Рабочая программа кружка по естественнонаучной грамотности детей дошкольного возраста от 4-5лет Опытно экспериментальная деятельность «Залипательные эксперименты Почемучек» 2023-2024 учебный год.
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методики «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 4 – 5 лет.
Срок программы 1 год, она рассчитана на учебные недели в году, продолжительность непосредственной деятельности 1 раз в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста.
Средняя группа– 20 минут. Программа предполагает проведение одного опыта в неделю во второй половине дня. Всего 49 игровых ситуаций, которые носят как коллективный, так и индивидуальные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zalipatelnyh_opytov_i_eksperimentov_shromova_eb_2023-2024_-_-_kopiya-1_3.docx | 48.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на педагогическом совете №___ от __. ___.20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 26» __________ О.В.Вальд | |||
«___» __________20__г. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»
Рабочая программа кружка
по естественнонаучной грамотности детей дошкольного возраста
от 4-5лет
Опытно экспериментальная деятельность
«Залипательные эксперименты Почемучек»
2023-2024 учебный год.
Воспитатель: Шромова Е.Б.
Ачинск, 2023г.
Пояснительная записка: Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методики «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 4 – 5 лет.
Срок программы 1 год, она рассчитана на учебные недели в году, продолжительность непосредственной деятельности 1 раз в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста.
Средняя группа– 20 минут. Программа предполагает проведение одного опыта в неделю во второй половине дня. Всего 49 игровых ситуаций, которые носят как коллективный, так и индивидуальные формы работы.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
Актуальность:
В наше время особую популярность приобретает детское экспериментирование, как деятельность, которая позволяет ребёнку получить реальное представление об объектах окружающего мира, среде обитания, практический опыт знакомства с природными закономерностями и взаимоотношениях с другими объектами. Эксперименты вызывают у детей положительные эмоции, создают предпосылки для формирования трудовых навыков. В процессе экспериментирования развивается память, умение анализировать,
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у детей устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, самостоятельности.
Возрастная группа: Средняя группа.
Возраст: 4-5 лет
Цель программы:
Формировать представления у детей дошкольного возраста о физических явлениях, свойствах предметов окружающего мира, развитие познавательной активности, любознательности, посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимость. Способствовать овладению практическими взаимодействиями с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Помогать накоплению представлений о предметах и их свойствах.
Обучать детей проводить элементарные доступные опыты. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы анализируя результат экспериментирования. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание экспериментировать.
Развивать коммуникативные навыки по следующим направлениям: природные явления (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром), материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево), человек, предметный мир.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении.
Условия реализации детского экспериментирования в рамках программы:
-взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным);
-использование разных видов деятельности;
-взаимосвязь семьи с дошкольным учреждением;
-создание развивающей среды: книги, дидактические игры, наглядные пособия, программа
Формы работы:
- Игровые упражнения и опыты;
- Беседы познавательного характера;
- Работа с наглядным материалом;
.
Приёмы реализации рабочей программы:
-создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;
-включение игровых упражнений;
-активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
-решение проблемных ситуаций.
Приёмы обучения:
-показ и демонстрация с объяснением с дидактическими играми;
-пояснение, разъяснение с целью предупреждения ошибок.
Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «Помощники»: лабораторная посуда, объекты живой природы емкости для игр с водой разных объёмов и форм;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев. мох, семена;
- утилизированный материал:
-проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, разные виды бумаги.
-медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные прозрачные стёкла, сито, свечи, магниты, нитки.
Ожидаемый результат:
Занимательные эксперименты побудят детей к самостоятельному поиску причин и способов действий в исследовании.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № п/п | Игровые ситуации | Цель | Источник |
Сентябрь Воздух | 1 | «Надувание напальчника» | Продемонстрировать свойства воздуха, путем наблюдения за тем, как напальчник наполняется воздухом с помощью ёмкости с водой, воронки. | Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. стр30 |
2 | «Поиск воздуха» | Вызвать у детей желание производить действия с султанчиками, ленточками, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, умение доказать с помощью предметов что воздух вокруг нас чувствовать его прикосновение. | Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. стр30 | |
3 | «Что в пакете?» | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы. | Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. стр30 | |
4 | «Загадочные пузырьки» | Демонстрировать свойства воздуха в других предметах. | Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. стр31 | |
Октябрь Воздух | 5 | «Узнай всё о себе, шарик» | Познакомить с резиной, её качеством и свойством установить связь между материалом и способом его употребления. | Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников. Стр.25 |
6 | «Игры с воздушным шариком и соломкой» | Познакомить с ролью воздуха в работе организма человека. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.7. | |
7 | «На чём полетят человечки» | Показать и объяснить детям, что есть предметы из резины и из ткани назвать предметы прочности, проводимости потока воздуха, сравнение резины с тканью. | Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.26 | |
8 | «Надувание мыльных пузырей» | Демонстрировать свойства воздуха и мыльного раствора, доказать, что воздух имеет место | Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников стр.31 | |
Ноябрь Свет, цвет. | 9 | «Когда это бывает?» | Дать понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. | Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников стр.35 |
10 | «Свет вокруг нас» | Определить источник света к природному или к рукотворному миру. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом» «Опыты и эксперименты для дошкольников». Стр.35. | |
11 | «Волшебные лучи» | Понять, что освещённость света зависит от силы источника и удалённости от него. | «Ребёнок в мире поиска». О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом» «Опыты и эксперименты для дошкольников». Стр.36. | |
12 | «Теневой театр» | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.37 | |
Декабрь Вода. | 13 | «Окрашивание воды» | Выявить свойство воды. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.27 |
14 | «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить с двумя свойствами воды-жидким и твёрдым. Выявить свойства и качества воды | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.28 | |
15 | Взаимодействие воды и снега | Сравнение свойства снега и воды. Прозрачность, текучесть-хрупкость, твёрдость | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.29 | |
16 | Ра «Раскрасим радугу» | Познакомить с цветами радуги. Получать цвета путём смешивания. | Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»/Лукина Т. Н. МБДОУ№19, Армавир,2019 | |
Январь Звук | 17 | «Почему всё звучит?» | Подвести к пониманию возникновения звука | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.40 |
18 | «Откуда берётся голос» | Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.41 | |
19 | «Где звучит колокольчик?» | Демонстрация свойств звука на примере игровых упражнений. | Организация опытно-экспериментальной деятельности работы в ДОУ Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Л.А. Антипина Стр.74 | |
20 | «Музыка или шум» | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.40 | |
Февраль Вес, притяжение | 21 | «Лёгкий-тяжёлый» | Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (лёгкие, тяжёлые) | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом».. О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.10. |
22 | «Тепло -холодно». | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения. | Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»/Лукина Т,Н МБДОУ№19,Армавир,2019 | |
Магниты и магнетизм | 23 | «Волшебная рукавичка» | Демонстрировать способность магнита притягивать к себе предметы. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.38 |
24 | «Волшебный театр» | Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.38 | |
Март | 25 | «Дерево умеет плавать» | Расширить представление о дереве и его качествах и свойствах, показать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. | Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.28 |
26 | Экскурсия в столярную мастерскую | Познакомить с профессией плотника-мастера работы по дереву | Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.29 | |
27 | Приключения карандаша | Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева. | Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.32 | |
28 | «Незнайкин клад» | Познакомить со свойствами материалов, из которых изготовлены предметы. | Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.30 | |
Апрель | 29 | «В мире стекла» | Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое). | . Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.33 |
30 | «В мире пластмассы» | Познакомить с материалом-пластмасса и его свойствами. | Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.35 | |
31 | Сравнение стекла и пластмассы | Познакомить с качествами и свойствами пластмассы и стекла путём сравнения. | . Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.36 | |
32 | Сравнение металла и стекла | Познакомить с качествами и свойствами металла и стекла путём сравнения. | Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.37 | |
Май | 33 | «Бумага её качества и свойства» | Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.16. |
34 | «Древесина её качества и свойства» | Научить узнавать вещи, вещи, изготовленные из древесины, вычленять её качества. | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.16. | |
35 | «Ткань её качества и свойства» | Научиться узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства. | Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.17. | |
36 | «Глина, её качества и свойства» | Научить узнавать вещи из глины, определять её качества, (мягкость, пластичность) | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.18. | |
Июнь | 37 | «Что тяжелее?» | Сравнить свойства песка, камня в воде. | Картотека опытов и экспериментов (интернет) Романюк Регина Викторовна |
38 | «Почему песок хорошо сыплется» | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Картотека опытов и экспериментов (интернет Романюк Регина Викторовна) | |
39 | «Почему не получился куличик?» | Знакомство со свойствами песка. | Картотека опытов и экспериментов (интернет) Романюк Регина Викторовна | |
40 | «Делаем дорожки и узоры из песка» | Демонстрация свойств песка, его применения в сферах жизни человека. | Картотека опытов и экспериментов (интернет) Романюк Регина Викторовна | |
41 | «Песок и земля» | Ознакомление со свойствами песка, земли (сухой, рыхлый) | Картотека опытов и экспериментов (интернет) Романюк Регина Викторовна | |
Июль | 42 | «Могут ли животные жить в земле» | Выяснить, что есть в почве для жизни организмов. | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.89. |
Человек | 43 | «Носарей» | Познакомить с функцией органа обоняния человека - носа, его строением | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.45. |
44 | «Язычок помощник» | Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.45. | |
45 | «Вкусовые зоны языка» | Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений. | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.46 | |
Август. | 46 | «Вертушка» | Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта. | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.50 |
47 | «Кораблик» | Учиться видеть возможности преобразования предмета реализовывать их и получать результат | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.51 | |
48 | «Игрушки из ниток» | Развивать умение работать руками, реализовывать возможность творчества. | «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.52 | |
49 | «Игрушка из бумаги» | Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность. | О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.52 |
Работа с родителями
• Групповая встреча «Еще один шаг на встречу экспериментам»;
• Мастер класс «Извержение лавы» (изготовление игрового пособия «вулкан»);
• Видеорепортаж «Залипательные эксперименты в моей семье»
• Коллаж «Экспериментируем, играя!»
Список используемой литературы:
- «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр сфера
- Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»/Лукина Т, Н МБДОУ№19, Армавир,2019
- Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников Творческий Центр сфера
- Организация опытно-экспериментальной деятельности работы в ДОУ Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Л.А. Антипина Составитель Н.В Нищева-СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2015.-240
Мониторинг
Рекомендации по определению уровня развития ребенка:
Высокий – от 4,0 до 5,0
Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками.
Средний – от 2,9 до 3,9
Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть.
Низкий – от 0 до 2,8
Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям.
Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:
1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
№ | Ф.И. ребенка | Проявляет стремление сверстниками; | Владеет разными способами использования предметов-заместителей; | Инициативен в развитии игрового сюжета; | Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами; | В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу | Итоговый результат | ||||||
с | м | с | м | с | м | С | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 |
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.
Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 6л. и до окончания образовательных отношений на 2020-2021 учебный год
Дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) № 6 МКДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год
Данная программа является основным документом для организации воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) № 6 МКДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год
Данная программа является основным документом для организации воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста (2-7 лет) раздел «Музыка» на 2022- 2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо художественно- эстетическому развитиюдетей дошкольного возраста (2-7 лет)раздел «Музыка»на 2022- 2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ДО 6 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ №10 «КЛЮКОВКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ДО 6 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ №10 «КЛЮКОВКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГО...