«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности, посредствам применения игровых технологий»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
«Я - мастер своего дела»
Обобщения опыта работы по теме:
«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности, посредствам применения игровых технологий»
Воспитатель: Сафьянова Анастасия Алексеевна
г. Саяногорск 2022г.
1. Актуальность педагогического опыта.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе.
Нарушения развития речи дошкольника значительно осложняют обучение математике. Экспериментальные данные показывают, что математические представления детей с нарушением речи отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложение и вычитание. Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Детям очень трудно проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность, так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали. Допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, а также испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, решении задач.
Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношений к себе и другим предметам. Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них бедное, поверхностное. Поскольку не сформировано умение строить связные высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания, это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.
Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Наблюдается неустойчивость внимания, снижение памяти и продуктивности запоминания, трудности воспроизведения, отставание в развитии словесного логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дошкольники с патологией речи отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и математическим играм, и новым технологиям.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
2. Реализация представляемого педагогического опыта
Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы дошкольного образовательного учреждения. Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала. При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направленная деятельность, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Да и кто сказал, что занятия математикой, а тем более с малышами! – непременно должны быть строгими, сухими, скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть занятия станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.
Образовательно – воспитательный процесс по развитию математических представлений выстраиваю с учётом следующих принципов:
- Доступность – соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
- Научность.
- Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
3. Организация предметно – развивающей среды.
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в группе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная. Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.
Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.
4. Организация работы с детьми в рамках представляемого педагогического опыта.
Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации. Изучив, педагогические технологии, отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.
На занятиях использую как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагаю рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинается с элементов игры, не исключаю возможность применять приём неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. А после занятия рекомендую нарисовать иллюстрации по данной теме, где можно пофантазировать, придумать сюжет, а затем провести лепку или аппликацию, что позволяет развивать фантазию и творческие способности детей.
Далее постепенно стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает папка с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, крылатые выражения, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся.
Устойчивое внимание ребенка играет огромную роль в познании окружающей действительности, на занятиях и обучении в школе. Приучаю детей слушать и слышать, выполнять задания на основе словесной инструкции, интересные игровые упражнения и игры, такие как: «Собери бусы», «Веселые клеточки», «Дорисуй геометрические фигуры». С большим интересом дети играют с дидактическими материалами, такими как «Логические брюки Дьенеша и палочки Кюизенера». В процессе игры дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации. Наиболее интересными играми и упражнениями являются: «Построй мост», «Помоги зайчику», «Найди клад», «Угадай фигуру», «Сложи узор из палочек», «Веселые головоломки», «Три обруча». С помощью этих игр дети тренируют внимание, память, мышление, восприятие, воображение, учатся работать по схеме и использовать символы.
Для развития творческого мышления и воображения предлагаю ребенку игры: «Геометрические фигуры», «Сложи узор», «Придумай и дорисуй». Ребенок, используя геометрические фигуры, придумывает различные узоры или предметы (дома, деревья, корабли) может сложить сюжетную картину. В играх «Сложи квадрат», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо» ребенок знакомится с эталонами цвета, формы, соотношением целого и части. Для закрепления количественного счета и цифр предлагаю игровые упражнения «Найди пару», «Соседи числа», «Задуманное число». Для закрепления по разделу величина используем игру «Лабиринты», где ребенок должен найти самый короткий, или самый длинный путь, самую высокую или самую низкую башню, «Построй лесенку» (палочки Кюизенера). Для развития ориентировки в пространстве используем игру «Клад», «Азбука Морзе». В этих играх ребенок учится ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, а также работать со схемой или планом. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей. Желание достичь результата стимулирует активные действия, повышает интерес к процессу составления. А удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, положительный настрой на требующую умственного напряжения деятельность.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития математических представлений, можно получить хороший результат.
Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.
5. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями.
Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду.
Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы и возрастам с содержанием игр.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
6. Взаимодействие с педагогами.
На педагогических советах я выступала с консультациями:
- «Развитие математических представлений через дидактические игры и технологии».
- «Развитие математических способностей посредствам игровых технологий».
- Мастер - класс «Использование таблиц Шульте в развитии математических способностей дошкольников».
- «Использование логико – математических задач».
- Деловая игра «Путешествие в страну математики».
- Мастер - класс «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей».
- «Использование математических сказок в развитии дошкольников».
- Деловая игра для педагогов «Проблемные вопросы по
организации дидактических игр по математике»
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
7. Результативность развития воспитанников
Прежде чем приступить, к работе с детьми по развитию математических представлений, целесообразно провести диагностику детей на выявление их знаний, умений и навыков.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по РМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Вывод: большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Диагностика развития элементарных математических представлений посредством применения игровых технологий
Цель: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Критерии оценки:
- Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.
- Умение играть в группе по 3 – 4 человека.
- Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.
- Активизация познавательных интересов к математике, как науке.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:
За 2020 – 2021 учебный год воспитанники показали следующие результаты:
Общего количество – 17 детей
высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 23 %
средний уровень развития показали 10 воспитанников, что составило 59 %
низкий уровень развития показали 3 воспитанников, что составило 35 %
За 2021 – 2022 учебный год (1 полугодие) дети показали следующие результаты:
Общеее количество – 17 детей
высокий уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 47 %
средний уровень развития показали 7 воспитанников, что составило 41 %
низкий уровень развития показали 2 воспитанник, что составило 12 %
8. Вывод
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
Учение должно быть радостным!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г.
- Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
- Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
- Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 2005.
- Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с.
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
- Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. Канд. Психолог. Наук МГУ., 1978.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989 Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_master_svoego_dela_safyanova_a.a.docx | 44.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
«Я - мастер своего дела»
Обобщения опыта работы по теме:
«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности, посредствам применения игровых технологий»
Воспитатель: Сафьянова Анастасия Алексеевна
г. Саяногорск 2022г.
1. Актуальность педагогического опыта.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе.
Нарушения развития речи дошкольника значительно осложняют обучение математике. Экспериментальные данные показывают, что математические представления детей с нарушением речи отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложение и вычитание. Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Детям очень трудно проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность, так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали. Допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, а также испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, решении задач.
Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношений к себе и другим предметам. Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них бедное, поверхностное. Поскольку не сформировано умение строить связные высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания, это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.
Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Наблюдается неустойчивость внимания, снижение памяти и продуктивности запоминания, трудности воспроизведения, отставание в развитии словесного логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дошкольники с патологией речи отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и математическим играм, и новым технологиям.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
2. Реализация представляемого педагогического опыта
Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы дошкольного образовательного учреждения. Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала. При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направленная деятельность, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Да и кто сказал, что занятия математикой, а тем более с малышами! – непременно должны быть строгими, сухими, скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть занятия станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.
Образовательно – воспитательный процесс по развитию математических представлений выстраиваю с учётом следующих принципов:
- Доступность – соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
- Научность.
- Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
3. Организация предметно – развивающей среды.
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в группе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная. Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.
Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.
4. Организация работы с детьми в рамках представляемого педагогического опыта.
Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации. Изучив, педагогические технологии, отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.
На занятиях использую как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагаю рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинается с элементов игры, не исключаю возможность применять приём неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. А после занятия рекомендую нарисовать иллюстрации по данной теме, где можно пофантазировать, придумать сюжет, а затем провести лепку или аппликацию, что позволяет развивать фантазию и творческие способности детей.
Далее постепенно стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает папка с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, крылатые выражения, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся.
Устойчивое внимание ребенка играет огромную роль в познании окружающей действительности, на занятиях и обучении в школе. Приучаю детей слушать и слышать, выполнять задания на основе словесной инструкции, интересные игровые упражнения и игры, такие как: «Собери бусы», «Веселые клеточки», «Дорисуй геометрические фигуры». С большим интересом дети играют с дидактическими материалами, такими как «Логические брюки Дьенеша и палочки Кюизенера». В процессе игры дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации. Наиболее интересными играми и упражнениями являются: «Построй мост», «Помоги зайчику», «Найди клад», «Угадай фигуру», «Сложи узор из палочек», «Веселые головоломки», «Три обруча». С помощью этих игр дети тренируют внимание, память, мышление, восприятие, воображение, учатся работать по схеме и использовать символы.
Для развития творческого мышления и воображения предлагаю ребенку игры: «Геометрические фигуры», «Сложи узор», «Придумай и дорисуй». Ребенок, используя геометрические фигуры, придумывает различные узоры или предметы (дома, деревья, корабли) может сложить сюжетную картину. В играх «Сложи квадрат», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо» ребенок знакомится с эталонами цвета, формы, соотношением целого и части. Для закрепления количественного счета и цифр предлагаю игровые упражнения «Найди пару», «Соседи числа», «Задуманное число». Для закрепления по разделу величина используем игру «Лабиринты», где ребенок должен найти самый короткий, или самый длинный путь, самую высокую или самую низкую башню, «Построй лесенку» (палочки Кюизенера). Для развития ориентировки в пространстве используем игру «Клад», «Азбука Морзе». В этих играх ребенок учится ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, а также работать со схемой или планом. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей. Желание достичь результата стимулирует активные действия, повышает интерес к процессу составления. А удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, положительный настрой на требующую умственного напряжения деятельность.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития математических представлений, можно получить хороший результат.
Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.
5. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями.
Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду.
Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы и возрастам с содержанием игр.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
6. Взаимодействие с педагогами.
На педагогических советах я выступала с консультациями:
- «Развитие математических представлений через дидактические игры и технологии».
- «Развитие математических способностей посредствам игровых технологий».
- Мастер - класс «Использование таблиц Шульте в развитии математических способностей дошкольников».
- «Использование логико – математических задач».
- Деловая игра «Путешествие в страну математики».
- Мастер - класс «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей».
- «Использование математических сказок в развитии дошкольников».
- Деловая игра для педагогов «Проблемные вопросы по
организации дидактических игр по математике»
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
7. Результативность развития воспитанников
Прежде чем приступить, к работе с детьми по развитию математических представлений, целесообразно провести диагностику детей на выявление их знаний, умений и навыков.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по РМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Вывод: большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Диагностика развития элементарных математических представлений посредством применения игровых технологий
Цель: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Критерии оценки:
- Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.
- Умение играть в группе по 3 – 4 человека.
- Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.
- Активизация познавательных интересов к математике, как науке.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:
За 2020 – 2021 учебный год воспитанники показали следующие результаты:
Общего количество – 17 детей
высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 23 %
средний уровень развития показали 10 воспитанников, что составило 59 %
низкий уровень развития показали 3 воспитанников, что составило 35 %
За 2021 – 2022 учебный год (1 полугодие) дети показали следующие результаты:
Общеее количество – 17 детей
высокий уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 47 %
средний уровень развития показали 7 воспитанников, что составило 41 %
низкий уровень развития показали 2 воспитанник, что составило 12 %
8. Вывод
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
Учение должно быть радостным!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г.
- Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
- Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
- Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 2005.
- Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с.
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
- Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. Канд. Психолог. Наук МГУ., 1978.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989 Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением игровых технологий «В гостях у лесных жителей»
Представлен конспект НОД по РЭМП с использованием современных технологий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением игровых технологий «В гостях у лесных жителей»
Представлен конспект НОД по РЭМП с использованием современных технологий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
"Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированных технологий"
Исследования, проведённые Плаксиной Л.И., Проскура Е.В., Дъяченко О.М. и другими, показали, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, в...
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игр с шахматными фигурами
В статье рассмотрена тема развития математических представлений у детей старшего возраста с ОНР при помощи использования игр с шахматными фигурами....
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игр В. Воскобовича.
Мастер класс для педагогов. В материале предлагаются развивающие упражнения с использованием пособия В. Воскобовича "Прозрачный квадрат". Так же предлагается развивающая сказка, для...
Мастер – класс для воспитателей «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством создания игровых и сказочных ситуаций»
Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка...
Методическая разработка «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»»
Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»Задачи:1. Способствовать развитию умения ориентироваться в пр...