"Использование технологии мнемотехники в развитии математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
консультация по математике (подготовительная группа)

Сухина Виктория Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_mnemotehnika_suhina.docx87.18 КБ
Файл buklet.docx336.17 КБ
Файл matematika_mnemotehnika.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеhttps://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTP5VCGKatWE1eODrh9O7GzeqCFwJ4k6hBf2hkHfltLwmS0ON8

детский сад № 8 «Колосок» станицы Андрюки

муниципального образования Мостовский район

«Использование технологии мнемотехники в развитии математических представлений у дошкольников в соответствии с

 ФГОС ДО»

                                                                           

Подготовили воспитатели:

        Сухина Виктория Викторовна

        Ковалёва Светлана Михайловна  

Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего выступления: «Использование технологии мнемотехники в развитии математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»  (слайд 1)

Система дошкольного воспитания в России прошла долгий путь становления, развития, изменения. В настоящее время разработано огромное количество программ и технологий. Объём информации, которую должен освоить ребёнок, постоянно растёт, а психофизические возможности дошкольника ограничены. Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае приходит на помощь мнемотехника-методика, уже давно вошедшая в практику работы педагогов. Мнемотехника-это искусство запоминания. Названа методика по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины-матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Мы применяем мнемотехнику с целью развития связной речи детей, ознакомления с окружающим миром: природой, временами года, растительным и животным миром, социальным окружением. Наиболее распространено использование мнемотехники для заучивания стихов и пересказа литературных произведений. Однако, возможности этой методики позволяют применять её и в других областях развития, например, при формировании математических представлений.

В своей работе мы обозначили круг задач по развитию математических представлений, которые педагог может решить, применяя мнемотехнику.

Это: (слайд 2)

  • Закреплять представления о геометрических фигурах;
  • Знакомить детей с цифрами, знаками;
  • Формировать представления о составе числа;
  • Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание);
  • Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги.

Основной формой работы является использование мнемотаблиц.

 Мнемотаблица -это схема, структура, в которую можно вложить информацию. Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).

 При составлении таблицы необходимо учитывать различные приёмы запоминания. Это может быть метод составления числа - метод ассоциации. Метод ассоциаций - это установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для малышей располагаться в одну линию.

Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем: мы показываем детям мнемотаблицу и расшифровываем закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.

Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»: (слайд 3)

Задача данной  таблицы - закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в   центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы «К» начинается слово «квадрат»; часы, форма для выпечки и картина – квадратной формы, 4 яблока обозначают, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице  взаимосвязаны.

Такие же связи можно установить во второй таблице:

Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник» (слайд 4)   (слайд 5, 6, 7)

Мнемотаблица «Цифра 3»  (слайд 8)

 Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.

Мнемотаблицы «Состав числа»:  (слайд 9) 

В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали - два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.  (слайд 10)

Совместно с мнемотаблицами необходимо использовать дополнительные игры и упражнения, способствующие развитию у детей памяти, внимания, мышления. В младшем и среднем возрасте можно использовать игры Л. Венгера, которые решают задачи овладения детьми действиями замещения и наглядного моделирования. Такие игры как «Придумай сам», «Какая игрушка?», «Что это такое?» будут способствовать развитию у детей умения видеть характерные признаки предметов и явлений, пользоваться схемами для их обозначения. С целью развития ассоциативного мышления хорошо подходят игры типа «Назови, что бывает круглое (овальное, белое и т.п.), «Дорисуй фигуры», «На что похожа цифра», «Нарисуй предмет из цифр».

Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:  Мы предлагаем, Вам взять лист бумаги, и нарисовать любую цифру от 1 до 9. А теперь, давайте превратим ее в любой предмет. (Нужно представить с каким предметом ассоциируется цифра, на что похожа и дорисовать).  

(После того как нарисовали предмет слайд 11)

F:\img022.jpgF:\img021.jpg

Таким образом, возможности использования мнемотехники, как методики  развития памяти детей, значительно расширяются и могут решать задачи ещё и математического развития детей. Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей  при подготовке к школе.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, если наш опыт оказался полезен для Вас, оцените выступление по пяти бальной системе, опустив в копилку соответствующую цифру!

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОПОРНЫМ В ТАБЛИЦЕ

Опорным является изображение главных героев, понимание произведения, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ДАЕТ СВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

 

• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦАМИ РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

 * Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышление   *Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

*Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад № 8 «Колосок»https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTP5VCGKatWE1eODrh9O7GzeqCFwJ4k6hBf2hkHfltLwmS0ON8

 станицы Андрюки

        муниципального образования

Мостовский район

«Использование мнемотехники в развитии дошкольников»

       

Выполнили воспитатели:

Сухина В.В.

Ковалёва С.М.

         станица Андрюки, 2021г.

 

    Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

Цель обучения с её использованием

     - развитие памяти;

     - внимания;

     - мышления;

     - речи;

     - воображения;

     - мелкой моторики.

Приёмы мнемотехники:

Мнемодорожка схема, в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве. Используется на первых порах обучения.

                 

                   

   В работе с мнемодорожкой используется приём наложения и приложения, без графической зарисовки.

Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере, чем в мнемодорожке.

                     

                       

Мнемотехника:

   - сокращает время запоминания;

   - развивает основные психические процессы;

   - развивает умение перекодировать информацию;

   - устанавливает причинно-следственные связи;

   - помогает делать выводы и систематизировать материал.

 

Мнемотехника используется:

     - для обогащения словарного запаса;

     - при обучении составлению рассказов;

     - при пересказывании художественной литературы;

     - при отгадывании и заучивании загадок, пословиц, стихов;

     - при знакомстве с цифрами и буквами.

   Мнемотехнику можно использовать с раннего возраста. Таблицы могут быть цветными и чёрно-белыми.

Что можно отображать в таблице:

     - главных героев произведений

                   волк -        

   

     - явления природы

 

          дождь -                        солнце -

             

 

     - понятные детям действия

                      C:\Users\asus\Desktop\DSCF3515.JPG - бил-бил

     - предметы и их признаки

                    C:\Users\asus\Desktop\DSCF3521.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Колосок» станицы Андрюки муниципального образования Мостовский район «Использование технологии мнемотехники в развитии математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатели: Сухина Виктория Викторовна Ковалёва Светлана Михайловна

Слайд 2

Задачи по развитию математических представлений, которые педагог может решить применяя технологию мнемотехника: Закреплять представления о геометрических фигурах; Знакомить детей с цифрами, знаками; Формировать представления о составе числа; Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание); Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги .

Слайд 3

Задача данной таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; часы, форма для выпечки и картина – квадратной формы, 4 яблока обозначают, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны. Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:

Слайд 4

Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник»

Слайд 7

Мнемотаблица «цифра 3» Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.

Слайд 8

Мнемотаблицы «Состав числа»: В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.

Слайд 10

Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа: "Использование дидактических игр в развитии математических представлений у дошкольников".

Цель: установить влияние дидактических игр на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний....

Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...

Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников

Раскрывается  использование занимательного материала в работе с дошкольниками....

«Система работы по развитию математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: Активизация мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.Задачи:    -Развивать логическое и пространственное мышление дошкольника....

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Использование лэпбука в процессе развития математических представлений у дошкольников

Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа. Без счёта не будет на улице света....