Мастер класс: Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ.
материал

Цымбал Курбангул Сапаргелдиевна

В своей работе с детьми применяю игры технологии ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач) - процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_po_matematike.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»

Воспитатель

Цымбал К.С.

Мастер класс:

Формирование математических представлений у детей

 старшего дошкольного возраста

с использованием игр технологии ТРИЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ».

В своей работе с детьми применяю игры технологии ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач) - процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию. Игры ТРИЗ с интересом воспринимаются детьми, вносят оживление в образовательный процесс. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Достоинствами использования элементов ТРИЗ является:

-Универсальный инструмент, применяемый во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

-Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

-Стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

-Помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;

-Стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;

-Развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;

-Помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации,

На прогулках с детьми используем различные приёмы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы.

Например, обращение к детям: "давайте оживим дерево:

-Кто его мама?

-Кто его друзья?

-О чем оно спорит с ветром?

-Что может нам рассказать дерево?”

-Можно использовать приём эмпатия.

Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь? Также решаем, считаем листики, камушки («Разложи листья разной величины»), сравниваем дома, деревья, рисуем палочками по влажному песку на тему «Весёлая картинка», играем в объёмные геометрические фигуры.

В зимнее время года дети лепят снежки, считают, составляют в игре задачки, используя снежки в сюжетно-ролевых играх.

Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике «Да-Нет», она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию  и т.д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».  

Игра «Угадай, за какой фигурой?»

Обдумывая вопрос, важно то, что ребёнок действует не по готовой схеме, а сам конструирует свой алгоритм поиска ответа. Играть в неё можно уже с 3 лет. Именно с этого возраста хорошо начинать формировать системное мышление  у ребёнка.

Игра «Робот»

Ребёнку предлагается попробовать себя в роли робота, который выполняет определённую цель, с помощью команд.

Например, перед Роботом ставится задача: надо пройти в дальнюю часть комнаты и сесть на стул. Остальные дети «управляют роботом» с помощью команд, например: «Сделай пять шагов влево от себя!», «Повернись кругом!», Повернись направо и сделай шаг назад!

Путешествие в сказочную математику

Игра «Посчитай-ка» помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей.

Игры с конструктором «Томик» (по заданию) стимулирует взаимообмен оригинальными идеями.

 «Что делают предметы?» Здесь дети учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения.

В своей работе с детьми используем схемы-модели, мнемотаблицы,

 т.е. мнемотехника. Это - Моделирование - Сказки «Колобок».

Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Математические ступеньки, помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь взглянуть на проблему под иным углом зрения.

 «На что похоже?» ( игра в школу) - не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно.

Дидактическая игра-головоломка «Танграм»

учит детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур самые различные силуэты, развивает пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.

- развивает мелкую моторику для подготовки детей к школе,

- воспитывать терпение и усидчивость.

 «Что умеют счётные палочки?»

Широко известные всем счётные палочки оказываются не только счётным материалом. С их помощью можно в доступно пониманию ребёнка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, дети выделяют элементы фигур и дают им количественную характеристику.

Как результат проводимой работы, дети в нашей группе значительно преодолели чувство застенчивости, скованности. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, и они учатся мыслить системно. Мы не перестаём удивляться их любознательности и активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Путешествуя по сказочной стране «Математика», используя технологии ТРИЗ, наши дети познают окружающий мир, проявляют свою смекалку, внимание, смелость, воображение, гибкость ума. И мы верим, что поступив в первый класс, наш маленький человек сохранит в себе огонёк пытливости и любознательности, жажду к новым открытиям!

Спасибо за внимание!

Творческих Вам успехов.

Список используемой литературы

  1.  «Занятия по развитию мышления, воображения и речи дошкольников» Мозырь, 2006
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991..
  3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2002.
  4. Дыбина О.В. Что было до...  М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
  5. Жихар О.П.  ОТСМ – ТРИЗ в дошкольном образовании  Мозырь, 2006
  6. Корзун А. В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.  Мн, 2000.
  7. Корзун А. В., Кишко С. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003.
  8. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2004.
  9. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

Мастер-класс. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста....

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...