Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый счёт» 4-5 лет
рабочая программа по математике (средняя группа)
Общеразвивающая программа «Веселый счёт (4-5 лет)» отличается от других программ тем, что основной задачей является формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый счёт» 4-5 лет
Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме. Программа разработана на основе учебно–методического пособия «Счёт от 0 до 5» Л.В.Игнатьева. За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Практический курс математики для дошкольников это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10 от 15.05.2013.
«Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23– 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Направленность
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Веселый счёт (4-5 лет)» – познавательное развитие.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада
Отличительные особенности
Общеразвивающая программа «Веселый счёт (4-5 лет)» отличается от других программ тем, что основной задачей является формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
При этом программа:
- соответствует принципу развивающего воспитания, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (содержание позволяет решать поставленные задачи на необходимом и достаточном материале);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе их реализации формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования и осуществляет дополнительное развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в области развития элементарных математических представлений.
- строится с учетом интеграции образовательных областей;
- обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Адресат программы – программа адресована обучающимся среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
ЦЕЛЬ: формирование у ребенка 4-5 лет элементарных математических представлений и развитие интереса у него к предмету.
Задачи программы:
Образовательные:
Формировать представления:
- о количестве и числе предметов;
- о величине, форме и цвете предметов;
- о пространстве и времени
Развивающие:
Развивать логическое мышление;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Развивать инициативу;
Воспитательные:
Воспитывать внимание;
Воспитывать организованность;
Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, предусмотрена для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Программа реализуется во второй половине 1 раз в неделю. Второй год обучения. Рекомендуемый минимальный состав подгруппы –1 год -15 чел, 2-12 чел, 3 год-10 чел.
Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.
Используется разнообразный дидактический материал:
Наборы наглядного - демонстрационного и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5.
Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур.
Счетные палочки, набор игрушек, набор карточек.
Иллюстрации времен года, месяцев, художественная литература по теме.
дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы.
1.4. Целевые ориентиры
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Срок реализации рабочей программы
2019-2020 учебный год (сентябрь 2019 – май 2020 года)
1.5.Планируемые результаты освоения программы
• считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;
• называть цифры от 1 до 5,писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
• понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
• отгадывать математические загадки;
• различать количественный, порядковый счет;
• устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
• находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
• сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
• выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по одному признаку;
• отгадывать загадки ;
• различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
• уметь ориентироваться на листе бумаги;
• решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ, синтез;
• понимать задание и выполнять его самостоятельно.
II Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
дополнительной
общеразвивающей программы «Веселый счёт» детей (4-5 лет)
На каждом занятии – вводная часть «Охрана жизни, здоровья ребенка» (правила безопасного поведения дошкольника во время дополнительной образовательной деятельности
Месяц | Название образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности | Методическое обеспечение |
Сентябрь | 1.Количество, счет. Один – много сравнение множеств. 2.Геометрические фигуры. | Выявление ЗУН обучающихся в начале года. | Набор игрушек, набор карточек. Индивидуальные рабочие листы. |
Октябрь | 1.Число и цифра 0. 2.Число и цифра 1. 3.Число и цифра 2. 4.Число и цифра 2. Пара. | Познакомить с цифрами. Считать предметы пользуясь, правильными приемами счета. Познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза. | Наглядно - демонстрационный и материал, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5. Индивидуальные рабочие листы |
Ноябрь | 1.Сравнение чисел 1 и 2. 2.Число и цифра 3. 3.Число и цифра 3. 4.Сравнение чисел 2 и 3. | Познакомить с цифрой 3. Считать предметы (в пределах 3) пользуясь правильными приемами счета. Учить обозначать положение предмета по отношению к самому себе, сравнивать две группы предметов. | Наглядно - демонстрационный и материал, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5. Индивидуальные рабочие листы. |
Декабрь | 1.Число и цифра 4. 2.Число и цифра 4. 3.Сравнение чисел 3 и 4. 4.Закрепление пройденного материала. | Познакомить с цифрой 4. Считать предметы (в пределах 4) пользуясь правильными приемами счета, учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве. | Предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5, дидактические игры, пазлы, мозаика. Индивидуальные рабочие листы. |
Январь | 1.Число и цифра 5. 2.Число и цифра 5. 3.Сравнение чисел 4 и 5. 4.Решение задач | Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов. | Предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5. Набор игрушек, набор карточек. |
Февраль | 1.Решение задач. 2.Составление задач по сюжетной картинке. 3.Решение задач. Ориентировка в пространстве. 4.Закрепление пройденного материала. | Формировать умение понимать и выполнять учебную задачу; отгадывать математические задачки; учить обозначать положение предметов по отношению к себе | Наглядно - демонстрационный и материал. Набор игрушек, набор карточек. Счетные палочки. |
Март | 1.Решение задач. Прямой и обратный счёт в пределах пяти. 2.Знаки «больше», «меньше», «равно». Шар. 3.Решение задач. Куб. 4.Сравнение чисел в пределах 5. Цилиндр. | Познакомить с геометрическими телами. Упражнять в порядковом и обратном счете. Устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет. | предметные картинки, строительные конструкторы. Индивидуальные рабочие листы |
Апрель | 1.Составление задач по сюжетной картинке. Конус. 2.Закрепление пройденного материала. 3.Решение задач. Ориентировка в пространстве. 4.Цифры. Закрепление пройденного материала | Продолжать знакомить с геометрическими телами (цилиндр). Закреплять знания детей о свойствах предметов по длине, ширине, высоте; обозначать количество числом и цифрой в пределах 0-5; расширять представления детей о частях суток: утро, день, вечер, ночь; | Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур. Счетные палочки, набор игрушек, набор карточек. Индивидуальные рабочие листы. |
Май | 1.Геометрические фигуры. Закрепление пройденного материала. 2.Геометрические тела. Закрепление пройденного материала. 3.Закрепление пройденного материала. 4.Закрепление пройденного материала | Закреплять пространственные отношения; геометрические фигуры и тела, представление о сравнение предметов по цвету и размеру, различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь, отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации. | Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур. предметные картинки, строительные конструкторы. Индивидуальные рабочие листы. |
2.2. Содержание обучения программы
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками счёт в пределах пяти, понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи; отгадывать математические загадки; различать количественный, порядковый счет.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствовали развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивировали деятельность ребёнка и направляли его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий использовались загадки математического содержания, которые оказывали неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий учитывались особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
2.3. Взаимодействия с семьями воспитанников
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. И здесь не маловажная роль отводится родителям.
Сентябрь | Консультация «Формирование у ребенка 4-5 лет элементарных математических представлений» | Познакомить родителей с особенностями формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет. |
Октябрь | Консультация «Знакомим детей с цифрами» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Ноябрь | Консультация «Кубики Никитина» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Декабрь | Консультация «Ориентировка в пространстве» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Январь | Консультация «Пространственные представления» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Февраль | Консультация «Ориентировка во времени» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Март | Консультация «Конструирование из геометрических форм» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Апрель | Выставка рисунков «Живые цифры» | Познакомить родителей с результатами деятельности детей. |
Май | Открытое итоговое занятие | Познакомить родителей с формами и результатами деятельности детей |
- Организационный раздел
3.1 Учебный план
Возрастная группа | Количество учебных занятий | Продолжительность занятий | ||
Неделя | Месяц | Год | ||
Группа детей от 4-5 лет | 1 | 4 | 34 | 20 минут |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
2-й год | сентябрь | май | 34 | 34 | 1 раз в неделю |
Средний возраст 4-5 лет | Вторник 16:10-16:20 | ||||
Итого | 34 | 34 |
3.2.Объем и сроки освоения программы
Объем и сроки освоения Программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся. При проектировании дополнительной общеобразовательной программы учитывались требования к уровню ее освоения согласно требованиям к уровню освоения программы.
Программа в условиях дополнительного образования детей в ГБДОУ № 4 ориентирована на развитие способностей детей дошкольного возраста и рассчитана на 1 год с учётом календарного учебного графика.
Занятия строятся на единых принципах, которые обеспечивают целостность педагогического процесса, и в соответствии с рекомендуемыми требованиями СанПиН: объёмом учебной нагрузки, продолжительностью занятия с учетом возраста детей: 20 минут.
Оценочные и методические материалы
3.3. Програмно-методическое обеспечение
Методические материалы и средства обучения и воспитания | |
Учебно - наглядные пособия | Помещение для проведения занятий Детская мебель в соответствии с СанПиН: столы и стулья демонстрационная магнитно-маркерная доска; - дидактический материал; - логические блоки Дьенеша - цветные счетные палочки Кюизенера; - касса счетных материалов; - цветные карандаши; - кубики. |
Список литературы | Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Учебно–методического пособия «Счёт от 0 до 5» Л.В.Игнатьева. «Послушные карандаши» автор Л.В.Игнатьева. Демонстрационный и раздаточный материал Константин Шевелев: Занимательная математика: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДОКонстантин Шевелев. Формирование логического мышления. Методическое пособие. «»Математические ступеньки. Математика для детей 4-5 лет.» авт.Е.В.Колесникова. |
3.4.Система педагогической диагностики
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение открытого итогового занятия для родителей;
- Мониторинг уровня освоения программы «Веселый счёт» детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
№ | Ф.И. ребенка | Количественный счёт | Геометрические фигуры | Величина | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Общий показатель знаний ребенка | ||||||
Н.г К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г | Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников.
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый счёт» 4-5 лет
Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме. Программа разработана на основе учебно–методического пособия «Счёт от 0 до 5» Л.В.Игнатьева. За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Практический курс математики для дошкольников это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10 от 15.05.2013.
«Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23– 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Направленность
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Веселый счёт (4-5 лет)» – познавательное развитие.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада
Отличительные особенности
Общеразвивающая программа «Веселый счёт (4-5 лет)» отличается от других программ тем, что основной задачей является формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
При этом программа:
- соответствует принципу развивающего воспитания, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (содержание позволяет решать поставленные задачи на необходимом и достаточном материале);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе их реализации формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования и осуществляет дополнительное развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в области развития элементарных математических представлений.
- строится с учетом интеграции образовательных областей;
- обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Адресат программы – программа адресована обучающимся среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
ЦЕЛЬ: формирование у ребенка 4-5 лет элементарных математических представлений и развитие интереса у него к предмету.
Задачи программы:
Образовательные:
Формировать представления:
- о количестве и числе предметов;
- о величине, форме и цвете предметов;
- о пространстве и времени
Развивающие:
Развивать логическое мышление;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Развивать инициативу;
Воспитательные:
Воспитывать внимание;
Воспитывать организованность;
Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, предусмотрена для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Программа реализуется во второй половине 1 раз в неделю. Второй год обучения. Рекомендуемый минимальный состав подгруппы –1 год -15 чел, 2-12 чел, 3 год-10 чел.
Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.
Используется разнообразный дидактический материал:
Наборы наглядного - демонстрационного и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5.
Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур.
Счетные палочки, набор игрушек, набор карточек.
Иллюстрации времен года, месяцев, художественная литература по теме.
дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы.
1.4. Целевые ориентиры
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Срок реализации рабочей программы
2019-2020 учебный год (сентябрь 2019 – май 2020 года)
1.5.Планируемые результаты освоения программы
• считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;
• называть цифры от 1 до 5,писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
• понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
• отгадывать математические загадки;
• различать количественный, порядковый счет;
• устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
• находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
• сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
• выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по одному признаку;
• отгадывать загадки ;
• различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
• уметь ориентироваться на листе бумаги;
• решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ, синтез;
• понимать задание и выполнять его самостоятельно.
II Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
дополнительной
общеразвивающей программы «Веселый счёт» детей (4-5 лет)
На каждом занятии – вводная часть «Охрана жизни, здоровья ребенка» (правила безопасного поведения дошкольника во время дополнительной образовательной деятельности
Месяц | Название образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности | Методическое обеспечение |
Сентябрь | 1.Количество, счет. Один – много сравнение множеств. 2.Геометрические фигуры. | Выявление ЗУН обучающихся в начале года. | Набор игрушек, набор карточек. Индивидуальные рабочие листы. |
Октябрь | 1.Число и цифра 0. 2.Число и цифра 1. 3.Число и цифра 2. 4.Число и цифра 2. Пара. | Познакомить с цифрами. Считать предметы пользуясь, правильными приемами счета. Познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза. | Наглядно - демонстрационный и материал, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5. Индивидуальные рабочие листы |
Ноябрь | 1.Сравнение чисел 1 и 2. 2.Число и цифра 3. 3.Число и цифра 3. 4.Сравнение чисел 2 и 3. | Познакомить с цифрой 3. Считать предметы (в пределах 3) пользуясь правильными приемами счета. Учить обозначать положение предмета по отношению к самому себе, сравнивать две группы предметов. | Наглядно - демонстрационный и материал, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5. Индивидуальные рабочие листы. |
Декабрь | 1.Число и цифра 4. 2.Число и цифра 4. 3.Сравнение чисел 3 и 4. 4.Закрепление пройденного материала. | Познакомить с цифрой 4. Считать предметы (в пределах 4) пользуясь правильными приемами счета, учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве. | Предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5, дидактические игры, пазлы, мозаика. Индивидуальные рабочие листы. |
Январь | 1.Число и цифра 5. 2.Число и цифра 5. 3.Сравнение чисел 4 и 5. 4.Решение задач | Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов. | Предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 5. Набор игрушек, набор карточек. |
Февраль | 1.Решение задач. 2.Составление задач по сюжетной картинке. 3.Решение задач. Ориентировка в пространстве. 4.Закрепление пройденного материала. | Формировать умение понимать и выполнять учебную задачу; отгадывать математические задачки; учить обозначать положение предметов по отношению к себе | Наглядно - демонстрационный и материал. Набор игрушек, набор карточек. Счетные палочки. |
Март | 1.Решение задач. Прямой и обратный счёт в пределах пяти. 2.Знаки «больше», «меньше», «равно». Шар. 3.Решение задач. Куб. 4.Сравнение чисел в пределах 5. Цилиндр. | Познакомить с геометрическими телами. Упражнять в порядковом и обратном счете. Устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет. | предметные картинки, строительные конструкторы. Индивидуальные рабочие листы |
Апрель | 1.Составление задач по сюжетной картинке. Конус. 2.Закрепление пройденного материала. 3.Решение задач. Ориентировка в пространстве. 4.Цифры. Закрепление пройденного материала | Продолжать знакомить с геометрическими телами (цилиндр). Закреплять знания детей о свойствах предметов по длине, ширине, высоте; обозначать количество числом и цифрой в пределах 0-5; расширять представления детей о частях суток: утро, день, вечер, ночь; | Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур. Счетные палочки, набор игрушек, набор карточек. Индивидуальные рабочие листы. |
Май | 1.Геометрические фигуры. Закрепление пройденного материала. 2.Геометрические тела. Закрепление пройденного материала. 3.Закрепление пройденного материала. 4.Закрепление пройденного материала | Закреплять пространственные отношения; геометрические фигуры и тела, представление о сравнение предметов по цвету и размеру, различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь, отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации. | Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур. предметные картинки, строительные конструкторы. Индивидуальные рабочие листы. |
2.2. Содержание обучения программы
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками счёт в пределах пяти, понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи; отгадывать математические загадки; различать количественный, порядковый счет.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствовали развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивировали деятельность ребёнка и направляли его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий использовались загадки математического содержания, которые оказывали неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий учитывались особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
2.3. Взаимодействия с семьями воспитанников
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. И здесь не маловажная роль отводится родителям.
Сентябрь | Консультация «Формирование у ребенка 4-5 лет элементарных математических представлений» | Познакомить родителей с особенностями формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет. |
Октябрь | Консультация «Знакомим детей с цифрами» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Ноябрь | Консультация «Кубики Никитина» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Декабрь | Консультация «Ориентировка в пространстве» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Январь | Консультация «Пространственные представления» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Февраль | Консультация «Ориентировка во времени» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Март | Консультация «Конструирование из геометрических форм» | Обогатить знания родителей по данной теме |
Апрель | Выставка рисунков «Живые цифры» | Познакомить родителей с результатами деятельности детей. |
Май | Открытое итоговое занятие | Познакомить родителей с формами и результатами деятельности детей |
- Организационный раздел
3.1 Учебный план
Возрастная группа | Количество учебных занятий | Продолжительность занятий | ||
Неделя | Месяц | Год | ||
Группа детей от 4-5 лет | 1 | 4 | 34 | 20 минут |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
2-й год | сентябрь | май | 34 | 34 | 1 раз в неделю |
Средний возраст 4-5 лет | Вторник 16:10-16:20 | ||||
Итого | 34 | 34 |
3.2.Объем и сроки освоения программы
Объем и сроки освоения Программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся. При проектировании дополнительной общеобразовательной программы учитывались требования к уровню ее освоения согласно требованиям к уровню освоения программы.
Программа в условиях дополнительного образования детей в ГБДОУ № 4 ориентирована на развитие способностей детей дошкольного возраста и рассчитана на 1 год с учётом календарного учебного графика.
Занятия строятся на единых принципах, которые обеспечивают целостность педагогического процесса, и в соответствии с рекомендуемыми требованиями СанПиН: объёмом учебной нагрузки, продолжительностью занятия с учетом возраста детей: 20 минут.
Оценочные и методические материалы
3.3. Програмно-методическое обеспечение
Методические материалы и средства обучения и воспитания | |
Учебно - наглядные пособия | Помещение для проведения занятий Детская мебель в соответствии с СанПиН: столы и стулья демонстрационная магнитно-маркерная доска; - дидактический материал; - логические блоки Дьенеша - цветные счетные палочки Кюизенера; - касса счетных материалов; - цветные карандаши; - кубики. |
Список литературы | Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Учебно–методического пособия «Счёт от 0 до 5» Л.В.Игнатьева. «Послушные карандаши» автор Л.В.Игнатьева. Демонстрационный и раздаточный материал Константин Шевелев: Занимательная математика: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДОКонстантин Шевелев. Формирование логического мышления. Методическое пособие. «»Математические ступеньки. Математика для детей 4-5 лет.» авт.Е.В.Колесникова. |
3.4.Система педагогической диагностики
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение открытого итогового занятия для родителей;
- Мониторинг уровня освоения программы «Веселый счёт» детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
№ | Ф.И. ребенка | Количественный счёт | Геометрические фигуры | Величина | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Общий показатель знаний ребенка | ||||||
Н.г К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г | Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников.
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлый мяч"
Возраст обучающихся 3-4 года...
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые пальчики"
Программа «Весёлые пальчики» предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения. Программа знакомит дошкольников с новыми увлекательными видами рукоделия....
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая математика» естественнонаучной направленности на 2022-2023учебный год для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год, 32 часа.
Дополнительная программа по ФЭМП...
Дополнительная общеразвивающая программа «ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ»
подготовка руки ребёнка к письму через формирование графических навыков...
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок» для детей 3 – 4 лет
программа «Весёлый язычок»...