Сценарий проведения ООД по формированию элементарных математических представлений на тему: "Квест от Снежной королевы" (средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой конспект ООД по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет. Форма проведения занятия - квест понятной детям средней группы линейной структуры.  Основная реализуемая в ходе данной деятельности образовательная задача формулируется как "обобщение, систематизация, закрепление представлений о натуральном числовом ряде, геометрических фигурах, свойствах предметов". Кроме того, используемый в работе с детьми деятельностный подход способствует развитию у них познавательной активности и интереса к математике.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_kvest_ot_snezhnoy_korolevy.docx179.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко»

Сценарий образовательной деятельности

по формированию

элементарных математических представлений

на тему:

«Квест от Снежной королевы»

        Воспитатель: Прохорова Н.А.

        Котовск – 2021

Технологическая карта образовательной ситуации

Тема недели

«Идёт волшебница Зима»

Название образовательной  ситуации

«Квест от Снежной королевы»

Время проведения

09.00

Место проведения

Групповая комната

Длительность

До 20 минут

Программные задачи

Развитие культуры личности:

‒  Способствовать формированию представлений детей об образовании последующего числа путём прибавления единицы, знакомству с числом и цифрой 8.

  Содействовать закреплению знаний числового ряда, геометрических фигур, свойств предметов.

Развитие способностей:

‒   Создавать условия для развития речи, памяти, внимания, мыслительных операций, самостоятельности и инициативности дошкольников.

 Воспитывать отзывчивость, стремление придти на помощь, докопаться до истины.

Формирование детского коллектива

‒ Обогащать опыт работы в парах и в подгруппах.

‒ Способствовать нахождению своей, индивидуальной манеры общения со взрослыми и сверстниками.

Форма организации образовательной деятельности

Подгрупповая – 12 чел.  Интересное дело

Приоритетный вид деятельности

Познавательная

Используемая педагогическая система

Система сотрудничества

Подход к ребёнку и характер воспитательных и образовательных воздействий

Демократический

Интерактивный

Сотрудничество

Направление реализации культурной практики

Реализация системы заданий, ориентированных  на познание объектов, ситуаций, явлений.

Используемые технологии

• Образовательная технология «Ситуация»;

• Технология проблемного обучения;

• Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного (использование режима динамических поз, офтальмотренажёра).

Методы реализации культурной практики

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

•  Сюрпризный момент;

•  Элементы творчества и новизны.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н. Поддьяков, А.Н. Клюева)

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

•  Метод вопросов;

•  Метод «погружения».

Методы обучения и развития творчества

(проф. Н. Н. Поддьяков)

•  Эмоциональная насыщенность окружения;

•  Мотивирование детской деятельности;

•  Проблемные задачи;

•  Неясные знания (догадки).

Методы индивидуализации развития ребёнка

   (к.п.н. Л.В. Свирская)

•  Метод реагирования;

     •  Спонтанная индивидуализация.

Оборудование и материалы

 Костюм Снежной Королевы; сундук для сокровищ; 8 больших и 8 маленьких снежинок; «цветные льдинки» (геометрические фигуры трёх цветов и двух размеров); цифры 1-8 (по количеству детей); карточки для нахождения цифры в ряду; карандаши; запись музыкального фрагмента в ритме вальса.

Предшествующая работа

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева».

Подготовка к занятию

•   Изготовление сундука для сокровищ Снежной Королевы;

•  Вырезание снежинок;

• Подбор музыкального фрагмента в ритме вальса.

Сценарий деятельности

Дошкольники вместе с воспитателем заходят в группу и видят, что их дожидается какая-то очень сдержанная в общении, но в тоже время необыкновенно красивая дама.

Воспитатель: Ой, дети, да у нас здесь, оказывается, гостья! (Обращаясь к ней.) Здравствуйте, сударыня!

Дети тоже здороваются.

Снежная Королева (медленно повернув голову в сторону вошедших и снова отвернувшись от них): Здравствуйте, милейшие.

Воспитатель (к детям): Какая она строгая. Вы заметили? А кто же это может быть?

Любуясь белоснежными, сверкающими на солнце нарядами гостьи, слыша холодный, даже «леденящий» голос дети приходят к выводу, что перед ними самая настоящая Снежная Королева.

Воспитатель: Уважаемая, а давно ли вы нас здесь дожидаетесь? И что могло  привести к нам столь известную сказочную особу?

Снежная Королева: Одно очень важное, не терпящее отлагательств дело.

Воспитатель: Очень важное дело? Дети, что же это может быть?

Предположения детей.

Снежная Королева (обращаясь к воспитателю): Слышала однажды, что ваши девчонки и мальчишки упоминали о какой-то Царице наук – Математике.

Воспитатель: Дети, знаем мы такую?

Ответы детей.

Воспитатель: Да. И вот как раз именно математикой мы с ребятами и хотели сейчас заняться.

Снежная Королева: Вынуждена вас огорчить. Математики сегодня не будет.

Воспитатель (недоумевая): Это почему же?

Снежная Королева:  Потому что, как вы знаете, на этой неделе я напустила на Землю сильные морозы и взяла вашу Математику в  плен, ледяной плен, разумеется. Никогда не терпела никакого соперничества.

Воспитатель: Так, что же это получается? Мы все остались без такой важной науки как математика? Что же теперь будет?  

Снежная Королева: Ничего страшного, можете не волноваться. Одной царствующей особы в этом мире будет достаточно.

Воспитатель: Дети, а вы тоже так считаете?

Дошкольники рассуждают о том, что без математики ни в магазин сходить, ни дом построить, да даже суп сварить нельзя.

Воспитатель: Уважаемая, Королева, а может быть, вы сжалитесь над нами и всё-таки отпустите Математику на волю.

Снежная Королева: Только если вы сможете мне доказать, что даже мне, самой Снежной Королеве, без математики никак не обойтись.

Воспитатель: Дети, как считаете, справимся мы с такой задачей?

Ответы детей.

Воспитатель: А как именно мы будем это делать?

Размышления детей.

Воспитатель: У меня, мои хорошие, тоже есть одна идея. (Обращаясь к Королеве.) А скажите, ваше Величество, много ли дел вам предстоит сегодня сделать?

Снежная Королева: У Снежной Королевы всегда много забот, особенно зимой.

Воспитатель: Тогда, может быть, вы позволите вам немного помочь. Вдруг наши математические познания смогут как-то пригодиться при выполнении ваших важных поручений.

Снежная Королева:  Ну, попробуйте, раз такие смелые.  

Поручение 1.

Пересчитать самые драгоценные маленькие и большие снежинки из сундука с сокровищами Снежной Королевы.

(Знакомство с числом и цифрой 8, счёт до 8.)

Воспитатель: ‒  Чем снежинки отличаются? (Размером.)

‒ Сколько крупных снежинок? Посчитайте и поставьте нужную цифру. (Семь.)

‒ Сколько мелких снежинок? Какую цифру нужно поставить? (Семь.)

‒ Что можно сказать о количестве крупных и мелких снежинок? (Крупных снежинок столько же, сколько и мелких. Их поровну, по 7.)

‒  Как расположить снежинки, чтобы сразу стало видно, что снежинок поровну? (Снежинки размещаются одна под другой. Подчеркнуть, что снежинки разного размера, но количество их одинаково.)

‒  Посмотрите, на одежду ☺ присела ещё одна маленькая снежинка. Каких снежинок теперь больше? (Маленьких.)

‒  Посчитайте их. (Считают до 8, выставляется цифра 8.)

‒  Как получили 8 снежинок? (К 7 снежинкам прибавили ещё 1.)

‒  Какое число больше – 8 или 7? На сколько? Какое число меньше? (8 на 1 больше, чем 7, а 7 на 1 меньше, чем 8.)

‒ Как сделать поровну? (Обсуждаются два способа: добавить 1 большую снежинку или убрать 1 маленькую.)

Дети и воспитатель поднимают головы и обнаруживают, что одну большую снежинку поднял вверх проказник ветер. Проводится игра с использованием офтальмотренажёра  В.Ф. Базарного: дети следят глазами за прикреплённой к кончику указки снежинкой, летающей сначала по красному овалу, затем по синему овалу, по короткой жёлтой полосе, по длинной жёлтой полосе, по траектории, напоминающей цифру 8.

Воспитатель: Какую цифру нарисовала нам сейчас снежинка (Цифру 8.) Сосчитайте от 1 до 8. Сосчитайте от 8 до 1.

Поручение 2.

Научить эти снежинки танцевать вальс, собираясь по окончании музыки в группы по 2, 3, 4 и т.д. в зависимости от той цифры, которую показывает их повелительница.

Поручение 3.

Подобрать льдинки нужного цвета, размера и формы для украшения нового платья Королевы. (Д/и «Геометрическое лото»)

C:\Users\Эльдорадо\Desktop\1452880366_volshebnoe-zerkalo-korolevy_1_raskrasku.com.jpg

Поручение 4.

Выяснить, сколько сосулек растаяло на доме, находящемся между домами с номерами 1 и 3, 2 и 4, 5 и 7, 3 и 5, 4 и 6, 6 и 8,  если Снежная Королева развешивала на каждом доме сосульки в соответствии с его номером. (Закрепление знания числового ряда.)

У каждого ребёнка карточка и карандаш. На домиках, где нет табличек с номером, они должны  дорисовать необходимое количество сосулек.

        

 

Воспитатель: Ваше Величество. Мы справились со всеми вашими заданиями.

Снежная Королева: Так быстро? Этого не может быть! Должно быть, вам кто-то помогал.

Воспитатель: Ну, конечно. Дети, сможете назвать её Величеству нашего помощника? Без чего мы не могли бы считать, различать формы, правильно называть цифры, определять их порядок?

Ответы детей. (Без математики.)

Снежная Королева: Как, без математики?

Воспитатель: А вот так, уважаемая Королева. Оказывается, что и в ваших делах без математики никак не обойтись. Мы с ребятами смогли вам это доказать?

Снежная Королева: Вынуждена признать, что смогли.

Воспитатель: Отпускайте же скорее нашу Математику на волю.

Снежная Королева произносит  волшебное заклинание, слышится звук колющегося льда ‒ Математика получает долгожданную свободу.

Воспитатель (обращаясь к Снежной Королеве): Ваше королевское высочество, а для того, чтобы вы тоже, как и мы, подружились с математикой, мы предлагаем вам отгадать загадки, которые она для нас приготовила (Загадки о цифре 8 и о том, что как-то с ней связано.):  

Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

                          (Г. Виеру)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Вот и весь я  ‒ …  (Осьминог)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк:

Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

Используемая литература:

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. М., 1998.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет "Ищем клад".

Конспект организации  и  проведения  открытого  занятия  по  математическому  развитию  детей  подготовительной  к школе  группы....

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...

Модель проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Спешим на помощь веселому человечку».

Модель проведения  занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе  «Спешим на помощь веселому человечку». Составила Ерзина Тамиря Хакимовна, восп...

Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Путешествие по сказке"

В ходе путешествия по сказке "Гуси - лебеди" дети уточняют счет предметов в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрами, упражняются в умении двигаться в заданном направлении и в соо...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «КУБ»

Сформировать представление о кубе и некоторых свойствах, умение распознать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур...