Программа кружка естественнонаучной направленности "Математические ступеньки"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Программа кружка естественнонаучной направленности по ФЭМП в старшей группе
«Математические ступеньки»
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Программное содержание.
3. Учебный план.
4. Перспективный план работы.
5. Итоговые результаты освоения программы.
6. Литература.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с типовой программой воспитания и обучения в детском саду и рассчитана на возрастную категорию детей с 5-и до 7-и лет ( старшая и подготовительная группы). Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования.
Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Основная цель её - развить у детей средствами математики основные психические процессы, а также расширить представления об окружающем мире.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств.
Программа имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в последующей возрастной группе, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Занятия в старшей и поготовительной группах проводятся 1 раз в неделю по 25 -30 минут. Всего 36 занятия.
Педагогический анализ 3 раза в год (вводный - в сентябре, промежуточный - в январе, итоговый - в мае). В основу построения занятий положен принцип развивающего обучения.
Задачи реализации программы:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
- обучение математическим представлениям в объеме программы средней (старшей, подготовительной) группы;
- развитие речи, введение в активную речь элементарных математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях;
- развитие первичных приемов логического мышления;
- воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию, любознательности, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Первый год обучения.
Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Числа и операции над ними. Прямой и обратный счет в пределах 10 (количественный и порядковый). Образование следующего числа путем прибавления единицы в пределах 5. Название, последовательность и обозначение от 1 до 10 цифрами. Состав чисел в пределах 5. Равенство и неравенство чисел в пределах 5. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 5 (на наглядной основе).
Пространственно- временные представления. Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше- позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Величина. Развитие представлений детей о величине. Знакомить с построением сериационного ряда. Формировать умение измерять длину предметов непосредственно, располагать предметы в порядке увеличения (уменьшения) их длины, ширины, высоты, толщины.
Геометрические фигуры.
Знакомство с геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, прямоугольником, четырехугольником, овалом, кругом, с многоугольником, как обобщенной формой плоскостных фигур. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, углах, замкнутой и незамкнутой линиях.
Второй год обучения.
Общие понятия. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Знакомство с символами. Работа с таблицей (при решении логических задач). Числа и операции над ними. Прямой и обратный счет в пределах 20 (количественный и порядковый); счет парами; пятками; десятками (в пределах 100). Образование следующего числа путем прибавления единицы в пределах 10. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел в пределах 10. Сравнение чисел на наглядной основе (больше на ..., меньше на ...). Умение использовать для записи сравнения знаки >,< ,=. Четные и нечетные числа. Однозначные и двухзначные числа. Число 0 и его свойства. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (на наглядной основе). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -,=. Составление и решение простых (в одно действие) задач на нахождение целого и остатка с использованием наглядного материала. Пространственно-временные представления. Продолжить формировать представление детей о сутках и неделе, как целостной единице измерения времени. Продолжить знакомство с календарем, одноминутным интервалом времени. Учить определять время по часам. Продолжать совершенствование умений детей в ориентировке в пространстве: местности, ограниченной плоскости с помощью плана. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Величина. Развитие умений непосредственно сравнивать по длине, массе, объему, площади. Практическое измерение длины и объема различными мерками (шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм. Геометрические фигуры. Формировать умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Уметь по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Учебный план кружка по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
№ п/п Разделы программы
1 Общие понятия : старшая-12 подготовительная-5
2 Числа и операции : старшая-9подготовительная- 12
3 Пространственно- временные отношения : старшая-5 подготовительная- 4
4 Величина: старшая- 5 подготовительная- 10
5 Геометрические фигуры : старшая- 5 подготовительная-5
Итого в год :36
Полный курс обучения 72 часов
Перспективный план работы кружка по формированию элементарных математических представлений (старшая группа 5-6лет)
№п/п Тема Программное содержание
Сентябрь
1 Тестирование и диагностика детей. Установить объективный уровень знаний и умений в области элементарной математики и соотнести его с программными требованиями. Выявить индивидуальные познавательные особенности детей с целью диагностики их математического развития.
2 Свойства предметов (цвет). Формировать умение выявлять характерный признак предмета (цвет). Группировать предметы по цвету. Учить называть и различать основные цвета радуги. Учить соотносить цвет с предметом. Развивать фантазию и воображение.
3 Свойства предметов. Различие по двум признакам: цвету и форме. Закрепить представления детей о свойствах предметов (цвет, форма). Уточнить представления о формах геометрических фигур - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Учить объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся отдельным признаком.
4 Свойства предметов (цвет, форма, размер). Геометрическое лото. Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
Октябрь
5 Столько же, больше, меньше. Формировать умение сравнивать группы предметов путем состыкования пар. Закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров.
6 Сравнение групп предметов. Равенства и неравенства. Знаки «=» и Закрепить понятие «равенство» - «неравенство». Познакомить со знаками «=» и «=£». Закрепить знание свойств предметов; повторить знакомые геометрические формы.
7 Сравнение групп предметов. Графическое Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение написание знаков «=» и ». Составление равенств и неравенств. правильно выбрать знак «=» или «Ф». Учить составлять равенства и неравенства, преобразовывать равенство в неравенство и наоборот. Закрепить знание свойств предметов и умение ориентироваться в таблице. Ввести в словарь детей слова «горизонтальный» и «вертикальный».
8 Сложение. Название компонентов и результата действия сложения. Знак «+». Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов (цвет, величина).
Ноябрь
9 Пространственные отношения: на, над, под. Закрепить представления о сложении как объединении предметов. Уточнить пространственные отношения: на, над, под.
10 Сложение. Перестановка слагаемых. Пространственные отношения: слева, справа. Закрепить представления о сложении, как об объединении групп предметов. Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей. Развивать пространственные представления. Уточнить отношения: справа, слева. Познакомить с переместительным свойством сложения, как его основным действием.
11 Пространственные отношения: слева, справа. Положение субъекта относительно другого субъекта («зеркальное отображение»). Закрепить пространственные отношения: слева, справа. Учить детей определять положение субъекта относительно другого субъекта.
12 Вычитание. Знак «-». Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.
Декабрь
13 Вычитание. Пространственные отношения: между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.
14 Один - много. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Сформировать представления о понятиях: один, много. Закрепить представления о сложении и вычитании, о взаимоотношениях между целым и частями.
15 Число 1. Цифра 1. Закрепить знания детей о числе 1. Познакомить с графическим рисунком цифры 1. Учить писать цифру 1. Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания.
16 Пространственные отношения: внутри, снаружи. Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
Январь
17 Число 2. Цифра 2. Понятие: «пара». Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. Ввести в активный словарь детей понятие «пара». Учить писать цифру 2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
18 Точка. Линия. Прямая и кривая. Линии. Формировать представления о точке, линии, прямой и кривых линиях. Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; смысл сложения и вычитания. Закрепить представления: справа, слева.
Февраль
19 Отрезок. Луч. Знакомство с задачей на нахождение целого (без определения понятия «задача»). Сформировать представления об отрезке, луче. Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Учить составлять простейшие рассказы-задачи по картинке, в которых описываются сложение и вычитание в пределах двух.
20 Число 3. Цифра 3. Закрепить знания о числе и цифре 3. Познакомить с образованием и составом числа 3. Учить писать цифру 3. Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам. Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.
21 Замкнутая и незамкнутая линии. Состав числа 3 из двух меньших. Познакомить с образованием и составом числа 3. Учить писать цифру 3. Закрепить представления о сложении и вычитании. Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам: пустой-полный, большой- маленький, толстый-тонкий, внутри- снаружи.
22 Замкнутые и незамкнутые линии. Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Формировать умение находить замкнутые и незамкнутые линии в окружающих предметах. Закрепить умение соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов. Закрепить знания состава числа 3
Март
23 Ломаная линия. Многоугольник. Познакомить с понятиями: ломаная линия, многоугольник. Закрепить понятия: отрезок, прямая, кривая линии. Продолжить формирование представлений о взаимосвязи целого и частей, составе числа 3.
24 Число 4. Цифра 4. Закрепить знания о числе и цифре 4. Познакомить с образованием и составом числа 4. Учить писать цифру 4. Учить писать цифру 4. Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по разным признакам.
25 Угол: тупой, прямой, острый. Состав числа 4 из двух меньших. Сформировать представления о различных видах углов - прямом, остром, тупом. Учить детей пользоваться линейкой. Закрепить умение чертить отрезки. Закрепить знание состава числа 4 из двух меньших.
26 Числовой отрезок. Решение примеров при помощи числового отрезка. Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания при помощи числового отрезка. Совершенствовать счетные умения и состав чисел в пределах 4. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.
Апрель
27 Число 5. Цифра 5. Познакомить с образованием и составом числа 5. Учить писать цифру 5. Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Закрепить знание понятий многоугольника и числового отрезка.
28 Состав числа 5 из двух меньших. Пространственные отношения: впереди, сзади. Формировать представления о составе числа 5 из двух меньших. Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади. Закрепить умение присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку.
29 Столько же. Составление равенств и неравенств. Знаки «=» и «≠». Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить представление о взаимосвязи целого и частей. Закрепить умение находить сходства и различия фигур по форме, величине, цвету.
30 Больше, меньше. Сравнение групп предметов. Знаки «>» и «» и «», количеству с помощью составления пар, знаки «=», «>», «,
Литература:
1.Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради - Колесникова Е.В.
2. Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет - Колесникова Е.В.
3. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников - Колесникова Е.В.
4. Демонстрационный материал Колесниковой Е.В. Математика для детей 5-6 лет
5. Я запоминаю цифры. Колесникова Е.В.Тетрадь для детей 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_matematicheskie_stupentki.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка естественнонаучной направленности по ФЭМП в старшей группе
«Математические ступеньки»
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Программное содержание.
3. Учебный план.
4. Перспективный план работы.
5. Итоговые результаты освоения программы.
6. Литература.
7. Приложение.
Тестовые задания.
Диагностика.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с типовой программой воспитания и обучения в детском саду и рассчитана на возрастную категорию детей с 5-и до 7-и лет ( старшая и подготовительная группы). Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования.
Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Основная цель её - развить у детей средствами математики основные психические процессы, а также расширить представления об окружающем мире.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств.
Программа имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в последующей возрастной группе, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Занятия в старшей и поготовительной группах проводятся 1 раз в неделю по 25 -30 минут. Всего 36 занятия.
Педагогический анализ 3 раза в год (вводный - в сентябре, промежуточный - в январе, итоговый - в мае). В основу построения занятий положен принцип развивающего обучения.
Задачи реализации программы:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
- обучение математическим представлениям в объеме программы средней (старшей, подготовительной) группы;
- развитие речи, введение в активную речь элементарных математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях;
- развитие первичных приемов логического мышления;
- воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию, любознательности, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Первый год обучения.
Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Числа и операции над ними. Прямой и обратный счет в пределах 10 (количественный и порядковый). Образование следующего числа путем прибавления единицы в пределах 5. Название, последовательность и обозначение от 1 до 10 цифрами. Состав чисел в пределах 5. Равенство и неравенство чисел в пределах 5. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 5 (на наглядной основе).
Пространственно- временные представления. Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше- позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Величина. Развитие представлений детей о величине. Знакомить с построением сериационного ряда. Формировать умение измерять длину предметов непосредственно, располагать предметы в порядке увеличения (уменьшения) их длины, ширины, высоты, толщины.
Геометрические фигуры.
Знакомство с геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, прямоугольником, четырехугольником, овалом, кругом, с многоугольником, как обобщенной формой плоскостных фигур. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, углах, замкнутой и незамкнутой линиях.
Второй год обучения.
Общие понятия. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Знакомство с символами. Работа с таблицей (при решении логических задач). Числа и операции над ними. Прямой и обратный счет в пределах 20 (количественный и порядковый); счет парами; пятками; десятками (в пределах 100). Образование следующего числа путем прибавления единицы в пределах 10. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел в пределах 10. Сравнение чисел на наглядной основе (больше на ..., меньше на ...). Умение использовать для записи сравнения знаки >,< ,=. Четные и нечетные числа. Однозначные и двухзначные числа. Число 0 и его свойства. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (на наглядной основе). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -,=. Составление и решение простых (в одно действие) задач на нахождение целого и остатка с использованием наглядного материала. Пространственно-временные представления. Продолжить формировать представление детей о сутках и неделе, как целостной единице измерения времени. Продолжить знакомство с календарем, одноминутным интервалом времени. Учить определять время по часам. Продолжать совершенствование умений детей в ориентировке в пространстве: местности, ограниченной плоскости с помощью плана. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Величина. Развитие умений непосредственно сравнивать по длине, массе, объему, площади. Практическое измерение длины и объема различными мерками (шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм. Геометрические фигуры. Формировать умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Уметь по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Учебный план кружка по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
№ п/п Разделы программы
1 Общие понятия : старшая-12 подготовительная-5
2 Числа и операции : старшая-9подготовительная- 12
3 Пространственно- временные отношения : старшая-5 подготовительная- 4
4 Величина: старшая- 5 подготовительная- 10
5 Геометрические фигуры : старшая- 5 подготовительная-5
Итого в год :36
Полный курс обучения 72 часов
Перспективный план работы кружка по формированию элементарных математических представлений (старшая группа 5-6лет)
№п/п Тема Программное содержание
Сентябрь
1 Тестирование и диагностика детей. Установить объективный уровень знаний и умений в области элементарной математики и соотнести его с программными требованиями. Выявить индивидуальные познавательные особенности детей с целью диагностики их математического развития.
2 Свойства предметов (цвет). Формировать умение выявлять характерный признак предмета (цвет). Группировать предметы по цвету. Учить называть и различать основные цвета радуги. Учить соотносить цвет с предметом. Развивать фантазию и воображение.
3 Свойства предметов. Различие по двум признакам: цвету и форме. Закрепить представления детей о свойствах предметов (цвет, форма). Уточнить представления о формах геометрических фигур - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Учить объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся отдельным признаком.
4 Свойства предметов (цвет, форма, размер). Геометрическое лото. Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
Октябрь
5 Столько же, больше, меньше. Формировать умение сравнивать группы предметов путем состыкования пар. Закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров.
6 Сравнение групп предметов. Равенства и неравенства. Знаки «=» и Закрепить понятие «равенство» - «неравенство». Познакомить со знаками «=» и «=£». Закрепить знание свойств предметов; повторить знакомые геометрические формы.
7 Сравнение групп предметов. Графическое Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение написание знаков «=» и ». Составление равенств и неравенств. правильно выбрать знак «=» или «Ф». Учить составлять равенства и неравенства, преобразовывать равенство в неравенство и наоборот. Закрепить знание свойств предметов и умение ориентироваться в таблице. Ввести в словарь детей слова «горизонтальный» и «вертикальный».
8 Сложение. Название компонентов и результата действия сложения. Знак «+». Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов (цвет, величина).
Ноябрь
9 Пространственные отношения: на, над, под. Закрепить представления о сложении как объединении предметов. Уточнить пространственные отношения: на, над, под.
10 Сложение. Перестановка слагаемых. Пространственные отношения: слева, справа. Закрепить представления о сложении, как об объединении групп предметов. Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей. Развивать пространственные представления. Уточнить отношения: справа, слева. Познакомить с переместительным свойством сложения, как его основным действием.
11 Пространственные отношения: слева, справа. Положение субъекта относительно другого субъекта («зеркальное отображение»). Закрепить пространственные отношения: слева, справа. Учить детей определять положение субъекта относительно другого субъекта.
12 Вычитание. Знак «-». Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.
Декабрь
13 Вычитание. Пространственные отношения: между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.
14 Один - много. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Сформировать представления о понятиях: один, много. Закрепить представления о сложении и вычитании, о взаимоотношениях между целым и частями.
15 Число 1. Цифра 1. Закрепить знания детей о числе 1. Познакомить с графическим рисунком цифры 1. Учить писать цифру 1. Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания.
16 Пространственные отношения: внутри, снаружи. Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
Январь
17 Число 2. Цифра 2. Понятие: «пара». Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. Ввести в активный словарь детей понятие «пара». Учить писать цифру 2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
18 Точка. Линия. Прямая и кривая. Линии. Формировать представления о точке, линии, прямой и кривых линиях. Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; смысл сложения и вычитания. Закрепить представления: справа, слева.
Февраль
19 Отрезок. Луч. Знакомство с задачей на нахождение целого (без определения понятия «задача»). Сформировать представления об отрезке, луче. Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Учить составлять простейшие рассказы-задачи по картинке, в которых описываются сложение и вычитание в пределах двух.
20 Число 3. Цифра 3. Закрепить знания о числе и цифре 3. Познакомить с образованием и составом числа 3. Учить писать цифру 3. Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам. Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.
21 Замкнутая и незамкнутая линии. Состав числа 3 из двух меньших. Познакомить с образованием и составом числа 3. Учить писать цифру 3. Закрепить представления о сложении и вычитании. Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам: пустой-полный, большой- маленький, толстый-тонкий, внутри- снаружи.
22 Замкнутые и незамкнутые линии. Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Формировать умение находить замкнутые и незамкнутые линии в окружающих предметах. Закрепить умение соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов. Закрепить знания состава числа 3
Март
23 Ломаная линия. Многоугольник. Познакомить с понятиями: ломаная линия, многоугольник. Закрепить понятия: отрезок, прямая, кривая линии. Продолжить формирование представлений о взаимосвязи целого и частей, составе числа 3.
24 Число 4. Цифра 4. Закрепить знания о числе и цифре 4. Познакомить с образованием и составом числа 4. Учить писать цифру 4. Учить писать цифру 4. Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по разным признакам.
25 Угол: тупой, прямой, острый. Состав числа 4 из двух меньших. Сформировать представления о различных видах углов - прямом, остром, тупом. Учить детей пользоваться линейкой. Закрепить умение чертить отрезки. Закрепить знание состава числа 4 из двух меньших.
26 Числовой отрезок. Решение примеров при помощи числового отрезка. Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания при помощи числового отрезка. Совершенствовать счетные умения и состав чисел в пределах 4. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.
Апрель
27 Число 5. Цифра 5. Познакомить с образованием и составом числа 5. Учить писать цифру 5. Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Закрепить знание понятий многоугольника и числового отрезка.
28 Состав числа 5 из двух меньших. Пространственные отношения: впереди, сзади. Формировать представления о составе числа 5 из двух меньших. Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади. Закрепить умение присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку.
29 Столько же. Составление равенств и неравенств. Знаки «=» и «≠». Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить представление о взаимосвязи целого и частей. Закрепить умение находить сходства и различия фигур по форме, величине, цвету.
30 Больше, меньше. Сравнение групп предметов. Знаки «>» и «» и «», количеству с помощью составления пар, знаки «=», «>», «,
Литература:
1.Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради - Колесникова Е.В.
2. Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет - Колесникова Е.В.
3. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников - Колесникова Е.В.
4. Демонстрационный материал Колесниковой Е.В. Математика для детей 5-6 лет
5. Я запоминаю цифры. Колесникова Е.В.Тетрадь для детей 4-6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей подготовительной группы
РАБОЧАЯ программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Федосова Н. А., Коваленко Е.В., Дядю...
Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей 3-4 лет
РАБОЧАЯ программа курса кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»Предлагаемый курс ориентирован на развитие математи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА По формированию естественнонаучных представлений дошкольников. «Почемучка» Для детей 4 – 5 лет на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка»Принята:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Раз-ступенька, два-ступенька…» На основе автора программы Л.Петерсон
Программа "Раз ступенька, два ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: разв...
Дополнительная образовательная рабочая программа кружка естественнонаучной направленности «Мега - лего» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старших дошкольников мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...
Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие...
Рабочая программа кружка по естественнонаучной грамотности детей дошкольного возраста от 4-5лет Опытно экспериментальная деятельность «Залипательные эксперименты Почемучек» 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методики «Неизведанное ...