Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР. ФЭМП. Тема. Порядковый счет. Последовательность времен года. Логические закономерности.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цели: упражнение в порядковом счёте в пределах 9, расширение временных представлений: последовательность времён года, развитие логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Порядковый счет. Последовательность времен года. Логические закономерности. | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк »
Представление опыта работы студентам КГБПОУ «РПК»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
для детей с задержкой психического развития.
Познавательное развитие
(формирование элементарных математических представлений)
Тема. Порядковый счет. Последовательность времен года. Логические
закономерности.
Из опыта работы:
учителя -дефектолога
МБДОУ «Д/ сад № 14 «Василёк»
Митиной В.Б.
г. Рубцовск
март, 2018
Цели: упражнение в порядковом счёте в пределах 9, расширение временных представлений: последовательность времён года, развитие логического мышления.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Обеспечить усвоение порядкового счёта в пределах 9, правильно отвечать на вопросы «сколько всего?», «какой по счёту?», «кто перед?», «кто после?», «кто за?», «кто до?».
Коррекционно - развивающие:
- расширять временные представления: последовательность времён года, понятия до, за, раньше, позже;
- учить находить и соблюдать логические закономерности при раскрашивании изображений;
- развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику, интерес к предмету, умение действовать в соответствии с инструкцией;
- формировать интерес к проблеме охраны природы, продолжать знакомить детей с правилами поведения в природе.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе.
Формы организации совместной деятельности: игры, упражнения, практическая деятельность
Форма организации детей: подгрупповая
Методы организации:
Практические: упражнение, моделирование, изготовление игрушки - волчка
Наглядные: демонстрация наглядных пособий
Словесные: рассказ педагога, беседа
Игровые: дидактическая игра
Лексический материал: порядковые числительные, предлоги «перед, после, до, за, между».
Оборудование: мнемотаблица по стихотворению «Времена года», демонстрационные и раздаточные картинки по временам года, фотографии детей, экологические знаки, вагончики 1 – 9, 9 разных машин с номерами от 1 до 9, заготовки – круги, разделённые на 9 частей, частично закрашенные с соблюдением закономерности, цветные карандаши, аудиозвуки «стук колес поезда», «писк мышки», знаки к игре «Замри», фишки
Предварительная работа: знакомство с числом и цифрой 9, значение словосочетаний «весна-красна», «лес наряд свой сбросил».
Ход образовательной деятельности.
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент. | ||
Дидактическая игра «Наоборот». Цель: психологический настрой на совместную деятельность. | - Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Сейчас проверим.
| Дети добавляют слово, повторяют предложение и садятся на место. |
Сядьте ровно, ножки вместе. Ручки полочкой на стол Начинаем разговор. | ||
Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть. | ||
Минутка календаря. Цель: формирование временных представлений. Картинка «День воды» | Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь». – Расскажем вместе о сегодняшнем дне по плану. ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ. - Если сегодня четверг, то завтра будет … - Если сегодня четверг, то вчера была … - Какие праздники уже принесла нам весна? Да сегодня, 22 марта – Всемирный день воды. Всемирный – это значит его отмечают во всем мире, на нашей планете Земля. Без воды не может жить ни человек, ни растения, ни животные. После занятия мы поговорим, почему важно беречь воду и как мы можем это сделать. | Коля - Сегодня 22 марта, время года – весна, день недели – четверг. - Если сегодня четверг, то завтра будет пятница. - Если сегодня четверг, то вчера была среда. 1 марта – Всемирный день кошек. 8 марта – Женский день 21 марта – День леса. 22 марта – День воды. 27 марта – День театра |
Устный счёт. | Счет от 1 до 9. Счет от 9 до 1. Счет от 3 до 8. Счет от 9 до 2. Счет от 4 до 7. Счет от 2 до 6. - Назови соседей числа 8, 5, 3, 6, 2, 4 | |
Выделение темы. | - Математика – это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику – тот тренирует свой ум. Сегодня мы с вами посчитаем по порядку, поиграем с временами года и сделаем интересную игрушку. | |
Порядковый счет. Включить звук «мышиный писк». При затруднении показать картинку «мышиный хвостик» Понятия: перед, после, до, за, между. | - Что это за звук? - Построим и мы каждый свой поезд. - Посчитаем вагоны по порядку. - Сколько вагонов у нас в составе? Но сегодня мы добавляем ещё один вагон. Какой его будет номер? - А вот отгадайте, кто едет в девятом вагоне. -За каким вагоном будет стоять наш новый вагон? - А теперь посчитаем вагоны по порядку слева направо. - В каком вагоне едет медведь? Заяц? Баран? - Кто едет перед гусем /перед мышкой/ перед кошкой? - Кто едет после коровы/ после слона/ после кошки? - Кто всех, кто едет до гуся/ после гуся? - Кто едет между … и …? | Дети выстраивают вагоны по порядку. Порядковый счёт 1 - 8 Это мышка. |
Порядковый счет. | - А теперь мы построим по порядку наши машины. - Посчитаем по порядку. | Дети выстраивают ряд машин. |
Установление последовательности времен года. Глобальное чтение слов. Понятия: перед, после, до, за, между, раньше, позже. | - Зима, лето, осень, весна – что это? - Времена года идут друг за другом, по кругу. Давайте разложим по порядку, начиная с зимы. - Повторим наше стихотворение. ВРЕМЕНА ГОДА Первой к нам Зима идет, Новый год она ведет. За Зимой — второй — Весна. Говорят: «Весна-красна». Третьим — Лето, все в цветах И с малиной на кустах. А четвертой — Осень... Лес наряд свой сбросил. - Что значит «Весна-красна»? Если взглянуть на улицу, то как раз красного цвета там маловато. - О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому, что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года! Очень красивы и нежны первые цветы... Вся земля быстро покрывается свежей травкой... Она такая красивая, яркая. - А кто может прочитать карточку и найти нужное время года. - Какое время года наступает после осени? После зимы? За зимой будет? Перед зимой …? И т.д. - Все мы родились в разное время года. Я родилась весной, значит, свою фотографию размещу рядом с весной. | дети по порядку выкладывают картинки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» Красна - значит красивая! Ребёнок читает и прикрепляет рядом с нужной картинкой. Дети прикрепляют свою фотографию рядом с тем временем года, когда они родились. зима: Лилиана 31.12. Полина 25.01. Саша 21.01. весна Елисей 25.04. Коля П 11.03. лето Анна 17.07. осень Матвей 11.10. |
Физкульминутка Дидактическая игра «Замри» Цель: учить детей анализировать схематическое изображение и соотносить его с собственной позой, развивать мышление детей. | Произнося эти слова, педагог называет номер карточки со схематическим изображением человека в какой - нибудь позе. Все дети должны принять такую же позу. | Дети двигаются по комнате и по команде взрослого "раз, два, три-как пятый замри" останавливаются. |
Экологические знаки | - Природа красива в любое время года. И её нужно охранять. Давайте составим знак и расскажем, что он обозначает. Нельзя ловить и уносить домой детёнышей животных! В природе о них заботятся взрослые животные. Нельзя топтать и рвать цветы! Они украшают луга и леса, Но это не только природы краса В них пчелы находят целительный дар И бабочки пьют из них сладкий нектар. За тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы. Нельзя ломать ветки деревья и кустарники! От этого они сохнут и погибают. Деревья очищают воздух Нельзя в лесу разводить костёр! От маленького костра может сгореть большой лес. Нельзя оставлять мусор в лесу! Во-первых, мусор в лесу это просто неэтично и некрасиво. Во-вторых, в процессе разложения химические элементы попадают в почву и грунтовые воды, затем в родники. Различные химические вещества вступают между собой в реакции и могут непредсказуемо влиять на здоровье человека. В-третьих, в поисках еды, на «туристические» свалки выходят животные. Вместе с пищей они поглощают целлофан и другие не перевариваемые предметы, что влечет их гибель. В-четвертых, на битом стекле в лесу могут легко пораниться отдыхающие дети, туристы, грибники и те же животные. Нельзя брать в руки и даже трогать птичьи яйца! Если ты заметил гнездо – сразу отойди подальше. Его нельзя не только трогать, брать в руки яйца или птенчиков, но даже и фотографировать с близкого расстояния. Испуганные птицы могут навсегда покинуть гнездо и тогда птенцы погибнут. Яйца птиц очень хрупкие и если их потрогать, то можно невзначай повредить. | |
Логические закономерности. | - Сегодня я предлагаю сделать вам забавную игрушку. Меня спроси, как я тружусь? - Вокруг оси своей кружусь. - Какой она формы? - Но вот времени её докрасить у меня не хватило. Я прошу вашей помощи. Круг разделен на равные части. Сколько всего частей у круга? - Сколько частей я успела раскрасить? - Сколько частей не успела раскрасить? - Цвета в круге должны повторяться. Называем цвета по порядку: … - Ещё раз повторяю, что цвета должны повторяться. Кто догадался, какой следующий цвет? | Ответ детей: красный, желтый, зеленый, красный, Ответ детей: желтый, зеленый, красный, желтый, зеленый Дети закрашивают части круга, соблюдая закономерность, и вставляют зубочистку в центр. |
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть. | ||
Д/ упр «У кого башня выше?»
| Построим башни из фишек и сравним, у кого выше. Что вам сегодня показалось особенно интересным. | Дети стоят башню. Высказывают свое мнение. |
Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:
- работа по презентациям «Нужен ли нам лес?», «В защиту леса и его обитателей?»;
- закрепление навыков порядкового счёта в пределах 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в старшей возрастной группе (подгруппа – 6 человек) Тема: «А вместе – лучше!»
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей....
Конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР ОО" Познавательное развитие"( ФЭМП)Тема:"Незнайка в гостях у ребят- дошколят" в средней группе.
Интересный конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР"Познавательное развитие" ( ФЭМП), в средней группе....
План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.
План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе детей с ОВЗ «Зонтики для лисят»
Цель: активировать речь детей.Задачи: закрепление умения действовать по алгоритму. Развивать творческое воображение, внимание, фантазию, научить рисовать зонтики, создать эмоциональный настрой в групп...
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе: Познавательное развитие ФЭМП. Тема «Поможем принцессе математики».
Образовательная деятельность проводиться во второй младшей группе по формированию математических представлений на тему «Поможем принцессе математики». Проводя образовательную деятельность,...