Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые пальчики"
рабочая программа по рисованию
Программа «Весёлые пальчики» предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения. Программа знакомит дошкольников с новыми увлекательными видами рукоделия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_palchiki.docx | 73.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
Утверждаю Принято
Заведующая МАДОУ №25 на Педагогическом совете
___________И.Г. Дидурик протокол № ___________
от «___» ______ 2019 года от «___» ______ 2019 года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Весёлые пальчики»
Тип программы: авторская
Направленность: художественно-эстетическая
Ступень обучения: дети 3-6 лет
Срок освоения: 3 года
Автор-составитель: Луговая Н.С.
г. Курганинск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества и мышления, которые способствуют формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, и приумножать, не разрушая.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Желание творить – это внутренняя потребность ребенка. Она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. В процессе творческой работы ребенок получает возможность использования различных материалов для создания полезных и эстетически значимых предметов, а также изделий для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.
При разработке программы «Весёлые пальчики» были учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели. Программа составлялась в соответствии с ФГОС и инструктивно-методическим письмом о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в образовательных формах обучения от 14 марта 2000 г. № 65/23-16. Для повышения эффективности программы «Весёлые пальчики», темы кружковых занятий подбирались с учетом необычности используемых материалов и интересов детей. При планировании работы кружка учитывался план коллективно-творческих дел, а также основная образовательная программа в ДОУ.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитии мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации ребенка к школьному обучению.
Работа в кружке «Весёлые пальчики» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Программа разрабатывалась с учетом опыта детей и их возрастных особенностей. Для детей 3-4 лет, не имеющих достаточных навыков работы с бумагой и другими материалами, предусмотрены более легкие темы, а уже к 6 годам дается более сложная работа, нежели малышам. Работа в кружке построена таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по ИЗО и труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли знания детей по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, красками, макаронными изделиями и зерном.
Цель программы: развитие творческих способностей каждого ребенка через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации;
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций;
- изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию дошкольников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание детей;
- привитие любви к природе.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- наглядности - иллюстративность, наличие дидактических материалов;
- демократичности и гуманизма - взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей;
- научности - обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;
- «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
Методы и приемы обучения:
- словесные - рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение;
- наглядные - показ педагогом, демонстрация, рассматривание;
- практические - самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование.
Сроки реализации программы: программа разработана для детей 3 – 6 лет, продолжительность обучающей программы – 3 года. Занятия начинаются во второй половине октября.
Программный материал первого года обучения рассчитан на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), второго года обучения – на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и третьего года обучения – на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Младший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю (30 часов)
Средний дошкольный возраст – 2 занятия в неделю (60 часов)
Старший дошкольный возраст – 2 занятия в неделю (60 часов)
Группы формируются в соответствии с возрастом детей. Продолжительность занятия для детей 3-4 лет составляет 20 минут, а для детей 4-5 лет и 5-6 лет – 25 минут с обязательным проведением динамической паузы/физкультминутки.
Формы проведения занятий: групповая, парная, индивидуальная.
Занятия проходят во второй половине дня.
В кружок принимаются дети, у которых есть желание заниматься. Для успешной реализации работы в группе должно быть не более 8-10 человек, группа должна быть постоянной.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся различным приемам работы с бумагой, цветными нитками, природным и другими материалами;
- научатся следовать устным инструкциям;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок детских работ в ДОУ;
- участие детских творческих работ в районной выставке, конкурсах.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание в детском саду художественно-развивающей среды;
- разработка и апробация занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник прикладной и изобразительной деятельности.
Для успешной реализации программы предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Чтобы реализовать поставленные задачи, запланированы следующие формы работы:
- беседы;
- консультации;
- мастер-классы;
- анкетирование;
- конкурсы и выставки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность базируется на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике при изготовлении художественных изделий из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа «Весёлые пальчики» предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения. Программа знакомит дошкольников с новыми увлекательными видами рукоделия. В зависимости от основного материала, используемого в работе для изготовления поделки, программа поделена на разделы.
№ | Раздел | Цель | Материал |
1 | «Макаронные фантазии» | Овладение техникой создания картин, панно и поделок из макаронных изделий; развитие мышления, воображения, усидчивости, сообразительности и мелкой моторики. | макаронные изделия |
2 | «Волшебное зернышко» | Овладение техникой создания аппликации из зерна и круп; развитие мелкой моторики руки. | зерно и крупы |
3 | «Бумажные истории» | Создание плоских и объемных изображений в техниках квиллинг, торцевание и аппликации из салфеток. | бумажный материал |
4 | «Сказочные нити» | Создание художественных работ из шерстяных ниток; развитие мелкой моторики и индивидуальных художественных способностей у детей. | шерстяные нити разных цветов |
5 | «Чудеса из теста» | Создание художественных работ из соленого теста; активизация сенсорной чувствительности (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций). | соленое тесто |
6 | «Подарки природы» | Создание художественных работ из природного материала; развитие мелкой моторики, творческих способностей и воображения. | природный материал |
7 | «В гостях у красок» | Овладение нетрадиционными техниками рисования; создание с их помощью художественных работ; развитие цветовосприятия. | краски (акварель, гуашь) |
В каждом разделе используется одна нетрадиционная техника. Для ее освоения программой предусмотрено от 2 до 20 занятий в зависимости от сложности материала. Однако, занятия проводятся не последовательно, а в разные временные периоды, для того чтобы сохранить интерес детей к нетрадиционным техникам и разнообразить образовательный процесс.
Кроме основных материалов, которые приведены в таблице выше, для работы потребуются и дополнительные: стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, стеки, ножницы, клей, пенопласт, коктейльные трубочки, матерчатые салфетки, ватман, бумажные салфетки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«Весёлые пальчики»
Первый год обучения
№ | Тема занятия | Цель занятия | Материал | Способ передачи замысла |
Октябрь | ||||
1 | «Высоко в горах» (коллективная работа) | Знакомство детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование солью». | Гуашь, пищевая соль | Рисование солью и красками |
2 | «Хвост для павлина» (индивидуальная работа) | Знакомство с техникой создания аппликации из макарон. Развитие мелкой моторики рук. | Макароны | Аппликация из макарон |
Ноябрь | ||||
1 | «Осенний букет» (индивидуальная работа) | Знакомство детей с нетрадиционной техникой – печать листьями. Формирование умения смешивать краски прямо на листьях. | Гуашь | Отпечатки листьев |
2 | «Моя шапочка» (индивидуальная работа) | Дальнейшее знакомство с техникой создания аппликации из макарон. Развитие мелкой моторики рук. | Макароны | Аппликация из макарон |
3 | «Сыр для мышки» (индивидуальная работа) | Совершенствование приемов лепки из соленого теста. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
4 | «Ёжик» (индивидуальная работа) | Формирование умения передавать характерные особенности ежа, используя мятую бумагу. | Гуашь | Оттиск мятой бумагой |
Декабрь | ||||
1 | «Варежка» (индивидуальная работа) | Дальнейшее знакомство с техникой создания аппликации из макарон. Развитие мелкой моторики рук. | Макароны | Аппликация из макарон |
2 | «Усатый, полосатый!» (коллективная работа) | Актуализация знаний детей о кошках. Формирование умения использовать шерстяные нитки в творческой работе. Совершенствование навыков коллективной работы. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
3 | «Зимушка - зима» (коллективная работа) | Совершенствование техники нетрадиционного рисования пальцами. Воспитание аккуратности при работе с красками. Актуализация знаний детей о зиме. | Пальчиковые краски | Рисование пальцами |
4 | «Озеро» (коллективная работа) | Развитие навыков работы с жидким цветным соленым тестом. Воспитание бережного отношения к воде как части природы. | Жидкое цветное соленое тесто разных цветов. | Рисование жидким цветным соленым тестом. |
Январь | ||||
1 | «Мишка косолапый» (индивидуальная работа) | Дальнейшее знакомство детей с приемом нетрадиционной техники рисования методом «тычка» полусухой кисточкой. | Гуашь | Тычок жесткой полусухой кистью |
2 | «Снежинка» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы с манной крупой как художественным материалом. | Манная крупа | Аппликация из манной крупы |
3 | «Ёлочка в снегу» (коллективная работа) | Совершенствование навыков работы с овсяными хлопьями как художественным материалом. | Овсяные хлопья | Аппликация из овсяных хлопьев |
4 | «Печенье к чаю» (индивидуальная работа) | Лепка угощения для кукол из солёного теста. Развитие чувства формы, пропорций, согласованности в работе обеих рук. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
Февраль | ||||
1 | «Ананас» (индивидуальная работа) | Продолжать знакомство детей с разнообразной нетрадиционной техникой рисования. Создание изображения ананаса с помощью печати пальцами. | Гуашь | Рисование пальчиком |
2 | «Праздничный салют» (коллективная работа) | Дальнейшее знакомство с крупами как художественным материалом. Развитие мелкой моторики и художественного вкуса. | Рисовая крупа | Аппликация из крупы |
3 | «Парашют» (индивидуальная работа) | Развитие навыка работы с соленым тестом. Формирование умения пользоваться шаблоном и стекой. Формирование умения комбинировать цвета. Развитие мелкой моторики рук. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
4 | «Зайчик беленький» (индивидуальная работа) | Совершенствование нетрадиционного способа рисования кистью. Закрепление умения равномерно наносить тычки на всю поверхность предмета. Развитие цветовосприятия. | Гуашь | Тычок жесткой полусухой кистью |
Март | ||||
1 | «Мама, я тебя люблю!» (индивидуальная работа) | Создание подарка из соленого теста. Формирование умения декорировать готовое изделие. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
2 | «Ваза с тюльпанами» (коллективная работа) | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - пластмассовой вилкой. Развитие творческих способностей детей. Закрепление знания основных цветов. Воспитание аккуратности при работе с гуашью. | Гуашь | Рисование вилкой |
3 | «Зеленые кусты» (коллективная работа) | Совершенствование умения и навыки детей в комбинировании различных техник (рисование кистью и пальчиками). Развитие мелкой моторики. | Гуашь, пальчиковые краски | Рисование кистью и пальчиками |
4 | «Браслет для куклы Даши» (индивидуальная работа) | Формирование умения аккуратно нанизывать макароны на нить. Развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. | Макароны | Объемное изделие из макарон |
Апрель | ||||
1 2 | «Ракета» (коллективная работа) | Создание аппликации путем наклеивания бумажных шариков на основу. Развитие мелкой моторики. | Салфетки | Аппликация из салфеток |
3 | «Виноград» (индивидуальная работа) | Совершенствование умения рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развитие чувства ритма. Воспитание отзывчивости. | Пальчиковые краски | Рисование пальчиками |
4 | «Пасхальное яйцо» (индивидуальная работа) | Упражнение в лепке овальных форм, расплющивании теста. Развитие умения украшать изделия с помощью крупы. | Соленое тесто, окрашенный рис | Лепка из соленого теста с последующим декоративным оформлением готового изделия |
Май | ||||
1 2 | «Голубь мира» (День победы) (коллективная работа) | Художественное оформление заготовки бумажными шариками | Салфетки | Аппликация из салфеток |
3 | «Одуванчик» (индивидуальная работа) | Дальнейшее знакомство детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью. Закрепление названия основных цветов (желтый, зеленый). Развитие эстетических представлений. | Гуашь | Тычок жесткой полусухой кистью |
4 | «Яркое лето» (коллективная работа) | Создание аппликации на летнюю тематику с использованием макаронных изделий различных по форме, цвету, размеру. Формирование умения работать коллективно. | Макароны | Аппликация из макарон |
Общее количество занятий за учебный год: | 30 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Второй год обучения
№ | Тема | Цель | Материал | Способ передачи замысла |
Октябрь | ||||
1 | «Девочка Осень» (индивидуальная работа) | Создание аппликации из высушенных листьев. Формирование умения передавать образ человека, используя нетрадиционные материалы. Формирование интереса детей к работе с природным материалом. | Сухие листья | Аппликация |
2 3 | «Мухомор» (коллективная работа) | Знакомство с техникой квиллинга. Освоение элемента «ролл» и способа его получения. Развитие мелкой моторики рук. | Полоски бумаги | Квиллинг |
4 | «Цыпленок» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы с шерстяными нитками. Развитие мелкой моторики рук. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
Ноябрь | ||||
1 | «Кактус» (индивидуальная работа) | Создание условий для наиболее полного и свободного раскрытия творческих способностей детей с помощью средства нетрадиционного рисования ладонью. Развитие образного мышления и творческого воображения. | Гуашь, пальчиковые краски | Оттиск ладонью |
2 | «Падают, падают листья…» (индивидуальная работа) | Рисование осеннего дерева. Развитие творческого воображения. | Пальчиковые краски | Пальцевая живопись |
3 | «Перелетные птицы» (индивидуальная работа) | Освоение навыка изготовления поделки из природного материала. Развитие творческого потенциала, воображения. | Осенние листья | Аппликация из листьев |
4 5 | «Осенний листок» (индивидуальная работа) | Освоение техники работы с шерстяными нитками. Создание образа осеннего листа по замыслу. | Шерстяные нитки | Аппликация из ниток |
6 7 | «Гроздь рябины» (индивидуальная работа) | Создание оригинальной сюжетной композиции из макаронных изделий, отличающихся формой, размером, цветом. Формирование умения планировать работу. | Макароны | Сюжетная аппликация из макарон |
8 | «Дождик» (коллективная работа) | Освоение элемента «капелька». Создание сюжетной аппликации в технике квиллинг. Развитие мелкой моторики рук. | Полоски бумаги | Квиллинг |
Декабрь | ||||
1 | «Первый снег» (индивидуальная работа) | Формирование у детей умения правильно держать кисть при работе в технике тычок жесткой полусухой кистью. Создание условий для творческого применения освоенных умений. | Гуашь | Тычок жесткой полусухой кистью |
2 3 | «Фонтан для кита» (коллективная работа) | Дальнейшее знакомство с новой нетрадиционной техникой бумагокручения – квиллинг. Освоение элементов «глаз», «капелька». Воспитание интереса к сотрудничеству. | Полоски бумаги | Квиллинг |
4 | «Львенок» (индивидуальная работа) | Совершенствование аппликативной техники при работе с макаронами. Создание оригинального изображения на плоской поверхности. | Макароны | Аппликация |
5 | «Лошадка» (индивидуальная работа) | Дальнейшее знакомство с шерстяными нитками в качестве материала для творчества. Поиск способов применения шерстяных ниток в творческой работе. | Шерстяные нитки | Декоративное оформление игрушки с элементами художественной росписи |
6 | «Осьминожки» (индивидуальная работа) | Развитие интереса к нетрадиционному рисованию. Воспитание аккуратности, уверенности в себе. Развитие мелкой моторики рук. | Гуашь | Рисование ладошкой |
7 8 | «Ёлочные игрушки» (коллективная работа) | Создание ёлочной игрушки из еловой шишки. Развитие интереса к прикладному творчеству. | Шишки (еловые/ сосновые), гуашь | Создание объемной поделки из природного материала |
Январь | ||||
1 | «Портрет Деда Мороза» (коллективная работа) | Закрепление навыков работы с шерстяными нитками как художественным материалом. Развитие интереса к прикладному творчеству. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
2 | «Узоры на нашем окне» (индивидуальная работа) | Знакомство с новым материалом для детского творчества. Создание сюжетной аппликации в необычной технике. | Манная крупа (соль) | Сюжетная аппликация |
3 | «Весёлая свинка» (индивидуальная работа) | Уточнение представлений детей о многообразии круп и зерен. Создание декоративной аппликации с применением цветного риса. | Цветной рис (можно заменить манной крупой, солью или иной крупой) | Предметная аппликация |
4 5 | «Ночной город» (коллективная работа) | Создание коллективной декоративной композиции. Развитие творческого воображения. Воспитание интереса к сотрудничеству и сотворчеству. | Бумага, цветной картон | Сюжетная аппликация |
6 | «Снежинки» (индивидуальная работа) | Ознакомление с изобразительными возможностями круп и соленого теста в творчестве. Создание предметной аппликации снежной тематики. | Соленое тесто | Предметная аппликация |
7 8 | «Дерево дружбы» (коллективная работа) | Совершенствование техники нетрадиционного рисования ладошкой. Формирование навыка работы с ножницами. Создание условий для проявления творческой инициативы. Развитие мелкой моторики. | Цветная бумага | Аппликация |
Февраль | ||||
1 | «Сосульки» (индивидуальная работа) | Знакомство с приемами рисования сосулек при помощи коктейльных трубочек. | Акварель | Кляксография с трубочкой |
2 | «Моя рукавица» (индивидуальная работа) | Формирование интереса к изобразительной деятельности через использование нетрадиционной техники рисования. | Акварель и восковые мелки | Рисование акварелью и восковыми мелками |
3 | «Зайка» (индивидуальная работа) | Совершенствование техники пальцевой живописи. Развитие мелкой моторики рук. | Гуашь/ пальчиковые краски | Пальцевая живопись |
4 | «Валентинка» (индивидуальная работа) | Изготовление подарочной открытки для близких в аппликативной технике. Развитие мелкой моторики рук. Создание ситуации успеха. | Фасоль, горох | Аппликация |
5 6 | «Самолет для папы» (индивидуальная работа) | Создание образа летательного аппарата с использованием соленого теста и пшена. Развитие мелкой моторики рук. | Соленое тесто, пшено | Аппликация |
7 | «Барашек» (индивидуальная работа) | Дальнейшее освоение нетрадиционной техники рисования – ниткографии. Развитие мелкой моторики рук. | Шерстяные нитки | Аппликация |
8 | «Снеговик» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы с соленым тестом и крупами. Развитие мелкой моторики рук. | Соленое тесто, крупа | Лепка из соленого теста |
Март | ||||
1 | «Украсим шляпу» (индивидуальная работа) | Закрепление навыков работы с зерном и крупами. Развитие творческого воображения и мелкой моторики рук. Воспитание бережного отношения к природе. | Пшено | Аппликация |
2 | «Мудрая сова» (коллективная работа) | Совершенствование навыков работы с крупами и зерном. Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения. | Гречневая крупа | Аппликация |
3 | «Веточка мимозы» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы в технике пальцевой живописи. Развитие мелкой моторики рук и творческой самостоятельности. | Пальчиковые краски | Пальцевая живопись |
4 | «Белочка» (коллективная работа) | Совершенствование навыков работы с шерстяными нитками для создания реалистичного изображения. Развитие фантазии, зрительного воображения. | Шерстяные нитки | Предметная аппликация |
5 | «Звёздное небо» (форма работы на усмотрение педагога) | Создание образа звездного неба в технике набрызг, используя смешение красок и трафареты. Привитие интереса к космическому пространству. | Гуашь, акварель | Набрызг |
6 | «Сказочная птица» (индивидуальная работа) | Рисование сказочной птицы нетрадиционным способом – оттиск ладошкой. Развитие творческих способностей. Воспитание самостоятельности. | Акварель, гуашь | Рисование ладошкой |
7 8 | «Цветы, цветы!» (коллективная работа) | Изготовление коллективного панно из соленого теста. Развитие мелкой моторики, фантазии и эстетического вкуса. | Соленое тесто | Панно |
Апрель | ||||
1 2 | «В космосе» (коллективная работа) | Знакомство с техникой нетрадиционного рисования «граттаж». Закрепление умения детей владеть различными приемами изображения предметов. Расширить знания детей о космосе. | Восковые мелки, черная гуашь | Граттаж |
3 | «Необычные причёски» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы в технике кляксографии. Создание условий для проявления творческой инициативы. | Коктейльные трубочки | Кляксография |
4 5 | «Пасхальный уголок» (коллективная работа) | Уточнение знаний детей о празднике Светлой Пасхи. Развитие мелкой моторики рук, творческого воображения и любви к изобразительной деятельности. | Произвольные материалы (пенопласт, дерево, картон, природные материалы) | Декоративно-оформительская работа |
6 | «Северное сияние» (индивидуальная работа) | Закрепление навыков рисования в технике «акварель и восковые мелки». Воспитание интереса к изобразительному искусству. Развитие мелкой моторики рук. | Акварель и восковые мелки | Рисование акварелью и восковыми мелками |
7 | «У костра» (форма работы на усмотрение педагога) | Закрепление полученных ранее знаний о шерстяных нитках как о материале для творчества. Развитие творческого воображения и мелкой моторики рук. | Шерстяные нитки | Аппликация |
8 | «Светофор» (работа в малых группах) | Актуализация знаний детей о сигналах светофора. Развитие мелкой моторики рук. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
Май | ||||
1 | «Букет сирени» (индивидуальная работа) | Освоение новой техники нетрадиционного рисования. Формирование умения получать изображение с помощью отпечатка мятой бумаги. Развитие чувства цвета, композиции и формы. | Гуашь, акварель | Оттиск мятой бумагой |
2 | «Подводный мир» (коллективная работа) | Совершенствование техники нетрадиционного рисования ладонью, пальцами. Развитие мелкой моторики и творческого интереса к работе. | Гуашь, пальчиковые краски | Рисование ладонью |
3 | «Маки» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыка работы в технике «рисование пальчиками». Освоение средств художественно-образной выразительности. | Гуашь, акварель | Рисование пальчиками |
4 | «Зелёные огурчики» (коллективная работа) | Расширение возможностей при использовании нетрадиционных техник в изобразительном и творчестве. | Гуашь | Рисование ребром ладони |
5 | «Жираф» (индивидуальная работа) | Совершенствование техники пальчикового рисования. Развитие творческих способностей, фантазии, эстетического и образного восприятия. Воспитание любви к природе. | Пальчиковые краски | Рисование пальчиками |
6 | «Бабочки» (индивидуальная работа) | Освоение техники «монотипия». Развитие творческих способностей, фантазии, эстетического и образного восприятия. Воспитание любви к природе. | Акварель | Монотипия |
7 | «Весёлые шары» (индивидуальная работа) | Освоение приема нетрадиционного рисования «оттиск пробкой». Развитие чувства цвета и формы, творческой индивидуальности. | Гуашь | Оттиск пробкой |
8 | «Белоствольная береза» (индивидуальная работа) | Совершенствование техники нетрадиционного рисования методом тычка жесткой полусухой кистью. Воспитание любви к природе и бережного к ней отношения. | Гуашь | Тычок жесткой полусухой кистью |
Общее количество занятий за учебный год: | 60 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Третий год обучения
№ | Тема | Цель | Материал | Способ передачи замысла |
Октябрь | ||||
1 2 | «Венок из листьев» (коллективная работа) | Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
3 | «Лисичка» (форма работы на усмотрение педагога) | Выполнение работы в технике ниткографии. Развитие фантазии, зрительного восприятия. Закрепление правил работы в технике ниткографии. | Шерстяные нитки | Ниткография |
4 | «Белые облака» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы в нетрадиционной изобразительной технике тычёк жесткой полусухой кистью. | Гуашь | Тычёк жесткой полусухой кистью |
Ноябрь | ||||
1 | «Осеннее деревце» (индивидуальная работа) | Рисование по замыслу на природном камне. Развитие мелкой моторики рук. Формирование интереса к изобразительному и прикладному творчеству. | Камни | Декоративная роспись |
2 3 | «Цветы из листьев» (коллективная работа) | Создание объемной цветочной композиции из осенних листьев. Воспитание чувства прекрасного в детях. | Листья | Объёмная композиция |
4 | «Морской конек» (индивидуальная работа) | Развитие чувства цвета, умения выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развитие эстетического восприятия. | Гуашь, акварель | Рисование ладошкой |
5 | «Барашек» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы с макаронами в аппликации. Развитие фантазии и творческого воображения. | Макароны | Аппликация из макарон |
6 | «Курочка Пеструшка» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы с зерном и семенами в процессе творческой работы. Формирование умения работать с контрастами. | Гречневая Крупа | Аппликация |
7 | «Конфетка для друга» (индивидуальная работа) | Совершенствование техники нетрадиционного рисования оттиск пробкой. | Гуашь | Оттиск пробкой |
8 | «Макаронная осень» (коллективная работа) | Уточнение знаний детей о цветах осени. Формирование умения рисовать деревья. Дополнение образа осеннего дерева деталями характерных цветов и оттенков. | Гуашь, цветные макароны | Рисование с элементами аппликации |
Декабрь | ||||
1 2 3 | «Ларец из сказки» (индивидуальная работа) | Создание условий для творчества детей по мотивам сказки «Вовка в тридевятом царстве». Декорирование заготовки ларца. Развитие мелкой моторики рук. | Макароны (возможно использование иных материалов по усмотрению педагога) | Декоративно-оформительская деятельность |
4 | «Ёлочка» (индивидуальная работа) | Создание образа новогодней ёлки в нетрадиционной изобразительной технике – рисование вилкой. Развитие мелкой моторики рук. | Пластиковые вилки, ватные палочки | Рисование вилкой |
5 | «Бусы на праздник» (индивидуальная работа) | Закрепление навыков работы с макаронными изделиями. Создание новогодних бус приемом нанизывания макарон на нить. Развитие мелкой моторики рук. | Макароны | Создание объемного изделия с эстетической ценностью |
6 7 | «Сапожок для подарка» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыка вырезания из бумаги. Декорирование изделия цветными макаронами. Формирование умения планировать работу. | Макароны | Объемная аппликация |
8 | «Снеговик» (индивидуальная работа) | Изготовление объемного изделия из носка. Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения. | Носок, наполнитель (вата, холлофайбер), нитки | Декоративно-оформительская деятельность |
Январь | ||||
1 2 | «Украсим нашу ёлочку» (индивидуальная работа) | Изготовление новогодних ёлочных игрушек из шаров для пин понга. Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения. | Шар для пин понга | Декоративно - оформительская деятельность |
3 4 | «Яблоки для ёжика» (коллективная работа) | Создание сюжетной композиции в смешанной технике. Развитие пространственного мышления и воображения. | Соленое тесто, гуашь | Лепка из соленого теста |
5 | «Пятна божьей коровки» (индивидуальная работа) | Знакомство с техникой бумагокручения «квиллинг» и основным принципом работы. Освоение элементарных приёмов техники квиллинга — скручивание простых плотных и свободных спиралей, приклеивание их к основе. | Бумажные полоски | Квиллинг |
6 7 | Рождественский венок (индивидуальная работа) | Создание праздничной композиции для украшения интерьера. Развитие мышления и творческого воображения. | Макароны | Объемная аппликация |
8 | «Синее море» (коллективная работа) | Создание аппликации с использованием шерстяных ниток. Освоение приемов передачи цветовых нюансов. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
Февраль | ||||
1 | «Сосульки тают» (коллективная работа) | Оформление готовых работ как завершающий этап творчества. Создание условий для творческого применения освоенных умений. | Бумажные полоски | Квиллинг |
2 3 4 | «Радуга» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы с макаронами в аппликации. Развитие мелкой моторики рук. | Макароны | Аппликация из макарон |
5 6 | «Военная техника» (индивидуальная работа) | Актуализация знаний детей о видах военной техники. Совершенствование работы в технике пластилинография. Развитие мелкой моторики рук. | Пластилин | Пластилинография |
7 8 | «Собачки» (индивидуальная работа) | Совершенствование нетрадиционной техники рисования вилкой. Развитие интереса к изобразительному искусству. | Гуашь | Рисование вилкой |
Март | ||||
1 2 | «Ромашки для любимой мамочки» (индивидуальная работа) | Знакомство с новым нетрадиционным материалом для творчества – шерстяными нитями. Освоение контурного и силуэтного способов создания образа. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
3 | «Березка» (индивидуальная работа) | Закрепление умения работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью. Закрепление умения подбирать соответствующую цветовую гамму. | Гуашь | Тычок жесткой полусухой кистью |
4 5 | Подковка на счастье (индивидуальная работа) | Совершенствование техники скульптурной лепки из цветного соленого теста. Формирование умения раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
6 7 8 | «Плоды на дереве» (коллективная работа) | Освоение нового приема аппликативной техники – квиллинг. Знакомство с базовыми формами квиллинга. Воспитание усидчивости. | Бумажные полоски | Квиллинг |
Апрель | ||||
1 2 | «Клоун» (индивидуальная работа) | Совершенствование навыков работы с соленым тестом. Развитие мелкой моторики рук. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
3 4 | «Ракета в космосе» (индивидуальная работа) | Знакомство с техникой нетрадиционного рисования – граттаж. Актуализация знаний детей о космосе. | Гуашь, восковые мелки | Граттаж |
5 | «Котик» (коллективная работа) | Совершенствование навыков работы в аппликативной технике. Развитие мелкой моторики рук. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
6 | «Одуванчик» (индивидуальная работа) | Дальнейшее освоение техники «ниткография». Развитие мелкой моторики пальцев рук. Воспитание внимательного и вежливого отношения друг к другу. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
7 8 | «Цыпленок из помпонов» (индивидуальная работа) | Создание объемной фигурки цыпленка из шерстяных ниток. Развитие творческой самостоятельности. Воспитание бережного отношения к животным и птицам как части природы. | Шерстяные нитки | Создание объемного изделия имеющего эстетическую ценность |
Май | ||||
1 | «Зеленая гусеница» (индивидуальная работа) | Составление простой композиции с элементами квиллинга. | Бумажные полоски | Квиллинг |
2 | «Противотанковые ежи» (коллективная работа) | Работа по созданию декорации к празднику Великой Победы. | Пенопласт, акриловые краски | Создание объемного изделия |
3 4 | «Парад матрешек» (индивидуальная работа) | Закрепление навыков работы с соленым тестом. Обучение различным приемам декорирования при лепке. Развитие интереса к народному творчеству, способам стилизации знакомого предмета. Воспитание эстетического вкуса. | Соленое тесто | Лепка из соленого теста |
5 6 | «Деревья в цвету» (индивидуальная работа) | Уточнение знаний детей об особенностях деревьев в весенний период. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого потенциала и мелкой моторики рук. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
7 | «Анютины глазки» (индивидуальная работа) | Развитие чувства цвета, фантазии и мелкой моторики рук посредством выполнения аппликации. Воспитание доброго отношения к природе. | Шерстяные нитки | Аппликация из шерстяных ниток |
8 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | Дальнейшее знакомство с зерном как творческим материалом. Развитие мелкой моторики рук. | Тыквенные семена | Аппликация |
Общее количество занятий за учебный год: | 60 |
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения
Номер занятия | Дата проведения | Тема | Количество занятий | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||
Октябрь | |||||
1 | Высоко в горах | 1 | |||
2 | Хвост для павлина | 1 | |||
Ноябрь | |||||
3 | Осенний букет | 1 | |||
4 | Моя шапочка | 1 | |||
5 | Сыр для мышки | 1 | |||
6 | Ёжик | 1 | |||
Декабрь | |||||
7 | Варежка | 1 | |||
8 | Усатый, полосатый! | 1 | |||
9 | Зимушка - зима | 1 | |||
10 | Озеро | 1 | |||
Январь | |||||
11 | Мишка косолапый | 1 | |||
12 | Снежинка | 1 | |||
13 | Ёлочка в снегу | 1 | |||
14 | Печенье к чаю | 1 | |||
Февраль | |||||
15 | Ананас | 1 | |||
16 | Праздничный салют | 1 | |||
17 | Парашют | 1 | |||
18 | Зайчик беленький | 1 | |||
Март | |||||
19 | Мама, я тебя люблю! | 1 | |||
20 | Ваза с тюльпанами | 1 | |||
21 | Зеленые кусты | 1 | |||
22 | Браслет для куклы Даши | 1 | |||
Апрель | |||||
23 | Ракета | 2 | |||
24 | Виноград | 1 | |||
25 | Пасхальное яйцо | 1 | |||
Май | |||||
26 | Голубь мира | 2 | |||
27 | Одуванчик | 1 | |||
28 | Яркое лето | 1 | |||
Итого: | 30 |
Календарно – тематическое планирование
Второй год обучения
Номер занятия | Дата проведения | Тема | Количество занятий | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||
Октябрь | |||||
1 | Девочка Осень | 1 | |||
2 | Мухомор | 2 | |||
3 | Цыпленок | 1 | |||
Ноябрь | |||||
4 | Кактус | 1 | |||
5 | Падают, падают листья… | 1 | |||
6 | Перелетные птицы | 1 | |||
7 | Осенний листок | 2 | |||
8 | Гроздь рябины | 2 | |||
9 | Дождик | 1 | |||
Декабрь | |||||
10 | Первый снег | 1 | |||
11 | Фонтан для кита | 2 | |||
12 | Львенок | 1 | |||
13 | Лошадка | 1 | |||
14 | Осьминожки | 1 | |||
15 | Ёлочные игрушки | 2 | |||
Январь | |||||
16 | Портрет Деда Мороза | 1 | |||
17 | Узоры на нашем окне | 1 | |||
18 | Веселая свинка | 1 | |||
19 | Ночной город | 2 | |||
20 | Снежинки | 1 | |||
21 | Дерево дружбы | 2 | |||
Февраль | |||||
22 | Сосульки | 1 | |||
23 | Моя рукавица | 1 | |||
24 | Зайка | 1 | |||
25 | Валентинка | 1 | |||
26 | Самолет для папы | 2 | |||
27 | Барашек | 1 | |||
28 | Снеговик | 1 | |||
Март | |||||
29 | Украсим шляпу | 1 | |||
30 | Мудрая сова | 1 | |||
31 | Веточка мимозы | 1 | |||
32 | Белочка | 1 | |||
33 | Звездное небо | 1 | |||
34 | Сказочная птица | 1 | |||
35 | Цветы, цветы! | 2 | |||
Апрель | |||||
36 | В космосе | 2 | |||
37 | Необычные прически | 1 | |||
38 | Пасхальный уголок | 2 | |||
39 | Северное сияние | 1 | |||
40 | У костра | 1 | |||
41 | Светофор | 1 | |||
Май | |||||
42 | Букет сирени | 1 | |||
43 | Подводный мир | 1 | |||
44 | Маки | 1 | |||
45 | Зеленые огурчики | 1 | |||
46 | Жираф | 1 | |||
47 | Бабочки | 1 | |||
48 | Весёлые шары | 1 | |||
49 | Белоствольная береза | 1 | |||
Итого: | 60 |
Календарно – тематическое планирование
Третий год обучения
Номер занятия | Дата проведения | Тема | Количество занятий | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||
Октябрь | |||||
1 | Венок из листьев | 2 | |||
2 | Лисичка | 1 | |||
3 | Белые облака | 1 | |||
Ноябрь | |||||
4 | Осеннее деревце | 1 | |||
5 | Цветы из листьев | 2 | |||
6 | Морской конек | 1 | |||
7 | Барашек | 1 | |||
8 | Курочка Пеструшка | 1 | |||
9 | Конфетка для друга | 1 | |||
Макаронная осень | 1 | ||||
Декабрь | |||||
10 | Ларец из сказки | 3 | |||
11 | Ёлочка | 1 | |||
12 | Бусы на праздник | 1 | |||
13 | Сапожок для подарка | 2 | |||
14 | Снеговик | 1 | |||
Январь | |||||
15 | Украсим нашу ёлочку | 2 | |||
16 | Яблоки для ёжика | 2 | |||
17 | Пятна божьей коровки | 1 | |||
18 | Рождественский венок | 2 | |||
19 | Синее море | 1 | |||
Февраль | |||||
20 | Сосульки тают | 1 | |||
21 | Радуга | 3 | |||
22 | Военная техника | 2 | |||
23 | Собачки | 2 | |||
Март | |||||
24 | Ромашки для любимой мамочки | 2 | |||
25 | Березка | 1 | |||
26 | Подковка на счастье | 2 | |||
27 | Плоды на дереве | 3 | |||
Апрель | |||||
28 | Клоун | 2 | |||
29 | Ракета в космосе | 2 | |||
30 | Котик | 1 | |||
31 | Одуванчик | 1 | |||
32 | Цыпленок из помпонов | 2 | |||
Май | |||||
33 | Зеленая гусеница | 1 | |||
34 | Противотанковые ежи | 1 | |||
35 | Парад матрешек | 2 | |||
36 | Деревья в цвету | 2 | |||
37 | Анютины глазки | 1 | |||
38 | Жили у бабуси два веселых гуся | 1 | |||
Итого: | 60 |
ЛИТЕРАТУРА:
- Адарич Е. Е. 500 загадок в стихах для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. – СПб., ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 144 с.
- Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги - С-П.: Детство-ПРЕСС 2009г.
- Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
- М.О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто», М. 2010.
- С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.: Издательство «Эксмо»; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
- Гляделова Н. С. Уроки рисования для дошкольников: пособие для педагогов/ Н. С. Гляделова. Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000.
- Подвижные тематические игры для дошкольников/ Сост. Т. В. Лисина, Г. В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программадля детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные пальчики»
http://slovo.mosmetod.ru/2017/04/17/somova-i-v-dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-umnye-palchiki/...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики в средней группе «Говорящие пальчики»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка (актуальность, цель и задачи, принципы, положенные в основу рабочей программы) ………………&hel...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)
Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка О...