Обобщение опыта
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Обобщение опыта
Тема: «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша
Обобщение опыта
Тема: «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Подготовила воспитатель:
Н.В. Никитенко
2019 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………………….. 4
2. Цель и задачи………………………………………………………………….11
3. Ожидаемый результат………………………………………………………...12
4. Этапы реализации педагогического опыта………………………………….13 5. Взаимодействие воспитателей и родителей в развитии математических представлений дошкольников…………………………………………………..20
6. Значение развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………38
1. Пояснительная записка.
Актуальность педагогического опыта.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника, значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В 17 – 18 веках вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцции, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие учёные как Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина и др.
Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих специалистов (В.Н.Аванесова, О.М.Дьяченко, А.А.Смоленцова и др.) к выводу о необходимости развития новых знаний, представлений, способов познавательной деятельности именно в дидактических играх.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности и самостоятельности мышления. Дошкольники проявляют большой интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Проблема заключается в том, что знакомство с содержанием этих понятий не всегда систематично и не всегда отвечает современным требованиям. Поэтому необходимо создать новые формы игровой деятельности, систематизировать интеллектуальные дидактические игры, направленные на поисковую активность и сообразительность детей старшего дошкольного возраста при развитии математических представлений.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что дети старшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Введение педагогом в образовательную и игровую деятельность дидактических игр позволит усовершенствовать процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы: «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Научная обоснованность.
Математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий.
Из исследования Е.И. Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Щербакова Е.И. среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.
Рассмотрим наиболее известных педагогов и психологов, изучающих проблему развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Формирование у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение и развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля и итальянского педагога М. Монтессори. Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» — пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. М. Монтессори, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о числе, форме, величинах, а также изучение письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты.
В обучении счету Л.В. Глаголева рекомендовала опираться на обе господствовавшие в то время теории: восприятия чисел путем счета и путем образа (числовые фигуры и группировки предметов). Во всех пособиях, разработанных ею, прослеживается мысль о необходимости идти при обучении от числа к числу. Это дает возможность формировать понятия числа во всех отношениях к другим числам.
Е.И. Тихеева считала, что формирование числовых представлений должно осуществляться у ребенка естественно в ходе его развития, без принуждения и давления. Такое усвоение, возможно, обеспечить не в условиях коллективного обучения, считала Е.И. Тихеева, а в игре и повседневной детской жизни. Для закрепления количественных представлений, полученных детьми в жизни, рекомендовались специальные игры-занятия с разработанным ею дидактическим материалом. Для легкого и незаметного усвоения счета Е. И. Тихеевой созданы пособия типа парных карточек, лото и др. Кроме этого, она разработала 60 задач для игр-занятий на закрепление количественных и пространственных представлений, объясняя необходимость их тем, что математика как точная наука требует систематизации в усвоении числовых представлений.
Дальнейшая разработка вопросов формирования математических представлений была предпринята педагогом Ф.Н. Блехер. Согласно содержанию обучения, разработанного Ф. Н. Блехер, детей вводили в мир пространственных, временных отношений предметов и явлений окружающего мира. В играх они усваивали приемы сравнения предметов по размерам, знакомились с геометрическими фигурами, пространственными направлениями, способами оценки временной длительности. Созданные ею игры по нынешний день используются в дошкольных учреждениях для формирования и закрепления математических представлений и развития умственных способностей детей.
Н. А. Менчинская проследила процесс формирования понятия о числе в младшем возрасте до начала школьного обучения. На большом экспериментальном материале ею рассмотрено соотношение восприятия множеств (групп предметов) и счета на различных этапах овладения числом, дан психологический анализ процесса решения детьми арифметических задач.
3.С. Пигулевская в пособии «Счет в детском саду» раскрыла опыт обучения детей счету на материале содержания занятий, приемов обучения, проведения игр и использования некоторых дидактических средств. Содержание обучения заключалось в последовательном изучении каждого из чисел первого десятка в отдельности. Дети образовывали числа путем последовательного присоединения к одному предмету другого, затем — третьего и т. д. Одновременно с рассмотрением состава числа дети изучали счет. В старшем дошкольном возрасте усваивались действия над числами, решение арифметических задач с использованием конкретного материала.
А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.
На основе изученного материала, можно выделить следующие этапы развития математических представлений:
I этап – историческое развитие:
- выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, В.А. Лай и др.);
- представление классической системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель);
- влияние методов обучения математике в школе (монографический и вычислительный методы) на становление методики математического развития дошкольников (Д.Л.Волковский);
- математическое развитие дошкольников средствами веселой занимательной математики (вторая половина XVIII-XIX в.в.)
II этап – становления методики математического развития дошкольников (с 20-30г.г. до середины 60г.);
- определение содержания методов и приемов работы с детьми, определение дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей;
- естественное математическое развитие ребенка в детском саду и семье, по методу Е.И Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного математического развития;
- разработка разнообразных методов Л.В.Глаголевой и обучении сравниванию величин;
- разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений как основной путь математического развития детей по методике Ф.Н.Блехер.
III этап – научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М. Леушиной (50-60 годы);
- теоретическая методическая Концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объема знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет;
- занятия, как ведущая форма организации работы педагога с детьми;
- повседневная жизнь детей – это источник формирования элементарных представлений;
- место и роль игр в формировании математических представлений и развитии личности ребенка;
- дидактический материал, как одно из средств формирования математических представлений.
Становление методики развития элементарных математических представлений в XIX – начале XX вв. происходило под непосредственным воздействием идей реформирования методов обучения арифметике. Особо выделялись два направления: с одним из них связан так называемый метод изучения чисел, или монографический метод, а с другим – метод изучения действий, который назвали вычислительным. Оба метода сыграли положительную роль в дальнейшем развитии методики, которая вобрала в себя приемы, упражнения, дидактические средства одного и другого метода.
В конце XX века наметилось несколько основных научных направлений.
Согласно первому направлению, содержание обучения и развития, методы и приёмы конструировались на основе идеи преимущественного развития у дошкольников интеллектуально-творческих способностей (Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.А. Столяр и др.)
Второе положение базировалось на преимущественном развитии у детей сенсорных процессов и способностей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.)
Третье теоретическое положение, на котором базируется математическое развитие дошкольников, основано на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков — массы, длины, ширины, высоты (П.Я.Гальперин, Л.С.Георгиев, В.В.Давыдов, А.М. Леушина и др.)
Четвёртое положение основывается на идее становления и развития определённого стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений. (А.А. Столяр, Р.Ф. Соболевский, Т.М. Чеботаревская, Е.А.Носова др.) [13, с.14].
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
В настоящее время используется наглядное моделирование в процессе обучения решению арифметических задач, познания детьми количественных и функциональных зависимостей (Л.Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями (Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, Л.М. Хализева). Реализуется идея простейшей логической подготовки дошкольников (А.А. Столяр), разрабатывается методика введения детей в мир логико-математических представлений: свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) и другое с помощью специальной серии обучающих игр.
Таким образом, проблема развития математических представлений у дошкольников представляет собой важную область научных изысканий, разрабатываемую представителями различных направлений психологии и педагогики, является актуальной и выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
2. Цель: развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить уровень математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Экспериментально обосновать педагогические условия развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать практические рекомендации по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Ожидаемый результат:
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если организована игровая деятельность, предметно-развивающая среда и организовано взаимодействие ДОУ и родителей по развитию у детей математических представлений.
4. Этапы реализации опыта работы.
1 этап — подготовительный
2 этап — основной
3 этап — аналитический
На подготовительном этапе разрабатывался системный комплекс занятий, связанных с развитием элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Основной этап предполагал проведение систематичных, последовательных занятий по развитию элементарных математических представлений с применением дидактических игр в течение учебного года.
На заключительном этапе проводился анализ результатов проведенной работы, математическая обработка полученных результатов.
В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в развивающей предметно - пространственной среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно- пространственной среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно - пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно - ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, применение здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей.
С целью математического развития детей в группе разместила:
— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы);
— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);
— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).
Использую следующие формы и методы работы с математическим материалом в развивающей предметно - пространственной среде:
1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия учебно-развивающего характера);
2) самостоятельную деятельность детей;
3) совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;
4) математические развлечения;
5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;
6) чтение математических сказок и др.
Создана игротека игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Чудо-дерево", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.
Работу по развитию у детей математических представлений организовывала на занятиях 1 раз в неделю, и кружковой работе 1раз в неделю. Занятия состояли из нескольких частей, объединенных одной темой. В структуру каждого занятия предусматривали перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это было и динамическое упражнение с речевым сопровождением, и «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняли различные виды деятельности с целью закрепления у них математических знаний.
На занятиях применялись дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включали непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.
Для достижения поставленной цели обозначила следующие задачи:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, как основы математического развития;
- формирование широкой ориентации в количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, общеучебных умений; овладение математической терминологией; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Образовательно — воспитательный процесс по развитию элементарных математических способностей мы выстраивали с учётом следующих принципов:
1. Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образования призвано сформировать у дошкольников устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у старших дошкольников использовала следующие инновационные методы и приемы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты
- воссоздание и преобразование
- информационно коммуникативные технологии
- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Проводила обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Знакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Использовали такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей". Учили детей свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Использованные дидактические игры:
Количественные представления
Зажги звёзды.
Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета - модель ночного неба;
кисть, жёлтая краска, числовые карточки( до пяти).
1. "Зажечь" (концом кисти) столько "звёзд на небе", сколько изображено фигур на числовой карточке.
2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым.
Помоги Буратино
Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7-10 штук ). Задание: помочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас Барабас.
Величина
Разложи карандаши
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики
Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
Работая углубленно в данном направлении, предполагалось, что в дидактической игре математического направления роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвовали в ней, вели ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, исходила из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. В начале разбирали игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботилась о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Детально продумывали, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Также условием успешной реализации программы по развитию математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оформлена зона занимательной математики, состоящая из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т.д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей предметно - пространственной среды осуществлялась с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Регулярное использование в образовательной деятельности системы специальных игровых заданий и упражнений, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Для взаимодействия воспитателей и родителей по вопросу развития математических представлений у старших дошкольников был составлен план формирования родительской компетентности в области математического развития ребенка.
План формирования родительской компетентности в области математического развития ребенка
Задачи | С детьми | С родителями |
Изучение внутренней среды | 1. Диагностика математических способностей детей 2. Беседы на тему «Любишь ли ты математику?», «Какие игры тебе нравятся» | 1. Родительское собрание «Роль игр с математическим содержанием в развитии детей старшей группы». 2.Анкетирование родителей |
1. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке
2. Развлечение | 1. Д/и «Живые цифры» 2. Д/и «Наоборот» «Путешествие в страну Чудес» | Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий |
1.Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10 | 1. Д/и «Назови предыдущее и последующее число» | Продолжать пополнять развивающую среду. |
1. Закрепление знаний о количестве и счете | 1. Д/и «Сосчитай скорей» 2.Математический досуг «Торопись, да не ошибись!»
| Проведение тренинга: «Веселые, но необходимые инструкции для родителей «Математика крошек» |
1. Закрепление счета | Д/и «Кто знает, пусть дальше считает» | Сделать папку-передвижку «Повторите с нами дома» |
1. Упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления | 1. Д/и «Считай – не ошибись!» 2. Д/и «Помоги Незнайке» | Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий |
1.Совершенствовать навыки счета в пределах 10. | 1. Д/и «На зарядку становись» | Открытое мероприятие «Полет на космическом корабле» |
1. Закрепить весь пройденный материал 2. Оценка результатов работы педагога | 1. Математический ринг «Папа, мама, я – считающая семья» 1. Повторная диагностика детей 2. Презентация проекта | Организация фотовыставки «В мире математики» |
5. Взаимодействие воспитателей и родителей в развитии математических представлений дошкольников
Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
В каждой семье есть те или иные трудности в воспитании ребенка. Большую часть дня дошкольник проводит в группе детского сада и, поэтому, именно воспитатель сможет помочь родителям в решении возникших проблем в семейном воспитании. Доверительное общение с педагогом поможет преодолеть все трудности, возникшие на пути воспитания ребенка. От заинтересованности родителей воспитанников, их активности, творчества в процессе сотрудничества с ДОУ во многом зависит процесс развития детей.
Все родители имеют право на получение бесплатной квалифицированной педагогической помощи от дошкольного образовательного учреждения. Созданы условия для комфортного конфиденциального общения родителей с педагогами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др. Они помогают родителям в решении насущных проблем процесса воспитания их сына или дочери.
Родители могут по своему усмотрению знакомиться с жизнью своего ребенка в детском саду, его общением со сверстниками. Они могут понаблюдать за ребенком в разных видах деятельности, игре, труде, во время еды, на прогулке, в бассейне и т.д. Такие наблюдения - источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
В своей работе использую индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей.
Консультации близки по характеру к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа предусматривает диалог. Консультации бывают плановые и внеплановые, групповые и индивидуальные. Их цель – помогать, ближе узнать жизнь семьи, оказать помощь там, где она больше всего нужна – с одной стороны, с другой – побуждает родителей серьезно присмотреться к своим детям, выявить черты их характера, задуматься над тем, какими методами их лучше всего воспитывать.
Развивая математические представления, полученные в ДОУ, родители могут их закрепить в игровой форме в семье.
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если родители будут их закреплять и дома.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру .
Невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.
Решение проблемных задач семейного воспитания позволяет родителям правильно проанализировать воспитательные приемы, направить их на поиск новых способов поведения с ребенком. Важным моментом в эмоционально-насыщенных формах общения с ребенком является совместный досуг взрослых и детей в ДОУ: фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п.
Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком. Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию между ними.
Таким образом, в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем.
Была проведена консультация для родителей: «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 2).
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. Было проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в области математического развития ребенка. Анкета для родителей по математическому развитию детей 5-6 лет в Приложении 1.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Таким образом, в процессе дидактической игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребёнку помогают близкие люди – его родители и педагоги. Выбранные дидактические игры по развитию математических представлений у детей повышают эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти и мышление у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр переходила в радость учения.
Диагностика уровня математического развития А.В. Белошистой.
Дидактические игры, выбранные для теста на диагностику уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
№ | Содержание игры-задания | Цель игры-задания |
Задание 1 | Раскрась стрекозу, которая летит вправо, влево, вверх, вниз | определить умение ориентироваться на плоскости листа |
Задание 2 | Обведи по пунктиру каждый рисунок | определить уровень развития зрительно-моторной координации |
Задание 3 | Найти аквариумы с одинаковым количеством рыбок, соедини линией и раскрась их. Найди аквариум, в котором больше рыбок, покажи его | определить умение сравнивать множество по количеству на основе счета или установления взаимно-однозначного соответствия |
Задание 4 | Сравни рисунки. Найди отличия и отметь их галочкой, скажи, какое время суток на каждом рисунке | определить уровень развития внимания и восприятия, знание названий частей суток: день – ночь |
Задание 5 | Определи последовательность событий. Покажи и расскажи, что сначала, что потом | определить умения устанавливать причинно-следственные связи событий |
Задание 6 | Сравни машинки, найди одинаковые и соедини их линией | определить умения сравнивать предметы сложной формы и находить одинаковые |
Задание 7 | Раскрась чайные приборы в соответствии с ярлычками | определить уровень развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики |
Задание 8 | Соедини каждый рисунок с соответствующей цифрой, раскрась рисунки | определить уровень умения опознавать счетные характеристики предметов и использовать цифровые обозначения |
Задание 9 | Соедини парами рисунки, также подходящие друг другу как рисунки в рамке | определить уровень развития логического мышления |
Задание 10 | Найди в каждой группе предмет, отличный от других, и обведи его. Соедини каждый рисунок с соответствующей цифрой | уровень осознанности счетной деятельности и умения использовать цифры для обозначения количества |
Задание 11 | Соедини рисунки слева с рисунками с правой стороны, так чтобы количество морковок соответствовало количеству точек | определить умение считать в пределах пяти и сравнивать множество с опорой на пересчет |
Задание 12 | Рассмотри рисунок и соедини каждый из предметов в рамке с тем, который ему подходит. Один предмет остался без пары, раскрась его | определить уровень развития логического мышления, соответствие предметов друг другу |
Критерии оценки уровня развития математических представлений:
0 – не приступает к выполнению задания или действует случайным образом, ребенок не воспринимает помощь со стороны, не понимает смысл задания;
1 – сделана правильная попытка выполнения задания, ребенок воспринимает помощь со стороны, может использовать ее для выполнения задания;
2 – задание правильно выполнено, самостоятельно.
Расчет уровня развития математических представлений:
УУ = (n х 100%) : n max , где
УУ - уровень успешности (уровень математического развития);
n – общее количество баллов, набранных ребенком по данному тесту;
n max – максимальное количество баллов, которое ребенок может набрать по тесту (24 балла).
УУ от 80 до 100% - высокий уровень
УУ от 65 до 79% - средний уровень
УУ до 64,9% - низкий уровень
Результаты диагностики оформила диаграммой:
В ходе эксперимента был продуман и апробирован пакет дидактических игр, повышающих уровень математического развития у детей, обновлена предметно-развивающая среда, организовано взаимодействие воспитателей и родителей, направленное на развитие математических представлений у старших дошкольников.
Результаты заключительного этапа показали, что работа дала положительные результаты – уровень развития математических представлений у детей группы составил:
- высокий уровень 60%;
- средний уровень 30%;
- низкий уровень 10%.
6. Значение развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы показал, что применение дидактических игр на занятиях положительно сказывается на усвоении элементарных математических представлений у дошкольников и помогает повышению уровня математического развития детей.
Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников даёт возможность педагогам искать более интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
Дидактические игры несут в себе огромный вклад в формировании математических представлений дошкольников, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Я считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Таким образом, правильно организованная педагогическая работа, грамотный воспитательно-образовательный процесс, комплексный подход к всестороннему развитию воспитанников, позволил ребятам проявить свои возможности. Несомненно, полученный в детском саду опыт пригодится в будущем.
Проведенная работа не исчерпывает данной проблемы и требует дальнейшей работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Заключение
Целью исследования было изучение проблемы использования дидактических игр при развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для ее достижения проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрела и проанализировала особенности использования дидактических игр в процессе развития математических представлений у старших дошкольников. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. При использовании на занятиях математикой занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.
Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Обновление и качественное улучшение системы математического развития старших дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию математических представлений. Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
Для диагностики уровня математического развития у детей старшей группы были использованы тесты и критерии, разработанные А.В. Белошистой. Для определения уровня была использована балльная система оценок. Для проведения диагностики уровня математического развития у детей старшей группы были использованы дидактические игры.
Анализ показал, что у детей, участвующих в эксперименте уровень математического развития увеличился.
Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Материалы опыта работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Перспектива развития
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольников.
Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
Список литературы
1.Арапова-Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет /Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] /Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - СПб.: КАРО, 2007. - 288с.
3. Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст]/ М.П. Беженова. - М.: Эксмо, 2005.
4. Белошистая, А.В. Игровая ситуация на занятиях по математике [Текст]/ А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2007. - №10.- С.18-19.
5. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 24с.
6. Белошистая, А.В. Формирование математических способностей: пути и формы [Текст]/ А.В. Белошистая // Ребенок в детском саду.- 2001. - № 1.- С.12.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
8. Гришунина, Л.В. Математические игры [Текст]/ Л.В. Гришунина // Ребенок в детском саду. - 2007. - №3.
9. Гурьянова, Ю.Ю. Математические игры и головоломки для малышей [Текст] / Ю.Ю. Гурьянова. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2012. -241с.
10. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Житомирский, В.Т. Математическая азбука [Текст] / В.Т. Житомирский, П.Н. Шеврин.- 2-е изд.- М.: Педагогика, 2002.
12. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.- М.: Просвещение, 1992.
13. Ерофеева, Т.И. Планирование занятий по математик [Текст] / Т.И. Ерофеева // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5.- С.14-16.
14. Ерофеева, Т.И. Математические представления [Текст] / Т.И. Ерофеева // Ребенок в детском саду. - 2009. - №8.- С.11-12.
15. Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] // авт.- сост. Г.П. Попова, В.И. Усачева - М., 2005.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник / Г.М. Коджаспирова.- М.: Гардарики, 2007.- 528с.
17. Козина, Л.Ю. Игры по математики для дошкольников [Текст] // Л.Ю. Козина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
18. Леушина, А.М. Математика в детском саду. Методика формирования у дошкольников математических представлений [Текст] / А.М. Леушина.- М.: Просвещение, 1986.-230с.
19. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина.- М.: Просвещение, 1985.
20. Михайлова, З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике [Текст] / З.А. Михайлова.- СПб.: Детство-Пресс, 2001.
21. Морозова, И.Н. Развитие элементарных математических представлений [Текст]: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет / И.Н.Морозова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
22. Нищева, Н.В. Играйка [Текст]: Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
23. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова . - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
24. Петерсон, Л.Г. Игралочка: практический курс математики для дошкольников [Текст]: Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Баласс, 2004 (2-е изд.), - 176с.
25. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]. - 2-е изд., перераб. / М.Н. Перова.- М.: Просвещение, 1996.
26. Попова, Г.П. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] /авт.- сост. Г.П. Попова, В.И. Усачева. - Волгоград: Учитель, 2007.- 141с.
27. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
28. Сербина, А.М. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада [Текст] / А.М. Сербина.- М.: Просвещение, 1992.
29. Стойлова, Л.П. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Л.П. Стойлова, Н.И. Фрейлах. - М.: Гном-Пресс, 2001.
30. Сычева, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (2-й год обучения) [Текст]: Конспекты занятий / Г.Е. Сычева.- М.: Книголюб, 2003.
31. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер.- М.: Просвещение, 1981.
32. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб. пос. для студ. пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра.- М.: Просвещение, 1988.
33. Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх [Текст]: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет / К.В. Шевелев. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...

Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.
По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребност...