ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Игралочка»
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Принято на педагогическом Утверждаю совете МАДОУ Заведующий МАДОУ детский сад № 13 г. Туймазы детский сад № 13 г. Туймазы
Протокол № 1 от 31.08.2020 г. __________ Тангатарова Э.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Игралочка»
Возраст воспитанников: 4 - 5 года
Срок реализации: 8 месяцев
Автор – составитель:
Хазиева Флюза Фоатовна
Должность: воспитатель
Туймазы, 2020
Пояснительная записка
Направленность: Социально-педагогическая.
Актуальность. Данной программы заключается в том, что новый подход в содержании и в форме подаче материала способствует развитию творческих способностей ребенка, фантазии, воображения, формирует его личность, развивает самостоятельность и познавательный интерес.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Игралочка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раза в неделю, не более 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Новизна:
Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.
Цель: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи :
Образовательные: формировать элементарные математические представления; способствовать развитию логического мышления и основных мыслительных операций; качественная подготовка ребенка к школе.
Развивающие: развитие математических способностей и склонностей; развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Воспитательные: воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитание усидчивости, целенаправленности.
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 8 месяцев(01.10.20-31.05.21)
Форма занятий: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю(понедельник) с 16:00 до 16:20.
Продолжительность занятия 20 минут.
Планируемые результаты освоения Программы
По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.
К концу первого года занятий в кружке дети должны уметь:
умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?»; умеет располагать числа по порядку от 1 до 8;
• умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
• умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине; раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними;
• умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: викторина
Диагностика по кружку
1. Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», располагать числа от 1 до 8 по порядку.
Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос о том, сколько предметов находится на столе (на доске и т. п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит принести 8 предметов (отсчитать от большего количества), просит принести вот столько (показывает карточку с числом в пределах восьми) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 3-е, 5-е, и т. п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-8) по порядку.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
2. Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) выбрать из лежащих на столе фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы одного цвета и размера) квадраты (прямоугольники, овалы), при показе квадрата (прямоугольника, овала) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?», выбрать картинки с изображением предмета квадратной (прямоугольной, овальной) формы (воспитатель называет и показывает квадрат, прямоугольник, овал).
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
3. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.
Воспитатель собирает небольшую группу детей из 6-8 человек и предлагает каждому ребенку расставить 5 столбиков разной высоты от самого низкого до самого высокого, разложить 5 полосок разной длины от самой короткой до самой длинной, сравнить две полоски по ширине.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но самостоятельно находит и исправляет их (или после наводящего вопроса взрослого).
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
4. Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.
Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание посмотреть вверх и вниз, сделать шаг вперед и назад, пойти направо и налево, взять игрушку в правую или левую руку, рассказать, как называется часть суток, когда люди просыпаются и собираются на работу, в школу, в садик, в какое время суток люди обедают, ужинают, в какое время суток все ложатся спать, что идет после утра (дня, вечера).
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
Список детей на кружок
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Содержание программы:
-Учебно – тематический план
| № | Дата | Тема | Цель | Оборудование | ||
| 1 | 5.10.20 | Повторение чисел и цифр 1-3 Раньше , Позже. | Актуализировать математические представления по тема « Числа 1-3», тренировать мыслительные операции. Сформировать понимание того , что стечение времени происходит изменение внешнего вида предметов | Карточки с числами от 1 от 3; листы бумаги с нарисованным деревом; геометрическое лото. По 3-4 предметные картинки на каждого, изображение детенышей домашних и диких животных. | ||
| 2 | 12.10.20 | Счет до четырех. Число и цифра 4. | Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех. | 4 зеленых треугольника; 4 груга; 4 кубика Лего; цифра 4 на каждого ребенка. | ||
| 3 | 19.10.20 | Квадрат. | Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановке. | Счетные палочки; круги, квадраты, треугольники, вырезанные из цветного картона; предметные картинки . | ||
| 4 | 26.10.20 | Куб. | Сформировать представление о кубе. | Коробки с шарами и кубами ; карточки с изображением квадратов, кругов и треугольников . | ||
| 5 | 02.11.20 | Вверху, внизу. Шире. Уже. | Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний» Сформировать умение сравнивать предметы по ширине. | Листы бумаги с нарисованными на них двумя полками; 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера. Полоски одинаковой длины, но разного цвета и разной ширины. | ||
| 6 | 9.11.20 | Счет до пяти. Число и цифра 5. | Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти. | Предметные картинки, имеющие квадратную, треугольную, круглую форму по 5 кругов красного и синего цвета. | ||
| 7 | 16.11.20 | Овал. | Сформировать представление об овале, способность к распознанию овала и выделению фигур формы овала из множества фигур разной формы. | На каждого круг и овал, несколько треугольников и квадратов, вырезанных из альбомного листа; часы из цветного картона; колесо и огурец, карточка геометрическими фигурами. | ||
| 8 | 23.11.20 | Внутри, Снаружи. | Уточнить понимание слов «внутри», «снаружи», их грамотное употребление в речи. | По 5 овалов разного цвета и размера, фишки(пуговицы) | ||
| 9 | 30.11.20 | Впереди, Сзади, Между. | Уточнить понимание слов «сзади», «между», их грамотное употребление в речи . | Круги двух цветов и двух размеров, геометрическое лото. | ||
| 10 | 7.12.20 | Пара. | Уточнить понимание детьми значение слова «пара» | Варежка, вырезанная из бумаги; геометрические фигуры, «лыжи» разной длины. | ||
| 11 | 14.12.20 | Прямоугольник. | Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы. | Карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочкой. | ||
| 12 | 11.01.21 | Числовой ряд. Ритм. | Сформировать представление о числовом ряде. Сформировать представление о ритме. | Карточки с изображенными на них 5 домиков. Зеленые. Белые, желтые , голубые квадраты, парные картинки .
| ||
| 13 | 18.01.21 | Счет до шести . Число и цифра 6. | Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести . | Зеленые треугольники и белые прямоугольники . | ||
| 14 | 25.01.21 | Порядковый счет. Сравнение по длине. | Сформировать у детей представление о порядковом счете. Сформировать умение сравнивать предметы по длине с помощью приложения. | Кубики лего. 6 полосок разного цвета и разной длины, карточки с рядами чисел. | ||
| 15 | 01.02.21 | Счет до семи . Число и цифра 7. | Сформировать представление о числе и цифре 7, способность считать до семи. | 7 кругов разного размера; 7 треугольников разного цвета; коробки с цифрами 5,6 и 7 на крышках. | ||
| 16 | 08.02.21 | Числа и цифры 1-7. | Тренировать умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством. | Листы с домиками; карандаши; полоски одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета. | ||
| 17 | 15.02.21 | Сравнение по толщине. | Формировать умение сравнивать по толщине. | Карандаши, цилиндр, 2 прямоугольника разного цвета. | ||
| 18 | 22.02.21 | Сравнение по высоте. | Тренировать умение сравнивать предметы по высоте. | Сюжетные картинки, 8 столбиков разной высоты, картонная полоска. | ||
| 19 | 01.03.21 | План (карта путешествий) | Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. | Карточки с различными количеством точек, планы на каждого ребенка, карандаши, карточки с изображением предметов различной формы.
| ||
| 20 | 15.03.21 | Счет до восьми. Число и цифра 8. | Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8. | Квадраты, треугольники, карточки с точками и цифрами, карточки с нарисованными на них вазами. | ||
| 21 | 22.03.21 | Числа и цифры 1-8 | Тренировать умение считать до 8 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-8с количеством. | Листы с домиками; карандаши; полоски одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета. | ||
| 22 | 29.03.21 | Сравнение по ширине, длине и толщине . | Закрепить умение считать до 8, сравнивать предметы по ширине, длине , высоте. | Цилиндры одинаковой длины и разного диаметра и цвета. Карточки с пропущенными числами. | ||
| 23 | 05.04.21 | Цилиндр. | Сформировать у детей представление о цилиндре, закрепить умение считать до 8. | Цилиндрические не заточенные карандаши, кубики, трафареты, листы бумаги, фломастеры. | ||
| 24 | 12.04.21 | Конус. | Сформировать представление о конусе, умение распознавать предметы конической формы в окружающей обстановке. | Листы бумаги, трафареты, карандаши, модели конусов и их « паспорта» | ||
| 25 | 19.04.21 | Призма | Сформировать представление о призме , умение распознавать предметы формы призмы в окружающей обстановке. | Полоски одинаковой ширины, разного цвета и попарно равной длины, призмы с «паспортом» | ||
| 26 | 26.04.21 | пирамида | Сформировать представление о пирамиде, умение распознавать предметы формы пирамиды в окружающей обстановке. | Полоски одинаковой ширины, разного цвета и попарно равной длины, пирамиды с «паспортом» | ||
| 27 | 17.05.21 | Геометрические тела. | Закрепить представление детей о пространственных геометрических фигурах, о плане – карте, порядковом счете, числах и цифрах от 1 -8. | Карточки с цифрами от 1 до 8 , картинки с предметами от 1 до 8 , план – карты и простые карандаши. | ||
| 28 | 24.05.21 | Повторение | Закрепить представление детей о пространственных геометрических фигурах Закрепить умение считать до 8. | |||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
Календарный учебный график.
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01 октября 2020года;
Окончание учебного года -31 мая 2021 года.
Количество недель в учебном году: 28
Объем недельной нагрузки:
Общее количество занятий в неделю в группах:
От 4 лет до 5 лет – 1 занятие (продолжительность 20 минут)
Форма организации образовательной деятельности:
-ООД (занятия)
- совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Сроки проведения каникул, их начало и окончание:
С 21декабря 2020 по 8 января 2020года;
С 1 по 5 марта 2020 года.
Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов (посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми):
Первичный –со 1 сентября по11 сентября 2020 года
Итоговый –с 17 по 31 мая 2020 года.
Организационно-педагогические условия:
Кадровые: Хазиева Флюза Фоатовна
Образование: среднее профессиональное.
-Материально-технические: групповое помещение средней группы №2, учебное оборудование: доска, стол, кубики, трафареты, листы бумаги, карандаши, фломастеры ;карточки с цифрами от 1 до 8 ; картинки с предметами от 1 до 8; полоски одинаковой ширины, разного цвета и попарно равной длины;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс по развитию математических представлений у детей 4 – 5 лет // методические рекомендации. – М., Ювента, 2008.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка». – М., Ювента, 2008.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Альбом «Игралочка». – М., Ювента, 2008.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
- «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
- «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...
Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...
Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».
Занятие в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...
Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»
Цель программы: воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями....
Программа по дополнительному образованию социально-педагогической направленности "Азбуковедение"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбуковедение» является программой социально—педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учр...
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Игралочка"
\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'80\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); \'use str...
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет социально-педагогической направленности «ИГРАЛОЧКИ»
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет социально-педагогической направленностиВ настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся вобразовательном процессе. Соз...