КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию элементарных математических представлений По теме: «Мы считаем до пяти…»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Евсюкова Светлана Анатольевна
  1. Тема занятия: «Мы считаем до пяти…». Возраст от 4 до 5 лет.
  2. Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений в пределах 5

            Задачи:

- формировать умения образовывать число 5, соотносить количество с цифрой, уравнивать неравные группы способом добавления к меньшей группе один предмет;

- закрепить представление детей о геометрических фигурах – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами;

- закрепить знания в названий времен года;

- продолжать формировать умение согласовывать числительное с существительным, к которым оно относится; обозначать результат сравнения словами: больше – меньше, поровну, одинаково, столько- сколько; развивать умение учавствовать в беседе, отвечать на вопросы.

- воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения у детей в процессе деятельности;

- развивать внимание, речь. Память, самостоятельность, инициативность.

      3. Предварительная работа: При подготовке к занятиям использую книги  по развитию элементарных математических представлений, материалы методического кабинета, интернет-ресурсы и др.

      4.  Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия

 

   игрушка –Незнайка; карточки «Времена года», карточки цифр- 1, 2, 3, 4; проектор; ноутбук; презентация «Геометрические фигуры»; Блоки Дьеныша- прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

            Для детей: 10 карточек 2-х видов (5- елок и 5 белок); карточки с цифрами от 1 до 5; карточки «Времена года», геометрические фигуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Благовещенский детский сад «Светлячок»

Благовещенского района Алтайского края

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию элементарных математических представлений

По теме: «Мы считаем до пяти…»

ФИО: Евсюкова Светлана Анатольевна

Должность, предмет: воспитатель ДОУ,

                                              1 Квартал, 2019 год

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог (ФИО)  Евсюкова Светлана Анатольевна

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «Мы считаем до пяти…».

(При написании конспекта занятия на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности воспитателя и ребенка, методы и способы достижения поставленных целей, основное образовательное содержание соответствующих этапов, организацию деятельности на каждом из этапов с учетом реальных особенностей детей  группы, в которой проводилось  данное занятие в предшествующий период. Схема занятия является примерной, т.к. его структура зависит от специфики совместной деятельности по освоению определенного  содержания дошкольного образования

Концептуальные основы занятия

При проведении занятия реализуются следующие направления развития и образования детей(далее образовательные области- в соответствии с ФГОС ДО): познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

  1. Тема занятия: «Мы считаем до пяти…». Возраст от 4 до 5 лет.
  2. Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений в пределах 5

            Задачи:

- формировать умения образовывать число 5, соотносить количество с цифрой, уравнивать неравные группы способом добавления к меньшей группе один предмет;

- закрепить представление детей о геометрических фигурах – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами;

- закрепить знания в названий времен года;

- продолжать формировать умение согласовывать числительное с существительным, к которым оно относится; обозначать результат сравнения словами: больше – меньше, поровну, одинаково, столько- сколько; развивать умение учавствовать в беседе, отвечать на вопросы.

- воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения у детей в процессе деятельности;

- развивать внимание, речь. Память, самостоятельность, инициативность.

      3. Предварительная работа: При подготовке к занятиям использую книги  по развитию элементарных математических представлений, материалы методического кабинета, интернет-ресурсы и др.

      4.  Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия

   игрушка –Незнайка; карточки «Времена года», карточки цифр- 1, 2, 3, 4; проектор; ноутбук; презентация «Геометрические фигуры»; Блоки Дьеныша- прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

        Для детей: 10 карточек 2-х видов (5- елок и 5 белок); карточки с цифрами от 1 до 5; карточки «Времена года», геометрические фигуры.

Организационный момент, начало занятия включающие:

  • описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии
  • игры и упражнения для организации внимания детей
  • ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми
  • описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя  на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечание

Сегодня у нас в гостях Незнайка.-Здравствуйте ребята, вы уже такие большие, и наверное все знаете. Поможите мне?

Незнайка:

 «У меня есть такие карточки. Я загадаю загадки, а вы покажите карточку-отгадку».

Читает загадки о временах года

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далеких. (Весна)

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят..(Осень)

Незнайка

«А вот такие символы (цифры:1,2,3,4) что означают? Для чего они нужны? (ответы детей) А меня научите считать?

Воспитатель: Незнайка, ребята сейчас покажут, как они умеют считать, и научат тебя.

   Обращают внимание, называют гостя.
Устанавливают диалог с гостем .

Во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки.

Дети называют числа, один ребенок устанавливает порядковый счет от 1 до 4 на доске.

Мотивация к деятельности. Приобщать детей к взаимопомощи

Закрепить умение узнавать, называть, находить картинку с изображением времени и года и называть его.
Развивать умение отгадывать загадки

Закрепить знание порядкового счета до 4.

2. Основная часть занятия.

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретных образовательных задач перед детьми;
  • описание форм и методов представления нового образовательного содержания;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;
  • описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;
  • описание основных форм организации практической деятельности детей;
  • описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания;
  • описание способов снижения утомления, напряжения детей

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

        

Воспитатель приглашает пройти за столы.
Игровое упражнение «Скажи, сколько?»
Предлагает детям поставить на верхнюю полоску числовой карточки 1 елку. Сколько елок? На нижнюю поставьте 2 белочки. Сколько белочек? Покажите цифру, которая обозначает, сколько елочек (сколько белочек).
Какое число больше: 2 или 1? На сколько 2 больше 1? Что нужно сделать, чтобы елочек и белочек было одинаково?
Добавьте одну елочку. Что можно сказать про елочки и белок? Сколько елочек? (3) Сколько белочек? (2) Покажите цифру, которая обозначает, сколько елочек (сколько белочек). Какое число больше: 2 или 3? На сколько 3 больше 2? Что нужно сделать, чтобы елочек и белочек было одинаково?
Добавьте одну белочку. Что можно сказать про елочки и белок? Сколько елочек? (3) Сколько белочек? (4) Покажите цифру, которая обозначает, сколько елочек ( сколько белочек. Какое число больше: 3 или 4? На сколько 4 больше 3? Что нужно сделать, чтобы елочек и белочек было одинаково?
Добавьте одну елочку. Сколько елочек, давайте вместе посчитаем: одина елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек. Получилось – пять елочек. 
Показывает цифру 5. Эта цифра 5, обозначает количество предметов - пять.
Что можно сказать про елочки и белочек? Сколько елочек? (5) Сколько белочек? (4) Покажите цифру, которая обозначает, сколько елочек (сколько белочек). Какое число больше: 5 или 4? На сколько 5 больше 4? Что нужно сделать, чтобы елочек и белочек было одинаково?
Сколько елочек? (5) Сколько белочек? (5) Покажите цифру, которая обозначает количество

елочек. Что можно сказать про елочки и белок?

Приглашает детей вместе с Незнайкой на ковер поиграть.
- Я называю движение – прыгать, хлопать или приседать, и показываю цифру. Вы выполняете это движение столько раз, сколько обозначает цифра, которую я покажу, и считаете вслух.

Незнайка нашел в группе что-то интересное – «Волшебный мешочек»
Что это? Как называются? Как с ним играть?

Что лишнее?»
Картинки –слайды с геометрической фигурой и предметами.

Гимнастика для глаз «Елка»
Вот стоит большая елка, 
Вот такой высоты. 
У нее большие ветки.
Вот такой ширины. 
Есть на елке даже шишки, 
А внизу – берлога мишки. 
Зиму спит там косолапый 
И сосет в берлоге лапу.

Подарок Незнайке.
Продуктивная деятельность «Выложи узор»
Предлагает выложить узор из геометрических фигур по замыслу.
Воспитатель помогает детям по необходимости.

Выставляют на верхнюю полоску числовой карточки елочек и белочек, называют количество, показывают цифру которая обозначает количество.
Отвечают на вопросы.
Добавляют елочки и белочек, дают ответ о количестве каждого множества и отношениях множеств, устанавливают равенство.

Дети выполняют движения по сигналу соотнося с цифрой, считают вслух.

Дети определяют геометрические фигуры с помощью осязательного анализатора, называют их.

Дети рассматривают изображения, выделяют главный признак, называют лишний предмет, объясняют почему он лишний.

Дети
-выполняют движения глазами,
-посмотреть снизу вверх,
-посмотреть слева направо,
-посмотреть вверх,
-посмотреть вниз,
-зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз и
 повторить.

Дети самостоятельно работают.

Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

Формировать умение правильно пользоваться количественным счетом, отвечать на вопрос «Сколько?» 

Сравнивать две группы предметов, выражать в речи результат сравнения: больше – меньше, поровну, одинаково, столько – сколько, не зависимо от количества предметов на верхней и нижней полосе.

Развивать внимание, закрепить порядковый  счет.

Закрепить представление детей о геометрических фигурах – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Формировать умение определять особые признаки фигур с помощью осязательного анализатора.

Закрепить умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Снять напряжение с глаз после просмотра слайдов.

Развивать самостоятельность, воображение, инициативность.

3. Заключительная часть занятия:

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог  определяет, что часть детей  не освоили новый
    материал;
  • косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность воспитателя

Деятельность  детей

Примечание

Кто был у нас в гостях?
Чему мы научили Незнайку?
С какими числами знакомили Незнайку? С какими фигурами познакомили Незнайку? 
Мы сегодня сделали доброе дело- научили Незнайку считать до пяти, узнавать геометрические фигуры. У вас все получилось, вы молодцы!

Дети высказывают свои впечатления.

Закрепление пройденного материала. 
Умение слушать сверстников, дополнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений о счете в пределах пяти у детей среднего дошкольного возраста. «Путешествие в гости к ежу»

Цель: создание условий для закрепления знаний  дошкольников о счете в пределах 5, о геометрических фигурах.Задачи:1.     Учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Скольк...

Конспект по формированию элементарных математических представлений Тема: «Закрепление пройденного материала» (старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Конспект по  формированию элементарных математических представленийТема: «Закрепление пройденного материала»(старший дошкольный возраст 6-7 лет)...

План - конспект коррекционного занятия по формированию элементарных математических представлений : решение задач в пределах пяти.

Краткий конспект  подгруппового занятия в группе компенсирующей направленности для детей с когнитивными нарушениями по формированию математических представлений по решению задач в пределах пяти с...

Конспект по формированию элементарных математических представлений Тема: Большой и маленький

Цель: закрепить умение различать и называть размеры предметов-большой, поменьше, маленький....