Организованная образовательная деятельность для детей подготовительного возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) Образовательная область «Познание» «Дикие животные и их детеныши»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Организованная образовательная деятельность
для детей подготовительного возраста
группы компенсирующей направленности (ЗПР)


Образовательная область «Познание»

«Дикие животные и их детеныши»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                       

Цель: закрепить знания о диких животных и их детенышах

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

закрепить:

знания о диких животных, их названия;  особенности внешнего вида, название детенышей;

Коррекционно-развивающие:

уточнять и активизировать словарный запас детей (существительные, прилагательные и глаголы) по теме «Дикие животные»;

упражняться в образовании притяжательных прилагательных;

продолжать учить согласовывать имя существительное и числительное, употреблять имя существительное в родительном падеже;

закреплять использование в речи предлогов (в, на, под, за, у,  из-за, из-под, около);

          составление  описательного рассказа по предложенному плану ;

          совершенствовать целостное зрительное восприятие (умение

          узнавать   предмет по его силуэтному изображению);

развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно - воспитательные:

воспитывать любовь к животным,  к окружающему миру;

воспитание интереса к жизни диких животных и их детенышей

Оборудование:

Предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, карточки – загадки, разрезные карточки диких животных, мяч, игрушки (белка, волк, медведь, заяц, лиса, ежик)

1. Организационный момент.

Учитель – дефектолог приглашает детей в кабинет. Приветствие гостей.

Ход занятия:

Учитель – дефектолог:

- Ребята,  сегодня утром, я получила письмо, в котором есть для вас  задание, это - загадки. Давайте, их отгадаем. (Те дети, которые отгадают загадки, садятся за стол на свои места).

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.    (еж)

Летом шубку серую,

А зимою – белую

Носит попрыгайчик,

Боязливый … (зайчик)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса)

Он в берлоге спит зимой

Под высокою сосной,

 А когда придет весна,

Просыпается от сна (медведь)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисто-рогий

Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это …(лось)

Кто зубами щелк, да щелк?

У деревни бродит … (волк)

Учитель – дефектолог:

- Молодцы, все загадки отгадали правильно.

( картинки – отгадки выставляются на доску)

(на доску ставится картина: лес и в нем гуляют дикие животные)

- Ребята, а теперь давайте внимательно посмотрим на эту картину и скажем, кого мы видим? (дети поочередно называют  животных).

- А кто ухаживает за этими животными? Кто строит им жилище?  Кто их кормит?

- Где они живут? (в лесу).  Если они сами строят себе жилище, сами добывают себе пищу, живут в лесу, то это какие животные? (дикие животные).

Учитель – дефектолог:

- Молодцы, правильно. Тело животного покрыто шерстью,  но только у ежа тело покрыто – иголками;  у каждого животного по 4-е лапы (у лисы, волка, ежа, зайца, медведя – на лапах когти, у лося – копыта); голова, (на голове – глаза, уши, пасть); у каждого животного есть хвост.

Давайте поиграем с вами в игру.

Игра «Чей хвост?»

На доску выставляется картинка с изображением диких животных, а в середине нарисованы хвосты этих животных. Дети поочередно отвечают на вопросы. (н\р: хвост лисы – чей хвост? – лисий хвост и т.д.)

Учитель – дефектолог:

- У каждого животного есть семья: мама, папа, детеныш.  Давайте с вами разберемся у какого  животного, какая семья, из кого состоит?

Игра « У кого – кто?» (составление короткого описательного рассказа, закрепление умения образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные)

Каждому ребенку выдается картинка с изображением дикого животного и его детеныша. Дети поочередно отвечают. (н/р: это семья дикого животного – зайца: мама – зайчиха, папа – заяц, детеныш – зайчонок и т. д.)

Учитель – дефектолог:

- Молодцы, справились. Теперь пора отдохнуть.

Физминутка.

Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой,

За мамой медведицей – шел медвежонок,

За мамой  бельчихой – бежали бельчата,

За мамой зайчихой – скакали зайчата,

Волчата вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят

(дети имитируют повадки диких животных)

Учитель – дефектолог:

- Молодцы, хорошо. А теперь давайте встанем в круг и поиграем в  игру с мячом.

Игра «Один, много»

Ребенку бросается  мячик,  учитель – дефектолог называет дикого животного, а ребенок называет  (н\р:  один заяц, а много это – зайцы и т. д.)

Учитель – дефектолог:

- Хорошо, молодцы. А теперь садитесь на свои места.

Дети сели за столы.

Игра «4-й лишний» (сначала – зрительно, затем – на слух)

На доску выставляются поочередно по  4-е картинки:

 заяц, волк, собака, лиса;

медведь, лось, еж, лошадь – дети зрительно определяют,  кто лишний (объясняют свой выбор)

Затем учитель – дефектолог произносит названия диких животных и дети на слух определяют, кто лишний (корова, лось, медведь, волк; заяц, еж, кошка, лиса).

Учитель – дефектолог:

-  Для каждого из вас есть специальный конверт с заданием,  и оно заключается в следующем: (детям раздаются конверты, в которых находятся разрезные картинки с изображением диких животных).

- Вы должны сложить разрезные картинки, посмотреть, кто у вас получился, и описать этого животного.

Игра « Подбирай, называй, запоминай»

Используя картинки животных  предложить ребенку составить описательный рассказ о любом животном по следующему плану:

1.     Как называется животное.

2.     Где живет?

3.     Части тела. Чем оно покрыто?

4.     Чем питается?

5.     Детеныш животного.

6.     Какой он?

Дети поочередно описывают своего животного (н\р: у меня получился медведь, он живет в берлоге, тело покрыто шерстью, он питается малиной, медом;  детеныш – медвежонок; медведь огромный, лохматый, сильный и т.д.)

Учитель – дефектолог:

- Правильно, молодцы.

- Вы очень хорошо справляетесь с предложенными вам заданиями.

Попробуйте справиться  и с этой игрой.

Игра  «Кто где находится?»  

(работа с предлогами: за, из-за, около, под, из-под, у, к)

Дети выходят  из-за стола и каждому ребенку предлагается: картинка дерева, картинка зайца, волка, медведя, лисы.

Разыгрывается небольшая сценка «Кто где находится?». (н/р: учитель-дефектолог: лиса подходит (куда? к чему?); 1-й ребенок: лиса подходит к дереву и т.д.).

Учитель-дефектолог:

- Отлично, справились и с этим заданием.

- Помогите мне, пожалуйста, у меня  есть картинка,  на ней нарисованы дикие животные. Как вы думаете, здесь все правильно?

Игра «Нелепицы» (дети поочередно называют нелепицы).

Учитель-дефектолог:

- Все правильно, хорошо.

- А теперь, давайте выполним последнее на сегодня задание. Я буду читать предложения, в вы должны их закончить. Слушайте внимательно.

Игра «Закончи предложение»

  • У ежихи короткие уши, а зайца длинные.
  • У белки длинный хвост, а у медведя короткий.
  • У зайца короткие лапы, а у лося длинные.
  • У лисы длинный хвост, а у медведя…

Подведение итогов.

Учитель – дефектолог:

- Все правильно..

- Молодцы! Вы сегодня справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, о ком мы  сегодня говорили? (о диких животных). Почему их называют дикими? (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилище). Правильно!

Учитель – дефектолог:

Давайте скажем спасибо нашим гостям и нам. Всем до свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в Африку»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР   «Путешествие в Африку»...

Непосредственная образовательная деятельность для детей младше-среднего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) Образовательная область «Познание» «Домашние животные и их детеныши»

Цель: закрепить знания детей о понятии  «домашние животные и их детеныши»Задачи:Корркеционно-образовательные:- закрепить в речи детей существительное с обобщающим значением" домашние жи...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи) «Спасение Колобка».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек»Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирую...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Удивительное приключение на морском дне» Клюкач Н.Г.

Целью интегрированного занятия является закрепление представлений детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме «Животный мир морей и океанов&ra...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Формирование целостной картины мира» по теме: «Тайны космоса»

Цель: Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.Задачи приоритетной образовательной области: Рассказать д...