Рабочая программа кружка по естественнонаучной грамотности детей дошкольного возраста от 4-5лет Опытно экспериментальная деятельность «Залипательные эксперименты Почемучек» 2023-2024 учебный год.
рабочая программа (средняя группа)

Шромова Елена Борисовна

Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методики «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 4 – 5 лет.

            Срок программы 1 год, она рассчитана на учебные недели в году, продолжительность непосредственной деятельности 1 раз в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста.

Средняя группа– 20 минут. Программа предполагает проведение одного опыта в неделю во второй половине дня. Всего 49 игровых ситуаций, которые носят как коллективный, так и индивидуальные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРИНЯТО

на педагогическом совете

№___ от __. ___.20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 26»

__________ О.В.Вальд

              «___» __________20__г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»

Рабочая программа кружка

по естественнонаучной грамотности детей дошкольного возраста

от 4-5лет

Опытно экспериментальная деятельность

«Залипательные эксперименты Почемучек»

2023-2024 учебный год.

                                                       

                                                               Воспитатель: Шромова Е.Б.

Ачинск, 2023г.

Пояснительная записка: Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методики «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 4 – 5 лет.

         Срок программы 1 год, она рассчитана на учебные недели в году, продолжительность непосредственной деятельности 1 раз в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста.

Средняя группа– 20 минут. Программа предполагает проведение одного опыта в неделю во второй половине дня. Всего 49 игровых ситуаций, которые носят как коллективный, так и индивидуальные формы работы.

 В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

Актуальность: 

В наше время особую популярность приобретает детское экспериментирование,  как деятельность, которая позволяет   ребёнку получить реальное представление об объектах окружающего мира,  среде обитания,   практический опыт знакомства с природными закономерностями и взаимоотношениях с другими объектами. Эксперименты вызывают у детей положительные эмоции, создают предпосылки для формирования трудовых навыков. В процессе экспериментирования развивается память, умение анализировать,

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у детей устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, самостоятельности.

Возрастная группа: Средняя группа.

Возраст: 4-5 лет

Цель программы:

         Формировать представления у детей дошкольного возраста о физических явлениях, свойствах предметов окружающего мира, развитие познавательной активности, любознательности, посредством экспериментальной деятельности.  

 Задачи:

Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимость. Способствовать овладению практическими взаимодействиями с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Помогать накоплению представлений о предметах и их свойствах.

Обучать детей проводить элементарные доступные опыты. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы анализируя результат экспериментирования. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание экспериментировать.

Развивать коммуникативные навыки по следующим направлениям: природные явления (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром), материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево), человек, предметный мир.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении.  

Условия реализации детского экспериментирования  в рамках программы:

-взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным);

-использование разных видов деятельности;

-взаимосвязь семьи с дошкольным учреждением;

-создание развивающей среды: книги, дидактические игры, наглядные пособия, программа

           Формы работы:

  • Игровые упражнения и опыты;
  • Беседы познавательного характера;
  • Работа с наглядным материалом;

.

Приёмы реализации рабочей программы:

-создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;

-включение игровых упражнений;

-активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

-решение проблемных ситуаций.

Приёмы обучения:

-показ и демонстрация с объяснением с дидактическими играми;

-пояснение, разъяснение с целью предупреждения ошибок.

Оборудование детской лаборатории:

Приборы - «Помощники»: лабораторная посуда, объекты живой природы емкости для игр с водой разных объёмов и форм;

-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев. мох, семена;

- утилизированный материал:

-проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, разные виды бумаги.

-медицинские материалы: ватные диски, пипетки;

-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные прозрачные стёкла, сито, свечи, магниты, нитки.

Ожидаемый результат:

 Занимательные эксперименты побудят детей к самостоятельному поиску причин и способов действий в исследовании.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ п/п

Игровые ситуации

Цель

Источник

Сентябрь

Воздух

1

«Надувание напальчника»

Продемонстрировать свойства  воздуха, путем наблюдения за тем, как напальчник наполняется воздухом с помощью ёмкости с водой, воронки.

Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. стр30

2

«Поиск воздуха»

Вызвать у детей желание производить действия с султанчиками, ленточками, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, умение доказать с помощью предметов что воздух вокруг нас чувствовать его прикосновение.  

Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. стр30

3

«Что в пакете?»

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы.

Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. стр30

4

«Загадочные пузырьки»

Демонстрировать свойства  воздуха в других предметах.

Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. стр31

Октябрь

Воздух

5

«Узнай всё о себе, шарик»

Познакомить с резиной, её качеством и свойством установить связь между материалом и способом его употребления.

Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников.

Стр.25  

6

«Игры с воздушным шариком и соломкой»

Познакомить с ролью   воздуха  в работе организма человека.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.7.  

7

«На чём полетят человечки»

Показать и объяснить детям, что есть предметы из резины и из ткани   назвать предметы прочности, проводимости потока воздуха, сравнение резины с тканью.  

Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.26

8

«Надувание мыльных пузырей»

Демонстрировать свойства воздуха и мыльного раствора, доказать, что воздух имеет место

Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников стр.31

Ноябрь

Свет, цвет.

9

«Когда это бывает?»

Дать понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.  

Ребёнок в мире поиска О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников стр.35

10

«Свет вокруг нас»

Определить источник света к природному или к рукотворному миру.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом» «Опыты и эксперименты для дошкольников». Стр.35.  

11

«Волшебные лучи»

Понять, что освещённость света зависит от силы источника и удалённости от него.

«Ребёнок в мире поиска». О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом» «Опыты и эксперименты для дошкольников». Стр.36.  

12

«Теневой театр»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.37

Декабрь

Вода.

13

«Окрашивание воды»

Выявить свойство воды.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.27

14

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с двумя свойствами воды-жидким и твёрдым. Выявить свойства и качества воды

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.28

15

Взаимодействие воды и снега

Сравнение свойства снега и воды. Прозрачность, текучесть-хрупкость, твёрдость

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.29

16

Ра «Раскрасим радугу»

Познакомить с цветами радуги. Получать цвета путём смешивания.  

Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»/Лукина Т. Н. МБДОУ№19,

Армавир,2019

Январь

Звук

17

«Почему всё звучит?»

Подвести к пониманию возникновения звука

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.40

18

«Откуда берётся голос»

 Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.41

19

«Где звучит колокольчик?»

Демонстрация свойств звука на примере игровых упражнений.

Организация опытно-экспериментальной деятельности работы в ДОУ Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах.  Л.А. Антипина Стр.74

20

«Музыка или шум»

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.40

Февраль

Вес, притяжение

21

«Лёгкий-тяжёлый»

Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (лёгкие, тяжёлые)

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом».. О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.10.  

22

«Тепло -холодно».

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения.

Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»/Лукина Т,Н МБДОУ№19,Армавир,2019

Магниты и магнетизм

23

«Волшебная рукавичка»

Демонстрировать способность магнита притягивать к себе предметы.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.38

24

«Волшебный театр»

Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.38

Март

25

«Дерево умеет плавать»

Расширить представление о дереве и его качествах и свойствах, показать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.28

26

Экскурсия в столярную мастерскую

Познакомить с профессией плотника-мастера работы по дереву

Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.29

27

Приключения карандаша

Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева.

Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.32

28

«Незнайкин клад»

Познакомить со  свойствами материалов, из которых изготовлены предметы.

Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.30

Апрель

29

«В мире стекла»

Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое).

.   Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.33

30

«В мире пластмассы»

Познакомить с материалом-пластмасса и его свойствами.

Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.35  

31

Сравнение стекла и пластмассы

Познакомить с качествами и свойствами пластмассы и стекла путём сравнения.

.   Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.36

32

Сравнение металла и стекла

Познакомить с качествами и свойствами металла и стекла путём сравнения.

Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников стр.37

Май

33

«Бумага её качества и свойства»

Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги  

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.16.  

34

«Древесина её качества и свойства»

Научить узнавать вещи, вещи, изготовленные из древесины, вычленять её качества.

«Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.16.  

35

«Ткань её качества и свойства»

Научиться узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.

Ребёнок в мире поиска. О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.17.  

36

«Глина, её качества и свойства»

Научить узнавать вещи из глины, определять её качества, (мягкость, пластичность)

 «Неизведанное рядом».  О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.18.  

Июнь

37

«Что тяжелее?»

Сравнить свойства песка, камня в воде.

Картотека опытов и экспериментов (интернет) Романюк Регина Викторовна

38

«Почему песок хорошо сыплется»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Картотека опытов и экспериментов (интернет Романюк Регина Викторовна)

39

«Почему не получился куличик?»

Знакомство  со свойствами песка.

Картотека опытов и экспериментов (интернет) Романюк Регина Викторовна

40

«Делаем дорожки и узоры из песка»

Демонстрация свойств песка, его применения в сферах жизни человека.

Картотека опытов и экспериментов (интернет) Романюк Регина Викторовна

41

«Песок и земля»

Ознакомление со свойствами песка, земли (сухой, рыхлый)

Картотека опытов и экспериментов (интернет) Романюк Регина Викторовна

Июль

42

«Могут ли животные жить в земле»

Выяснить, что есть в почве для жизни организмов.

«Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.89.  

Человек

43

«Носарей»

Познакомить с функцией органа обоняния человека - носа, его строением

«Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.45.  

44

«Язычок помощник»

Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

«Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.45.  

45

«Вкусовые зоны языка»

Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений.

«Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.46

Август.

46

«Вертушка»

Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.

«Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.50

47

«Кораблик»

Учиться видеть возможности преобразования предмета реализовывать их и получать результат

«Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.51

48

«Игрушки из ниток»

Развивать умение работать руками, реализовывать возможность творчества.

«Неизведанное рядом». О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.52

49

«Игрушка из бумаги»

Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность.  

О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Стр.52

                                

        

Работа с родителями

•        Групповая встреча «Еще один шаг на встречу экспериментам»;

•        Мастер класс «Извержение лавы» (изготовление игрового пособия «вулкан»);

•        Видеорепортаж «Залипательные эксперименты в моей семье»

•        Коллаж «Экспериментируем, играя!»

Список используемой литературы:

  1. «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина. Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр сфера
  2. Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»/Лукина Т, Н МБДОУ№19, Армавир,2019
  3. Из чего сделаны предметы. О.В. Дыбина. Игры - занятия для дошкольников Творческий Центр сфера
  4. Организация опытно-экспериментальной деятельности работы в ДОУ Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах.  Л.А. Антипина Составитель Н.В Нищева-СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2015.-240

Мониторинг

Рекомендации по определению уровня развития ребенка:

Высокий – от 4,0 до 5,0

Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками.

Средний – от 2,9 до 3,9

Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть.

Низкий – от 0 до 2,8

Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям.

Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:

1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

Ф.И. ребенка

Проявляет стремление
к общению   со

сверстниками;

Владеет разными способами использования предметов-заместителей;

Инициативен                          в развитии              игрового сюжета;

Проявляет интерес      к      игровому экспериментированию с            предметами            и материалами;

В   играх   с   правилами принимает          игровую задачу,               проявляет интерес   к   результату, выигрышу

Итоговый результат

с

м

с

м

с

м

С

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.

Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.

Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 6л. и до окончания образовательных отношений на 2020-2021 учебный год

Дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) № 6 МКДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год

Данная программа является основным документом для организации воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) № 6 МКДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год

Данная программа является основным документом для организации воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста (2-7 лет) раздел «Музыка» на 2022- 2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо художественно- эстетическому развитиюдетей дошкольного возраста (2-7 лет)раздел «Музыка»на 2022- 2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ДО 6 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ №10 «КЛЮКОВКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ДО 6 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ №10 «КЛЮКОВКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГО...