Диагностика сформированности представлений о величинах и их измерении у детей дошкольного возраста
тест по математике
Диагностика сформированности представлений о величинах и их измерении у детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика сформированности представлений о величинах и их измерении
Ранний возраст
Задание №1
Цель: Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров
и их обозначению в речи
Материал: дидактическая игра «Большой-маленький»
Ход: Рассматривание зайчика. Смотри, кто это на полянке такие? (зайчики) какие зайчики (один большой- другой маленький). А в каком доме живет большой зайчик? А маленький? Давай угостим зайчиков морковкой (большая-маленькая).
Критерии оценивания:
Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого
Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого
Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.
ФИ ребенка | Показатели развития | |
№1 | ||
Иванов Ваня | ТР | |
Младшая группа
Задание №1
Цель: Учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее — короче,
выше — ниже, больше — меньше
Материал: лист с заданием. карандаш
Ход:
Игровое задание
Найди длинную морковку(шарфик, дерево), а теперь короткую
Задание №2
Цель: Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при
сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения
Материал: Д.И. «Палочки»
Ход: Д/и "Палочки" (на изображение длинных и коротких дорожек). У нас есть палочки разной длинны, как мы будем определять какая длиннее, какая короче? (наложение, приложение)
какая палочка длиннее? Какая короче? Почему?
какая палочка широкая- какая узкая?
Критерии оценивания:
Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого
Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого
Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.
ФИ ребенка | Показатели развития | ||
№1 | №2 | ||
Иванов Ваня | ТР | ||
Средняя группа
Задание №1
Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета
по толщине путем непосредственного наложения или приложения их
друг к другу
Материал: Д.И. «Три медведя»
Ход: В гости «приходят» три медведя из сказки. Какие медведи по величине? У каждого мишки есть своя кроватка, стульчик, тарелочка.
Какой медведь – папа? А мама? А сынок? (Большой медведь - папа, поменьше - мама, самый маленький – сынок). Давай покормим медведей. А теперь уложим спать в свои кроватки.
Задание №2
Цель: Учить сравнивать предметы по двум признакам величины
Материал: Д.И. «Ленточки»
Ход: Воспитатель объявляет, что в гости приехали клоуны. Клоуны «показывают» упражнения с лентами. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?» Воспитатель предлагает показать длинную (короткую)ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?».
Задание №3
Цель: Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной
длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной
последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.
Материал: Д.И. «Три поросенка»
Ход: На столах - дорожки из бумаги. Воспитатель дает задания: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой.). Покажите короткую дорожку». Аналогичным образом дети из двух елочек выбирают высокую елочку, чтобы спрятать за ней домик поросенка.
Критерии оценивания:
Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого
Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого
Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.
ФИ ребенка | Показатели развития | |||
№1 | №2 | №3 | ||
Иванов Ваня | ТР | |||
Старшая группа
Задание №1
Цель: Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине
Материал: Лист с заданием, карандаш
Ход:
Найди два одинаковых длинных карандаща, коротких карандаша, широких карандаша
Задание №2
Цель: Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному
из сравниваемых предметов
Материал: ленточки, бескозырка
Ход: Игровая ситуация
Саша решил поиграть в морячка и смастерить бескозырку . Его сестра Маша ему помогала и нарезала ленточки разной длины – короткая, подлиннее, ещё длиннее, самая длинная .Одну ленточку Саша уже приклеил, давайте подумаем, и скажем какая же ленточка подойдёт для бескозырки. Для этого с помощью чего мы измерим ленточку которую приклеил Саша ? ( с помощью условной мерки) Как мы будем ее использовать ( будем прикладывать эту условную мерку ко всем ленточкам) С помощью условной мерки мы быстро смогли найти ту ленточку, которая нужна.
Задание №3
Цель: Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче),
выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Материал: Д.и. «Ленточки»
Ход: в коробки шнурочки разной длины и толщины, дети раскладывают их от длинного к короткому, от широкого к узкому
Задание №4-5
Цель: Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг,
квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две,
четыре).
Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть
меньше целого
Материал: кукла, салфетка прямоугольной формы, ножницы
Ход: Игровое упражнение «Салфетки для кукол».
Воспитатель обращает внимание на салфетку прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подружке по салфетке одинаковой величины.
«Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?»–спрашивает воспитатель. (нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали) Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.
Воспитатель уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»
Критерии оценивания:
Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого
Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого
Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.
ФИ ребенка | Показатели развития | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||
Иванов Ваня | ТР | |||||
Подготовительная группа
Задание №1
Цель: Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Материал: квадраты (20 шт на человека)
Ход: Игровое упражнение «Узнай, сколько пар».
У детей по 20 квадратов.
Воспитатель предлагает детям разместить квадраты парами и сосчитать их. Дети поочередно считают квадраты.
Затем воспитатель просит детей над каждой парой квадратов положить по одному кругу. По окончании выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы положили? На что указывают круги? (Круги указывают на количество пар квадратов.) Сколько пар квадратов в числе двадцать?»(Десять пар.)
Задание №2
Цель: Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна
вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать
соотношение целого и части, размера частей; находить части целого
и целое по известным частям.
Материал: Д.И. «На Дне Рождения»
Ход: «На Дне Рождения» Дети, представьте, что у вас день рождения, к вам придут друзья. Мама попросила помочь ей: разделить на 4 части круглый и овальный торт, на 8 частей прямоугольный пирог, на три части калач (кольцо).
Задание №3
Цель: Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить
измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий)
с помощью условной меры (бумаги в клетку)
Материал: лист с заданием, условная мерка (ленточка)
Ход:
Нам нужно измерить стороны геометрических фигур, как мы можем это сделать? (с помощью мерки).
Задание №4
Цель: Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры
Материал: мешочек с манкой, графин с водой, прозрачные мерные стаканы
Ход: Как ты думаешь сколько в мешочке манной крупы ? (ответ ребенка) А как мы можем узнать сколько там крупы? (с помощью прозрачного стакана -мерки)
Задание №5
Цель: Дать представления о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их
на ладонях. Познакомить с весами.
Материал: мешочек с манкой, шишки (3 шт), игрушка ежик.
Ход: как мы можем определить сколько весит мешок, шишки и ежик?
«Тяжелый - легкий»
с помощью весов устанавливать его массу
Взвесим сначала мешочек- шишки- ежика
как ты думаешь,что тяжелее ежик или мешочек ?
Задание №6
Цель: Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса,
объема предметов) зависит от величины условной меры
Материал: Д.И., условная мерка
Ход: Д/и «Определи длину» Выбирают в группе объекты, которые можно измерить условной мерой, предложенной педагогом, определяют их длину.
(в условной мере- полоска бумаги в клетку). Умеют измерять длину объекта с помощью условной мерки (полоса бумаги в клетку)
Критерии оценивания:
Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого
Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого
Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.
ФИ ребенка | Показатели развития | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |||
Иванов Ваня | ТР | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста"
Обобщенный опыт работы воспитателя по экологии. Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых , педагогов , общественность. Чему и как учить детей , чтобы сформировать ...
Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста (презентация к опыту работы)
Раскрыты задачи по формированию экологического воспитания детей, даны практические советы по созданию условий в группе ДОУ . Раскрываются проблемы экологического образования ....
Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ, МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ,МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(методические указания) Процесс дифференцировки массы должен...
Диагностика сформированности представлений о форме и геометричских фигурах у детей дошкольного возраста
Диагностика сформированности представлений о форме и геометричских фигурах у детей дошкольного возраста...
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста.
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста...