Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Ткаченко Мария Александровна

В данной статье рассматриваются особенности дифференциальной диагностики дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольнго возраста. Подробно описаны характерные признаки и причины каждого из нарушений, выделены их сходства и различия. Освещены методы обследования, включающие оценку артикуляционного аппарата, звукопроизношения, моторики, а также необходимости междисциплинарного подхода с привлечением невролога. В заключении подчеркивается значимость точной диагностики для построения индивидуального плана коррекции, что является основой успещного речевого развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников требует точной диагностики, позволяющей определить характер и причины дефекта. Дислалия и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте имеют схожие проявления, но их происхождение и механизмы развития существенно различаются. Успешная дифференциальная диагностика — основа для построения индивидуального коррекционного плана и обеспечения эффективной помощи ребенку.

Понятие дислалии

Дислалия — это нарушение произношения звуков, не связанное с органическими поражениями центральной нервной системы. Выделяют две основные формы дислалии:

1. Функциональная — связана с недостаточной координацией работы артикуляционного аппарата или неправильным формированием артикуляционных навыков.

2. Механическая — вызвана аномалиями строения органов артикуляции (например, укороченной уздечкой языка, аномалиями прикуса).

Основные признаки дислалии:

• Пропуски, замены или искажения звуков.

• Сохранность общей и мелкой моторики.

• Отсутствие нарушений иннервации артикуляционного аппарата.

При дислалии у ребенка, как правило, отсутствуют неврологические симптомы, артикуляционные движения выполняются свободно, но могут быть неправильно автоматизированы.

Нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте

Нарушения звукопроизношения при дизартрии связаны с органическим поражением центральной нервной системы, которое приводит к нарушению иннервации мышц речевого аппарата. Это состояние нередко сопровождается нарушениями общей моторики, низким мышечным тонусом и ограничением движений.

Основные проявления:

• Искажения звуков из-за недостаточной точности и координации артикуляционных движений.

• Монотонность, слабая модуляция голоса.

• Затруднения в выполнении тонких моторных действий (застегивание пуговиц, рисование).

• Возможные сопутствующие признаки: гиперсаливация, нарушенное дыхание во время речи.

Сходства и различия между дислалией и дизартрией

Дифференциальная диагностика основана на анализе клинических проявлений, моторных особенностей и структуры нарушений.

Признак

Дислалия

Нарушения при дизартрии

Состояние артикуляционного аппарата

Норма или минимальные аномалии строения

Ограничение подвижности, снижение тонуса

Характер нарушений

Замены, пропуски, искажения звуков

Искажения, нечёткая артикуляция

Общая и мелкая моторика

В норме

Нарушена, затруднения координации

Темп и ритм речи

Не изменены

Замедленный, иногда торопливый, «смазанный»

Связь с неврологическими нарушениями

Отсутствует

Наличие неврологических симптомов

Например, ребенок с дислалией может правильно воспроизводить звуки в изолированном виде, но ошибаться в их употреблении в словах. При дизартрии же искажены как изолированные звуки, так и их реализация в речи.

Методы дифференциальной диагностики

Для точного определения типа нарушения логопеду необходимо использовать комплексный подход, включающий:

1. Анамнез: выяснение особенностей раннего речевого и моторного развития ребенка, наличие осложнений в перинатальном периоде.

2. Обследование артикуляционного аппарата: оценка подвижности языка, губ, мягкого нёба, мышечного тонуса.

3. Оценка звукопроизношения: анализ замен, пропусков и искажений звуков, их сочетания в словах.

4. Исследование общей и мелкой моторики: выполнение тестов на координацию движений рук, пальцев (игры с мозаикой, застёгивание пуговиц).

5. Консультация невролога: для исключения или подтверждения органической природы нарушения.

6. Фонетико-фонематическое обследование: выявление уровня сформированности фонематического восприятия и анализа.

Пример задания: логопед предлагает ребёнку повторить сложные сочетания звуков («па-та-ка», «ла-ра-ла»), что помогает выявить дизартрические признаки (замедление, затруднение координации движений).

Коррекционная работа

В зависимости от диагноза подход к коррекции будет различным:

• При дислалии основное внимание уделяется постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Работа ведется через игровые методы, направленные на развитие артикуляционной моторики.

• При дизартрии логопедическая работа включает массаж артикуляционного аппарата, дыхательную гимнастику, упражнения для развития мелкой моторики. Особое внимание уделяется координации движений и улучшению общего тонуса мышц.

Заключение

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте требует внимания к моторным, артикуляционным и неврологическим особенностям ребёнка. Грамотный анализ данных помогает логопеду составить индивидуальный план коррекции и обеспечить эффективную помощь.

Как отмечают А. С. Фролова и Т. А. Таринская, «точная диагностика позволяет определить природу нарушений и спланировать коррекционную работу, что является залогом успешного речевого развития ребёнка» (Фролова, А. С. Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста / А. С. Фролова, Т. А. Таринская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание).

Только комплексный подход к диагностике и коррекции обеспечивает достижение высоких результатов в развитии речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье как важный компонент развития детей дошкольного возраста

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-пс...

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возрастаСовременные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. ...

Сообщение по теме: «Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»

Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика....

Здоровьесберегающие технологии развития модального компонента у детей дошкольного возраста

Для разных детей характерно свое восприятие окружающего мира:для визуала  главной является зрительная информация.Для  аудиала  важно то, что он слышит.Для кинестетика то, что он чувству...

Минимальные дизартрические проявления у детей дошкольного возраста

В статье описываются причины, симптоматика и способы выявления минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста....

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста...