"Использование технологии мнемотехники в развитии математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
консультация по математике (подготовительная группа)
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_mnemotehnika_suhina.docx | 87.18 КБ |
buklet.docx | 336.17 КБ |
matematika_mnemotehnika.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Колосок» станицы Андрюки
муниципального образования Мостовский район
«Использование технологии мнемотехники в развитии математических представлений у дошкольников в соответствии с
ФГОС ДО»
Подготовили воспитатели:
Сухина Виктория Викторовна
Ковалёва Светлана Михайловна
Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего выступления: «Использование технологии мнемотехники в развитии математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» (слайд 1)
Система дошкольного воспитания в России прошла долгий путь становления, развития, изменения. В настоящее время разработано огромное количество программ и технологий. Объём информации, которую должен освоить ребёнок, постоянно растёт, а психофизические возможности дошкольника ограничены. Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае приходит на помощь мнемотехника-методика, уже давно вошедшая в практику работы педагогов. Мнемотехника-это искусство запоминания. Названа методика по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины-матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Мы применяем мнемотехнику с целью развития связной речи детей, ознакомления с окружающим миром: природой, временами года, растительным и животным миром, социальным окружением. Наиболее распространено использование мнемотехники для заучивания стихов и пересказа литературных произведений. Однако, возможности этой методики позволяют применять её и в других областях развития, например, при формировании математических представлений.
В своей работе мы обозначили круг задач по развитию математических представлений, которые педагог может решить, применяя мнемотехнику.
Это: (слайд 2)
- Закреплять представления о геометрических фигурах;
- Знакомить детей с цифрами, знаками;
- Формировать представления о составе числа;
- Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание);
- Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги.
Основной формой работы является использование мнемотаблиц.
Мнемотаблица -это схема, структура, в которую можно вложить информацию. Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).
При составлении таблицы необходимо учитывать различные приёмы запоминания. Это может быть метод составления числа - метод ассоциации. Метод ассоциаций - это установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для малышей располагаться в одну линию.
Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем: мы показываем детям мнемотаблицу и расшифровываем закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»: (слайд 3)
Задача данной таблицы - закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы «К» начинается слово «квадрат»; часы, форма для выпечки и картина – квадратной формы, 4 яблока обозначают, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Такие же связи можно установить во второй таблице:
Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник» (слайд 4) (слайд 5, 6, 7)
Мнемотаблица «Цифра 3» (слайд 8)
Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.
Мнемотаблицы «Состав числа»: (слайд 9)
В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали - два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число. (слайд 10)
Совместно с мнемотаблицами необходимо использовать дополнительные игры и упражнения, способствующие развитию у детей памяти, внимания, мышления. В младшем и среднем возрасте можно использовать игры Л. Венгера, которые решают задачи овладения детьми действиями замещения и наглядного моделирования. Такие игры как «Придумай сам», «Какая игрушка?», «Что это такое?» будут способствовать развитию у детей умения видеть характерные признаки предметов и явлений, пользоваться схемами для их обозначения. С целью развития ассоциативного мышления хорошо подходят игры типа «Назови, что бывает круглое (овальное, белое и т.п.), «Дорисуй фигуры», «На что похожа цифра», «Нарисуй предмет из цифр».
Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»: Мы предлагаем, Вам взять лист бумаги, и нарисовать любую цифру от 1 до 9. А теперь, давайте превратим ее в любой предмет. (Нужно представить с каким предметом ассоциируется цифра, на что похожа и дорисовать).
(После того как нарисовали предмет слайд 11)
Таким образом, возможности использования мнемотехники, как методики развития памяти детей, значительно расширяются и могут решать задачи ещё и математического развития детей. Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей при подготовке к школе.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, если наш опыт оказался полезен для Вас, оцените выступление по пяти бальной системе, опустив в копилку соответствующую цифру!
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации. Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОПОРНЫМ В ТАБЛИЦЕ Опорным является изображение главных героев, понимание произведения, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ДАЕТ СВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ: • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦАМИ РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: * Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышление *Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; *Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Колосок» станицы Андрюки муниципального образования Мостовский район «Использование мнемотехники в развитии дошкольников»
Выполнили воспитатели: Сухина В.В. Ковалёва С.М. станица Андрюки, 2021г. |
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с её использованием – - развитие памяти; - внимания; - мышления; - речи; - воображения; - мелкой моторики. Приёмы мнемотехники: Мнемодорожка – схема, в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве. Используется на первых порах обучения.
В работе с мнемодорожкой используется приём наложения и приложения, без графической зарисовки. | Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере, чем в мнемодорожке.
Мнемотехника: - сокращает время запоминания; - развивает основные психические процессы; - развивает умение перекодировать информацию; - устанавливает причинно-следственные связи; - помогает делать выводы и систематизировать материал.
| Мнемотехника используется: - для обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказывании художественной литературы; - при отгадывании и заучивании загадок, пословиц, стихов; - при знакомстве с цифрами и буквами. Мнемотехнику можно использовать с раннего возраста. Таблицы могут быть цветными и чёрно-белыми. Что можно отображать в таблице: - главных героев произведений волк -
- явления природы
дождь - солнце -
- понятные детям действия - бил-бил - предметы и их признаки
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи по развитию математических представлений, которые педагог может решить применяя технологию мнемотехника: Закреплять представления о геометрических фигурах; Знакомить детей с цифрами, знаками; Формировать представления о составе числа; Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание); Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги .
Задача данной таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; часы, форма для выпечки и картина – квадратной формы, 4 яблока обозначают, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны. Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:
Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник»
Мнемотаблица «цифра 3» Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.
Мнемотаблицы «Состав числа»: В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.
Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа: "Использование дидактических игр в развитии математических представлений у дошкольников".
Цель: установить влияние дидактических игр на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний....
Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...
Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников
Раскрывается использование занимательного материала в работе с дошкольниками....
«Система работы по развитию математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: Активизация мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.Задачи: -Развивать логическое и пространственное мышление дошкольника....
«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Использование лэпбука в процессе развития математических представлений у дошкольников
Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа. Без счёта не будет на улице света....
Использование проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников
Консультация разработана для воспитателей ДОУ....