Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Математические ступеньки"
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по программе дополнительного образования «Математические ступеньки» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Через систему увлекательных игр и упражнений, дети познакомятся со счетом до 20, решением примеров и задач на сложение и вычитание, научатся работатьсамостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematicheskie_stupenki.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное образовательное учреждение «Образовательный центр «Протон»
Образовательная программа дополнительного образования
«Математические ступеньки»
Автор – составитель:
Горященко С.В.
Категория воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень реализации программы: базовый
Москва 2020 – 2021 уч. г.
1. Пояснительная записка ……………………………………………….3.
- Актуальность …………………………………………………………...3
- Цель ……………………………………………………………………… 4
- Педагогическая целесообразность………………………………….4
- Основные принципы программы. Ожидаемые результаты…………6
- Планирование………………………………………………………7
- Используемая литература ………………………………………………10.
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Направление Программы дополнительного образования «Математические ступеньки» - социально – педагогическое.
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по математике, параллельно готовя руку ребёнка к письму, развивая мыслительные способности и ориентировку в пространстве, не выделяя при этом обучение в отдельную деятельность.
Вышесказанное, прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Актуальность и целесообразность
создания данной образовательной программы.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
2. Цель:
формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
- развитие логического мышления и творческих способностей.
- развитие математических способностей .
- развитие личностных качеств
- развитие навыков самоконтроля и самооценки.
- обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
- 3. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды
- занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие – развлечение.
Педагогическая целесообразность:
Образовательная программа «Математические ступеньки» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаю отличительной чертой данной образовательной программы.
Обучение рассчитано на 8 месяцев и проводится 2 раза в неделю по 35-40-минутных занятиях интегрированного вида.
Среди методов, используемых в период занятий по программе «Математические ступеньки», используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Кружок рассчитан на детей в возрасте 5 – 7 лет. Так как в этом возрасте продолжает совершенствоваться речь, мышление сопровождается освоением мыслительных средств, развивается образное мышление. Дети данного возраста обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что в результате правильно организованной деятельности позволит в дальнейшее успешно учиться в школе.
Возраст обучающихся: от 5лет до 7 лет.
Сроки реализации программы: октябрь - май
Режим занятий: 2раза в неделю по 35-40 минут
Каждое занятие включает в себя организационные моменты и здоровьесберегающие технологии (короткие перерывы, физкультминутки)
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки» – открытое занятие для родителей.
Форма занятий: групповая.
Основными принципами программы математического кружка являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ожидаемые результаты:
арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
желание заниматься математической деятельностью.
Особенности проведения занятий:
- теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
- для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применяются рефлексивные интерактивные упражнения;
- практические задания составляются так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;
- Занятия проходят в группе
- Перечень оборудования кабинета: классная доска, столы и стулья для обучающихся, стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
- Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: дидактические игры, счетные палочки, печатные тетради, цветные карандаши, простой карандаш.
Календарно – тематический план кружка
02.10.19г | Инструктаж по технике безопасности. «Знакомство с королевством математики» |
07.10.19г | «Путешествие по королевству математики» |
09.10.19г | Квест - игра »Где спрятался предмет» |
14.10.19г | Д.И. «Засели домики» |
16.10.19г | Д.И.»Засели домики» (продолжение) |
21.10.19г | Д.И.»Сложи узор» (работа со счетными палочками) |
23.10.19г | Д.И.»Сложи узор» (работа со счетными палочками) |
28.10.19г | Д.И. «Волшебные ступеньки» |
30.10.19г | Занятие – аппликация «Мои домашние животные» |
06.11.19г | Д.И. «Подбери по форме» |
11.11.19г | Задачи на смекалку |
13.11.19г | Д.И.»Золушка» (игры с крупами) |
18.11.19г | Д.И. «Собери бусы» (чередование цветов) |
20.11.19г | Д.И. «Чей домик?» |
25.11.19г | Игра – аппликация «Красивые флажки» |
27.11.19г | Д.И. «Шарфики для друзей», «Строим дорожки» |
02.12.19г | Занятие – развлечение «Раз, два, три, четыре, пять…» |
04.12.19г | Инсценировка сказки «Теремок» |
09.12.19г | С.Р.И. «К нам гости пришли» (деление на части) |
11.12.19г | Д.И. «Собери предмет» |
16.12.19г | Д.И. «Засели домики» |
18.12.19г. | Д.И. «Засели домики» (продолжение) |
23.12.19г. | Рисуем по номерам |
25.12.19г | Д.И. «Мы исследователи» (работа с жидкими и сыпучими веществами) |
30.12.19г | Д.И. «Магазин» |
06.01.20 | Игра – развлечение «Математическое домино» |
08.01.20 | «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе» |
13.01.20 | Игра – путешествие «Путешествие по комнате» |
15.01.20 | Игра – рисование «Раскрась так же» |
20.01.20 | Игра «В гостях у Перушки» |
22.01.20 | Игра – путешествие «В гостях у лесных жителей» |
27.01.20 | Развлечение «В городе геометрических фигур» |
03.02.20 | Квест «По дорогам любимых сказок» |
05.02.20 | Д.И. «Приключения зайки» |
10.02.20 | Игра – рисование « Рисуем по номерам» |
12.02.20 | Викторина «Самый внимательный.» . |
17.02.20 | «Математическое домино» |
19.02.20 | «Задачи – шутки» |
24.02.20 | Игра – аппликация «Мы сроим дом» |
26.02.20 | «Круглый год» |
02.03.20 | «Круглый год» - продолжение |
04.03.20 | Игра – развлечение «Вместе с радугой» |
11.03.20 | Игра – путешествие «Игра в страну мультипультию» |
16.03.20 | «Математические раскраски» |
18.03.20 | Развлечение «День рождение Почемучки» |
23.03.20 | Задачи на смекалку |
25.03.20 | «Сложи такую же фигуру»(работа со счетными палочками) |
30.03.20 | Игра «Собери бусы» (по размеру) |
01.04.20 | Д.И. «На что похоже», «Дорисуй предмет» |
06.04.20 | «Веселая математика» |
08.04.20 | Игра путешествие « В гости к Маше и Медведю» |
13.04.20 | Игра «Кладоискатели» |
15.04.20 | «Цветик – семицветик» |
20.04.20 | Игра – аппликация «Паровозик из Простоквашино» |
22.04.20 | Д.И. «Соедини точки по порядку» |
27.04.20 | Д.И. «Где спряталась Почемучка?» |
29.04.20 | Квест – игра «Цифры заблудились» |
06.05.20 | «Математические задачки» |
13.05.20 | Д.И. «Ко быстрее назовет» |
18.05.20 | «Разукрасим по цифрам» |
20.05.20 | Игра – рисование « Угадай, кто спрятался?» |
25.05.20 | «Прогулка по королевству Математики» |
27.05.20 | «Математический КВН» |
Список литературы
- З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
- З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
- В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика
Синтез» 2000 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
- Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
- Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа с детьми старшего дошкольного возраста. "Логические ступеньки"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы.Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательног...
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Раз – ступенька, два - ступенька» Модуль №4
Пояснительная записка с обоснованием: Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе програм...
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые ступеньки»
Цель программы:Сохранение и укрепление здоровья детей; содействие физическому развитию, физической подготовленности личности дошкольника средствами аэробики с использованием степа....
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые ступеньки» (степ-аэробика)
Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным спортивным, подвижным играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Часто встречаются скучаю...