Рабочая программа кружка
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tonkih_i.yu_._zanimatelnaya_matematika.docx | 71.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
Петропавловск-Камчатского городского округа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВМР __________________ Н.С. Коновалова «____» _____________2019 г. | Утверждаю: Директор МАОУ «Средняя школа №1» _________________С.В. Беликов «_____» _____________ 2019г. |
Рабочая программа
кружка «Занимательная математика»
для детей 5 – 6 лет
по образовательной области
«Познавательное развитие»
(ФЭМП)
Срок реализации программы 2 года
Составитель:
воспитатель Тонких И.Ю.
г. Петропавловск-Камчатский, 2019 год
Содержание
№п/п | Раздел программы |
Раздел 1. Целевой | |
1.1. | Пояснительная записка |
Цели и задачи реализации рабочей программы | |
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности детей | |
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы |
1.3. | Мониторинг качества освоения программы кружка «Юные волшебники» |
Раздел 2. Содержательный | |
2.1 | Содержание рабочей программы |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы |
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик |
2.4. | Способы и направления поддержки детской инициативы |
2.5. | Работа с родителями |
Раздел 3. Организационный | |
3.1. | Комплексно-тематический план работы |
3.2. | Традиционные праздники, развлечения и события |
3.3. | Описание материально-технического обеспечения программы |
3.4. | Список используемой литературы |
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Занимательные игры вызывают у ребят моей группы большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занимательные математические игры позволяют:
1. охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.)
2. стимулирование развития математических способностей.
3. развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и
анализировать.
4. развивать конструктивное мышление
5. способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.
Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель использования дидактического игрового материала на занятиях и в свободной деятельности детей Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатели рекомендуют родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи способствует всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их к школе.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности детей
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Основная задача - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи детей с ОВЗ как средства познания.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает следующие разделы.
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.
При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они доступны детям для выполнения.
Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей работы. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять предложенные задания .
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений нужно продумывать объем программного материала.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети могут рассуждать, выполнять умственные операции.
∙ Считать (отсчитывает) в пределах 10.
∙ Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
∙ Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
∙ Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения.
∙ Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
∙ Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
∙ Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет
текущий день недели.
1.3. Мониторинг качества освоения программы кружка «Занимательная математика»
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Заполнение диагностической карты.
№ | Ф.И | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир. во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Божко В | С | Н | С | Н | Н | Н | ||||||
2 | Денисова Л | С | Н | С | Н | Н | Н | ||||||
3 | Заднипряная К | С | С | С | С | Н | Н | ||||||
4 | Кирсанова А | С | С | С | С | Н | Н | ||||||
5 | Косякова К | С | С | В | С | Н | С | ||||||
6 | Кузнецов Л | С | С | С | Н | Н | Н | ||||||
7 | Липатов К | С | Н | С | Н | Н | Н | ||||||
8 | Мишарин М | С | Н | С | Н | Н | Н | ||||||
9 | Никончук М | С | С | С | С | Н | С | ||||||
10 | Румянцева Я | С | С | В | С | Н | Н | ||||||
11 | Сорокин К | С | Н | С | Н | Н | Н | ||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
В. высокий
С.средний
Н. низкий
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание рабочей программы
Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 20 минут. Реализация программы кружка «Занимательная математика» способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Подбор предметов по цвету и форме. Определение цвета и его оттенков. «Чтение» плана, нахождение предмета по плану. Создание рисунка-схемы, используя простейшие изображения. Сравнение и уравнивание предметов разными способами.
Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.
Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую.
Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.
Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Формы организации кружка:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
- Показ мультимедийных материалов
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.
Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2.5. Работа с родителями
Совместная деятельность педагогов и родителей может быть организована в разнообразных формах:
- беседы, рекомендации, консультации, папки-передвижки, материалы на стендах и т.д.;
- проектная деятельность, мастер-классы, «круглый стол», выпуск газеты и т.д.
- демонстрация фотоматериалов с изображением результатов конструирования детей из различных материалов
- организация фотовыставок с детьми.
Раздел 3. Организационный
3.1. Комплексно-тематический план работы в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 | Мониторинг | |
2 | Мониторинг | ||
3 | «Продолжи закономерность» | Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. | |
4 | «Продолжи закономерность» | Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. | |
Октябрь | 1 | «Считай не ошибись!» | Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете в пределах 5. |
2 | «Найди предмет такой же формы». | Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. | |
3 | «Четвертый лишний» | Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева. | |
4 | «Подбери обувь» | Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины | |
Ноябрь | 1 | «Сколько геометрических фигур?» | Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей |
2 | «Лабиринт. Дорисуй картинку». | Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать. | |
3 | «Дорисуй и раскрась» | Цель: закрепить отношение: часть - целое. | |
4 | «Третий лишний» | Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов | |
Декабрь | 1 | «Разложи лекарства» | Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи |
2 | «Самый внимательный . Выложи по образцу» . | Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление | |
3 | «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». | Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность | |
4 | «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». | Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. | |
Январь | 1 | «Разные дома. Забор» | Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части. |
2 | «Продолжи закономерность» | Цель: закрепить закономерности | |
3 | «Какой домик лишний и почему?» | Цель: закрепить представление о Многоугольниках. | |
Февраль | 1 | «Укрась коврик» | Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений. |
2 | «Круглый год» | Цель: закрепление названий месяцев в году. | |
3 | «Математическое домино» | Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. | |
4 | «Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики». | Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление. | |
Март | 1 | «Поменяй признак» | Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи. |
2 | «Логические цепочки» | Цель: закрепить представление о числовом отрезке | |
3 | «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». | Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | |
4 | «Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»? | Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения. | |
Апрель | 1 | «Обведи дорожки» | Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. |
2 | «Найди нужную деталь. Построй домик». | Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание. | |
3 | «Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала. | |
4 | «Что сначала, что потом» | Цель: закрепить временные отношения: раньше – позже. | |
Май | 1 | «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе». | Цель: упражнять в решении загадок- задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание. |
2 | «Раскрась так же» | Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству. | |
3 | Мониторинг | ||
4 | Мониторинг |
Комплексно-тематический план работы в подготовительной к школе группе
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 | Мониторинг | |
2 | Мониторинг | ||
3 | «Где находится предмет?» | Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве | |
Октябрь | 1 | «Посчитай и обозначь цифрой» | Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. |
2 | «Раздели на группы» | Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. | |
3 | «Засели домики» | Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | |
4 | «Какой по счету?» | Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. | |
Ноябрь | 1 | «Какое число больше?» | Цель: развивать умение сравнивать смежные числа. |
2 | «Найди нужный предмет» | Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. | |
3 | «Раздели на части» | Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. | |
4 | «Чего больше?» | Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры | |
Декабрь | 1 | «Больше или меньше?» | Цель: закреплять знания о знаках: ―<‖,―>‖, развивать умение обозначать количество предметов знаками. |
2 | «Мы исследователи» | Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | |
3 | «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». | Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | |
4 | «Магазин» | Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. | |
Январь | 1 | «Создай картину » | Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа,выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. |
2 | «Который час?» | Цель: развивать умение определять время по часам. | |
3 | «Двигаемся по команде» | Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. | |
4 | «Что за чем следует?» | Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. | |
Февраль | 1 | «Займи свое место» | Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. |
2 | «Угадай сколько, если в правой руке… то в левой...» | Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. | |
3 | «Назови слова с противоположным значением» | Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? И т.д. | |
4 | «Измерь» | Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). | |
Март | 1 | «Сравни» | Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >. |
2 | «Сколько нас без одного?» | Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. | |
3 | «Реши задачу» | Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки. | |
4 | «Найди спрятанную игрушку » | Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. Находить спрятанную игрушку. | |
Апрель | 1 | «Что за чем следует» | Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели |
2 | «Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | |
3 | «Опыты с кольцом и листом Мебиуса» | Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации. | |
4 | «Разделите на 2 равные группы». | Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. | |
Май | 1 | «Запиши при помощи цифр» | Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. |
2 | Развлечение «Юные математики» | Цель: закрепление изученного материала | |
3 | Мониторинг | ||
4 | Мониторинг |
Математические игры:
- «Отгадай число».
Цель: Закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.
По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, «соседей» числа. Какое число стоит между числами.
2.«Геометрическая мозаика». «Составь картинку» (Картинка из геометрических фигур).
Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.
Задачи: Формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию.
- «Числовой ряд».
Цель этого задания - закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
- «Расставь мячи».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Мячики нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например, расставь мячики так, чтобы синий мячики был справа от красного, а маленький жёлтый мячик был слева от синего и т. д.
6. «Составь фигуру из палочек». (Игры со счетными палочками)
Цель: Умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.
Задачи: Формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
- «Сосчитай и положи цифру».
Цель: Учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.
- «Математические Кошки и Олени».
Цели: Способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью
шнурования; закреплятьзнаниецифрот1до10; закреплять количественный и порядковый счет от 1до 10. Развивать память, внимание, усидчивость.
- «Угадай, который, по счету».
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Теремок». Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 -го героя, я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку? Ребенок считает: Первая - мышка, вторая - лягушка и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.
- «Подбери листочек божьей коровке».
Цель: Развивает у детей логическое мышление, внимание, произвольность
Поведения. Обучает детей счётной деятельности. Упражняет детей в соотношении числа (цифры) и количества.
- «Закончи числовой ряд».
Цель: развитие логического мышления внимания, зрительного сосредоточения.
Задача: развитие умения видеть образец, шаблон; воспитание умения самостоятельно выполнять задания; развитие мелкой моторики пальцев рук.
- «Собери ромашку».
Цель: закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.
- «Подбери цифру».
Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10-ти, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.
15. «Угадай, какой котенок потерялся».
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
3.2. Традиционные праздники, развлечения и события
- консультация для родителей «Занимательная математика дома»,
- электронные математические игры для дошкольников;
- фотоотчет.
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
- геометрические фигуры и тела;
- наборы разрезных картинок;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры от 1 до 9;
- игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
- мольберт;
- чудесный мешочек;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- геометрическая мозаика;
- счётные палочки;
- предметные картинки;
- знаки – символы;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- геометрические мозаики и головоломки;
- занимательные книги по математике;
- задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
- небольшие ножницы;
- наборы цветной бумаги;
- счетный материал;
- наборы цифр;
- конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
3.4. Список используемой литературы
- Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр, -М 2007г
- З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
- З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
- В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика
Синтез» 2000 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
- Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
- Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...