Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительного возраста группы коррекционной направленности (ЗПР) по развитию элементарных математических представлений на тему: «Поможем Зимушке - зиме».
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Кулакова Екатерина Валерьевна

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и расширить знания детей о диких животных;

- закрепить образование числа 8;

- упражнять в счете в пределах 8 с помощью различных анализаторов в прямом и обратном порядке;

- упражнять в отсчете предметов в пределах 8;

- закреплять знания о последовательности цифр в цифровом ряду в пределах 8;

- упражнять в счете от заданного числа до заданного;

- совершенствовать умение детей сравнивать множества путем приложения на иллюстрированном материале, уравнивать множества путем добавления или убавления предметов;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- формировать умение конструировать и выкладывать по заданию объекты из геометрических фигур.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях любовь к живой природе;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно или с помощью взрослого.

 

Демонстрационный материал: аудиозапись, мультимедиа, костюм детский «Снежинка», картинки диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ежик), елка, снежинки, карточка с точками (8), геометрические фигуры с вписанными в них цифрами (от 1 до 8), белки и грибы.

 

Раздаточный материал: счетные линейки, по 8 белок и по 8 грибов, схемы зайца и медведя из геометрических фигур (по 2 на парту), наборы геометрических фигур на каждого ребенка, массажные мячики, заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах 8, альбомные листы с нарисованными точками от 1 до 8, карандаши, прищепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_femp.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Кулакова Екатерина Валерьевна

учитель – дефектолог

МБДОУ д/с комбинированного вида

№ 134 «Морячок» г. Брянск

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительного возраста

группы коррекционной направленности (ЗПР)

по развитию элементарных математических представлений

на тему:

«Поможем Зимушке - зиме».

Коррекционно-образовательные задачи: 

- уточнить и расширить знания детей о диких животных;

- закрепить образование числа 8;

- упражнять в счете в пределах 8 с помощью различных анализаторов в прямом и обратном порядке; 

- упражнять в отсчете предметов в пределах 8;

- закреплять знания о последовательности цифр в цифровом ряду в пределах 8;

- упражнять в счете от заданного числа до заданного;

- совершенствовать умение детей сравнивать множества путем приложения на иллюстрированном материале, уравнивать множества путем добавления или убавления предметов;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- формировать умение конструировать и выкладывать по заданию объекты из геометрических фигур.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях любовь к живой природе;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно или с помощью взрослого.

Демонстрационный материал: аудиозапись, мультимедиа, костюм детский «Снежинка», картинки диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ежик), елка, снежинки, карточка с точками (8), геометрические фигуры с вписанными в них цифрами (от 1 до 8), белки и грибы.

Раздаточный материал: счетные линейки, по 8 белок и по 8 грибов, схемы зайца и медведя из геометрических фигур (по 2 на парту), наборы геометрических фигур на каждого ребенка, массажные мячики, заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах 8, альбомные листы с нарисованными точками от 1 до 8, карандаши, прищепки.

Ход занятия

Организационный момент.

(Дети заходят в группу и встают в круг.)

Игра-приветствие «Скажем здравствуйте».

- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.

- Скажем здравствуйте руками вот так, вот так. (Дети сжимают и разжимают кулаки.)

- Скажем здравствуйте глазами вот так, вот так. (Смотрят в глаза соседу и моргают.)

- Скажем здравствуйте кивком вот так, вот так. (Кивки головой в правую и левую стороны.)

- Скажем здравствуйте мы ртом. (Здравствуйте.)

- Ой, а что это такое мы слышим?

Аудиозапись «Дует ветер».

Открывается дверь и в группу «залетает» кружась «волшебная снежинка».

Снежинка:

- Здравствуйте ребята. Меня зовут снежинка. Я подружка доброй волшебницы Зимушки. Зимушка прислала меня к вам за помощью. Злая волшебница заколдовала всех её друзей - лесных жителей.

Дефектолог:

- Ребята, а каких лесных животных вы знаете?

- Как можно назвать лесных зверей по-другому? (- Дикие животные.)

Снежинка: Правильно, ребята. Снежная королева превратила их всех в невидимок. Чтобы расколдовать животных нужно выполнить разные задания.

Дефектолог:

- Ребята, мы поможем Зимушке?

Снежинка:

- Если вы готовы отправиться в путешествие в зимний лес, я буду вам помогать и укажу путь.

А путешествие мы начнем вот с этой волшебной поляны. Эти снежинки – мои подружки, помощницы, они не обычные, а волшебные, с заданиями.

Основная часть.

(Дети присаживаются на стулья)

Дефектолог:

- Ну что, начинаем наш путь? (Снимает с елочки первую снежинку с заданием)

- Сейчас мы узнаем, кому же надо помочь. Отгадайте сначала загадку:

«По веткам скачет, да не птица,

  Рыжая, да не лисица» (Белка)

1. Игровое упражнение «Угостим белочек».

Дефектолог:

- Скажите, какое самое любимое лакомство белки?

- Мы хорошо подготовились и не забыли взять с собой в дорогу угощение для животных. Угостим белочек?

(1 ребенок работает у доски, остальные на местах)

- Возьмите счетную линейку и на верхнюю полоску выложить столько белочек, сколько кружков на карточке (8). 

- Посчитаем …сколько кругов на карточке. Выложите столько же белочек.

- Сколько вы положили белок?

- А почему вы выложили 8 белок?

- …, посчитай, сколько белок? (-8 белок)

- Теперь на нижнюю полоску положить столько грибов, сколько раз я хлопну в ладоши (7).

- Сколько вы выложили грибов?

- А почему вы выложили 7 грибов?

- …, посчитай, сколько грибов? (-7 грибов)

- Что можно сказать о количестве белок и грибов? Их поровну, одинаково? Всем ли белочкам хватило по грибочку?

- Как это можно узнать (проверить)?

- Нужно приложить (придвинуть) к каждой белочке по 1 грибочку. (Выполняют)

- Что мы видим? Чего больше белок или грибов? (-Белок больше, чем грибов)

- На сколько? (-На одну)

- Чего меньше грибов или белок? (-Грибов меньше, чем белок)

- На сколько? (-На один)

- Какое число больше: 8 или 7?

- Какое число меньше: 7 или 8?

- Что надо сделать, чтобы белок и грибов стало поровну, по 8? (-Надо добавить еще один гриб)

- … сколько грибов ты добавил (а)? (-Я добавил (а) один гриб)

- Сколько их стало? Давайте посчитаем. (-8.)

- Что можно теперь сказать о количестве белок и грибов? (-Что их стало поровну. По 8)

- Как получилось 8 грибов?  (- К 7 грибам добавили еще один гриб, и их стало 8)

- А как можно по – другому уровнять? Чтобы белок и грибов стало поровну, по 7? (-Надо убрать 1 белку)

- Сколько их стало? (-Поровну, одинаково, по 7)

Дефектолог: 

- Всех белочек мы угостили? Вот мы и расколдовали их.

(Выставляет на фланелеграфе изображение белочки).

- Белочка благодарит вас, но, а у нас следующая снежинка с заданием.

Дефектолог загадывает загадки о зайчике и мишке.

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчится, что есть духу,

Мчится без оглядки.

Кто он угадай-ка.

Ну, конечно, … (Зайка)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

- Правильно ребята, сейчас нам нужно помочь зайчику и мишке. Но где же они, почему мы их не видим? Давайте их расколдуем.

2. Упражнение «Собери фигуру» по схеме. Усложнение: без опоры на схему.

(На столах образцы: зайчик и мишка.)

Дефектолог:

- Что у вас в тарелочках? (Перечисляют геометрические фигуры.)

- А что это такое? (- Это геометрические фигуры.)

- Может ли мы сложить из этих геометрических фигур животных?

- Посмотрите, у меня есть их фотографии. Вы внимательно посмотрите на них и

подумайте, какое животное вы хотите собрать.

(Образцы с доски убрать. Дети приступают к выкладыванию зайца или медведя из геометрических фигур. Индивидуально разложить 2- 3 детям образцы на столы)

Индивидуально у 2 – 3 детей после выполнения задания спросить, кого они собрали и из каких фигур они состоят.

Дефектолог:

- Задание было трудное, все справились, молодцы. Вот и мишку с зайчиком мы расколдовали. (Выставляет изображения или игрушек).

- Они говорят вам спасибо.

- Ну а нас ждет следующая снежинка.

(Снимает следующую снежинку.)

Дефектолог загадывает загадку о лисе.

Посмотрите – ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

3. Упражнение «Собери бусы для лисички».

(На фланелеграфе вразброс геометрические фигуры с цифрами от 1 до 8)

Дефектолог:

- Лисичка для своей бабушки сделала бусы своими руками, но злая колдунья рассыпала все бусины. Из чего белочка сделала бусы? (-Из геометрических фигур.)

- А что в них записано? (-Цифры.)

- Она просит нас о помощи. Поможем ей починить бусы для бабушки?

- Помогут в этом нам цифры.

  1. Расставьте бусины по порядку, начиная с единицы. (1 ребенок у доски, остальные ему помогают.)
  2. Давайте, мы с вами назовем цифры по порядку от 1 до 8.
  3. Цифра 8 в какой геометрической фигуре записана?
  4. А в красном прямоугольнике, какая цифра?

(Дефектолог выкладывает ниже бусы из таких же геометрических фигур, но уже без цифр.)

  1. Посчитаем наши бусинки, но уже без цифр по порядку (в прямом и в обратном порядке).
  2. …, посчитай от … и до …. (спросить 2- 3 человека).

Дефектолог:

- Вот и лисичку мы расколдовали.  (Выставляет лисичку на фланелеграфе).

- Лисичка говорит вам спасибо.

- А на улице-то мороз. Наверное, злая колдунья все никак не успокоится. Если будем долго сидеть на месте - замерзнем. Давайте погреемся и отдохнем.

Динамическая пауза «Мы пришли в зимний лес» (имитация движений по тексту стихотворения вместе со снежинкой). Звучит фоновая музыка.

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайка прискакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Дефектолог:

- Хорошо отдохнули, а теперь тихонько садитесь на стульчики. И продолжим наш путь!

- В следующей снежинке загадка:

                                       Клубок, да не пушистый,

                                             Колючий, да ершистый.

Когда дотронешься поймёшь.

                                       Что это не клубок, а …ёж.

4. Упражнение «Помоги ежику».

(У каждого ребенка на столах заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах 8. Тарелочки с прищепками – 1 на парте.)

Дефектолог:

- Чего не хватает у наших ежиков? (-Иголок.)

- Мы с вами поможем нашим ежикам?

- А иголочки им заменим волшебными прищепками.

- Помогите ежикам отсчитать столько иголок, сколько показано цифрой. Помните: берем из тарелочки по 1 прищепке.

Дефектолог:

- Какие красивые получились у вас ежики. Вот и ежиков мы расколдовали. (Выставить ежика на стенд).

- Они остались очень довольными и говорят вам спасибо.

- Ну и последняя у нас снежинка осталась. Но сначала давайте поиграем с нашими пальчиками, разомнем их и помассируем, чтобы они лучше нас слушались.

Пальчиковая гимнастика «Зайка и ежик».

Зайка – ушки на макушке –

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Показывают указательный и средний пальцы – «ушки зайчика»)

Скачет, скачет по опушке.

(Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки)

А за ним колючий ежик

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.)

Шел по травке без дорожек.

(Катают мячик в руках, делая движения вперед – назад между ладонями)

(Дефектолог снимает последнюю снежинку)

6. Упражнение «Что получится?».

Дефектолог:

- Зимушка - зима очень любит рисовать так же, как и вы. И для вас она приготовила необычные рисунки. А для того. Чтобы узнать, что у вас нарисовано, вам нужно будет соединить точки от 1 до 8.

(Проверка осанки и посадки детей за столами. Дети соединяют рисунки по точкам.)

- Что у вас получилось? (-… -Фигуры геометрические.)

- Какие вы молодцы! У вас получились замечательные рисунки! С заданием справились верно!

- Зимушка тоже останется очень довольна!

- Молодцы, ребята! Все задания выполнили!

Дефектолог:

- В нашем путешествии мы помогли животным, сделали много добрых и полезных дел. Все дикие животные остались довольными.

- Вам интересно было?

- А какие задания мы с вами сегодня выполняли?

- Мы выполнили поручение Зимы. Нам пора возвращаться домой.

Снежинка: 

- Мне понравилось с вами дружить. Вы много знаете, много умеете, вы добрые и отзывчивые. Ребята вы помогли Зимушке расколдовать её друзей. Волшебница Зима приготовила для вас подарок.

Сюрпризный момент.

(Звучит песня. Дефектолог достает мешочек с гостинцами из – за елки, снежинка раздает их детям.)        

Дефектолог:

- Какие красивые волшебные, как будто в снегу, ароматные, наверно  необыкновенно вкусные яблоки подарила нам Зима.

- Давайте поблагодарим Матушку-Зимушку за подарки и попрощаемся со снежинкой – помощницей и с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве….»

Конспект непосредственной образовательной деятельности может быть использован в работе  учителя-логопеда  для показа на открытом занятии в подготовительной логопедической группе....

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительного возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) Образовательная область «Познание» «Дикие животные и их детеныши»

Организованная образовательная деятельностьдля детей подготовительного возрастагруппы компенсирующей направленности (ЗПР)Образовательная область «Познание»«Дикие животные и их детены...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы (6-7 лет)

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Весна.Терелетные птицы." , для работы с детьми с общим недоразвитием речи....

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. «Мир профессий».

План - конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Подготовила воспитатель Семенова Г.П. Тема: «Мир...