Проект Математическая страна
проект по математике
Предварительный просмотр:
МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Проект на тему:
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАНА
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Срок реализации: 3 месяца
Выполнила:
Майнова Людмила Николаевна
Воспитатель
Нягань, 2021г.
Пояснительная записка
Введение
Математика для детей имеет большое значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться безусловно, в детском саду. Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5 ,15 меньше 30 то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи формирования элементарных математических представлений.
Актуальность.
Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средством интеллектуального развития ребенка, его логического мышления, познавательных и творческих способностей, расширяет возможности его успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества, поэтому математическому развитию отводится особая роль.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Проблема:
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной деятельности должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, т. е. сформировать картину Мира. При этом центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с цветовой гаммой, величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретному к абстрактному, от чувственного познания у логическому, от практического к теоретическому.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к математике, побуждать к решению поисковых задач, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения, с учетом требований образовательной программы МАДОУ.
Задачи проекта:
- формировать математические представления детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения;
- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по-своему, на уровне возрастных возможностей);
- воспитывать интерес у детей к познавательному развитию по ФЭМП;
-вовлечь родителей в проектную деятельность, повысить компетентность родителей в вопросе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.
- Круглые столы в рамках родительского клуба «Хочу все знать»-знакомство родителей с содержанием работы по проекту «Математическая страна», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
- Разработка консультаций для родителей «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольником возрасте», «Игры с палочками Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», игры Воскобовича, коврограф «Ларчик» – универсальный дидактический материал», «Математика в сказках».
- Мастер класс для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни ребенка».
- Семинары для родителей «Знакомство и значение геометрических фигур в жизни ребенка», «Творческая мастерская» по изготовлению книжек - малышек с математическими заданиями.
- Изготовлении дидактической игры дома с детьми «Геометрические фигуры»
- Совместные выставки творческих работ «Мир геометрических фигур», «Удивительный мир математики».
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного проекта предполагается, повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
У детей выработается интерес к самому процессу познания математики.
Дети самостоятельно будут находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности, уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Этапы реализации проекта
Проект содержит три этапа (подготовительный, основной и заключительный).
Этапы | Содержание |
Подготовительный | -Определение темы проекта. Постановка цели и задач проекта. -Подбор методической, художественной литературы по теме проекта. -Составление плана основного этапа проекта. -Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта. - Разработка консультаций для родителей -Изготовление развивающих игр по ФЭМП. -Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, развлечений, викторин, КВН. -Круглый стол с родителями знакомство с содержанием работы по проекту «Математическая страна». -Привлечение родителей к совместной работе над проектом: творческие задания: подбор математических загадок, ребусов, оформление материалов; изготовлении дидактических игр по ФЭМП. |
Основной | -Психолого-педагогическое просвещение (родительское собрание, консультации, памятки и т. д.). -Ознакомить родителей с математическим уголком группы, а также с познавательной средой ДОУ. -Оформление папки - передвижки «Математика для дошкольников». -Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, совместные развлечения. -Семинар для родителей «Знакомство и значение геометрических фигур в жизни ребенка». -Круглый стол с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала». -Совместные творческие выставки «Мир геометрических фигур», «Удивительный мир математики». -Семинар для родителей "Творческая мастерская» по изготовлению книжек - малышек с математическими заданиями. -НОД по ФЭМП с использованием мультимедийных презентаций. - НОД по изобразительной деятельности - НОД по конструированию - НОД по лепке -Включение мультимедийных игр в режимные моменты. -Викторина по ФЭМП с использованием ИКТ «Путешествие по математической стране». -Чтение математических сказок. -Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах. -Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок. -Просмотр презентаций «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры». -Просмотр мультфильмов «Геометрия для детей», «Арифметика для детей» -Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр. -Работа со счетными палочками, с палочками Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша», игры Воскобовича. -Дидактические игры по ФЭМП: -Подвижные игры: «Найди свой домик»; «Ловишки с мячом»; «Свободное место»; «Сделай фигуру»; «Живые геометрические фигуры»; «Найди пару»; «Живые числа». -Пальчиковые гимнастики. «Рыбки», «Дружба», «Пять воробьёв», «Пять пальцев». -Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру», «Классики», «Волшебные палочки». -Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке. -Создание картотек игр (дидактических, словесных творческого характера). |
Заключительный | -Конкурс развивающих игр, изготовленных совместно детьми и родителями «Удивительный мир математики». -Выставка книжек - малышек с математическими заданиями. -Итоговое спортивное мероприятие развлечение с родителями «Спасение королевы Математики» -КВН- «Цифры из царства Математики» совместно с родителями. -Создание «Математической видеотеки» - коллекции мультимедийных презентаций, дидактических игр-тренажеров, развивающих мультфильмов для математического развития детей старшего дошкольного возраста. -Обработка и оформление материалов проекта. |
Реализация проекта включает в себя использование методических пособий, дидактических игр и художественной литературы математического содержания.
План реализации проекта
План реализации проекта
Образовательная область (ФГОС) | Вид детской деятельности (ФГОС) | Содержание деятельности |
Социально коммуникативное развитие | Коммуникативная Игровая | - Беседы: «О истории математики», «Зачем нам нужна математика?». «Использовании математики в разных сферах ЖИЗНИ». -Словесная игра «Назови скорей» -.Дидактические игры: «Найди и разложи фигуры одинаковые по величине», «Длинный - короткий». |
Познавательное развитие | НОД (Ознакомление с окружающим) НОД (Ф.Э.М.П.)
Познавательно исследовательская Игровая Познавательная Коммуникативная | «Спасение медвежонка» (решение математических задач),«Лесные жители» (четвертый лишний), «Выложи животного» (работа с геометрическими фигурами), «Пчелиный улей» (назови число) -«Страна геометрии», «Город математики», «Письма королевы математики» с использованием мультимедийных презентаций. Тематическое занятия по ФЭМП с использованием ИКТ «Веселый счет» - Квест-игры «Спасём Цифры в стране Математика», «Геометрические фигуры в стране Математика», «В гости к дням недели» «Путешествие разноцветных конвертов» находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности. -Игры малой подвижности: «Делай наоборот», «Тик - так - тук!», Дидактические игры: «Математическое лото», «Какой цифры не стало», «Путаница», «Исправь ошибку»; «Соедини цифры правильно» «Прямой и обратный счет», «Соседи чисел», «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Дни недели» Просмотр презентации: «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры» Просмотр мультфильмов «Геометрия для детей», «Арифметика для детей» Беседы на тему: «Как люди научились считать!», «Где живут геометрические фигуры?», «На что похожи цифры». |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение математических сказок. Сказки с элементами счета: «Три жадных медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик», «Яблоко», Рассказа К. Ушинского «Четыре желания», Духовская Е. «Приключения колобка», Гаврилина Л. «Маша и гуси-лебеди», К. Попова «Сказка о том, как кошка мама потеряла своих котят», Лазарева Н. «Про пескаренка», Якименко Г. «Теремок», Васильева М. «Рыбалка». Сказки про геометрические фигуры: М.Ю. Стожарова «Сказка о том, как круг и квадрат отправились в поход», «Полезный прямоугольник», «Любопытный квадрат». Сказки про пространственно – временные представления: Гаврилина Л. «Как лягушки болото искали», М.Ю. Стожарова «Когда это бывает?» Заучивание пословиц, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах, стихов про цифры, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета. |
Игровая | Дидактические игры: «Цветной город», «Выше – ниже», «Чья цепочка не порвется?», «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «Геоконт». | |
Художественно- эстетическое развитие | Музыкальная Познавательно исследовательская Изобразительная (аппликация) Изобразительная (лепка из соленого теста) Изобразительная (рисование) | .Слушание музыки в современной инструментальной обработке «Дважды два - четыре» Эдуард Хиль, Разучивание танца «Один, два три четыре» Заучивание математических считалок, загадок, песен. Дидактические упражнения: «Волшебные круги», «Математические Домики» Конструирование на тему: «Веселый треугольник», «Нарисуй картинку палочками», «Перепутанные цифры», «Геометрические деревья» Лепка на тему: "Шар, круг», «Веселые цифры» «Цветное лото», «Мастерская форм», «Цветик - семицветик». «Чем мне интересны математические игры» (работа с палитрой); Рисование на тему: «Дорисуй предмет». «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию»; «Забавные фигуры», «Напиши цифру счетными палочками» палочками «Кюизенера», штриховка геометрических фигур. Квест-игра «Путешествие разноцветных конвертов» рисование любимой цифры |
Физическое развитие | Двигательная Игровая | Подвижные игры: «Найди свой домик»; «Ловишки с мячом»; «Свободное место»; «Сделай фигуру»; «Живые геометрические фигуры»; «Найди пару»; «Живые числа». Пальчиковая гимнастика: «Раз, два ,три …», «Дружная семья», «Пять воробьёв», «Пять пальцев». -Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру», «Классики», «Волшебные палочки» Спортивное развлечение совместно с родителями «Спасение королевы Математики» |
Формы работы:
- фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы:
- наглядные методы (книги, картинки, игры);
- дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера;
- развивающие игры логико-математического содержания;
-использование в работе ИКТ.
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Список использованной литературы:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.
- Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников: учеб. - метод. пособие / Л.Н. Вахрушева; Вят. гос. пед. ун-т. - Киров, 2011. - 54 c.
Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
- Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
- Крылова О.Н. Знакомство с математикой: конспекты занятий / Л.Ю. Самсонова – М. Издательство «Экзамен», 2010. – 157 с.
- Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет / О.В. Тихомирова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160 с.
- Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014. – 384 с.
- Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л.В. Колесова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191 с.
- Интернет –ресурс: https://infourok.ru/sbornik-matematicheskih-skazok-dlya-formirovaniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavlenij-detej-4-5-let-4146856.html
10. ИКТ «Тематические презентации- занятия с детьми 5-7 лет» М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Математический поезд" в средней группе "Маленькая страна. 2018уч.г.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие математических представлений. Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...
Проект "Математическая страна" для детей старшего дошкольного возраста.
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через занимательный материал, повышение уровня познавательной активности детей, развитие способности детей решать логические зада...
Математический проект "В стране занимательной математики" подготовительная к школе группа
quot;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным" Б. Паскаль...
Проект "В стране математических наук"
Материал полезен для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Проект по развитию математических представлений у детей среднего возраста. Тема проекта «В стране геометрических тел».
Проект по развитию математических представлений у детей среднего возраста....
ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»
Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средс...