Сценарий проведения ООД по формированию элементарных математических представлений на тему: "Квест от Снежной королевы" (средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Материал представляет собой конспект ООД по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет. Форма проведения занятия - квест понятной детям средней группы линейной структуры. Основная реализуемая в ходе данной деятельности образовательная задача формулируется как "обобщение, систематизация, закрепление представлений о натуральном числовом ряде, геометрических фигурах, свойствах предметов". Кроме того, используемый в работе с детьми деятельностный подход способствует развитию у них познавательной активности и интереса к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_kvest_ot_snezhnoy_korolevy.docx | 179.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко»
Сценарий образовательной деятельности
по формированию
элементарных математических представлений
на тему:
«Квест от Снежной королевы»
Воспитатель: Прохорова Н.А.
Котовск – 2021
Технологическая карта образовательной ситуации | |
Тема недели | «Идёт волшебница Зима» |
Название образовательной ситуации | «Квест от Снежной королевы» |
Время проведения | 09.00 |
Место проведения | Групповая комната |
Длительность | До 20 минут |
Программные задачи | Развитие культуры личности: ‒ Способствовать формированию представлений детей об образовании последующего числа путём прибавления единицы, знакомству с числом и цифрой 8. ‒ Содействовать закреплению знаний числового ряда, геометрических фигур, свойств предметов. Развитие способностей: ‒ Создавать условия для развития речи, памяти, внимания, мыслительных операций, самостоятельности и инициативности дошкольников. ‒ Воспитывать отзывчивость, стремление придти на помощь, докопаться до истины. Формирование детского коллектива ‒ Обогащать опыт работы в парах и в подгруппах. ‒ Способствовать нахождению своей, индивидуальной манеры общения со взрослыми и сверстниками. |
Форма организации образовательной деятельности | Подгрупповая – 12 чел. Интересное дело |
Приоритетный вид деятельности | Познавательная |
Используемая педагогическая система | Система сотрудничества |
Подход к ребёнку и характер воспитательных и образовательных воздействий | Демократический Интерактивный Сотрудничество |
Направление реализации культурной практики | Реализация системы заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений. |
Используемые технологии | • Образовательная технология «Ситуация»; • Технология проблемного обучения; • Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного (использование режима динамических поз, офтальмотренажёра). |
Методы реализации культурной практики | Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов) • Сюрпризный момент; • Элементы творчества и новизны. Методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н. Поддьяков, А.Н. Клюева) • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); • Метод вопросов; • Метод «погружения». Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков) • Эмоциональная насыщенность окружения; • Мотивирование детской деятельности; • Проблемные задачи; • Неясные знания (догадки). Методы индивидуализации развития ребёнка (к.п.н. Л.В. Свирская) • Метод реагирования; • Спонтанная индивидуализация. |
Оборудование и материалы | Костюм Снежной Королевы; сундук для сокровищ; 8 больших и 8 маленьких снежинок; «цветные льдинки» (геометрические фигуры трёх цветов и двух размеров); цифры 1-8 (по количеству детей); карточки для нахождения цифры в ряду; карандаши; запись музыкального фрагмента в ритме вальса. |
Предшествующая работа | Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева». |
Подготовка к занятию | • Изготовление сундука для сокровищ Снежной Королевы; • Вырезание снежинок; • Подбор музыкального фрагмента в ритме вальса. |
Сценарий деятельности
Дошкольники вместе с воспитателем заходят в группу и видят, что их дожидается какая-то очень сдержанная в общении, но в тоже время необыкновенно красивая дама.
Воспитатель: Ой, дети, да у нас здесь, оказывается, гостья! (Обращаясь к ней.) Здравствуйте, сударыня!
Дети тоже здороваются.
Снежная Королева (медленно повернув голову в сторону вошедших и снова отвернувшись от них): Здравствуйте, милейшие.
Воспитатель (к детям): Какая она строгая. Вы заметили? А кто же это может быть?
Любуясь белоснежными, сверкающими на солнце нарядами гостьи, слыша холодный, даже «леденящий» голос дети приходят к выводу, что перед ними самая настоящая Снежная Королева.
Воспитатель: Уважаемая, а давно ли вы нас здесь дожидаетесь? И что могло привести к нам столь известную сказочную особу?
Снежная Королева: Одно очень важное, не терпящее отлагательств дело.
Воспитатель: Очень важное дело? Дети, что же это может быть?
Предположения детей.
Снежная Королева (обращаясь к воспитателю): Слышала однажды, что ваши девчонки и мальчишки упоминали о какой-то Царице наук – Математике.
Воспитатель: Дети, знаем мы такую?
Ответы детей.
Воспитатель: Да. И вот как раз именно математикой мы с ребятами и хотели сейчас заняться.
Снежная Королева: Вынуждена вас огорчить. Математики сегодня не будет.
Воспитатель (недоумевая): Это почему же?
Снежная Королева: Потому что, как вы знаете, на этой неделе я напустила на Землю сильные морозы и взяла вашу Математику в плен, ледяной плен, разумеется. Никогда не терпела никакого соперничества.
Воспитатель: Так, что же это получается? Мы все остались без такой важной науки как математика? Что же теперь будет?
Снежная Королева: Ничего страшного, можете не волноваться. Одной царствующей особы в этом мире будет достаточно.
Воспитатель: Дети, а вы тоже так считаете?
Дошкольники рассуждают о том, что без математики ни в магазин сходить, ни дом построить, да даже суп сварить нельзя.
Воспитатель: Уважаемая, Королева, а может быть, вы сжалитесь над нами и всё-таки отпустите Математику на волю.
Снежная Королева: Только если вы сможете мне доказать, что даже мне, самой Снежной Королеве, без математики никак не обойтись.
Воспитатель: Дети, как считаете, справимся мы с такой задачей?
Ответы детей.
Воспитатель: А как именно мы будем это делать?
Размышления детей.
Воспитатель: У меня, мои хорошие, тоже есть одна идея. (Обращаясь к Королеве.) А скажите, ваше Величество, много ли дел вам предстоит сегодня сделать?
Снежная Королева: У Снежной Королевы всегда много забот, особенно зимой.
Воспитатель: Тогда, может быть, вы позволите вам немного помочь. Вдруг наши математические познания смогут как-то пригодиться при выполнении ваших важных поручений.
Снежная Королева: Ну, попробуйте, раз такие смелые.
Поручение 1.
Пересчитать самые драгоценные маленькие и большие снежинки из сундука с сокровищами Снежной Королевы.
(Знакомство с числом и цифрой 8, счёт до 8.)
Воспитатель: ‒ Чем снежинки отличаются? (Размером.)
‒ Сколько крупных снежинок? Посчитайте и поставьте нужную цифру. (Семь.)
‒ Сколько мелких снежинок? Какую цифру нужно поставить? (Семь.)
‒ Что можно сказать о количестве крупных и мелких снежинок? (Крупных снежинок столько же, сколько и мелких. Их поровну, по 7.)
‒ Как расположить снежинки, чтобы сразу стало видно, что снежинок поровну? (Снежинки размещаются одна под другой. Подчеркнуть, что снежинки разного размера, но количество их одинаково.)
‒ Посмотрите, на одежду ☺ присела ещё одна маленькая снежинка. Каких снежинок теперь больше? (Маленьких.)
‒ Посчитайте их. (Считают до 8, выставляется цифра 8.)
‒ Как получили 8 снежинок? (К 7 снежинкам прибавили ещё 1.)
‒ Какое число больше – 8 или 7? На сколько? Какое число меньше? (8 на 1 больше, чем 7, а 7 на 1 меньше, чем 8.)
‒ Как сделать поровну? (Обсуждаются два способа: добавить 1 большую снежинку или убрать 1 маленькую.)
Дети и воспитатель поднимают головы и обнаруживают, что одну большую снежинку поднял вверх проказник ветер. Проводится игра с использованием офтальмотренажёра В.Ф. Базарного: дети следят глазами за прикреплённой к кончику указки снежинкой, летающей сначала по красному овалу, затем по синему овалу, по короткой жёлтой полосе, по длинной жёлтой полосе, по траектории, напоминающей цифру 8.
Воспитатель: Какую цифру нарисовала нам сейчас снежинка (Цифру 8.) Сосчитайте от 1 до 8. Сосчитайте от 8 до 1.
Поручение 2.
Научить эти снежинки танцевать вальс, собираясь по окончании музыки в группы по 2, 3, 4 и т.д. в зависимости от той цифры, которую показывает их повелительница.
Поручение 3.
Подобрать льдинки нужного цвета, размера и формы для украшения нового платья Королевы. (Д/и «Геометрическое лото»)
Поручение 4.
Выяснить, сколько сосулек растаяло на доме, находящемся между домами с номерами 1 и 3, 2 и 4, 5 и 7, 3 и 5, 4 и 6, 6 и 8, если Снежная Королева развешивала на каждом доме сосульки в соответствии с его номером. (Закрепление знания числового ряда.)
У каждого ребёнка карточка и карандаш. На домиках, где нет табличек с номером, они должны дорисовать необходимое количество сосулек.
Воспитатель: Ваше Величество. Мы справились со всеми вашими заданиями.
Снежная Королева: Так быстро? Этого не может быть! Должно быть, вам кто-то помогал.
Воспитатель: Ну, конечно. Дети, сможете назвать её Величеству нашего помощника? Без чего мы не могли бы считать, различать формы, правильно называть цифры, определять их порядок?
Ответы детей. (Без математики.)
Снежная Королева: Как, без математики?
Воспитатель: А вот так, уважаемая Королева. Оказывается, что и в ваших делах без математики никак не обойтись. Мы с ребятами смогли вам это доказать?
Снежная Королева: Вынуждена признать, что смогли.
Воспитатель: Отпускайте же скорее нашу Математику на волю.
Снежная Королева произносит волшебное заклинание, слышится звук колющегося льда ‒ Математика получает долгожданную свободу.
Воспитатель (обращаясь к Снежной Королеве): Ваше королевское высочество, а для того, чтобы вы тоже, как и мы, подружились с математикой, мы предлагаем вам отгадать загадки, которые она для нас приготовила (Загадки о цифре 8 и о том, что как-то с ней связано.):
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
(Г. Виеру)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
Вот и весь я ‒ … (Осьминог)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк:
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Используемая литература:
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. М., 1998.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет "Ищем клад".
Конспект организации и проведения открытого занятия по математическому развитию детей подготовительной к школе группы....
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...
Модель проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Спешим на помощь веселому человечку».
Модель проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Спешим на помощь веселому человечку». Составила Ерзина Тамиря Хакимовна, восп...
Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Путешествие по сказке"
В ходе путешествия по сказке "Гуси - лебеди" дети уточняют счет предметов в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрами, упражняются в умении двигаться в заданном направлении и в соо...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...
24.02.2021 г Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: Квест – игра «Путешествие в страну Математики» для подготовительной группы
Цель: закрепление ранее полученных знаний по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «КУБ»
Сформировать представление о кубе и некоторых свойствах, умение распознать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур...