Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Малиновская Татьяна Викторовна

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ Д\С №125 Г. КАЛИНИНГРАД

Методическая разработка

«Формирование элементарных математических представлений у

детей дошкольного возраста

через развивающие игры В. В. Воскобовича».

                                        Возраст детей 5-6 лет

                               

        

                                                        Авторская разработка воспитателя:

Малиновской Татьяны Викторовны

     

                                           

        

г. Калининград, 2019 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка дополнительного образования социально-педагогической направленности "Формирование элементарных математических представлений через развивающие игры Воскобовича" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:            

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

 - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

 - Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника  играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему  новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего                                                                                                           

дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр.

Использование развивающих игр Воскобовича  позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,

красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в         дошкольном учреждении радостным.

Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.  

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, потому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета!        Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.

 Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Прививание ребенку знание из области математики, научить его выполнять различные действия – разовьет у него память, мышление, творческие способности.  Программа предполагает личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, а именно ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, быть партнером, что позволяет детям применить свои способности, развивать свои склонности, сформировать опыт собственной творческой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Цель: развивать познавательную активность и творческие способности дошкольников.

Основные задачи:

Формирование необходимого уровня математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и геометрических фигурах;

Развитие  логического  мышления (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, сериации, классификации) и  других психических  процессов (памяти, восприятия, произвольного внимания, творческого воображения и т.д.);

Развитие личностных качеств детей (мотивационной готовности, нравственных качеств, воли, трудолюбия и т. д.)

Увеличение объема внимания и памяти;

Развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных в организованной деятельности (на занятиях).

 Исходя из возрастных и психологических особенностей детей, материал данной разработки «Формирование элементарных математических представлений у детей через развивающие игры В.В. Воскобовича » подбирался по следующим принципам:

принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

принцип природосообразности: образовательный процесс строится согласно  логике (природе) развития личности ребенка;

принцип индивидуализации: создаются условия для наиболее полного появления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;

принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные условия для их развития;

принцип гуманистичности: ребенок рассматривается как активный     субъект совместно с педагогом деятельности.                                                          

  Специально организованная деятельность (занятие) состоит из нескольких частей, объединенной одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, со счетным материалом и т.д.                

Продолжительность и интенсивность занятий на протяжения всего года увеличивается постепенно. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения, продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнения для релаксации (физминутки). В конце каждого занятия подводится итог вместе с детьми, и ставится задача на следующее занятие (интригуется). Детям необходимо задать вопросы: «Что нового узнали?»  «Чему сегодня научились?». Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценки  деятельности.

 

Средства реализации программы:

  • Комплекты развивающих игр Воскобовича, сказочные герои фиолетового леса.

Планируемые результаты:

Ожидаемые результаты.

В результате обучения к концу года дети должны

Знать:

числа от 1 до 10;

порядковый счет в пределах 10;

состав числа первого  десятка;

предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;

понятия: до, между, после, рядом;

знаки (+),(-),(=), (<), (>), неравно и правильно их использовать;

направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки;

плоскостные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы;

Уметь:

считать от 1 до10 и от 10 до 1;

считать с использованием порядковых числительных (первый, второй …) в пределах 10;

знать состав числа первого  десятка;

правильно использовать знаки (-), (+),(<), (>), (=), неравно, при решение задач и примеров;

преобразовывать равенства и неравенства и наоборот;

сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота, длина, ширина, толщина, вес;

правильно называть и показывать все известные геометрические фигуры, их вершины, стороны и углы;

делить фигуры на равные и неравные части;

собирать фигуры из нескольких частей;

собирать из геометрических фигур предметы окружающего мира;

ориентироваться в пространстве;

выбирать и называть направления движения;

правильно использовать в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через;

ориентироваться по плану и по словесной инструкции;

ориентироваться в сутках, в днях недели, в месяцах, во временах года;

определять время и правильно устанавливать время на макете часов;

выполнять графические диктанты на слух;

раскрашивать и штриховать, рисовать по памяти; срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и по клеточкам; в разных масштабах;

собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу, по словесной инструкции, по плану, по заданной теме, по замыслу;

описывать последовательность сборки конструктора;

находить отличия у 3-5 предметов;

находить отличия в двух одинаковых картинках;

организовать свою работу и работу своих друзей;

находить и исправлять ошибки;

грамотно отвечать на поставленный вопрос.

Всего в методической разработке 27 авторских конспектов занятий, представляем один из них.

«Число и цифра 4».

Программное содержание.

Формирование понятия о цифре 4 и составе числа 4, развивать слуховое внимание, пространственную ориентацию, умение понимать и выполнять указания взрослого, решать интеллектуальные задачи.

Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик». На каждого ребенка: «Мини Ларчик», набор карточек «Разноцветные гномы», набор «Разноцветные кружочки», комплект «Разноцветные квадраты», конструктор «Волшебная восьмерка», конструктор «Чудо – крестики 2», пособие  «Игровизор».  

 Ход занятия.

Отгадай загадку и сделай картинку.

На четырех ногах стою,

Ходить же вовсе не могу.

На мне ты сможешь отдохнуть

И даже чуточку вздремнуть.

                           (Стул).

Раздать на каждого ребенка коврограф  мини ларчик.

Педагог на коврографе  Ларчик, а дети на мини коврографах выкладывают с помощью цветного квадрата и разноцветных веревочек и кружочка стул.

Описание: C:\Users\DIMA\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190414_175057.jpg

Педагог задает вопрос: Ребята, что еще может быть на четырех ножках? (стол, шкаф, кровать). А вы знаете, что конечности копытных животных тоже называются ноги. У каких животных четыре ноги? (Лошадь, корова, поросенок).  А вот конечности слона тоже можно называть ногами, хотя слон не является копытным животным.

Ребята, мы с вами познакомимся с числом и цифрой 4.

Педагог показывает на карточке цифру 4.

Выкладываем на коврографе с помощью разноцветных веревочек цифру 4. Затем с помощью разноцветных кружочков выкладываем свою, не похожую на других, цифру 4 (важно, чтобы дети понимали графический образ цифры). Раздать на каждого ребенка конструктор букв. Педагог совместно с детьми конструирует цифру 4 с помощью деталей конструктора букв (без схемы). Затем конструируем цифру 4 с помощью конструктора “Прозрачная цифра”.

Раздать на каждого ребенка игровизоры, маркеры, салфетки. В игровизор вложить листы с прописями цифры 4 по точкам. Предложить детям обвести по точкам цифру 4, а затем написать самостоятельно.

Отгадай загадку и запиши решение. (Конструктор “Чудо – крестики 2”).

Шел квадрат на водопой,

Три прямоугольника вел с собой.

Сколько вместе их считайте.

Ответ быстро называйте.

Дети из конструктора  “Чудо – крестики 2” выкладывают 1 квадрат и 3 прямоугольника.

Описание: C:\Users\DIMA\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190414_175400.jpg

Считают сколько всего геометрических фигур. На мини коврографе Ларчик с помощью веревочек выкладывают пример 1+3=4. Читаем запись.

Физкультминутка:

Педагог делает предварительно  на коврографе  циферблат с указанным временем 16-00.

Вышли мыши как – то раз (шагаем на цыпочках на месте, руки на поясе)

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре! (хлопаем в ладоши 4 раза)

Мыши дернули за гири. (подпрыгнули на месте)

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон! (бег на месте или если есть возможность по группе)

Выучим пословицу

Без четырех углов изба не строится.

Решаем примеры на игровизоре.

1+3=

2+2=

3+1=

Можно раздать ”Математические корзинки” использовать грибочки как счетный материал.

Далее  решаем эти же примеры с помощью паровозика-счетовозика.

Отгадайте загадку и запишите  решение с помощью паровозика – счетовозика.

Пять гномов Кохле, Охле,  Желе,  Зеле, Селе,

Пришли в школу на урок,

Один из гномов не знал урок.

Сколько прилежно трудилось гномов?

Записываем  решение на игровизорах.

5-1=4

Выполняем вместе с педагогом упражнение, соответственно тексту стихотворения.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыш.

Один, два – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Педагог: Ребята, вам понравилось занятие?  Какое задание было трудным?  Что показалось самым интересным?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по ФЭМП

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша (подготовительная группа) ...

Методическая разработка по ФЭМП "На лесной полянке"

Конспект занятия с детьми среднего возраста по познавательному развитию...

Методическая разработка по ФЭМП в подготовительной группе

Закрепление представлений детей о составе числа первого десятка....

Методическая разработка по ФЭМП для детей 2 младшей группы "ЧУДО-ДЕРЕВО"

Формирование в игровой форме элементарных математических представлений с использованием даров Фребеля....

Методическая разработка по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Большой - маленький»

Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Большой - маленький»Занятие по математике в ДОУ. Вторая младшая группаЗадачи:1. Закреплять представление о размере ...

Методическая разработка по ФЭМП во второй младшей группе «Лесная полянка».

Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему: «Объединение одинаковых предметов».Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине...

Методическая разработка по ФЭМП

Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы...