Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы по познавательно-речевому развитию " В лес за грибами".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы по познавательно-речевому развитию " В лес за грибами".
Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- учить различать съедобные и несъедобные, ядовитые грибы, знать внешние признаки;
- учить подбирать признаки к предмету ( действия к предмету );
- учить составлять описательные рассказы по схеме (ТРИЗ);
- закреплять употребление предлогов;
- побудить детей к активному диалогу;
- пополнить и активизировать словарь по теме.
- Развивающие:
- развивать зрительную и фонематическую память;
- развивать наблюдательность;
- развивать координацию речи с движениями и речевое дыхание.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к жизни леса;
- воспитывать умение вести себя в лесу при сборе грибов;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь: шершавая, "воротничок", грибница, в крапинку.
Оборудование: магнитофон, запись "Голос леса", корзинки для детей, муляжи грибов, мягкие модули (пеньки), плакат "Съедобные, несъедобные грибы", , разрезные картинки, карточки-схемы (ТРИЗ), карточки с изображением строения гриба.
Предварительная работа: чтение р.н.с "Война грибов", "Война грибов с ягодами", В.Катаев "Грибы", "Под грибом". Беседа "Грибное царство", обсуждение народных примет про грибы, разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций, д/и "Четвертый лишний", "Угадай по описанию".
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Осенняя песенка»).
Воспитатель (встречает детей, стоя на ковре, в руках пустая корзинка).
Ребята, сегодня мы продолжим разговор о лесе, грибах . Но сначала отгадайте загадку:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Осенью.
2. "Беседа".
- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)
- Кто из вас ходил в лес за грибами?
Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами?
А когда пустая?
- Сегодня я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Посмотрите, какой лес? (Смешанный).
Вот мы с вами в лесу .
Посмотрите, какой лес? (Смешанный).
- Чтобы собирать грибы, надо о них всё знать.
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях.
-Мы с вами попали в настоящее царство грибов. .Все ли грибы можно собирать?
Дети: нет, есть съедобные и несъедобные(ядовитые)
Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?
Дети: Их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут.
Есть грибы ядовитые(несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам.
Посмотрите, пожалуйста картинки и постарайтесь определить какие грибы несъедобные.
Дети: мухомор.
Воспитатель: Правильно, но есть ещё и бледная поганка , ложны е опята.
(Демонстрация и рассказ воспитателя).
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная .
Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится.
Из бледной поганки изготавливают лекарства.
Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.
Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости . А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.
Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:
1.Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы—они нужны многим жителям леса;
3.Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
4.Не собирать грибы у проезжей части;
5.Собирать только известные грибы;
6.Не срывать старые и очень маленькие грибы.
7.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их—можно повредить грибницу.
А что такое грибница?
Дети: затрудняются ответить.
Воспитатель даёт понятие грибницы.
Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб.
3.Пальчиковая игра.
Прежде чем грибы собрать ,мы с вами разомнем наши пальчики -поиграем пальчиками.
Топ-топ. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
4. Д/И "Наполним корзинку".
Воспитатель. Ребята, а у меня в руках пустая корзинка, давайте наполним мою корзинку. А как называются люди, которые собирают грибы?
Дети. Грибники.
Дети находят грибы, «в лесу» (расставленные на ковре) и приносят воспитателю в корзинку.
Воспитатель (задает вопрос каждому ребенку). Какой гриб ты нашел?
Дети. Я нашел гриб боровик и т. д. (подберезовик, лисичку, волнушку, опенок, подосиновик, сыроежку)
При необходимости, при затруднениях ребенка ответа на вопрос, воспитатель просит помочь ответить других детей.
Воспитатель. Осенний лес нам подарил много грибов. А для чего люди собирают грибы? Что можно приготовить из грибов?
Дети (перечисляют блюда: суп грибной, грибница; можно пожарить с картошкой, засолить, замариновать, засушить)
- Давайте присядем на " пеньки " (мягкие модули в виде шляпок грибов), и внимательно рассмотрим грибы в ваших корзинках, все ли их можно есть. Вот и увидим, хорошими ли мы грибниками сегодня оказались.
5. Д/и " Почему так названы ".
В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия " съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.
1) В красной шляпке словно гном
Я под осиной выбрал дом. ( Подосиновик)
- Как вы думаете, почему он так назван? ( Чаще всего он встречается возле осин)
- У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка.
2) Этот гриб весьма хорош
На опавший лист похож. (Подберёзовик)
- Почему он так назван? ( В основном растёт под берёзой)
- Опишите как он выглядит. ( Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая)
3) В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке. ( Белый гриб или Боровик)
- Опишите его, какой он. ( Круглая, коричневая, шершавая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору).
4)Какой гриб носит название дикого животного? ( Лисичка)
- Почему его так назвали? ( Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)
5) Грибы букетом
Стоят на пеньке
Найдётся им место
В твоём кузовке. ( Опята)
- Почему их так называют? ( Растут на пнях " семьями ")
- Опишите их. Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с " воротничком ").
6) Говорят, что эти грибы можно есть сырыми. Какие это грибы? ( Сыроежки). Шляпки могут быть красного, жёлтого, зелёного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. Сырыми их есть нельзя, а назвали их так потому, что сыроежки готовятся быстрее всех остальных грибов.
7) Как называется гриб с шершавой волнистой шляпкой? ( Волнушка.) Описывают внешний вид, строение. . Поверхность шляпки мохнатая. Цвет желтовато-розовый с красноватыми окружностями. Растет волнушка в лиственных и смешанных лесах, любит соседство березы
8) А гриб с масляной шляпкой? ( Маслёнок)
Это невысокий гриб со светло-золотой или буроватой шляпкой. Ножка желтая , прямая.
9)Ароматный и хрустящий,
Царь грибов он настоящий.
И в запасах будет пусть
У меня соленый… (груздь)
10) Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Шляпка плотная, белая, ножка короткая. Белые грузди растут в сосновом или в еловом лесу.
- Посмотрите, как много грибов мы собрали. Все ли их можно есть? Как называются такие грибы? ( "Съедобные").
Воспитатель :Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем умеете ли вы готовить грибы.
6.Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
-Если грибы сварить, то они будут вареные,
-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
-если засолить, они будут соленые, - если замариновать, они будут маринованные,
- засушить- сушенные.
7.Игра "Четвертый лишний".
Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний». Будьте внимательны! (на слух):
1. Подосиновик, лисичка, мухомор, опенок;
2. Боровик, волнушка, клюква, подберезовик;
3.Рыжик, груздь, ножка, масленок.
4.Шляпка, ножка, рыжик, грибница.
- Молодцы, вы все справились м заданиями. Грибники из вас получились хорошие, все грибы знаете, ядовитые в корзинки не положили, как собирать рассказали. Давайте немного отдохнём.
8.Физминутка.
За грибами в лес пошли. Шагая на каждое слово
прикасаемся ладонью
к противоположному колену.
Много мы грибов нашли. Шагая на каждое слово
прикасаемся ладонью
соответствующему руке колену.
Встретили косого зайку. Ладошками показываем ушки.
Убежал от нас зазнайка. Прыгаем, как зайки.
Мишка ел в кустах малину. Имитируем косолапого медведя
И отдал нам половину. Разводим руки.
Дятел тукал - тук да тук. Стучим правым кулачком по левому
Раздавался громкий стук. хлопаем в ладоши.
9 . Д/игра "Скажи наоборот"(проводится с мячом).
Грибы такие разные и если вы внимательно рассматривали их, то сможете подобрать "слова наоборот".
тонкий -толстый
крупный -мелкий
червивый -чистый
старый -молодой
высокий -низкий
съедобный - несъедобный
полезный -вредный
крепкий - хрупкий
Дети отвечают, дают объяснения.
10. Игра «Писатель»
Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Писатель». Будем составлять рассказы – описания по картинкам. Показывает схему для составления рассказа.
А поможет нам схема:
1. Что это?
2. Это ягода или гриб?
3. Где растет?
4. Какого цвета?
5. Какой формы?
6. Съедобное или несъедобное?
7. Что можно из него приготовить?
- Послушайте мой рассказ (выставляю гриб на поднос). Гриб подосиновик. Он рас-
тёт в лесу, чаще всего под осиною. Подосиновик съедобный гриб. У него красного цвета выпуклая шляпка, высокая белая ножка, грибница, которая находится в
земле. Его жарят, варят, сушат, солят, маринуют. Собирать подосиновик ( и другие грибы ) нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, чтобы на следующий год появились новые грибы.
Дети по желанию выходят и составляют рассказы – описания, остальные после рассказа - аплодируют. (2 -3 рассказа). Если много желающих, можно применить считалочку.
10. Подведение итогов.
-Сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу.
Что больше запомнилось?
Что нового вы узнали?
- Мне понравились ваши рассказы о грибах, очень интересный рассказ... (отмечаю каждого ребёнка).
- Всем спасибо! Пора возвращаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве….»
Конспект непосредственной образовательной деятельности может быть использован в работе учителя-логопеда для показа на открытом занятии в подготовительной логопедической группе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Перелетные птицы. Звук и буква Щ»
конспект может быть использован в работе учителя -логопеда ДОУ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы. Образовательная область "Познание" (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Тема: «ПО ПОРЯДКУ ВСЕ ПЛАНЕТЫ НАЗОВЕТ ЛЮБОЙ ИЗ НАС».
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме "Космос"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)
Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы (6-7 лет)
Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Весна.Терелетные птицы." , для работы с детьми с общим недоразвитием речи....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи "Путешествие в цирк"
Закрепление знаний детей по изученному материалу за первое полугодие подготовительной группы...
ООД для детей подготовительной логопедической группы по познавательно-речевому развитию "В лес за грибами".
Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.Зад...