Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «В гости к лисе»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Стрельцова Валерия Валентиновна

Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp_karta.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП

в средней группе «В гости к лисе»

Воспитатель: Стрельцова В.В.

Тема: План (карта)

Цель:

Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве

Задачи:

  1. Дать представление о плане;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
  3. Закрепить умение определять и называть свойства предметов, счетные умения и пространственные представления;
  4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Возраст: 4-5 лет

Длительность: 20 мин.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественного слова, продуктивная.

Используемые современные педагогические технологии: развивающего обучения, технология развивающих игр, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые технологии, сотрудничество.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, динамическая пауза, игра, подведение итога (рефлексия).

Материалы к занятию:

План пути к домику лисы (карта), карточки с разным расположением предметов, куклы би-ба-бо лисы и зайца, планы на каждого ребенка, карандаши.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о театре, мотивировать их на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в театр.

  • Что вам больше всего понравилось в театре?

Воспитатель предлагает детям снова отправиться туда.

  • Что нужно сделать прежде всего? (Купить билет.)
  1. Игра «Покупка билета».

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о театре, умение ориентироваться в пространстве, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.

Дети подходят к кассе.

  • Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей около кассы много? (Встать в очередь.)

Дети встают друг за другом, и воспитатель (кассир) продает им билеты.

Воспитатель рассказывает, что, купив билет, надо внимательно его рассмотреть, определить, что находится слева от елки, справа от нее, над ней и под ней, а затем найти место, на котором находится точно такая же картинка.

  • Куда надо пройти с билетами? (в зрительный зал.)

На стуле лежит такая же карточка, какая есть у одного из детей.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка, при этом воспитатель просит ребенка рассказать, что находится справа (слева) от елки, над ней или под ней. Билеты у детей забрать.

  • Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?
  • Как вы думаете, почему нельзя шуметь, разговаривать во время спектакля?
  • Можно ли опаздывать к началу спектакля?

2.Затруднение в игровой ситуации.

2.1. Игра «Спектакль».

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о плане-карте;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

После того как все расселись по своим местам, начинается спектакль: воспитатель рассказывает сказку (использует игрушки, куклы Би—Ба—Бо).

  • Жили-были заяц и лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости.
  • А где ты живешь? — спрашивает заяц.
  • Сначала надо идти прямо до цветочной поляны, потом повернуть направо и идти до одинокой елки, потом повернуть налево, дойти до гриба, повернуть еще раз налево — тут и мой дом! Запомнил?

Расстроился заяц, потому что ничего запомнить не смог.

Воспитатель предлагает детям помочь зайцу и еще раз рассказать ему, как дойти до домика лисы. Возникает затруднение, так как дети не могут повторить рассказ лисы.

  • Смогли ли вы помочь зайцу? (Нет, не смогли.)
  • Почему не смогли? (Потому что не запомнили рассказа лисы.)
  1. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  1. сформировать представление о плане-карте и умение ориентироваться по нему;
  2. сформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и
    эмоционального переживания радости открытия;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
  • Что же нужно сделать для того, чтобы заяц все же смог добраться до домика лисы?

Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь в обсуждение всех детей, в том числе и тех, кто еще не имеет опыта придумывания и публичного представления собственных вариантов.

Если дети не предложат сами нарисовать нужный путь, можно их спросить:

  • Вспомните, как мама и папа объясняли кому-нибудь, как добраться до нужного места, и при этом что-то рисовали?

После того как дети припоминают такие ситуации, воспитатель говорит им, что для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план, на котором рисуют улицы, дома, деревья — все то, что поможет отыскать это место.

Лиса тоже нарисовала план.

  1. Включение нового знания

Воспитатель выставляет план на фланелеграфе: Что нарисовано на плане?

Кто-либо из детей подходит к плану и показывает дорогу, домик лисы, цветочную полянку, пруд и т. д.

Воспитатель предлагает детям с помощью плана добраться вместе с зайцем до домика лисы. Отмечая мимо чего идет, что находится справа, что — слева, в какую сторону надо поворачивать. При этом рассказ ребенка может несколько отличаться от текста, который был сказан воспитателем первоначально, - важно лишь, чтобы путь до домика лисы был указан правильно.

Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели помочь зайцу, и делает вывод: для того чтобы найти дорогу по плану, надо внимательно смотреть, что находится справа и слева, куда нужно поворачивать на пути к цели.

Лиса и заяц благодарят детей и приглашают их пойти за цветами на цветочную поляну.

4.1. Игра «На цветочной поляне» (физминутка)

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Влево качнулись- низко прогнулись. (Наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко прогнулись. (Наклоняются вправо)

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Приседают)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут. (Медленно приподнимаются, руки вверх, раскрывают пальчики)

  1.  Игра «Цветы».

Дидактические задачи:

  1. закрепить умение считать и соотносить количество предметов с цифрой
  2. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, коммуникативные навыки.

Воспитатель предлагает посчитать цветы  разного цвета. Которые выросли на поляне и найти соответствующую цифру.

  1. Игра «Поможем зайцу».

Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться по плану, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.

Дети садятся за столы, на которых находятся одинаковые планы и карандаши.

  • Нарисуйте дорожку от домика зайца к цветочной полянке.

Дети самостоятельно рисуют линию внутри дорожки, изображенной на плане.

Затем дети рисуют другим карандашом дорожку — к озеру.

  1. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

  • Где вы сегодня побывали?
  • Кому вы помогли?
  • Что было трудно?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь зайцу добраться до домика лисы, смогли побывать на цветочной поляне и помочь зайцу нарисовать дорожки, потому что умеют пользоваться планом.

Дальнейшая работа: можно нарисовать план участка (группы) и предложить детям поиграть.

Для игры выбирается водящий, который на время отворачивается. Остальные дети вместе с воспитателем прячут какую-либо заранее выбранную всеми детьми игрушку и на плане отмечают место, где она спрятана. Водящий смотрит на план, а затем ищет на участке (в группе) это место и, соответственно, игрушку.

Можно предложить родителям нарисовать план квартиры или одной комнаты и играть в эту игру со своим ребенком дома.

Можно также предложить родителям нарисовать план, на котором они изобразят дорогу от дома до детского сада, отмечая при этом, что находится справа, слева, где поворот и т. д.

Литература:

Петерсон Л.Г, Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для детей Методические рекомедации. Часть 1-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «В гости к лисичке»

Программное содержание:- Закрепить умение находить различие между словами «один» и «много», «большой» и «маленький», «широкий» и «узкий».- Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, развив...

План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками средней группы: « В гостях у р.н.с. « Колобок».

Развивать творческое воображение, внимание, фантазию, коммуникативные навыки, умение перевоплощаться в игровые образы; развитие мелкой моторики рук....

План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками средней группы « В гости к Солнышку».

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями               весенней природы: солнце светит ярче, тает снег, прилетают п...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк» в обработке М. Булатова.

Тема:Рассказывание детям русской народной сказки "Лисичка- сестричка и волк". Дети вместе с воспитателем попадают в сказочную страну, в каторой живёт сказительница- хранительница сказок.Она ...