"«Развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
проект по математике (средняя группа)

Столярова Н.А.

Долгосрочный информационно-познавательный проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Название и тип проекта.

«Развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Информационно-познавательный проект.

2. Авторы ФИО, должность

Столярова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ №79 «Золотой колосок», г. Йошкар – Ола.

3. Актуальность

ФГОС, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

4. Теоретическая значимость проекта

Уточнена методика по формированию элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста через использование дидактических игр и упражнений

5. Практическая значимость проекта

Разработанная и апробированная система занятий                                  с использованием дидактических игр и упражнений по развитию элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста, а так же результаты диагностики могут быть использованы воспитателями ДОУ и родителями

6. Целевая аудитория

Дети среднего дошкольного возраста ( 4-5 лет).

7. Цель

Исследовать эффективность развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

8. Объект

Элементарные математические представления у детей среднего дошкольного возраста.

9. Предмет

Дидактические игры и упражнения, как средство развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

10. Гипотеза

Использование дидактических игр и упражнений, в процессе обучения, способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

11. Задачи

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию элементарных математических представлений через дидактические игры.
  2. Подобрать и апробировать диагностический материал по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

3. Разработать и внедрить  систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и упражнений с детьми среднего дошкольного возраста , выявить ее эффективность.

12. Методы работы

  1. Анализ источников использованной литературы.
  2. Методы диагностики: беседа, анкетирование, опрос.
  3. Использование количественной и качественной обработки полученных данных.

13. Сроки реализации

11 января 2018 года -  31 декабря2018 года.

14. Механизмы реализации

- Диагностика  детей среднего  дошкольного возраста.

- Подбор игр и упражнений математического содержания  по разным образовательным областям.

- Проведение викторины познавательного характера «Всезнайки» с детьми.

- Составление картотеки математических задач, считалок, игр, схем, моделей.

- Проведение консультации для педагогов по использованию  дидактических игр и упражнений математического содержания в разных образовательных областях для детей среднего дошкольного возраста.

- Работа с родителями по подбору дидактических игр на развитие элементарных математических представлений (родительские собрания, праздники, досуги, посещение ими НОД).

15. Основные этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный (январь-февраль)

Цель: Создание условий для проведения эксперимента.

Задачи:

- на основе анализа научно-педагогической и методической литературы изучить основы развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;

- дать теоретическое обоснование значению дидактической игры в работе с детьми  среднего дошкольного возраста.

Содержание:

  1. Диагностика детей.
  2. Создание дидактического материала, моделей:
  • задачи в стихах;
  • считалки;
  • скороговорки;
  • пословицы математического характера;
  • игры  на сложение целого из частей.

3. Создание картотеки математических игр.

4. Подбор материалов для родителей и воспитателей ДОУ.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Подбор художественной и познавательной литературы.

7. Создание математической среды в группе.

Результат:

На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая и методическая литература.

2 этап: практический (март-ноябрь)

Цель: Организация образовательного процесса.

Задачи:

- исследовать эффективность использования дидактических игр и упражнений при формировании элементарных математических представлений;

- составить консультации для родителей и педагогов по использованию дидактических игр и упражнений;

- систематизировать дидактические игры, составить перспективный план проведения игр.

Содержание:

1. Создание математической среды в группе.

2. Беседы с детьми познавательного характера.

3. Составление математических сказок.

4. Отгадывание математических загадок.

5. Чтение математической литературы.

6. Дидактические игры:

- игры с цифрами и числами;

-игры путешествие во времени;

-игры на ориентировки в пространстве;

-игры с геометрическими фигурами;

-игры на логическое мышление.

7. Рисование на тему:

- «Цветные дома»;

-  «Кубики для всех» (копирование орнамента по образцу);

8. Конструирование из природного материала.

9. Самостоятельная деятельность детей:

  • Игры шашечного хода.
  • Головоломки. Головоломки с палочками.
  • Разнообразные лото.
  • Рамки вкладыши.
  • Игры на классификацию.
  • Мозаики.
  • Строительные наборы.
  • Игры на составление узоров.
  • Лабиринты.
  • Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов (“Танграм”, “Листик”, “Пентамино”,“Гексамино”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”,  “Волшебный квадрат” и т. д.).
  • Игры для ориентировки на листе бумаги.
  • Игры на передвижение.
  • Настольно-печатные игры.
  • Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.
  • Математические сказки.

10. Подвижные игры.

11. Родительское собрание.

12. Консультация для родителей и воспитателей.

Ожидаемый результат:

На втором этапе  будет рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.

3 этап: итоговый (декабрь)

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Задачи:

- проанализировать результаты работы;

- разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр для развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание:

  1. Викторина познавательного характера «Всезнайки».
  2. Итоговые познавательно – организованные образовательные деятельности.
  3. Создание дидактических игр по математике своими руками.
  4. Проведение консультаций для родителей и педагогов.
  5. Диагностика детей.

Ожидаемый результат:

В заключении планируется подвести общие итоги исследования, сформулировать выводы по проделанной работе.

16. Критерии эффективности

-Реализовано 2 диагностических среза для детей среднего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием дидактических игр и упражнений.

-Разработан перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и упражнений.

-Подготовлена картотека дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

-Организовано 1 выступление для педагогов МБДОУ №79 «Золотой колосок» по использованию дидактических игр и упражнений для формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста.

-Подготовлено 3 консультаций для родителей по формированию элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений.

-В группе создан центр поисково - познавательной деятельности.

-Проведена викторина познавательного характера «Всезнайки» с детьми.

-

17.Предполагаемые результаты

Для детей:

1. Повышение уровня сформированности таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое (умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования).

2. Развитие речевых навыков (умения рассуждать, доказывать).

3. Подготовленность мышления дошкольников к усвоению математики.

4. Развитие интеллектуальных возможностей детей.

Для педагогов:

1. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах по формированию элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры.

3. Самореализация.

Для родителей: 

1. Заинтересованность проблемой развития по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

2. Повышение интереса к деятельности педагогов, к жизни детей в группе

18.Диагностический инструментарий (перечисление методик и их результаты, ссылки на приложение)

Диагностика ФЭМП посредством дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста проводилась по методике, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с ФГОС по программе « От рождения до школы» 2015 год, под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 Результат диагностики: проведенная диагностика показала, что многие дети интересуются дидактическими играми математического содержания, но далеко не все в начале проекта были способны проявить волевое усилие и самостоятельно решить занимательную задачу до конца. Использование дидактических игр и упражнений в организованной образовательной деятельности и в свободной деятельности детей показало свою эффективность в формировании  элементарных математических представлений и  развитии самостоятельности и других волевых качеств у детей среднего дошкольного возраста

19. Методическое обеспечение (со ссылками на приложение)

-Методика проведения диагностики и её результат. ( приложение 1).

-Перспективное планирование проведения дидактических игр по ФЭМП в средней - старшей группе ( приложение 2).

- Картотека  дидактических игр по ФЭМП для среднего дошкольного возраста. ( приложение 3).

-Картотека математических задач, загадок и пословиц. (приложение4_.

-Консультация для родителей « Зачем детям математика?» (приложение 5).

- Консультация для родителей  «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».( приложение 6).

- Консультация для родителей « Весёлая математика. Дидактические игры для дома.» ( приложение 7).

20.Список литературы.

1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра, как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесов. – М., 2000. - 263с.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

3. Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М.А. Васильева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015  – 134 с.

4.. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. - СПб.: ООО «Детство-пресс», 2011. - 592с.

5. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича. Практическое пособие для воспитатлей и методистов ДОУ/ под ред. Н. А. Лакоценина. – Воронеж, 2012. – 190 с.

6. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника // Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М.: Линка – пресс, 2006. - 128с.

7. Усова А.П.Обучение в детском саду / А. П. Усова. – М.: Просвещение, 2003. - 98 с.

8. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников/ Е. И. Щербакова. - М.: МОДЕК, 2005. - 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

  Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Дидакт...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности у дошкольников. Дидактические игры и их использование хорошо помогают восприятию материала, и ребенок принимает более активное участи...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

laquo;Истинный педагог постарается сделатьучение занимательным, но никогда нелишит его характера серьезного труда,требующего усилия воли»К. Д. Ушинский...