Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительного возраста группы коррекционной направленности (ЗПР) по развитию элементарных математических представлений на тему: «Поможем Зимушке - зиме».
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о диких животных;
- закрепить образование числа 8;
- упражнять в счете в пределах 8 с помощью различных анализаторов в прямом и обратном порядке;
- упражнять в отсчете предметов в пределах 8;
- закреплять знания о последовательности цифр в цифровом ряду в пределах 8;
- упражнять в счете от заданного числа до заданного;
- совершенствовать умение детей сравнивать множества путем приложения на иллюстрированном материале, уравнивать множества путем добавления или убавления предметов;
- закрепить знания о геометрических фигурах;
- формировать умение конструировать и выкладывать по заданию объекты из геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать в детях любовь к живой природе;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно или с помощью взрослого.
Демонстрационный материал: аудиозапись, мультимедиа, костюм детский «Снежинка», картинки диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ежик), елка, снежинки, карточка с точками (8), геометрические фигуры с вписанными в них цифрами (от 1 до 8), белки и грибы.
Раздаточный материал: счетные линейки, по 8 белок и по 8 грибов, схемы зайца и медведя из геометрических фигур (по 2 на парту), наборы геометрических фигур на каждого ребенка, массажные мячики, заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах 8, альбомные листы с нарисованными точками от 1 до 8, карандаши, прищепки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_femp.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулакова Екатерина Валерьевна
учитель – дефектолог
МБДОУ д/с комбинированного вида
№ 134 «Морячок» г. Брянск
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительного возраста
группы коррекционной направленности (ЗПР)
по развитию элементарных математических представлений
на тему:
«Поможем Зимушке - зиме».
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о диких животных;
- закрепить образование числа 8;
- упражнять в счете в пределах 8 с помощью различных анализаторов в прямом и обратном порядке;
- упражнять в отсчете предметов в пределах 8;
- закреплять знания о последовательности цифр в цифровом ряду в пределах 8;
- упражнять в счете от заданного числа до заданного;
- совершенствовать умение детей сравнивать множества путем приложения на иллюстрированном материале, уравнивать множества путем добавления или убавления предметов;
- закрепить знания о геометрических фигурах;
- формировать умение конструировать и выкладывать по заданию объекты из геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать в детях любовь к живой природе;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно или с помощью взрослого.
Демонстрационный материал: аудиозапись, мультимедиа, костюм детский «Снежинка», картинки диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ежик), елка, снежинки, карточка с точками (8), геометрические фигуры с вписанными в них цифрами (от 1 до 8), белки и грибы.
Раздаточный материал: счетные линейки, по 8 белок и по 8 грибов, схемы зайца и медведя из геометрических фигур (по 2 на парту), наборы геометрических фигур на каждого ребенка, массажные мячики, заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах 8, альбомные листы с нарисованными точками от 1 до 8, карандаши, прищепки.
Ход занятия
Организационный момент.
(Дети заходят в группу и встают в круг.)
Игра-приветствие «Скажем здравствуйте».
- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.
- Скажем здравствуйте руками вот так, вот так. (Дети сжимают и разжимают кулаки.)
- Скажем здравствуйте глазами вот так, вот так. (Смотрят в глаза соседу и моргают.)
- Скажем здравствуйте кивком вот так, вот так. (Кивки головой в правую и левую стороны.)
- Скажем здравствуйте мы ртом. (Здравствуйте.)
- Ой, а что это такое мы слышим?
Аудиозапись «Дует ветер».
Открывается дверь и в группу «залетает» кружась «волшебная снежинка».
Снежинка:
- Здравствуйте ребята. Меня зовут снежинка. Я подружка доброй волшебницы Зимушки. Зимушка прислала меня к вам за помощью. Злая волшебница заколдовала всех её друзей - лесных жителей.
Дефектолог:
- Ребята, а каких лесных животных вы знаете?
- Как можно назвать лесных зверей по-другому? (- Дикие животные.)
Снежинка: Правильно, ребята. Снежная королева превратила их всех в невидимок. Чтобы расколдовать животных нужно выполнить разные задания.
Дефектолог:
- Ребята, мы поможем Зимушке?
Снежинка:
- Если вы готовы отправиться в путешествие в зимний лес, я буду вам помогать и укажу путь.
А путешествие мы начнем вот с этой волшебной поляны. Эти снежинки – мои подружки, помощницы, они не обычные, а волшебные, с заданиями.
Основная часть.
(Дети присаживаются на стулья)
Дефектолог:
- Ну что, начинаем наш путь? (Снимает с елочки первую снежинку с заданием)
- Сейчас мы узнаем, кому же надо помочь. Отгадайте сначала загадку:
«По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица» (Белка)
1. Игровое упражнение «Угостим белочек».
Дефектолог:
- Скажите, какое самое любимое лакомство белки?
- Мы хорошо подготовились и не забыли взять с собой в дорогу угощение для животных. Угостим белочек?
(1 ребенок работает у доски, остальные на местах)
- Возьмите счетную линейку и на верхнюю полоску выложить столько белочек, сколько кружков на карточке (8).
- Посчитаем …сколько кругов на карточке. Выложите столько же белочек.
- Сколько вы положили белок?
- А почему вы выложили 8 белок?
- …, посчитай, сколько белок? (-8 белок)
- Теперь на нижнюю полоску положить столько грибов, сколько раз я хлопну в ладоши (7).
- Сколько вы выложили грибов?
- А почему вы выложили 7 грибов?
- …, посчитай, сколько грибов? (-7 грибов)
- Что можно сказать о количестве белок и грибов? Их поровну, одинаково? Всем ли белочкам хватило по грибочку?
- Как это можно узнать (проверить)?
- Нужно приложить (придвинуть) к каждой белочке по 1 грибочку. (Выполняют)
- Что мы видим? Чего больше белок или грибов? (-Белок больше, чем грибов)
- На сколько? (-На одну)
- Чего меньше грибов или белок? (-Грибов меньше, чем белок)
- На сколько? (-На один)
- Какое число больше: 8 или 7?
- Какое число меньше: 7 или 8?
- Что надо сделать, чтобы белок и грибов стало поровну, по 8? (-Надо добавить еще один гриб)
- … сколько грибов ты добавил (а)? (-Я добавил (а) один гриб)
- Сколько их стало? Давайте посчитаем. (-8.)
- Что можно теперь сказать о количестве белок и грибов? (-Что их стало поровну. По 8)
- Как получилось 8 грибов? (- К 7 грибам добавили еще один гриб, и их стало 8)
- А как можно по – другому уровнять? Чтобы белок и грибов стало поровну, по 7? (-Надо убрать 1 белку)
- Сколько их стало? (-Поровну, одинаково, по 7)
Дефектолог:
- Всех белочек мы угостили? Вот мы и расколдовали их.
(Выставляет на фланелеграфе изображение белочки).
- Белочка благодарит вас, но, а у нас следующая снежинка с заданием.
Дефектолог загадывает загадки о зайчике и мишке.
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчится, что есть духу,
Мчится без оглядки.
Кто он угадай-ка.
Ну, конечно, … (Зайка)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
- Правильно ребята, сейчас нам нужно помочь зайчику и мишке. Но где же они, почему мы их не видим? Давайте их расколдуем.
2. Упражнение «Собери фигуру» по схеме. Усложнение: без опоры на схему.
(На столах образцы: зайчик и мишка.)
Дефектолог:
- Что у вас в тарелочках? (Перечисляют геометрические фигуры.)
- А что это такое? (- Это геометрические фигуры.)
- Может ли мы сложить из этих геометрических фигур животных?
- Посмотрите, у меня есть их фотографии. Вы внимательно посмотрите на них и
подумайте, какое животное вы хотите собрать.
(Образцы с доски убрать. Дети приступают к выкладыванию зайца или медведя из геометрических фигур. Индивидуально разложить 2- 3 детям образцы на столы)
Индивидуально у 2 – 3 детей после выполнения задания спросить, кого они собрали и из каких фигур они состоят.
Дефектолог:
- Задание было трудное, все справились, молодцы. Вот и мишку с зайчиком мы расколдовали. (Выставляет изображения или игрушек).
- Они говорят вам спасибо.
- Ну а нас ждет следующая снежинка.
(Снимает следующую снежинку.)
Дефектолог загадывает загадку о лисе.
Посмотрите – ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
3. Упражнение «Собери бусы для лисички».
(На фланелеграфе вразброс геометрические фигуры с цифрами от 1 до 8)
Дефектолог:
- Лисичка для своей бабушки сделала бусы своими руками, но злая колдунья рассыпала все бусины. Из чего белочка сделала бусы? (-Из геометрических фигур.)
- А что в них записано? (-Цифры.)
- Она просит нас о помощи. Поможем ей починить бусы для бабушки?
- Помогут в этом нам цифры.
- Расставьте бусины по порядку, начиная с единицы. (1 ребенок у доски, остальные ему помогают.)
- Давайте, мы с вами назовем цифры по порядку от 1 до 8.
- Цифра 8 в какой геометрической фигуре записана?
- А в красном прямоугольнике, какая цифра?
(Дефектолог выкладывает ниже бусы из таких же геометрических фигур, но уже без цифр.)
- Посчитаем наши бусинки, но уже без цифр по порядку (в прямом и в обратном порядке).
- …, посчитай от … и до …. (спросить 2- 3 человека).
Дефектолог:
- Вот и лисичку мы расколдовали. (Выставляет лисичку на фланелеграфе).
- Лисичка говорит вам спасибо.
- А на улице-то мороз. Наверное, злая колдунья все никак не успокоится. Если будем долго сидеть на месте - замерзнем. Давайте погреемся и отдохнем.
Динамическая пауза «Мы пришли в зимний лес» (имитация движений по тексту стихотворения вместе со снежинкой). Звучит фоновая музыка.
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Дефектолог:
- Хорошо отдохнули, а теперь тихонько садитесь на стульчики. И продолжим наш путь!
- В следующей снежинке загадка:
Клубок, да не пушистый,
Колючий, да ершистый.
Когда дотронешься поймёшь.
Что это не клубок, а …ёж.
4. Упражнение «Помоги ежику».
(У каждого ребенка на столах заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах 8. Тарелочки с прищепками – 1 на парте.)
Дефектолог:
- Чего не хватает у наших ежиков? (-Иголок.)
- Мы с вами поможем нашим ежикам?
- А иголочки им заменим волшебными прищепками.
- Помогите ежикам отсчитать столько иголок, сколько показано цифрой. Помните: берем из тарелочки по 1 прищепке.
Дефектолог:
- Какие красивые получились у вас ежики. Вот и ежиков мы расколдовали. (Выставить ежика на стенд).
- Они остались очень довольными и говорят вам спасибо.
- Ну и последняя у нас снежинка осталась. Но сначала давайте поиграем с нашими пальчиками, разомнем их и помассируем, чтобы они лучше нас слушались.
Пальчиковая гимнастика «Зайка и ежик».
Зайка – ушки на макушке –
(Дети кладут мячик на правую ладонь. Показывают указательный и средний пальцы – «ушки зайчика»)
Скачет, скачет по опушке.
(Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки)
А за ним колючий ежик
(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.)
Шел по травке без дорожек.
(Катают мячик в руках, делая движения вперед – назад между ладонями)
(Дефектолог снимает последнюю снежинку)
6. Упражнение «Что получится?».
Дефектолог:
- Зимушка - зима очень любит рисовать так же, как и вы. И для вас она приготовила необычные рисунки. А для того. Чтобы узнать, что у вас нарисовано, вам нужно будет соединить точки от 1 до 8.
(Проверка осанки и посадки детей за столами. Дети соединяют рисунки по точкам.)
- Что у вас получилось? (-… -Фигуры геометрические.)
- Какие вы молодцы! У вас получились замечательные рисунки! С заданием справились верно!
- Зимушка тоже останется очень довольна!
- Молодцы, ребята! Все задания выполнили!
Дефектолог:
- В нашем путешествии мы помогли животным, сделали много добрых и полезных дел. Все дикие животные остались довольными.
- Вам интересно было?
- А какие задания мы с вами сегодня выполняли?
- Мы выполнили поручение Зимы. Нам пора возвращаться домой.
Снежинка:
- Мне понравилось с вами дружить. Вы много знаете, много умеете, вы добрые и отзывчивые. Ребята вы помогли Зимушке расколдовать её друзей. Волшебница Зима приготовила для вас подарок.
Сюрпризный момент.
(Звучит песня. Дефектолог достает мешочек с гостинцами из – за елки, снежинка раздает их детям.)
Дефектолог:
- Какие красивые волшебные, как будто в снегу, ароматные, наверно необыкновенно вкусные яблоки подарила нам Зима.
- Давайте поблагодарим Матушку-Зимушку за подарки и попрощаемся со снежинкой – помощницей и с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве….»
Конспект непосредственной образовательной деятельности может быть использован в работе учителя-логопеда для показа на открытом занятии в подготовительной логопедической группе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Перелетные птицы. Звук и буква Щ»
конспект может быть использован в работе учителя -логопеда ДОУ....
Организованная образовательная деятельность для детей подготовительного возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) Образовательная область «Познание» «Дикие животные и их детеныши»
Организованная образовательная деятельностьдля детей подготовительного возрастагруппы компенсирующей направленности (ЗПР)Образовательная область «Познание»«Дикие животные и их детены...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы по познавательно-речевому развитию " В лес за грибами".
Занятие с использованием рассказа - описания....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы (6-7 лет)
Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Весна.Терелетные птицы." , для работы с детьми с общим недоразвитием речи....
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. «Мир профессий».
План - конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Подготовила воспитатель Семенова Г.П. Тема: «Мир...