Конспект занятия по ФЭМП старшая (разновозрастная) группа Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
- Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
- Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Демонстрационный материал: кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4-5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов.
Раздаточный материал: листы бумаги с напечатанной куклой в платье для раскрашивания, разноцветные круги – горошины для украшения платья бумажной куклы, прямоугольные платочки - салфетки, ножницы, 4 карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по ФЭМП в старшей (разновозрастной) группе
Тема: «Совершенствование навыков счета в пределах 10 и упражнение в счете по образцу»
Цель:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
- Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
- Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Демонстрационный материал: кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4-5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов.
Раздаточный материал: листы бумаги с напечатанной куклой в платье для раскрашивания, разноцветные круги – горошины для украшения платья бумажной куклы, прямоугольные платочки - салфетки, ножницы, 4 карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов.
Список используемой литературы
1.. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. И.А. Помораева, В.А. Позина. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2015г.
2. В.П. Новикова Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5 – 6 лет. Москва Мозаика – Синтез 2010г.
3. В. П. Новикова Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5 – 7 лет. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2011г.
4.Комплексные занятия. Старшая группа. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «Учитель»,2012г.
1 часть
Игровое упражнение - «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нашей куклы новое платье, но на нем нет еще пуговичек. Давайте поможем ей подобрать 10 пуговичек одинакового цвета.
Перед вами стоят тарелочки с разноцветными кругами - пуговичками. Я предлагаю вам отсчитать по 10 пуговичек одинакового цвета.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: «Сколько всего пуговиц отсчитали?». Я предлагаю пришить пуговицы к платью куклы, убирая по одной, справа налево и считая, сколько осталось.
Дети выполняют задание вместе с воспитателем. Воспитатель работает у доски.
2 часть:
Игровое упражнение - «Завяжем кукле бантики».
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях еще одна гостья (показывает детям куклу с одной косичкой). Вы видите, что у куклы Тани одна косичка, а она просит сделать ей две косички и завязать бантики.
(Воспитатель поясняет, что одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины).
Воспитатель: «Что нужно сделать, чтобы отмерить ленточку такой же длины?».
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнения.
При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой, заплетает кукле две косички и завязывает бантики.
Физкультминутка «Слушай, делай»
Поднимите руки вверх, опустите вниз.
Повернитесь налево, направо.
Сделай три шага вперед, затем влево.
Вытяните правую руку в сторону, затем левую, поднимите вверх обе руки, опустите.
Спрячьте руки назад, вытяните вперед, опустите вниз.
Назовите предметы, которые находятся слева, справа.
3 часть:
Игровое упражнение - «Платочки для кукол».
Воспитатель: (раздает детям разноцветные прямоугольные бумажные платочки – один на двоих)
-Ребята, какой геометрической формы платочки я подарила вашим куклам – подружкам?» (Ответы детей).
-«Вот, незадача, один платочек на двоих!» «Что нужно сделать, чтобы из одного платочка получилось два платочка и наши гостьи остались довольны?»
(Дети обсуждают способы деления прямоугольного платочка - салфетки.)
Воспитатель: Все верно. Нужно сложить платочек пополам так, чтобы короткие стороны совпали. А затем разрезать платочек по линии сгиба. Но прежде чем мы поделим платочки, мы должны вспомнить правила обращения с ножницами. Напомните мне, пожалуйста, эти правила.
Дети:
- Ножницы нельзя брать без разрешения;
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить;
- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде;
- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться;
- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед;
- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх;
- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться;
- Ножницами нельзя вырезать на ходу.
(Дети работают попарно. Один ребенок складывает платочек пополам, а другой разрезает салфетку по линии сгиба пополам. Дети проверяют равенство полученных платочков.)
Воспитатель: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»
Дети дарят платочки куклам.
4 часть:
Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. (В процессе проверки дети называют предметы и их форму.)
Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.
5 часть:
Подвижная игра «Автомобили и гаражи».
На ковре разложены обручи с карточками, на которых изображены от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.
Воспитатель: (объясняет правила игры) «Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор».
Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.
Игру можно провести с музыкальным сопровождением.
3 этап:
-Скажите, ребята, чем мы сегодня занимались? («Пришивали» пуговицы на платье куклы, отмеряли ленту для куклы Тани, что бы заплести ей две косички, делили прямоугольный платочек на две равные части, подбирали предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы и закрывали пустые квадраты в карточке, играли в игру «Автомобили и гаражи»).
-Сколько пуговиц мы отсчитали, чтобы пришить на платье кукле? (Мы отсчитали 10 пуговиц одного цвета.)
-Каким образом мы отмерили длину ленты для куклы Тани? (Мы приложили к длинной ленте ту ленту, которая была на кукле, и отрезали точно такую же).
-Как еще можно было отмерить длину ленты? (Можно было использовать картонную мерку).
-Предметы, какой формы мы выкладывали на карточки, закрывая пустые квадраты? (Мы выкладывали предметы круглой, треугольной, квадратной и прямоугольной формы).
-Как мы находили гаражи для автомобилей? (Считали количество кругов на карточках – номерах автомобилей и находили гараж с таким же количеством кругов).
-Кто – то из вас испытывал трудности и в чем они заключались?
-Понравилось ли вам то, чем мы сегодня занимались?
Воспитатель: Молодцы, мне понравилось, как вы сегодня работали. Я дарю вам кукол для раскрашивания и надеюсь, что вы оденете их в разноцветные нарядные платья с помощью карандашей и красок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в средней группе Тема: «Ориентировка в пространстве, сравнивание предметов по длине. Счет в пределах 4"
Конспект занятия по математике в средней группеТема: «Ориентировка в пространстве, сравнивание предметов по длине. Счет в пределах 4"...
Занятие по ФЭМП старшая (разновозрастная) группа«Путешествие на остров сокровищ»
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации....
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему: "Счёт в пределах 5"
Задачи: • Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. • Продолжать учить сравнивать предметы по двум призна...
Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе 3-5 лет
Знакомство с цифрой и числом 4....
Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе.
Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе.Тема (старшая группа): «Сравнение предметов по длине».Цель: учить сравнивать предметы по длине используя условную мерку. Упражнять в счёте...
Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе детей 4 - 6 лет. Тема: «Сказочная страна»
Цель: Закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.Задачи:Образовательные:упражнять в счете прямого и обратного счета в пределах...