Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста
статья по логопедии
В данной статье рассматриваются особенности дифференциальной диагностики дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольнго возраста. Подробно описаны характерные признаки и причины каждого из нарушений, выделены их сходства и различия. Освещены методы обследования, включающие оценку артикуляционного аппарата, звукопроизношения, моторики, а также необходимости междисциплинарного подхода с привлечением невролога. В заключении подчеркивается значимость точной диагностики для построения индивидуального плана коррекции, что является основой успещного речевого развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников требует точной диагностики, позволяющей определить характер и причины дефекта. Дислалия и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте имеют схожие проявления, но их происхождение и механизмы развития существенно различаются. Успешная дифференциальная диагностика — основа для построения индивидуального коррекционного плана и обеспечения эффективной помощи ребенку.
Понятие дислалии
Дислалия — это нарушение произношения звуков, не связанное с органическими поражениями центральной нервной системы. Выделяют две основные формы дислалии:
1. Функциональная — связана с недостаточной координацией работы артикуляционного аппарата или неправильным формированием артикуляционных навыков.
2. Механическая — вызвана аномалиями строения органов артикуляции (например, укороченной уздечкой языка, аномалиями прикуса).
Основные признаки дислалии:
• Пропуски, замены или искажения звуков.
• Сохранность общей и мелкой моторики.
• Отсутствие нарушений иннервации артикуляционного аппарата.
При дислалии у ребенка, как правило, отсутствуют неврологические симптомы, артикуляционные движения выполняются свободно, но могут быть неправильно автоматизированы.
Нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте
Нарушения звукопроизношения при дизартрии связаны с органическим поражением центральной нервной системы, которое приводит к нарушению иннервации мышц речевого аппарата. Это состояние нередко сопровождается нарушениями общей моторики, низким мышечным тонусом и ограничением движений.
Основные проявления:
• Искажения звуков из-за недостаточной точности и координации артикуляционных движений.
• Монотонность, слабая модуляция голоса.
• Затруднения в выполнении тонких моторных действий (застегивание пуговиц, рисование).
• Возможные сопутствующие признаки: гиперсаливация, нарушенное дыхание во время речи.
Сходства и различия между дислалией и дизартрией
Дифференциальная диагностика основана на анализе клинических проявлений, моторных особенностей и структуры нарушений.
Признак | Дислалия | Нарушения при дизартрии |
Состояние артикуляционного аппарата | Норма или минимальные аномалии строения | Ограничение подвижности, снижение тонуса |
Характер нарушений | Замены, пропуски, искажения звуков | Искажения, нечёткая артикуляция |
Общая и мелкая моторика | В норме | Нарушена, затруднения координации |
Темп и ритм речи | Не изменены | Замедленный, иногда торопливый, «смазанный» |
Связь с неврологическими нарушениями | Отсутствует | Наличие неврологических симптомов |
Например, ребенок с дислалией может правильно воспроизводить звуки в изолированном виде, но ошибаться в их употреблении в словах. При дизартрии же искажены как изолированные звуки, так и их реализация в речи.
Методы дифференциальной диагностики
Для точного определения типа нарушения логопеду необходимо использовать комплексный подход, включающий:
1. Анамнез: выяснение особенностей раннего речевого и моторного развития ребенка, наличие осложнений в перинатальном периоде.
2. Обследование артикуляционного аппарата: оценка подвижности языка, губ, мягкого нёба, мышечного тонуса.
3. Оценка звукопроизношения: анализ замен, пропусков и искажений звуков, их сочетания в словах.
4. Исследование общей и мелкой моторики: выполнение тестов на координацию движений рук, пальцев (игры с мозаикой, застёгивание пуговиц).
5. Консультация невролога: для исключения или подтверждения органической природы нарушения.
6. Фонетико-фонематическое обследование: выявление уровня сформированности фонематического восприятия и анализа.
Пример задания: логопед предлагает ребёнку повторить сложные сочетания звуков («па-та-ка», «ла-ра-ла»), что помогает выявить дизартрические признаки (замедление, затруднение координации движений).
Коррекционная работа
В зависимости от диагноза подход к коррекции будет различным:
• При дислалии основное внимание уделяется постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Работа ведется через игровые методы, направленные на развитие артикуляционной моторики.
• При дизартрии логопедическая работа включает массаж артикуляционного аппарата, дыхательную гимнастику, упражнения для развития мелкой моторики. Особое внимание уделяется координации движений и улучшению общего тонуса мышц.
Заключение
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте требует внимания к моторным, артикуляционным и неврологическим особенностям ребёнка. Грамотный анализ данных помогает логопеду составить индивидуальный план коррекции и обеспечить эффективную помощь.
Как отмечают А. С. Фролова и Т. А. Таринская, «точная диагностика позволяет определить природу нарушений и спланировать коррекционную работу, что является залогом успешного речевого развития ребёнка» (Фролова, А. С. Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста / А. С. Фролова, Т. А. Таринская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание).
Только комплексный подход к диагностике и коррекции обеспечивает достижение высоких результатов в развитии речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье как важный компонент развития детей дошкольного возраста
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-пс...

Игры, направленные на формирование лексического компонента речи детей дошкольного возраста. Игры на развитие звукового анализа слов!
Памятка родителям для развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста
Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возрастаСовременные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. ...
Сообщение по теме: «Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»
Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика....

Здоровьесберегающие технологии развития модального компонента у детей дошкольного возраста
Для разных детей характерно свое восприятие окружающего мира:для визуала главной является зрительная информация.Для аудиала важно то, что он слышит.Для кинестетика то, что он чувству...

Минимальные дизартрические проявления у детей дошкольного возраста
В статье описываются причины, симптоматика и способы выявления минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста....

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста.
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста...