Опыт работы "Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Обобщенный опыт работы воспитателя по экологии. Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых , педагогов , общественность. Чему и как учить детей , чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире,об особенностях взаимоотношений в этом мире? Ответы на эти вопросы можно найти изучив опыт работы педагога .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstupitelnoe_slovo.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №42 комбинированного вида г.Сатка
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЙ ОБ ЭКОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Обобщенный опыт работы воспитателя Гайфуллиной С.В
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
- Введение
- Задачи по формированию системы знаний о природе .
- Особенности формирования системы знаний о природе у детей дошкольного возраста
- Заключение
Список используемой литературы
1.Введение.
Экология (от греческого слова ойкос – дом, жилище, дом, хозяйство), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
В дошкольном возрасте идёт бурное развитие мышления в единстве его основных форм – наглядно – действенной, наглядно – образной, логической.
В процессе целенаправленного обучения, при соответствующей его организации, дети успешно овладевают элементами логического мышления: устанавливают причинно – следственные связи, обучаются рассуждать и делать выводы, выделять существенное и второстепенное.
Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Земля - наш общий дом, и человек – часть живого мира природы. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к животному миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней. Вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – учёных, педагогов, общественность.Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Процесс формирования системы первоначальных знаний о живой природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Это возможно лишь при особом планировании работы детского сада и семьи по формированию системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста, с помощью последовательных заданий, вовлекающих ребёнка в многообразную деятельность: познавательную, оценочную, творческую, практическую, оздоровительную.
«Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе».
2. Задачи по формированию системы знаний о природе .
Планируя работу по формированию системы знаний о природе у детей дошкольного возраста, я предполагала решить следующие задачи:
- Формировать знания о природе;
- Воспитывать у детей любовь к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- Формировать практические навыки и умения по уходу за живыми существами и некоторые способы охраны природы.
При формировании системы знаний о природе определила направления, по которым будет проходить процесс формирования системы знаний.
Первое направление – система знаний о живом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей.
Второе направление – система знаний о среде обитания живых существ, их приспособленности к определённой среде обитания, в том числе к сезонным изменениям.
Третье направление – система знаний о размножении живых существ, их росте и развитии.
Четвёртое направление – система знаний о взаимодействии живых существ в экосистемах (луг, лес, водоём).
Освоение системы знаний о природе связано с развитием познавательных умений, среди которых выделила следующие:
- Умение видеть живой объект в разнообразии его свойств, жизненных проявлений.
- Умение оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания.
- Умение включать объект в различные системы, рассматривать его с различных точек зрения.
- Умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть последствия воздействия на объект.
- Умение устанавливать различные по степени сложности по содержанию связи, существующие в природе.
3. Особенности формирования системы знаний о природе у детей дошкольного возраста
При формировании системы знаний использовала в работе с детьми разные формы ознакомления с живой природой.
Непосредственно – образовательная деятельность по экологии являются ведущей формой организации работы по ознакомлению с природой. Формировалась систему элементарных знаний, осуществляла развитие основных познавательных процессов и способностей.
НОД давали возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливался у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
При подборе НОД основное внимание уделяла их систематичности и последовательности, с тем, чтобы обеспечить формирование элементарной системы знаний, умений и навыков. Предусмотрела занятия, на которых будут сообщаться первоначальные знания. Далее шли занятия, цель которых – пополнение первоначальных представлений, обобщение и применение полученных знаний, умений и навыков.
Дети имеют стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Поэтому, для того, чтобы поддержать в течение занятия внимание детей проводила занятия – путешествия; занятие – сказки; занятия – игры, КВНы, различные викторины.
Говорили на занятиях и о правилах поведения в лесу: «В лесу нельзя шуметь, чтобы не напугать лесных жителей», «Ходить в лесу можно только по тропинкам», «Нельзя брать с собой в лес собаку, чтобы она не разорила птичьи гнёзда» и т.д.
Занятия проводятся как в группе, так и на участке детского сада.
На занятиях использую проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих открыть новые знания); практическую работу, игровые приемы, загадывание загадок.
Все это помогает поддерживать в течение занятия внимание детей.
Конечно, одних занятий недостаточно для формирования системы знаний о живой природе. Большую роль в этом имеют экскурсии, прогулки за пределы детского сада, походы и т.д. Именно здесь ребенок открывает для себя всю красоту окружающего мира.
Чтобы экологическое развитие детей было полноценным, система работы в детском саду сочетается с работой семьи в данном направлении, так как именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
С родителями проводятся групповые собрания на данную тему, консультации, беседы; проводится анкетирование родителей. Папы изготовляют кормушки и скворечники. Родители участвуют в выставках поделок из природного материала.
При формировании знаний о природе использую не только разные формы работы, но методы: наглядные, практические, словесные, опыты, исследования, эксперименты. С их помощью у детей формирую представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Как мы знаем, основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста являются наблюдения. И поэтому именно на экскурсиях, прогулках дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. У детей формируется первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, развивается наблюдательность, интерес к изучению природы.
Приучаю детей всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. Поэтому помогаю детям открывать чудеса и тайны природы, учу сознательно воспринимать впечатление от предметов и явлений окружающей природы или, другими словами, учу детей видеть, слышать и понимать природу.
Кроме того, наблюдение важно ещё и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (уход за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).
Наблюдения за живой природой проводим на участке каждый день. Начинаются они с приветствия всем жителям участка, с вопросов об их настроении, самочувствии, об их радостях, печалях и заботах.
Доношу до детей мысль о том, что все представители живой природы – растения и животные – разговаривают с нами, с людьми, всегда рассказывают нам о своей жизни. Только говорят они не при помощи слов (как люди), а совсем по-другому. И поэтому люди очень часто их не слышат и не понимают.
«Как же растения и животные разговаривают с нами» - спрашивают дети. Рассказываю детям, что цветы говорят, что им хорошо, своим обильным и красочным цветением. Если растению плохо, то меняется окраска листьев, становятся бледными и вялыми. Точно также говорим о людях, когда им нездоровится. Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребёнка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и экологической культуры. Именно в процессе активной деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, т. е. основой экологического мышления человека.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствует накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Именно в результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что;
- Объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- Окружающий мир не является чем–то статичным, он постоянно изменяется.
Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Наряду с наблюдениями на занятиях, экскурсиях, прогулках в самостоятельной деятельности использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
Важным методом в работе с детьми считаю слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причём наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
При формировании системы знаний о природе, как уже говорила ранее, использую разные методы и приёмы в различных формах работы с детьми. Поэтому познание какого – либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Таким образом, разрабатывая систему работы детского сада и семьи, стремлюсь сформировать у детей дошкольного возраста систему знаний об объектах природы как живых организмах, о необходимости сохранения их целостности, их потребностях, способности чувствовать и реагировать на благоприятные (и неблагоприятные) условия окружающей среды.
4.Заключение
Таким образом, процесс формирования системы знаний у детей о природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Чтобы сформировать у детей к концу дошкольного возраста систему знаний о природе, я включила творческий поиск, использовала систему разнообразных форм, методов и приёмов по ознакомлению с живой природой.
Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природу.
5.Список используемой литературы
1. Жуковская Р.И. Родной край. – М.: Просвещение, 2007.
2. Зарипова А. Ознакомление детей с обитателями уголка природы. // Дошкольное воспитание. -2011, №2.
3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: 2008.
5. Клавсуть З. Путешествие в мир растений // Дошкольное воспитание. – 2009. №5.
6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
7. Куприянова А. Работа по ознакомлению дошкольников с природой// - Дошкольное воспитание. 2003. № 5.
8. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд в природе. - М.: Просвещение, 2007.
9. Маневцева Л. Ребёнок познаёт мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.
10. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2008.
11. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2005.
12. Доронова Т.Н., Гербова В.В. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2009.
13. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Педагогика, 1982.
14. Типикина В. Радость общения с природой// Дошкольное воспитание. - 2007. № 7.
15. Фокина В. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. - 2005. № 7.
16. Шишкина В.А. Прогулки в природу. - М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста (презентация к опыту работы)
Раскрыты задачи по формированию экологического воспитания детей, даны практические советы по созданию условий в группе ДОУ . Раскрываются проблемы экологического образования ....
Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Проект по теме « Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста»
laquo; Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и прави...
«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»
Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...
Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»
Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»...
«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста...
«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»
В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей....