Семинар - практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"
презентация к уроку по математике (старшая группа)
Семинар-практикум для воспитателей старших и подготовительных групп "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 "КАЛЕЙДОСКОП"
Семинар-практикум:
"Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Выполнила:
воспитатель старшей группы
Ю.С. Лопанова
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.
Обучение математике и логике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.
Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Можно выделить следующие задачи логико-математического развития:
1. воспитание интереса к занятиям математикой
2. развитие логико-математических представлений: о геометрических фигурах, о пространстве, о величинах, о времени, о числах
3. развитие логических способов познания: обследование, сравнение, группировка, классификация, анализ и синтез, трансформация и трансфигурация, экспериментирование, моделирование.
Таким образом, можно дать определение логико – математической игре как игре, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Современные логико-математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, представлены следующими группами:
- занятия;
- логические таблицы;
- занимательные вопросы;
- веселые задачи в стихах, задачи шутки;
- словесные логические игры;
- игры-головоломки;
- загадки с математическим содержанием;
- дидактические игры.
Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, загадки, задачки – шутки, кроссворды, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи – смекалки, «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Вьентамская игра», «Пентамино» - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи на увеличение, уменьшение, сравнение; игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера - отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.
Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих предметов, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же?», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали», «Продолжи», «Следопыт» - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.
Шуточные задачи по математике:
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
- Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты)
- На столе лежало яблоко. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
Предлагается выйти двум воспитателям. Встаньте лицом к зрителям, а перед вами на стол кладу приз, который достается тому, кто окажется самым внимательным».
Расскажу сейчас рассказ,
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери!
«На слове «три» брать приз. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ».
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых….две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
И жди команду: «Раз, два,….марш!»
Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней очи,
А про себя их повтори,
Разок, другой, но лучше….пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять???
Игра с геометрическими фигурами. Цель: изучение геометрических фигур, развитие памяти.
Ход игры: двое человек садятся за стол, один выкладывает из представленных геометрических фигур рисунок. Второй по команде смотрит на этот рисунок в течение 10 секунд, далее рисунок закрывается листом бумаги. После того, как рисунок составлен вторым игроком, лист поднимается и проверяется правильность построения рисунка.
Игра "Покажи по-разному" Цель: учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.
Ход игры: Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.
Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т. п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире.
Современный выпускник детского сада: любознательный активный обладающий способностью решать интеллектуальные задачи Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.
Задачи логико-математического развития: воспитание интереса к занятиям математикой развитие логико-математических представлений: о геометрических фигурах, о пространстве, о величинах, о времени, о числах развитие логических способов познания: обследование, сравнение, группировка, классификация, анализ и синтез, трансформация и трансфигурация, экспериментирование, моделирование.
Логико - математическая игра это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Варианты логико-математических игр занятия; логические таблицы; занимательные вопросы; веселые задачи в стихах, задачи шутки; словесные логические игры; игры-головоломки; загадки с математическим содержанием; дидактические игры.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлет...
Влияние логико-математических игр экологической направленности на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
памятка для родителей "Роль дидактических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста".
Материал ориентирует родителей в вопросах важности дидактических игр в развитии ребенка-дошкольника....
Отчет по инновационной деятельности на тему "Моделирование как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"
В отчете по инновационной деятельности представлены цели, задачи, объект исследования, предмет исследования. Гипотеза: использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МДОУ и обучение де...
самообразование Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста
Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста...
Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста .
Методобьединение...
Консультация для родителей. ТЕМА: «Кинезиология как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей....