Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок» для детей 3 – 4 лет
картотека по логопедии (младшая группа)

Колихова Евгения Викторовна

программа «Весёлый язычок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_veselyy_yazychok.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Весёлый язычок»

для детей 3 – 4 лет

на 2023 – 2024 учебный год

Руководитель:

Колихова Е.В.

г. Новый Уренгой

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Перспективный тематический план занятий
  3. Список литературы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Причина создания кружка «Веселый язычок» возникла в результате логопедического обследования детей младших и средних групп, которое показало:

  • отсутствие фразовой речи (в отдельных случаях - аграмматичная элементарная фраза из двух слов, выражающая требование);
  • скудный активный словарь, не соответствующий возрасту;
  • отсутствие понимания грамматических категорий, значений предлогов;
  • активное использование в речи жестов и мимики;
  • несформированность ритмической структуры слова (часто произнесение вместо целого слова лишь ударного слога либо смещение ударения);
  • несформированность многих артикуляционных укладов (включая нередко отсутствие звуков раннего онтогенеза);
  • наличие в речи ребенка слов-заменителей.

    Программа логопедического кружка «Веселый язычок» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 3-5 лет.

Группу детей, посещающих кружок «Веселый язычок» можно считать профилактическо - диагностической, так как в процессе занятий можно выявить детей с особенностями речевого развития, а также провести профилактическую работу по профилактике дислалии.

Условия реализации программы.

        Программа кружка рассчитана на детей от 3 до 5 лет. Обучение детей дошкольного возраста осуществляется в подгруппах по 6 - 7 человека в форме развивающих, формирующих и воспитывающих занятий.

          Длительность одного занятия:

  • для детей 2-й младшей группы составляет 15 минут;
  • для детей средней группы 20 минут.

Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, мелкой моторики и создание оптимальных условий для формирования правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций).
  • Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий).
  • Накопление и активизация словарного запаса.
  • Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций.
  • Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса.
  • Развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с речевым сопровождением).
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики).
  • Развитие коммуникативных навыков.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
  • принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность организации);
  • игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);
  • принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
  • принцип наглядности
  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
  • осуществление связи с родителями.

             Занятие включает в себя следующие элементы:

1. Артикуляционная сказка «Веселый язычок».

2. Разучивание артикуляционного упражнения.

3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками, массажными ёжиками, песочная терапия и др.)

4.Упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания.

5. Физкультминутка.

6. Дидактические игры на развитие фонематических представлений, развития лексико – грамматических представлений.

Ожидаемые результаты:

  • четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);
  • усвоение навыков произношения отдельных звуков и умение различать их в речевом потоке;
  • пополнение пассивного и активного словаря.

Знания, умения и навыки.

1. Иметь представление об органах артикуляционного аппарата.

2. Иметь навыки концентрации внимания и согласованной работы пальчиков.

3. Уметь слышать звуки разной высоты.

4. Уметь слушать   сказки, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки.

Перспективный тематический план занятий во второй младшей группе.

Дата

Тема

Задачи

Ход занятия

Кол. часов

1

16.10

ЧАСТИ ТЕЛА

  • закрепление умения сличать предметы;
  • уточнение названий частей тела;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • формирование понимания пространственных отношений;
  •  развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Найди похожую картинку»

2. Дидактическая игра «Покажи у себя»

Логопед показывает и называет части тела у куклы, предлагая детям найти у себя те же части тела:

3. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

4. Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

5. Выполнение словесных инструкций детьми

6. Итог занятия

1

2

23.10

ОДЕЖДА. ОБУВЬ

  • уточнение названий предметов одежды и обуви;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук;
  •  развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

1. Организационный момент

2. Дидактическая игра «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается»

3. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать…(Попеременное загибание пальцев правой руки)

4. Игра «Одеваемся»

5. Дидактическая игра «Какую одежду я спрятала?»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

1

3

30.10

ДЕРЕВО

  • уточнение признаков осени;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук;
  •  развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

1. Организационный момент

Дидактическая игра «Какой цвет пропал?»

2. Рассказ логопеда о признаках осени и работа с картинкой «Осень»

3. Конструирование модели «Дерево» (из счетных палочек)

4. Игра «Найди свой листок»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

1

4

06.11

ДОМА

  • закрепление понятий «один» - «много»;
  • образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук;
  •  развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

1.Организационный момент. Дидактическая игра «Собери картинку»

2. Закрепление понятий «один» — «много»

3. Дыхательное упражнение

- Вдруг подул сильный ветер.

4. Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

5. Конструирование модели «Домик»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

5

13.11

СЕМЬЯ

  • развитие словаря;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие слухового, зрительного внимания и восприятия уточнение произношения гласных звуков;
  • закрепление понимания и употребления предлога «на»

1.Организационный момент

2. Знакомство с темой занятия

3. Дидактическая игра «Кто ушел?»

4. Ответы на вопросы логопеда по образцу

- Папа работает. Куда ушел папа? ( - На работу.)

5. Дидактическая игра «Низкий — высокий»

6. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

7.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

6

20.11

ЧАЙНАЯ ПОСУДА

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • активизация предметного словаря;
  • упражнение детей в словообразовании;
  • развитие зрительной памяти, слухового внимания.

1. Организационный момент

Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок. «Чашечка»

2. Дидактическая игра «Что можно пить из чашки?»

3. Рассматривание картинки «Чайная посуда».

4. Дидактическая игра «Что я убрала?»

5. Дидактическая игра «Большое — маленькое» (с мячом).

6. Знакомство с обобщающим понятием «посуда»

1

7

27.11

МЕБЕЛЬ

  • активизация словаря по теме мебель;
  • развитие умения вслушиваться и понимать стихотворные тексты;
  • упражнение в понимании предлогов пространственного значения;
  • практическое усвоение предложно-падежных конструкций.

1. Организационный момент

2. Уточнение названий предметов мебели

3. Прослушивание стихотворения

По ходу чтения текста логопед показывает называемые предметы мебели:

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

 (Н.В. Нищева)

4. Беседа по тексту стихотворения

- Куда повесим рубашку? И т.п.

5. Дидактическая игра «Поручения»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

8

04.12

ЗИМА

  • расширение пассивного словаря;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие речевого выдоха.

1.Организационный момент. Пальчиковая гимнастика

Дыхательное упражнение:

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х».

2. Демонстрация картинки «Зима»

3. Дидактическая игра «Выбери зимнюю картинку»

Перед детьми выставляются открытки, из них вызванный ребенок выбирает ту, на которой изображена зима.

4. Дидактическая игра «Смотри, не ошибись»

Предлагаются слова: земля, снег, осень, Зина, семья, сидит, зимний, Сима, лето, зебра, зимушка.

5.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

9

11.12

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

  • повторение временного понятия «зима»;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;
  • развитие словесно-логического мышления;
  • развитие дыхания;
  • закрепление понятий «один» - «много»;
  • закрепление названия белого цвета.

1.Организационный момент

Логопед кидает мяч каждому ребенку с вопросом:

- Какое сейчас время года? Дети отвечают:

2. Дидактическая игра «Да и нет» (с мячом)

3. Дидактическая игра «Белые снежинки»

4. Закрепление понятий «один» — «много»

Логопед спрашивает у каждого ребенка:

- Сколько у тебя снежинок? ( - Одна.)

Затем дети дуют на снежинки так, чтобы они полетели на ковер.

- А сколько теперь снежинок на ковре? ( - Много.)

5. .  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

1

10

18.12

НОВОГОД-НИЙ ПРАЗДНИК

  • расширение и активизация словаря;
  • практическое усвоение понимания предлогов «на», «под»;
  • развитие общей моторики.

1. Организационный момент

Дети вспоминают, к какому празднику все готовятся, как он называется.

2. Уточнение лексики по теме

Логопед обращает внимание детей на украшения в группе: - Группа красивая, нарядная.

3. Дидактическая игра «Что на елке? Что под елкой?»

Детям предлагается сообща перечислить то, что висит на елке; затем то, что находится под елкой (вата, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка). Далее логопед спрашивает каждого из детей: «Что на елке?» или «Что под елкой?» В конце игры дети припоминают то, что забыли назвать (логопед подсказывает при необходимости).

4. Игра с имитацией действий «Зайки белые сидят...»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

11

25.12

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. ЕЛКА

  • развитие фразовой речи;
  • активизация словаря признаков;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа;
  • практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в числе;
  • развитие тактильного и слухового восприятия;
  •  развитие логического мышления.

1. Организационный момент

Дети около елочки читают заученные к празднику стихи.

2. Закрепление лексики по теме

Логопед предлагает вспомнить, кто приходит к детям на Новый год. Дети при помощи логопеда подбирают определения к словам «Дед Мороз», «Снегурочка».

3. Дидактическая игра «Найди игрушку и достань»

4. Игра «Что висит на елке?»

1

12

15.01

ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ

  • расширение пассивного словаря детей;
  • упражнение в звукоподражании;
  • развитие слухового внимания, восприятия; активизация словаря.

1. Организационный момент

На столе логопеда игрушечные петух, курица, цыпленок. Озвучивая их: «Ку-ка-ре-ку», «Ко-коко», «Пи-пи-пи», — логопед спрашивает у детей:

- Кто так кричит?

Дети называют или показывают соответствующую игрушку.

2. Расширение пассивного словаря по теме

Дети рассматривают игрушки, находящиеся на столе, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела. Логопед выполняет различные действия с петухом и оречевляет их:

3. Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Логопед меняет картинки несколько раз, с тем чтобы каждый ребенок смог «озвучить» разных персонажей.

4. Игра «Вышла курочка гулять»

1

13

22.01

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

  • упражнение в сличении предметов;
  • обогащение словаря детей; развитие зрительного внимания, памяти;
  • упражнение в составлении целой картинки из трех частей.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Парные картинки»

2. Ознакомление с темой занятия

Рассматривание картинок с изображением петуха, курицы, гуся и утки. - Рядом с человеком кроме петушка и курицы живут и другие птицы - гусь и утка. Это домашние птицы, люди их кормят, а они дают людям яйца.

3. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

4. Подвижная игра «Наседка с цыплятами»

Логопед выбирает водящего - кошку. Дети и логопед встают на расстоянии от «спящей кошки» и производят действия в соответствии с текстом, который произносит логопед:

5. Складывание из трех частей разрезной картинки «Яйцо»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

14

29.01

ПТИЦЫ

  • обогащение словаря новыми словами;
  • развитие слухового, зрительного внимания, восприятия, памяти;
  •  развитие логического мышления;
  • активизация предметного словаря.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Да — нет»

2. Ознакомление с темой занятия

Дети рассматривают картинки, знакомятся с названиями птиц, с внешним видом птиц и с издаваемыми звуками.

3. Дидактическая игра «Летает — не летает»

Логопед называет птиц, мебель, овощи и др. Дети разводят руки в стороны и машут ими, если названное слово - птица.

4. Дидактическая игра «Кто из птиц улетел?»

Проводится с картинками по теме аналогично игре «Что пропало?» (см. с. 17). Ответы даются в именительном падеже.

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

15

05.02

КОШКА С КОТЯТАМИ

  • расширение словарного запаса;
  • упражнение в звукоподражании;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика

Побежали вдоль реки (Указательные и средние пальцы рук быстро «шагают» по столу.)

Дети наперегонки. (Остальные пальцы зажаты в кулачки.)

2. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают на картинке кошку, которая ловит мышку. Логопед дает описание кошки, называет части ее тела. Затем спрашивает: - Что делает кошка?

Дети отвечают по очереди: - Кошка ловит мышку.

3. Дидактическая игра «Где кошка?»

4. Подвижная игра «Кот и мыши»

5. Дидактическая игра «Покажи правильно»

У каждого ребенка картинка с изображением кошки. Логопед говорит слова: кот, котята, киска, котенок, кошка, кошечка, плошка, ложка, ножка, мошка, Гошка.

Дети должны поднимать свои картинки только на слово «кошка».

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

16

12.02

СОБАКА СО ЩЕНКАМИ

  • развитие понимания обращенной речи;
  • расширение словаря детей по теме;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Гав. Мяу»

2. Уточнение лексики по теме: Выставляется картинка «Собака сторожит дом». Логопед рассказывает о собаке и о содержании картинки.

3. Дидактическая игра «Поиграем с собачкой»

4. Игра «Пес Барбос»

1

17

19.02

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

  • расширение пассивного и активного словаря детей по теме;
  • упражнение в звукоподражании;
  • закрепление в речи детей формы дательного падежа существительных единственного числа;
  • развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Коза»

2. Уточнение лексики по теме

Логопед выставляет перед детьми картинки с изображением домашних животных - коровы, козы, овцы, лошади, кошки, собаки. Уточняет знания детей по теме, сообщает обобщающее понятие «домашние животные».

3. Дидактическая игра «Молока кому?»

Дети стоят в кругу, а логопед - в середине круга. В руках у логопеда игрушечная корова. Дети ведут хоровод, логопед произносит слова:

Говорит корова: «М у, Молока я дам кому?»

Затем корова «подходит» к одному из детей. Остальные дети отвечают, кому корова даст молока (например: «Даше»).

4. Дидактическая игра «Кто спрятался в сарае?»

Логопед прячет за мольбертом (ширмой) фигурки домашних животных.

1

18

26.02

МАМИН ПРАЗДНИК

  • развитие слухового внимания и восприятия; активизация словаря прилагательных;
  • развитие фразовой речи;
  • практическое усвоение согласования существительного женского рода с прилагательными.

1. Организационный момент

Дети стоят у своих мест. Логопед предлагает инструкцию: - Сядет тот, кого я назову.

2. Работа со стихотворным текстом

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение и ответить, про кого в нем говорится:

Много мам на белом свете…

3. Дидактическая игра «Расскажи про маму»

По образцу, данному логопедом, дети рассказывают о своих мамах:

«Это моя мама. Она красивая, добрая, умная. Я ее люблю».

4. Игра «Чья мамочка пришла?»

1

19

05.03

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

  • дифференциация обобщающих понятий «овощи» - «фрукты»;
  • практическое усвоение предлогов «в», «из»;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;
  • развитие логического мышления; развитие мелкой и общей моторики.

1. Организационный момент

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

2. Дидактическая игра «Овощ или фрукт» (с мячом)

3. Дидактическая игра «В борщ или в компот»

4. Упражнение в практическом употреблении предлогов

Логопед уточняет, куда дети складывали овощи и фрукты ( «В кастрюлю» ), просит сказать, откуда их достают ( «Из кастрюли» ).

5. Игра с речевым сопровождением «Яблочко»

6. Дидактическая игра «Четвертое лишнее»

20

12.03

ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ

  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
  • развитие коммуникативной функции речи;
  • повторение названий основных цветов;
  • развитие речевого выдоха.

1. Организационный момент

На столе у каждого ребенка цветной карандаш. Дети стоят у своих мест. Логопед дает детям инструкции:

2. Дыхательное упражнение «Фокусники» На столах у детей по одному карандашу.

Дети опускаются на корточки и дуют на свои карандаши так, чтобы карандаши покатились.

3. Уточнение словаря по теме

Логопед беседует с детьми о сотрудниках детского сада, показывает фотографии воспитателей, няни, логопеда, музыкального руководителя, врача (медсестры) и повара.

4. Игра «Матрешка»

5. Игра «Кого так зовут?»

На столе разложены фотографии сотрудников детского сада.

Логопед вызывает ребенка и, назвав имя и отчество одного из сотрудников, просит показать его фотографию. Логопед уточняет, кем работает этот человек.

1

21

19.03

ВЕСНА. КОРАБЛИК

  • обратить внимание детей на причинно-следственные связи перемен в природе;
  • развитие фразовой речи;
  •  развитие общей и мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика

Солнышко-солнышко, посвети. (Кисти рук поднять вверх.)

Лучики, солнышко, протяни! (Напряженные пальчики развести в стороны.)

2. Ознакомление с лексикой по теме

Логопед выставляет перед детьми картинки, комментируя:

- Греет солнышко.

3. Дидактическая игра «Доскажи»

Логопед объясняет детям, что зима кончилась и пришла весна. Дети заканчивают фразы, начатые логопедом (с опорой на картинки):

- Греет солнышко, поэтому... (тает снег).

4. Игра «Воробей»

1

22

26.03

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

  • упражнение в классификации предметов;
  • расширение и активизация словаря;
  • развитие логического мышления.

1. Организационный момент

Дидактическая игра «Назови одним словом»

2. Уточнение лексики по теме

Припоминание детьми отличительных признаков птиц. Логопед спрашивает:

- Как вы догадались, что это птицы? Что есть у птиц? (Какие части тела?)

- А у людей есть крылья (перья, хвост)?

- Что птицы умеют делать? А люди умеют летать?

3. Дидактическая игра «Летает — не летает» (см. с. 76)

4. Знакомство с предметной лексикой по теме

Логопед объясняет детям значение определения «перелетные птицы». Демонстрируются картинки с изображением ласточки, грача, скворца. Каждый ребенок повторяет за логопедом название обобщающего понятия.

23

02.04

ТРАНСПОРТ

  • расширение и активизация словаря по теме;
  • практическое усвоение антонимов-наречий («быстро медленно», «тихо - громко», «вперед - назад»);
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

1. Организационный момент

Логопед просит детей закрыть глаза и выставляет на стол игрушечный грузовик, в котором сидит мишка. Дети открывают глаза, отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):

- Кто к нам приехал? ( - К нам приехал мишка.)

2. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают игрушечные грузовую машину, легковую машину и автобус, знакомятся с внешним видом, назначением легковых и грузовых машин, автобуса, названием их частей, цветом, формой.

3. Дидактическая игра «Поручения»

4. Дидактическая игра «Покатаем машины»

5. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

1

24

09.04

САМОЛЕТ

  • расширение активного и пассивного словаря существительных по теме;
  • упражнение в соотнесении предметов по величине;
  • практическое усвоение антонимов «далеко – близко», «высоко – низко»;
  • развитие зрительного восприятия, мелкой моторики;
  • развитие слухового внимания и памяти, координации речи с движением.

1.Организационный момент

Повторение пройденного речевого материала.

На столе у логопеда – машина (или картинка с изображением машины). Дети отвечают на вопросы логопеда:

- Что может делать машина? ( - Ехать, гудеть , перевозить людей, грузы.)

2. Ознакомление с темой занятия

Логопед показывает детям игрушечный самолет с пассажирами и спрашивает:

- Что это такое? ( - Самолет).

Логопед объясняет, что самолет тоже может перевозить людей и грузы.

3. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают игрушечный самолет, называют его части: крылья, хвост, кабина, колеса, руль. В активный словарь детей вводятся слова: пилот, летчик, на пассиве – пассажиры, ангар (дом для самолета).

4. Конструирование модели «Самолет»

Дети выкладывают по образцу самолет из счетных палочек, затем показывают и называют (самостоятельно или повторяя за логопедом) его части.

5.  Дидактическая игра «Каждый самолет — в свой домик»
6. Игра с движением «Самолет»

1

25

16.04

ВЕСНА

  • обогащение и активизация словаря определений;
  • ·практическое усвоение согласования существительных с прилагательными в роде;
  •  развитие ротового выдоха, двигательного воображения;
  • развитие фразовой речи;
  • развитие зрительного внимания, памяти;
  • закрепление знаний детей об основных цветах.

1.Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Надуем воздушные шарики»

2. Игра с воздушным шариком

Логопед показывает надутый воздушный шарик желтого цвета и рассказывает, какими словами можно «сказать о том, какой шарик». Затем логопед кидает шарик каждому из детей, и ребенок припоминает определение к слову «шарик»:

3. Дидактическая игра «Собираем цветы»

4. Итог занятия.

1

26

23.04

НАСЕКОМЫЕ

  • расширение пассивного и активного словаря;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; 
  • развитие мелкой моторики.

1.Организационный момент

На доске картинка с изображением поздней весны. Дети отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):

- Какое время года на картинке? ( - На картинке весна.)

2. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают картинки с изображением насекомых, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела насекомых.

3. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Проводится с тремя-четырьмя картинками аналогично игре «Что пропало?». Ответ дается в именительном падеже

4. Конструирование модели «Бабочка» (из счетных палочек) I

Логопед читает детям двустишие:

Тельце, крылышки, усы –

Вот и бабочка, смотри!

5. Подвижная игра «Бабочки»

Логопед надевает на головы детей ободки с нарисованными бабочками, раскладывает на полу цветы (обручи). Затем по сигналу колокольчика «бабочки» начинают «летать» по комнате, резвиться. После следующего сигнала колокольчика «бабочки» садятся на цветки.

1

27

30.04

ЦВЕТЫ

  • расширение и активизация словаря по теме;
  •  развитие длительного ротового выдоха, умения контролировать силу воздушной струи;
  • развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематического восприятия.

1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Тихий ветерок»

2. Уточнение лексики по теме

Выставляется картинка с изображением полянки с цветами (маком, одуванчиком, васильком, ландышем, ромашкой, тюльпаном, колокольчиком).

3. Конструирование модели из счетных палочек

Дети показывают называемые отдельные части цветка:

Стебель, лепестки, листок

-Распустился наш цветок.

4. Дидактическая игра «Соберем цветы»

Логопед раскладывает на полу картинки с изображением цветов и объясняет: когда, звенит колокольчик - дети гуляют по «полянке», а когда зазвенит бубен, то каждый ребенок должен «сорвать» цветок и назвать его (самостоятельно или при помощи логопеда).

1

ИТОГО: 27 ЧАСОВ

Литература

1.      Жукова Н.С., Мастюкова У.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

2.      Миронова С А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.

3.      Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Институт практической психологии, 1997.

4.      Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1981.

5.      Филичева Т.Б., Шаховская С.Н., Соболева АБ. Малышу три года. -М.: Соц.-полит, журн., 1995.

6.      Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Техинформ МАИ, 1997.

7.      Кузьмина Н.Н., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М.: Просвещение, 1982.

8.      Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. -М.: Просвещение, 1996. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. -СПб.: Союз, 1998. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ACT, 1999.

9.      Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике

Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок»

Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок» Второй год обучения...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детейподготовительной группыпо развитию мелкой моторики рук....

Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый Язычок"

   Дополнительная общеразвивающая программа гуманитарно-педагогической направленности «Веселый язычок» разработана в связи с актуальностью проблемы нарушений произноситель...

Дополнительная образовательная программа "Весёлый язычок"

Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Весёлый язычок»Возраст детей 4-5 летСрок реализации: 1 год (октябрь –апрель)Объем _____ академичес...

Конспект открытого занятия «Как Маша со звуком Ш подружилась» (дополнительная общеразвивающая программа «Веселый язычок»)

Открытое занятие" как Маша со звукком Ш подружилась" разработано мною для автоматизации звука Ш.На этом занятии ребенорк в игровой форме выполняет задания с Машей из популярного мультика &qu...