Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
статья на тему
В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного интереса ребенка к математике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Баландина С.П., Кузнецова Л.В., Фадеева И.В.
МБУ «Лицей№6» структурное подразделение детский сад «Дельта», Россия
Адрес электронной почты: chgard141@edu.tgl.ru
В настоящее время, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особо важным условием для успешной реализации образовательной программы является организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
ФГОС ДО раскрывает общие требования к предметно-развивающей среде ДОУ не только для совместной деятельности взрослого и ребенка, но и уделяет большое внимание развивающему эффекту самостоятельной деятельности, позволяющей детям проявлять творческую активность и более полно реализовывать себя.
Изучению среды (игровой, предметной, творческой) в психолого-педагогической литературе большое внимание уделяли: М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. Ученые доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Вопросами создания и организации предметно-пространственной развивающей среды в детском саду занимались Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, А.П. Усова и др.
Существует несколько понятий «предметно-развивающей среды».
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» (С.Л. Новоселова).
Под предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом (М.Н.Полякова).
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (ФГОС ДО).
Правительством РФ поставлена задача повышения качества математического образования на всех уровнях, в том числе и на уровне дошкольного образования. Об этом говорится в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, целью которой является выведение математического образования на лидирующее положение в мире.
Философы считают, что именно математика прививает такие высокие нравственные качества человека, как разумность, точность, обязательность, определённость мысли, любовь к истине, способность к аргументированному убеждению, дисциплинированность и собранность в рассуждениях, внимательность.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка к математике?
Необходимо создать такую предметно-пространственную среду, в которой бы ребенок играл, развивался, обучался, так, чтобы у него происходило формирование и накопление математического опыта.
Необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
На сегодняшний день существует проблема в том, что материалы и оборудования в центрах математического развития в группах детского сада однотипны, и это ведет к уменьшению интереса дошкольников к математике.
Сегодня воспитателю нужно, так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Необходимо разрабатывать и делать игры и пособия из нетрадиционного яркого, красочного материала; создавать и применять интерактивные игры и пособия. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста, с точки зрения М.Н.Поляковой, относятся:
- игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
- учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
- оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Изучив основные направления реализации Концепции математического образования, мы пришли к выводу, что необходимо создавать условия, а прежде всего развивающую предметно-пространственную среду для развития у дошкольников математических представлений, знаний и способностей.
В 2015-2016 учебном году, в нашем ДОУ была поставлена задача: создать благоприятные условия в группе, которые бы способствовали развитию математических способностей у детей. Наблюдения показали, что дети не умеют играть в игры с математическим содержанием, а зачастую просто не проявляют к ним интереса.
В связи с этим, творческой группой учреждения было принято решение проводить работу по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр и созданию развивающей предметно-пространственной среды по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО.
Педагоги ищут новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности по ФЭМП у дошкольников. Одной из основных задач перед нами стало моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. Во всех группах ДОУ был оформлен «Центр занимательной математики», организацией которого занимались не только воспитатели, но и активное участие принимали родители, а также сами дети, что вызвало положительное отношение к материалу, интерес и желание действовать с ним.
Дизайн математических уголков выдержан в современном стиле. Необычное художественное оформление привлекает и заинтересовывает детей. Для дизайна использовали геометрический орнамент, сюжеты, действующими лицами которых являются любимые сказочные герои. Математические уголки в группах отличаются своей тематикой. Подвесной мобиль «Математическая карусель» позволяет в игровой форме знакомить детей с геометрическими фигурами, цветом, пространственными отношениями. «Академия Цифриков» привлекает внимание детей своей яркостью, наполняемостью развивающими играми.
Для хранения математического материала используются подвесные конструкции, модули на колесах, яркие красочные контейнеры.
Математическим содержанием пропитана вся предметно-развивающая среда группы. Пособия и материалы по математике можно встретить в разных центрах группы: в центре игры, театра, в центре двигательной активности, в центре экспериментирования, конструирования и др. Например, математические считалки, пословицы и поговорки, загадки, сказки о цифрах и других математических понятиях представлены в центре книги. В сюжетно-ролевых играх используются разнообразные алгоритмы, с помощью которых ребенок закрепляет представления о таких понятиях как «часть-целое», «величина», «форма», «размер».
Каждая группа оформила математический лэпбук - новое, инновационное игровое пособие. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно педагоги, родители и дети. Это пособие помогает детям лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме.
В группах были разработаны интерактивные игры и пособия: «Веселая гусеничка», «Волшебный математический сундучок», математическое панно для счета «На лесной полянке», интерактивная игра «Помоги Маше», «Веселый счет».
Все материалы и игры просты и удобны в обращении, доступны, яркие, многофункциональные, имеют высокую развивающую возможность, технологичность.
Проделанная педагогами работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие познавательного интереса детей к математике.
У детей появилось желание занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуальными играми. В условиях обогащенной развивающей среды повысилась активность ребенка, которая теперь стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, с теми игровыми материалами, которые привлекли его внимание. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно деятельность всех детей группы.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является тонкой гранью образовательной среды для ребенка дошкольного возраста. Задачей педагога на современном этапе является создание такой предметно-развивающей среды, которая бы вызывала у ребенка чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности. Обновленная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти «свой путь в математику» через игру, вызвать желание к познанию нового, способствовать умственному и личностному развитию. Создавая предметно-развивающую среду, педагоги ДОУ должны стремиться, не только функционально оснастить её, создать свой неповторимый современный дизайн, но и побуждать ребенка к активной творческой деятельности, к интеллектуальному развитию.
Литература
1.Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№ 8.
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
3. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева. – М.: Учитель. – 2009. –143 с.
4. Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 93-95.
5. Полякова М. Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова. – М. : Детство – Пресс, 2010.
6. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОССеменоваИ.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды как ус...
Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО&raqu...
МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для педагогов...
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы...
«Использования развивающей предметно- пространственной среды и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Ог...