Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ткаченко Елена Ивановна

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_moya_rossiya_gotovyy.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад общеобразовательного вида

«Аленушка» с приоритетным осуществлением

Познавательно-речевого направления развития обучающихся»

Города Невинномысска

Принято                                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

На заседании                                                                               Заведующая МБДОУ №43

Педагогического совета                                                             г. Невинномысска

МБДОУ №43 г Невинномысска                                                  ______    Кузьменко Н.Г.

Протокол №__  от «__»_______20___г.

.                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО                    ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ                                                                                                Социально-педагогической направленности                                                        кружка

«МОЯ  МАЛАЯ РОДИНА»

6-7 лет (подготовительная группа)

2014-2015 учебный год

                                                                                   

                                                                                      Разработчик программы                                                                                  Воспитатель МБДОУ №43                                                                                          

                                                                                         Г.Невинномысска Ткаченко Е.И.

                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                           

Г.Невинномысск, 2014 год

«УТВЕРЖДАЮ»

ЗАВЕДУЮЩАЯ МБДОУ № 43

_____________Кузьменко Н. Г.

«______»____________20    г.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

 «Моя малая Родина »

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеобразовательного вида № 43 «Алёнушка» с приоритетным осуществлением

познавательно – речевого направления развития воспитанников города Невинномысска к «Основной общеобразовательной программе ДОУ

                                                                  Воспитатель : Ткаченко Е.И.

                                                                  Подготовительная группа

Количество детей: 10 человек.

Цель:     формирование представлений о нашей Родине-России ,государственных символов, о родном городе ; развитие любознательности и патриотических чувств; воспитание в днтях любви к своей Родине- России и чувства гордости за неё.

Содержание

Количество часов

«Моя Россия»

В неделю

В месяц

В год

1

4

36

п/п

Содержание работы

Количество часов

1.

Диагностика в начале и в конце года.

4

2.

Знакомство с геральдикой России

4

3.

Литературно- художественное наследие Ставропольского края

4

4.

Художники Ставрополья и города Невинномысска

4

5.

История возникновения казачества Ставрополья

4

6.

Обряды и обычаи казачества Ставрополья

4

7.

Знакомство с казачьим костюмом

3

8.

Красная книга Ставрополья

2

9.

История возникновения города Невинномысска и геральдика

1

10.

Интегрированное занятие – Моя Россия

4

11.

Работа сродителями

2

12.

Итого

36

         

Содержание программы

Пояснительная записка ……………………………………………………………….стр. 1-3

Учебный план работы кружка …………………………………………… ……….,...стр. 4

Содержание курса ………………………………………………………… ………....стр. 5-6

Перспективный план кружка ………………………………………………………...стр. 7

Критерии диагностики …………………………………………………… ………….стр.9-13

Материально-техническое обеспечение …………………………………………….стр. 17

Список литературы ………………………………………………………. ………….стр. 18

Пояснительная записка

 Исследования в области дошкольной педагогики и психологии    свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребенка как гражданина своей Родины.

 Старинная мудрость напоминает:  «Человек, не знающий своего прошлого, не  знает  ничего». Без любви к Родине, к ее истории  и культуре  невозможно   воспитать  человека.                    

 Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой  Родины - родного  города.    

Невозможно вырастить настоящего человека без  знания истории Любовь к  большому надо прививать с малого: любовь к  родному дому, своему городу, краю, наконец, к большой  Родине.  

 Изучая историю своего города, края, ребенок  осознает, что его малая Родина- это часть огромной страны и мира. У него  формируется своеобразие восприятия  той родной  стороны, где он родился и живет.   Дети должны   почувствовать, что  являются  частью  огромной  страны - они граждане России,  Россияне.    

Как пробудить в ребенке  чувство любви и   гордости к своей Родине? Именно пробудить, потому что это чувство – в душе каждого.

Нельзя  заставить или  приказать  любить свою Родину. Любовь надо воспитывать.  

С этой целью был создан кружок  «Моя Россия»  (образовательная область «Познавательное развитие»  социально-педагогической  направленности.

Задачи обучения:

Цель: формирование   социально-активной личности.

Развивающие:

  • Учить детей видеть историю вокруг себя (в названиях улиц, предметах быта)
  • Развивать познавательный интерес к своей  Родине.
  • Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать  чувства любви и гордости к своей Родине.
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться  знаний собственным трудом.
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Образовательные:

  • Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
  • Способствовать развитию памяти , мышления.
  • Закреплять и обогащать знания детей о родном городе, крае;
  • Знакомить детей с казачьими сказками и  играми;
  • Знакомить детей с художниками Ставрополья и Невинномысска;
  • Знакомить детей с  детскими   писателями Ставрополья;
  • Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству, уважение к труду.

Данная  программа рассчитана  на  1год, с учетом возрастных, психических

и физических  особенностей детей. Работа строится на  взаимном сотрудничестве, уважительном отношении  друг  к другу.

Занятия проходят во второй половине дня в подготовительной группе (30минут)  

Основные принципы обучения:

  • Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Систематичность.
  • Последовательность.
  • Постепенность.
  • Активность.

Организация образовательного  процесса кружка «Моя-Россия»

характеризуется следующими особенностями:

  • Воспитанники приходят на занятие в свободное от занятий время.
  • Обучение организовывается на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
  • Важным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком является установление контакта в зависимости от желания и занятий ребенка, нахождение общего психологического пространства общения, комфортной дистанции взаимодействия.

   

Планируемый  результат:

  •   Дети познакомятся с историей возникновения казачества Ставрополья.
  • Получат представление о народах  проживающих на территории Ставропольского края.
  • Познакомятся с литературно – художественным наследием Ставропольского края.
  • Обогатится двигательный опыт (овладение движениями).
  • Появится интерес к обрядам и обычаям казачества Ставрополья.
  • Приобретут важные  морально-волевые качества.
  • Сформируются умения действовать в коллективе.

     В процессе работы обеспечивается интеграция  образовательных областей.

Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Формирование представлений о нашей родине – России.

Коммуникация: обогащение активного словаря.

Социализация: Развитие  умения  поддерживать беседу , делать выводы, обобщать, высказывать    свою точку зрения.

Чтение художественной литературы: стихи, рассказы о природе. Легенды Ставропольского края..

Музыка: прослушивание музыкальных произведений .

Здоровье: физкультминутки.

.

Методы и приемы обучения:

  • Наглядный (показ).
  • Индивидуальный.
  • Словесный (беседа, рассказ, описание, объяснение, уточнение).
  • Практический.
  • Игровой.
  • Наблюдение.
  • Метод проблемного обучения.

Формы обучения:

  • Индивидуальные занятия и задания.
  • Групповые (с подгруппой).
  • Практические занятия.
  • Беседы.
  • Занятия-исследования.
  • Итоговое занятие.

Сотрудничество с родителями:

  • Консультации для родителей, беседы.
  • Статьи в уголок «Для Вас, родители».
  • Помощь в  приобретении материалов:  репродукции   картин.

Содержание курса

(подготовительная к школе группа)

Тема1. Диагностика (начальная и конечная) (4 часа)

Тема2. .Знакомство с геральдикой России (4часа).

Ознакомить детей с понятием «символ» и его  значением.

Герб России ,флаг  России , гимн России.

Работа с пособием «Геральдика России»

Прослушивание и пение гимна.

 Пословицы ,поговорки ,загадки о Родине

Д\игра   «Сложи герб», заучивание стихов о Российском   флаге.

Д\игра   «Знатоки геральдики»

Тема 3. Литературно-художественное  наследие  Ставропольского края. (4часа)      

       Карп Георгиевич Черный «Путешествие в страну   Запрещенных

         Улыбок», «Каменное кольцо», «Озеро из легенд» «Марьины колодцы»,              «Медовые водопады».

Рассматривание карты Ставропольского края.

Рассматривание  художественной литературы о родном крае.

Знакомство с пословицами, закличами, поговорками.

Тема 4. Писатели , поэты Ставрополья.(4часа)

Екимцев   Александр        Ефимович.

Кашпуров  Иван Васильевич.

Усов Михаил Васильевич.

Чтение  рассказов ,стихов.  Рассматривание иллюстраций.

Тема5. Художники Ставрополья и Невинномысска.(4часа)

Гречишкин Павел Моисеевич.

        Плетнев Евгений Семенович.

        Ярошенко Николай Александрович.

        Рассматривание репродукции картин.

     

       Тема6. История возникновения казачества Ставрополья.(4часа)

       «Казачья Горница».

      « В казачьей песне-правда жизни»

Подвижная игра «жмурки со  звоном»

       История одного предмета «Самовар-не  кипятильник».

     Тема7. Обряды и обычаи  казачества Ставрополья.(4часа)

    Знакомство  с пословицами, поговорками, считалками.

 Казачьи сказки: «Конь», «Казак-гончар»

Тема 8: Знакомство с казачьим костюмом (женским, мужским) (2часа.)

Рассматривание иллюстраций костюмов .

Описание костюмов.

Викторина «Знатоки казачества»

Тема9. Красная Книга Ставрополья.(1час)

Дать понятие детям «редкие» и «исчезающие» виды животных.

Познакомить детей с флорой и фауной Ставрополья.

 Раскрыть значение  Красной книги для растительного и животного мира.

Тема10.История возникновения Невинномысска. Геральдика города.

Геральдика Ставропольского края.(4часа)

Флаг г.Невинномысска.

Герб города.

История возникновения.

Флаг Ставропольского края .

Герб Ставропольского края.

Тема11.Интегрированное  занятие : Моя - Россия. (1 час)

Тема 12.Совместная работа с родителями:

Оформление альбома «Художники Ставрополья»;

Оформление папки «Поэты Ставрополья»

Оформление альбома «Казачья горница»

.

Перспективный план кружка

«Моя Россия»

Месяцы

Недели

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Диагностика

Диагностика

Знакомство детей с понятием «символ» и его значение

Знакомство с Гербом, флагом, гимном России

Октябрь

Игра «Знатоки геральдики»

Знакомство с пословицами и поговорками о Родине.

Творчество Карпа Георгиевича Черного «Озеро из легенд», «Медовые водопады»

Подвижная игра «Жмурки со звоном»

Ноябрь

Рассматривание карты Ставропольского края

Рассматривание художественной литературы о родном крае.

Знакомство с творчеством писателя Екимцева А.Е.

Знакомство с творчеством поэта Кашпурова И.В.

Декабрь

Знакомство с творчеством писателя Усова М.В.

Рисование на тему прочитанных книг «Понравившийся герой»

Рассматривание репродукции картин художника Ставропольского края Гречишкина П.А.

Рассматривание репродукции картин художника Ставропольского края Плетнева  Е.С.

Январь

Рассматривание репродукции картин художника Ставропольского края Ярошенко Н.А.

Знакомство дошкольников с известными людьми нашего края

Знакомство с историей возникновения казачества Ставрополья.

История одного предмета «Самовар – не кипятильник»

Февраль

«В казачьей песне -правда жизни» Фольклорное творчество.

Казачья горница» - ознакомление с основанием станицы Невинномысской казаками.

Чтение казачьей сказки « Казак-гончар»

Чтение казачьей сказки «Конь»

Март

Посвящение в казачата. Знакомство дошкольников с ритуалами посвящения в казаки.

Изучение наизусть пословиц и поговорок.

Описание костюмов. Рассматривание иллюстраций костюмов.

Викторина «Знатоки качества»

Апрель

Знакомство детей с флорой и фауной Ставрополья, показать редкие и исчезающие виды животных.

История возникновения

 г. Невинномысска

Знакомство с флагом и гербом Ставропольского края.

Знакомство с флагом и гербом города Невинномысска

Май

Знакомство детей с неофициальными символами Ставропольского края.

Интегрированное занятие  «Моя Россия»

Диагностика

Диагностика

Критерии диагностики достижений детей

Задание 1 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гимне, гербе   родного города.  

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок  без труда называет значение изображения на гербе своего горда. Может объяснить символику  герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется   рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 2. «Возникновение казачества Ставрополья»

Цель: Определить уровень знаний о возникновении казачества в Ставрополье.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда  рассказывает о возникновении казачества. Знает откуда произошло слово «казак».Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает историюпроисхождения, но не может четко  объяснить. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 3 «История культуры и традиций казачества Ставрополья»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях казачества Ставрополья.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту. Знает наиболее значимые  обряды и праздники казаков.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить. При помощи взрослого называет  наиболее значимые  обряды и праздники казаков.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4.  «Красная книга Ставрополья»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Ставропольского  края; о историко-географическом расположении родного города.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Литературно – художественное наследие Ставропольского края»

Цель: Определить   уровень знаний у дошкольников творчества писателей и художников Ставропольского края.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок может назвать 2-3 писателя Ставропольского края. Без труда называет 2-3 произведения этих авторов. Может назвать 2-3 художников  Ставрополья и названия некоторых картин .

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название произведений, но не может назвать авторов. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 6 «Личностное отношение к родному краю»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Диагностическая карта

п/п

Фамилия, имя ребенка

Символика родного города

Возникновение казачества Ставрополья

История культуры и традиций казачества Ставрополья

Красная книга Ставрополья

Литературно – художественное наследие Ставропольского края

Личностное отношение к родному краю

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Агаянц Карина

3

3

2

3

2

3

3

3

2

3

3

3

Дишкавцов Кирилл

2

3

2

2

2

3

3

3

2

2

3

3

Леонов Алексей

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Миронов Алексей

3

3

3

3

2

2

3

3

2

2

3

3

Восковская Виктория

1

2

2

2

1

2

3

3

1

2

1

2

Ус Дмитрий

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Гречин Кирилл

2

2

3

3

3

3

3

3

2

2

3

3

Маглатова Эвелина

3

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3в- 65%

2с- 35%

1н- 0 %

Вывод: проведя диагностику на конец учебного года было выявлено, что  65% детей имеют высокий уровень знаний. Эти дети  без труда называет значение изображения на гербе своего горда. Могут объяснить символику  герба, без труда  рассказывают о возникновении казачества, знают растительность, животный мир нашего края. Без труда называют 2-3 произведения писателей Ставропольского края.

35% детей имею средний уровень  сформированности характерных знаний о гимне, гербе   родного города, На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими, при помощи взрослого называет  наиболее значимые  обряды и праздники казаков. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Диагностика достижений детей

кружка социально-педагогической направленности                                                        

«МОЯ  РОССИЯ»

на конец учебного года

Вывод: проведя диагностику на конец учебного года было выявлено, что  65% детей имеют высокий уровень знаний. Эти дети  без труда называет значение изображения на гербе своего горда. Могут объяснить символику  герба, без труда  рассказывают о возникновении казачества, знают растительность, животный мир нашего края. Без труда называют 2-3 произведения писателей Ставропольского края.

35% детей имею средний уровень  сформированности характерных знаний о гимне, гербе   родного города, На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими, при помощи взрослого называет  наиболее значимые  обряды и праздники казаков. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Материально – техническое обеспечение

- Уголки по краеведению в группах

- Макеты

- Картины

- Альбомы, иллюстрации

- Карты

- Исторические документы, фотографии

- Методическая, краеведческая, художественная литература

- Буклеты, наборы открыток

- Репродукция картин

-    Гербы РФ, Ставропольского края и г. Невинномысска.

-    Казачья форма.

-  Предметы быта казаков.

-  Аудиодиски.

Список

детей, посещающих кружок «Моя Россия»

(6-7 лет)

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Агаянц Карина

Дишкавцов Кирилл

Леонов Алексей

Миронов Алексей

Восковская Виктория

Ус Дмитрий

Гречин Кирилл

Маглатова Эвелина

Список литературы

  1. Гаазов В.Л. Черная Т.К. « Ставропольеведение».
  2. Колесников В.А. «Станицы Ставрополья»  
  3. Литвинова Р.М. Региональная культура: художники писатели»
  4. Писатели Ставрополья . Указатель по литературе. Ставрополь, 1974
  5. Ауский С. Казаки. Особое сословие. Санкт-Петрбург,2002.
  6. Журнал «Ставропольская правда» 17 мая 2003г.
  7. История казачества России. Ростов-на-Дону.2001
  8. .         Наш край: Документы, материалы, 1917-1977гг. – Ставрополь,1983.
  9. Нелепин Р.А. История казачества. – СПб, 1995.
  10.     Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. – Ставрополь,1994.
  11. Чекменев С.А. Переселенцы: Очерки заселения и освоения Предкавказья русским и украинским казачеством и крестьянством в конце XVIII- первой половине XIX в. – Пятигорск, 1999.
  12. Электронные ресурсы Internet.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению"

Данная программа направлена на подготовку детей 5-6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе....

Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Развивайка»

Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...

Методические разработки: программа дополнительного образования «С чего начинается малая родина»

Методические разработки: программа дополнительного образования «С чего начинается малая родина»...

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Карусель"

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической напрвленности "Карусель" (изучение русской народной культуры). Будет интересна воспитателям дошкольных учреждений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...