Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Математические ступеньки"
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Горященко Светлана Владимировна

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников  способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по программе дополнительного образования «Математические ступеньки» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.   Через систему увлекательных игр и упражнений, дети познакомятся со счетом до 20, решением примеров и задач на сложение и вычитание, научатся работатьсамостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematicheskie_stupenki.docx43.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное образовательное учреждение «Образовательный центр «Протон»

Образовательная программа дополнительного образования 

«Математические ступеньки»

                                                                                           Автор – составитель:

Горященко С.В.

Категория воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень реализации программы: базовый

                                                             Москва 2020 – 2021 уч. г.



  1.   Пояснительная записка ……………………………………………….3.

  1. Актуальность …………………………………………………………...3
  2. Цель ……………………………………………………………………… 4
  3. Педагогическая целесообразность………………………………….4
  4. Основные принципы программы. Ожидаемые результаты…………6
  5. Планирование………………………………………………………7
  6. Используемая литература ………………………………………………10.

 


  1. Пояснительная записка

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

    Направление Программы дополнительного образования «Математические         ступеньки» - социально – педагогическое.

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по математике, параллельно готовя руку ребёнка к письму, развивая мыслительные способности и ориентировку в пространстве, не выделяя при этом обучение в отдельную деятельность.

Вышесказанное, прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Актуальность и целесообразность 

    создания данной образовательной программы.

Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

                                               

 2. Цель:

 формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

  • развитие логического мышления и творческих способностей.
  • развитие математических способностей .
  • развитие личностных качеств
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки.
  • обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
  • 3. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды
  • занятий:
  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие – развлечение.

                Педагогическая целесообразность:

Образовательная программа «Математические ступеньки» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаю отличительной чертой данной образовательной программы.

Обучение рассчитано на 8 месяцев и проводится 2  раза в неделю по 35-40-минутных занятиях интегрированного вида.

Среди методов, используемых в период занятий по программе «Математические ступеньки», используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Кружок рассчитан на детей в возрасте 5 – 7 лет. Так как в этом возрасте продолжает совершенствоваться речь, мышление сопровождается освоением мыслительных средств, развивается образное мышление. Дети данного возраста обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что в результате правильно организованной деятельности позволит в дальнейшее успешно учиться в школе.

Возраст обучающихся: от 5лет до 7 лет.

Сроки реализации программы: октябрь - май

Режим занятий: 2раза в неделю по 35-40 минут

 Каждое занятие включает в себя организационные моменты и здоровьесберегающие технологии (короткие перерывы, физкультминутки)

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки» – открытое занятие для родителей.

Форма занятий: групповая.

Основными принципами программы математического кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные   математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

                           Ожидаемые результаты:

 

арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

  произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

  основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

  творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

  навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

  желание заниматься математической деятельностью.

Особенности проведения занятий:

  • теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
  • для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применяются рефлексивные интерактивные упражнения;
  • практические задания составляются так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;

  1. Занятия проходят в группе
  2. Перечень оборудования кабинета: классная доска, столы и стулья для обучающихся, стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
  3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: дидактические игры, счетные палочки, печатные тетради, цветные карандаши, простой карандаш.

Календарно – тематический   план кружка

02.10.19г

  Инструктаж по технике безопасности.

«Знакомство с королевством математики»

07.10.19г

«Путешествие по королевству математики»

09.10.19г

Квест -  игра »Где спрятался предмет»

14.10.19г

Д.И. «Засели домики»

16.10.19г

Д.И.»Засели домики» (продолжение)

21.10.19г

Д.И.»Сложи узор» (работа со счетными палочками)

23.10.19г

Д.И.»Сложи узор» (работа со счетными палочками)

28.10.19г

Д.И. «Волшебные ступеньки»

30.10.19г

Занятие – аппликация  «Мои домашние животные»

06.11.19г

Д.И. «Подбери по форме»

11.11.19г

Задачи на смекалку

13.11.19г

Д.И.»Золушка» (игры с крупами)

18.11.19г

Д.И. «Собери бусы» (чередование цветов)

20.11.19г

Д.И. «Чей домик?»

25.11.19г

Игра – аппликация «Красивые флажки»

27.11.19г

Д.И. «Шарфики для друзей», «Строим дорожки»

02.12.19г

Занятие – развлечение «Раз, два, три, четыре, пять…»

04.12.19г

Инсценировка сказки «Теремок»

09.12.19г

С.Р.И. «К нам гости пришли» (деление на части)

11.12.19г

Д.И. «Собери предмет»

16.12.19г

Д.И. «Засели домики»

18.12.19г.

Д.И. «Засели домики» (продолжение)

23.12.19г.

Рисуем по номерам

25.12.19г

Д.И. «Мы исследователи» (работа с жидкими и сыпучими веществами)

30.12.19г

Д.И. «Магазин»

06.01.20

Игра – развлечение «Математическое домино»

08.01.20

«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе»

13.01.20

Игра – путешествие «Путешествие по комнате»

15.01.20

 Игра – рисование «Раскрась так же»

20.01.20

Игра «В гостях у Перушки»

22.01.20

Игра – путешествие «В гостях у лесных жителей»

27.01.20

 Развлечение «В городе геометрических фигур»

03.02.20

Квест «По дорогам любимых сказок»

05.02.20

Д.И. «Приключения зайки»

10.02.20

Игра – рисование « Рисуем по номерам»

12.02.20

Викторина «Самый внимательный.» .

17.02.20

«Математическое домино»

19.02.20

«Задачи – шутки»

24.02.20

Игра – аппликация «Мы сроим дом»

26.02.20

«Круглый год»

02.03.20

«Круглый год» - продолжение

04.03.20

Игра – развлечение «Вместе с радугой»

11.03.20

Игра – путешествие «Игра в страну мультипультию»

16.03.20

«Математические раскраски»

18.03.20

Развлечение «День рождение Почемучки»

23.03.20

Задачи на смекалку

25.03.20

«Сложи такую же фигуру»(работа со счетными палочками)

30.03.20

Игра «Собери бусы» (по размеру)

01.04.20

Д.И. «На что похоже», «Дорисуй предмет»

06.04.20

«Веселая математика»

08.04.20

Игра путешествие « В гости к Маше и Медведю»

13.04.20

Игра «Кладоискатели»

15.04.20

«Цветик – семицветик»

20.04.20

Игра – аппликация «Паровозик из Простоквашино»

22.04.20

Д.И. «Соедини точки по порядку»

27.04.20

Д.И. «Где спряталась Почемучка?»

29.04.20

Квест – игра «Цифры заблудились»

06.05.20

«Математические задачки»

13.05.20

Д.И. «Ко быстрее назовет»

18.05.20

«Разукрасим по цифрам»

20.05.20

Игра – рисование « Угадай, кто спрятался?»

25.05.20

«Прогулка по королевству Математики»

27.05.20

«Математический КВН»

     Список литературы

  1. З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
  2. З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
  3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
  4. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика

Синтез» 2000 г.

  1. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
  2. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
  3. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
  4. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа с детьми старшего дошкольного возраста. "Логические ступеньки"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы.Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательног...

Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике

Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике

Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Раз – ступенька, два - ступенька» Модуль №4

Пояснительная записка с обоснованием:             Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе програм...

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые ступеньки»

Цель программы:Сохранение и укрепление здоровья детей;  содействие физическому развитию, физической подготовленности личности дошкольника средствами аэробики с использованием степа....

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые ступеньки» (степ-аэробика)

Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным спортивным, подвижным играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Часто встречаются скучаю...