугольные.

Результат

Оценивается правильность распределения фигур между животными и знание геометрических фигур.

Название игры: «Магазин»

Количество детей: 3-5

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Развивать умение находить свойства в окружающих предметах.

Сюжет

Педагог предлагает детям сходить в магазин, в качестве денег будут использоваться фигуры из набора. Раздаются разные фигуры разного цвета. Дети смогут купить на выбранную фигуру только предмет, в котором встречается свойство данной фигуры.

Материалы

Набор блоков Дьенеша, предметы для покупки, обладающие свойствами фигур из набора.

Игровая задача

Сходить в магазин за покупками.

Игровые действия

Взять набор фигур, отправиться в магазин, выбрать предмет (предметы), который (которые) можно купить на эти фигуры.

Правила

Можно купить только тот предмет какой формы есть фигура, нужно соблюдать очередь в магазине.

Результат

Отмечается умение детей соотносить фигуру с формами предметов.

Название игры: «Какую фигуру я загадала?»

Количество детей: 1

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Закреплять умение выделять значимые свойства предмета (цвет форма, величина)

Сюжет

Педагог предлагает ребенку найти спрятанный клад под одной из расположенных перед ним фигурой. Ребенок ищет клад с помощью наводящих вопросов о внешних свойствах фигур.

Материалы

Набор блоков Дьенеша, манетка.

Игровая задача

Найти спрятанный клад.

Игровые действия

Задать вопрос об интересующем предмете, например: «Клад под красной фигурой?»

Правила

Нельзя перемещать фигуры, спрашивать можно только по свойству не просто указывая на предмет.

Результат

Отмечается умение ребенка выделять различные свойства предмета (цвет, форма, величина).

Название игры: «Рассели жильцов»

Количество детей: 1-2

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Совершенствовать умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Сюжет

У каждого предмета есть свой домик подходящий ему по форме. Педагог просит расселить предметы по домикам.

Материалы

Набор блоков Дьенеша, предметы с ярко выраженным свойством формы (круг, квадрат, треугольник)

Игровая задача

Расселить предметы по домикам

Игровые действия

Выбрать предмет, определить его форму, соотнести с геометрической фигурой.

Правила

Каждый предмет должен найти свой дом, перед тем как отправить предмет в дом, необходимо назвать его форму.

Результат

Оценивается знание ребенка геометрических форм и умение выделить форму предмета.

Название игры: «Собери фрукты»

Количество детей: 3-4

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Развивать устойчивые связи между образом свойства предметов и карточкой символом, которая его обозначает, умения выделять нужное и абстрагировать другие свойства предмета.

Сюжет

На прогулке педагог предлагает собрать в саду фрукты (фигуры) с определенным свойством, обозначенным на карточке (цвет, форма, цвет+форма). Перед детьми располагают обруч, в который собирают фрукты (фигуры) дети.

Материалы

Набор блоков Дьенеша, обруч, карточки с изображением свойств (цвет, форма, цвет+форма)

Игровая задача

Собрать фрукты

Игровые действия

Определить свойство на карточке, отобрать фигуры с данным свойством, расположить в обруче.

Правила

Собранные фрукты должны совпадать с определенным свойством на карточке, не мешать друг другу, собирать по одному фрукту.

Результат

Отмечается безошибочный выбор фигур детьми. Желание помочь другому.

Название игры: «Чудесный мешочек»

Количество детей: 3-4

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Отрабатывать умение определять форму на ощупь.

Сюжет

Педагог заранее кладет набор блоков Дьенеша в плотный мешочек и предлагает детям поиграть с мешочком, найти в мешочке нужные предметы, затем педагог выбирает одного желающего ребенка и просит найти в мешочке все круглые предметы, все треугольные блоки, все квадратные блоки. Педагог перечисляет правила: нельзя заглядывать в мешочек, можно ощупывать только одной рукой, доставать из мешочка по одной фигуре.

Материалы

Набор блоков Дьенеша, плотный мешочек.

Игровая задача

Угадать на ощупь фигуру.

Игровые действия

Опустить руку в мешочек, взять в руку предмет, обследовать его, определить его форму, удостовериться в правильности ответа, вынув предмет мешочка.

Правила

Не заглядывать в мешочек при обследовании, выбирать только один предмет, не мешать сверстникам.

Результат

Оценивается правильность определения формы предмета и соблюдение правил игры.

Название игры: «Построй свой домик»

Количество детей: 3-4

Структурный компонент

Содержание

Дидактическая задача

Развивать умение определять форму предмета и конструировать из геометрических фигур по схеме.

Сюжет

Педагог предлагает детям построить домики, у каждого свой, раздает схемы, где нужно накладывать фигуры. Сама из мешочка достает по одной фигуре. Детям нужно определить, какие фигуры ему нужно для того, чтобы построить дом. Увидев необходимую деталь у педагога, ребенок называет форму и забирает себе деталь.

Материалы

Карточки схемы построения домов, набор блоков Дьенеша, мешочек.

Игровая задача

Построить домик

Игровые действия

Изучить схему домика, узнать и назвать необходимую фигуру, найти ей место на схеме, построить полностью дом.

Правила

Брать фигуры только нужные для строительства своего дома, кто первый назвал форму, тот забирает фигуру, побеждает тот, кто первый правильно построит дом.

Результат

Отмечается успех тех, кто смог быстрее всех и правильно построить свой дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка"

Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.Значен...

Отчёт по самообразованию по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

 «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА».  Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сто...

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактический набор «Дары Фрёбеля».

Аннотация   Данная статья содержит исследование, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактического набора «Дары...