«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка по математике на тему
«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_po_rezultatam_proektnoy_deyat_bloki.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ОПЫТА РАБОТЫ:
«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
-Добрый день уважаемые коллеги! Я хочу представить вам презентацию опыта работы – результаты проектной деятельности по использованию инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. (1слайд)
(2 слайд) Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Одним из критериев готовности ребенка к школе – является развитие его мыслительных процессов, внимания, памяти, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
(3 слайд) Известный психолог Лев Семенович Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Мы все прекрасно знаем о важности и необходимости решения данной проблемы.
Поэтому нас заинтересовала проблема успешности развития логического мышления у детей дошкольного возраста и определилась необходимость использования инновационных логических игр и упражнений.
(4 слад) В связи с этой проблемой успешности развития логического мышления перед нами, педагогами ДОО встал вопрос, как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Сделать обучение занимательным, найти новые педагогические игровые технологии, чтобы в деятельности научить наших детей:
- Думать (анализировать, сравнивать, искать объяснения, обобщать, доказывать);
- Удивляться (радуются успехам и достижениям, новизне);
- Фантазировать (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
- Достигать (целеустремленность, настойчивость, проявляют волю в достижении результата);
В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, которые мы все с вами используем в нашей деятельности. Одним из эффективных средств развития мыслительных процессов стали инновационные игровые пособия «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера, развивающих логическое мышление, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. (5 слайд)
На основе использования данных игровых пособий с целью развития мыслительных процессов была проделана проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Проект длился более двух лет – (старшая группа – начало проекта, заключительный этап – подготовительная группа).
(7 слайд)
Об игровых пособиях, о формах, о этапах работы я рассказывать не буду. О них вы многое уже узнали по проведенным мероприятиям в ДОО. (6 слайд)
(7,8,9) Цель проекта, задачи, гипотеза, предполагаемые результаты
Для решения поставленной цели проекта работа велась конечно же большая. Было проведено множество обучающих семинаров, мастер – классов, прежде чем мы сами научились пользоваться данным материалом. Потом стали вводить в работу с детьми. Дети с большим интересом начали играть с данными пособиями. Работа по ознакомлению с новыми игровыми технологиями, по развитию мыслительных процессов у дошкольников велась совместно с родителями и всеми педагогами ДОО. Была организована встреча с учителями начальных классов, где представили опыт работы по развитию мыслительных процессов (10,11,12,13,14,15)
Только вместе, только в интеграции всех видов деятельности – возможно добиться каких – либо результатов.
(16 – 20 слайды)
Совместная деятельность с детьми подтолкнула нас педагогов на создание авторских игровых пособий на основе блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, отвечающих возможностям и интересам детей: «Волшебное дерево», «Поле чудес», «Найди нужный предмет», «Прочитай зашифрованное письмо », «Заполни пустые клетки», «Засели жильцов», «Угости гостей», «Путешествие по сказке», «В царстве блоков», «Космический корабль», «Морские обитатели», «Путешествие в сказку», «Наряди елку» и др.
Результаты работы: (21,22,23 слайд)
Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что есть хорошие результаты:
Если на начало проектной деятельности было:
По высокому уровню: 2 ребенка – 6%
По среднему уровню: 14 детей – 47%,
По низкому уровню: 14 детей – 47 %.
После внедрения и использования игровых пособий результаты:
По высокому уровню: 27 детей – 79%
По среднему уровню: 4 ребенка – 12%,
По низкому уровню: 3 ребенка – 9 %.
Таким образом, у детей видна положительная динамика развития различных мыслительных операций с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, способствующих формированию мыслительных операций у дошкольников.
(24 слайд) Действительно, после включения в коррекционно - развивающую систему дидактические игры и упражнения, организованные на основе логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, формирование мыслительных операций у старших дошкольников проходит более успешно и эффективно. Дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций, сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.
Воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школу показали хорошие результаты. В подготовительной группах в этом году работали воспитатели: Яриева А.С., Мухаметзянова А.Р. и Гаязова Э.Р. Мониторинг развития по 5 образовательным областям составляет 96% по высокому и среднему уровню. По интегративным качествам, приобретенным в результате освоения программы ДОО составляет 94% по высокому и среднему уровню. По результатам развития логического мышления у детей подготовительной группы 91 % по высокому и среднему уровню.
По итогам мониторинга развития детей видны такие результаты: готовности детей подготовительной группы к школьному обучению по высокому и среднему уровню, показала 95%.
№ | % освоения воспитанниками образовательных программ на конец года по выс. и средн. уровням | Подготовительная группа |
Образовательные области | ||
1 | Физическое развитие | 100% |
2 | «Познавательное развитие» | 97% |
3 | «Социально коммуникативное развитие» | 94% |
4 | «Речевое развитие» | 94% |
5 | «Художественно-эстетическое развитие» | 94% |
Интегративные качества | 94% | |
Развитие логического мышления | 91% | |
Количество детей охваченных диагностикой | 32 ребенка | |
итог | 95% |
Заключение:
Данные диагностики в начале (53%) и в середине (73%), конец (91% - по высокому и среднему уровню) этапов работы убедительно свидетельствуют о том, что дети успешно овладевают мыслительными операциями по сравнению с начальным этапом работы. Надо отметить, что дети стали более самостоятельными в выборе интеллектуальных игр, а также увереннее в себе.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы. Действительно, после включения в коррекционно - развивающую систему дидактические игры и упражнения, организованные на основе логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, формирование мыслительных операций у старших дошкольников проходит более успешно и эффективно.
Результаты работы: (25слайд)
- Дети умеют использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера;
- Сформированы сенсорные эталоны; ориентировка в пространстве
- Сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать;
- Сформированы понятие числовой последовательности, состава числа, умение находить состав числа из двух меньших
- Примерно 85% детей испытывает устойчивый интерес к данным играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;
- Дети стали более активными и любознательными.
- По результатам развития логического мышления у детей подготовительной группы 91 % по высокому и среднему уровню.
Результаты проектной деятельности:
Формирование мыслительных операций у старших дошкольников помогает им в их дальнейшем развитии. Многие наши воспитанники, принимали участие в различных интеллектуальных, познавательно – исследовательских конкурсах: в этом году приняли участие в районном конкурсе детских проектов – заняли 4 призовых места (2,2,3,3 места), в 2015 -2016 учебном году в окружном конкурсе детских исследовательских проектов (г. Похвистнево) «Мои первые открытия» заняли 3 место, в окружном конкурсе детских проектов заняли 4 призовых места по разным номинациям в (г. Кинель).
-В этом же году на районном конкурсе детского творчества «Созвездие талантов», посвященный 25 – летию Камышлинского района в номинации «Литературное чтение», получили 2 призовых места (первое и третье место), в номинации «Сольное пение» заняли втрое место, в номинации «Танец» заняли первое место. Принимали в областном конкурсе юных чтецов и получили дипломы.
В 2016 – 2017 году так же принимали участие в районном и окружном конкурсах детских исследовательских проектов и заняли призовые места. (1 место – Шарафутдинова Ляйсан, 3 место – Гайсин Ильмир, Тухбатшин Данил 3 место, Бадретдинова Рания – 2 место). На окружном конкурсе приняла участие Шарафутдинова Л.
На районном конкурсе «Созвездие талантов» 3 место (хореография) танец «Радуга» подготовительная группа и В 2016 году заняли 2 место Файрузова Рамина (вокал). (воспитатель Яриева А.С.)
В окружном конкурсе «Созвездие талантов – 2016» заняли два призовых места: коллективная работа воспитанников Гаязовой Э.Р. – 2 место и в номинации «Художественно – эстетическое развитие. Рисунок» - 3 место.
- Со своими творческими работами воспитанники подготовительной группы принимали участие в областном конкурсе «Я твой друг и нам нужна твоя помощь и поддержка».
- На разных спортивных мероприятиях занимали призовые места.
Получали грамоты, ценные подарки, награды приносили в группу и делились своими успехами с товарищами, тем самым подавая пример другим детям.
Их успехи, достижения доказывает о том, что наши воспитанники стали более уверенными в себе, умеют мыслить, рассуждать, анализировать, доказывать, творить, экспериментировать.
Представление педагогического опыта работы:
- В 2016 году для работников ДО Камышлинского района был проведен районный семинар на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных игровых технологий в соответствии с ФГОС ДО», где был представлен опыт работы педагогов СП «Детский сад Улыбка» по развитию логико – математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера». Два педагога Федотова Н.И. и Зарипова Ф.Ф. показали образовательную деятельность, мастер – класс провела Кашапова Г.Х., старший воспитатель Гайсина Р.М. представила презентацию с опытом работы ДОО по данному направлению.
- На окружном методическом дне для работников ДО на тему: «Опыт работы ДОО по развитию у дошкольников логического мышления с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера». Два педагога представили образовательную деятельность Салахова С.А. и Яриева А.С.. Каримова А.М. показала использование игровых технологий в работе с детьми в игровой, свободной деятельности. Старший воспитатель Гайсина Р.М. рассказала о системе работы ДОО по развитию логического мышления дошкольников с использованием новых игровых технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
2016- 2017 учебный год
-С целью обмена опытом с новыми инновационными игровыми технологиями по ФЭМП 3 апреля 2017 года на базе СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла прошел окружной семинар для работников ДО Северо – Восточного образовательного округа на тему: «Развитие логико – математических представлений у дошкольников с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в соответствии с ФГОС ДО». Воспитатель подготовительной группы Яриева А.С. показала образовательную деятельность по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных игровых технологий на тему: «Царство Радуги». С детьми младшей группы по развитию детского математического творчества НОД на тему: «Красная Шапочка на новый лад» показала Салахова С.А. С педагогами был проведен мастер – класс по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша Зарипова Ф.Ф. Мастер – класс по использованию инновационных игровых технологий в интеграции образовательных областей представила Гаязова Э.Р. С обменом опыта работы «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО» презентацию – фильм представила Гайсина Р. М.
-Перед педагогами Северо – Восточного образовательного округа был представлен опыт работы ДОО по использованию данных технологий в разных видах детской деятельности по разным образовательным областям в сотрудничестве всех педагогов. В 2016 - 2017 учебном году в сентябре и в апреле принимали участие в окружном методическом дне и представили опыт работы по развитию логико – математических способности дошкольников с использованием инновационных технологий. (Зарипова Ф.Ф., Яриева А.С., Федотова Н.И.
-С целью повышения компетентности педагогов ДООв использовании инновационных игровых пособий, среди педагогического коллектива были организованы взаимопросмотры НОД по формированию элементарных математических представлений у дошкольников: Зиннурова А.М. «В гости к кукле Кате», Гарифуллина В.Н. показала квест – игру с использованием блоков Дьенеша «В гости к гному», Федотова Н.И. НОД по развитию детского математического творчества «Курочка ряба», Салахова С.А. «Путешествие в сказку «Теремок»», Яриева А.С. «Поможем Фее цветов».
-В течение учебного года педагоги ДОО (Зарипова Ф.Ф., Гаязова Э.Р., Яриева А.С.) делились опытом своей работы. Для педагогов ДОО округа и района показывали мастер – классы по ознакомлению и работе с инновационными игровыми пособиями по развитию ЭМП и развитию логического мышления.
Педагоги представили опыт работы по развитию логического мышления, по ФЭМП на различных конкурсах:
-«Окружной конкурс педагогических проектов «Развитие логико – математических способностей дошкольников с использованием игровых технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера» (Гайсина Р.М. – лауреат очного этапа конкурса).
- В окружном конкурсе «Воспитатель года- 2017» представили опыт работы с игровыми пособиями Блоки Дьенеша. Стали участника очного тура и стали лауреатами. (Кашапова Г.Х.)
- «3 фестиваль педагогических идей и инноваций» (Гайсина Р.М. и Гаязова Э.Р. - Лауреаты очного этапа конкурса с опытом работы по данному направлению). Представили выставку авторских игровых пособий на основе блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
-«7 межрегиональный фестиваль педагогического творчества работников ДО Самарской области г.о. Кинель». Гайсина Р.М. на очном этапе конкурса представила презентацию опыта работы ДОО с использованием инновационных игровых пособий,
- «Всероссийский интернет конкурс НОД по ФЭМП» - педагоги Яриева А.С. заняла 1 место, Зиннурова А.М. – заняла 2 место.
Представление педагогического опыта работы: (26-38 слайды)
- Конкурс педагогических проектов;
- Районный семинар для работников ДО;
- Окружные методические дни для работников ДО;
- Окружной конкурс НОД по ФЭМП;
- Окружной конкурс «Воспитатель года - 2017»
- Окружной 3 Фестиваль педагогических идей и инноваций;
- Окружной семинар для работников ДО Северо – Восточного образовательного округа;
- Межрегиональный 7 Фестиваль педагогического мастерства.
- Всероссийский конкурс НОД по ФЭМП
- Семинар практикум с учителями ГБОУ СОШ с. Камышла
- Участия и победы воспитанников в различных смотрах, конкурсах.
- Данные проектной деятельности были представлены в различных конкурсах педагогического мастерства, консультациях, семинарах, мастер – классах, в совместных мероприятиях с родителями (собрания, круглые столы, семинары – практикумы, КВНы, взаимопросмотрах для педагогов СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла.
- Для родителей представлены открытые НОД с использованием инновационных игровых технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера; - Два года с родителями подготовительной группы был проведен КВН с использованием блоков Дьенеша.
-Также проектная деятельность способствовала расширению совместной деятельности детей и родителей, что привело к более тесному контакту педагогов и родителей.
Методику Дьенеша и Кюизенера рекомендуем и другим педагогам для использования в педагогической практике.
Только в спокойной и доброжелательной атмосфере игры и сотворчества могут проявляться задатки и способности детей.
Результаты в перспективе:
Работа по данной долгосрочной проектной деятельности продолжается. Начиная с 2017 года мы начали внедрять данные игровые технологии с младшего возраста. Надеемся, что развитие мыслительных процессов дошкольников будет проходить на более высоком уровне и наших воспитанники – к выпуску получат результаты еще лучше. Планируем добиться к концу дошкольного образования, чтобы процессы логического мышления у воспитанников достигнет до 95 % (по высокому и среднему уровню). Пойдут наши воспитанники в школу умеющими логически мылить, рассуждать, доказывать свое мнение, ответственными, добрыми и отзывчивыми.
Старший воспитатель: Гайсина Р.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".
В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....
Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...
Выступление на методическом объединении руководителей и воспитателей на тему:«Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследова...
Презентация - "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО"
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя. Одна из важнейших задач воспита...
Технологическая карта Непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию: формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет (с использованием игровой технологии (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)
конспект НООД по ФЭМП с использованием игровой технологии подготовительная группа состав числа из двух меньших чисел, составление задач, классификация по трём признакам отрицания...
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Тема: “Космическое путешествие».Цель:1. Воспитывать доброжелательные отношения к ближнему....
Открытое занятие "Игровые технологии блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в развитии конструктивных навыков дошкольников "Путешествие в сказочный лес"
Цели и задачи:Закрепить умение детей решать логические задания на разбиение по свойствам (форма, цвет, размер, толщина).Развивать умение читать зашифрованную математическую схему; на ощупь определять ...