ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Раз – ступенька, два - ступенька» Модуль №4
рабочая программа (подготовительная группа)
- Пояснительная записка с обоснованием:
Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Раз-ступенька, два - ступенька…" авторов Петерсон Л. Г. и Холиной Н. П., и по программе дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к азбуке» автора Кисловой Т.Р.
Направленность данной программы – социально – педагогическая, реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.
Уровень программы – стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Новизна программы просматривается в использовании при её реализации игр нового поколения, которые интересны, увлекательны и максимально разнообразны.
Актуальность данной программы в том, что она предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, математических, речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.
Педагогическая целесообразность программы: помогает развивать воображение, фантазию, пространственное восприятие. Способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raz-_stupenka_modul_4.docx | 87.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Калининградская область
Управление образования Гурьевского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»
Определена и принята на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка» Протокол № 1 от ___ ____________ 20____г. | УТВЕРЖДАЮ заведующий МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка» ________________ /А.В. Штока/ Приказ № _______– АД от ___ _____________ 2018г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Раз – ступенька, два - ступенька»
Модуль №4
Возраст детей: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель программы:
Лекомцева Елена Юрьевна,
воспитатель
г. Гурьевск
2018
Структурные элементы дополнительной общеразвивающей программы
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка с обоснованием:
- направленности и уровня освоения программы,
- новизны,
- актуальности,
- педагогической целесообразности разработки и реализации программы,
- соответствия действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам,
- необходимости использования современных идей, технологий,
- отличительных особенностей программы от существующих,
- основных идей, на которых базируется программа, её своеобразие,
- принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д.,
- возрастно-психологических особенностей воспитанников,
- принципов формирования учебных групп, количества воспитанников,
- сроков реализации программы, количества учебных часов, необходимости этапов обучения.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.3.1.Учебный план с указанием (описанием):
- разделов, тем, логики (последовательности) их изучения,
- общего количества учебных часов по каждому разделу, теме, с разбивкой на теоретическую и практическую работу,
- форм промежуточного и итогового контроля.
1.3.2. Содержание учебного плана
(представлено описанием каждой темы учебного плана с указанием содержания теоретического материала и практических заданий).
1.4. Планируемые результаты формулируются с учётом цели и задач программы:
- знания и умения, которые должен приобрести воспитанник в процессе занятий по программе,
- компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.
Блок №2.Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы с указанием:
- материально-технического обеспечения (характеристика помещения для занятий по программе),
- перечня оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество воспитанников),
- информационного обеспечения (аудио-, видео-, фото-, интернет источники),
- методического обеспечения,
- кадрового обеспечения (педагоги, занятые в реализации программы, необходимые компетенции).
2.3. Формы аттестации (перечисляются согласно учебному плану).
2.4. Оценочные материалы с указанием перечня (пакета) диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов.
2.5. Методические материалы (в табличной или текстовой форме) с указанием:
- методов обучения,
- форм организации образовательного процесса,
- форм учебного занятия,
- педагогических технологий,
- дидактических материалов.
2.6. Список литературы.
МОДУЛЬ 4
Дополнительной общеразвивающей программы «Раз – ступенька, два – ступенька»
(далее – ДООП)
(старший дошкольный возраст 6-7 лет подготовительная к школе группа)
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы» (далее – программы) «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Пояснительная записка с обоснованием:
Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Раз-ступенька, два - ступенька…" авторов Петерсон Л. Г. и Холиной Н. П., и по программе дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к азбуке» автора Кисловой Т.Р.
Направленность данной программы – социально – педагогическая, реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.
Уровень программы – стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Новизна программы просматривается в использовании при её реализации игр нового поколения, которые интересны, увлекательны и максимально разнообразны.
Актуальность данной программы в том, что она предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, математических, речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.
Педагогическая целесообразность программы: помогает развивать воображение, фантазию, пространственное восприятие. Способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала личности.
Нормативной базой для разработки вышеуказанной образовательной деятельности являются следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;
- Устав МАДОУ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726 – р) (далее – федеральная Концепция);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее – СанПиН);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации).
Отличительная особенность данной программы в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями, обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей. Программа подготавливает дошкольника к дальнейшему обучению и школе.
Возрастно-психологические особенности воспитанников 6-7 лет. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет детям решать более сложные задачи с использованием обобщающих наглядных средств (схем, чертежей). Действия наглядно-образного мышления дети этого возраста совершают уже в уме. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации связана с тем, что на седьмом году жизни в процессе мышления всё более активно включается речь.
Основной идеей, на которой базируется программа – это создание условий для развития у детей позитивной социализации, личностного роста, развитие инициативы на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками.
Срок реализации программы.
Данная программа рассчитана на два возрастных периода, каждый возрастной период является отдельным модулем программы: 3 модуль – старший дошкольный возраст, 4 модуль – подготовительный дошкольный возраст, каждый модуль может реализовываться отдельно.
Форма обучения – очная, занятия – подгрупповые.
Объём программы составляет - 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятий в год и включает в себя три образовательных компонента:
- теоретическая часть;
- практическая часть;
- диагностическая часть.
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, обследования, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и дидактический материал.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме математической, познавательно - речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.
Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы.
1.2. Цель освоения программы: формирование и развитие школьно-значимых функций в процессе обучения математике и обучению грамоте.
Задачи воспитания и развития детей подготовительного к школе возраста от 6 лет до 7 лет:
Образовательные:
Учить самостоятельно сравнивать предметы по одному - двум признакам (цвет, форма, величина).
Учить обнаруживать логические связи, считать, решать простые арифметические задачи в пределах 10.
Учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, делить слова на слоги, читать.
Ознакомить с пространственными и временными ориентировками.
Развивающие:
Совершенствовать разные виды речи (монологическую, диалогическую, связную, доказательную), расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, правильное звукопроизношение.
Развивать мелкую моторику рук, осуществлять подготовку руки ребенка к письму, совершенствовать графические навыки.
Совершенствовать ориентировку на листе бумаги и в пространстве.
Развивать активность, познавательный интерес, самостоятельность, инициативу, интеллектуальную способность детей.
Воспитательные:
Воспитывать чувство самоуважения, самоконтроля, умение выслушивать друг друга.
Воспитывать умение работать попарно, коллективно.
Воспитывать умение создавать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Развивать детскую самостоятельность, любознательность.
1.3.Содержание программы.
1.3.1. Учебный план с указанием (описанием)
Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей «Раз – ступенька, два – ступенька» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.
№ | Название | Вид | Количество | Количество | Количество подгрупп | Количество воспитанников (всего) |
п/п | дополнительных платных образовательных услуг | занятий | учебных месяцев | учебных занятий в неделю, продолжительностью. | ||
1 | ДОП «Раз – ступенька, два - ступенька» | подгрупповая | Сентябрь 2018 – Май 2019 | 2 | 1 подгруппа | 23 |
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Продолжительность занятий по дополнительной программе «Раз – ступенька, два – ступенька» составляет - 30минут.
Наименование и № разделов | Объём (час, мин.) | |||
Всего занятий | теоретические | практические | ||
Раздел 1 Развитие элементарных математических представлений | 34 | 340 мин. | 680 мин. | |
Раздел 2 Обучение грамоте | 34 | 340 мин. | 680 мин. | |
Раздел 3 Диагностика | 4 | 30 мин. | 90 мин. |
Объём программы по темам
№ раздела | № темы | Объём программы (час, мин.) | ||
Всего занятий | теоретические | Практические | ||
Раздел 1 Развитие элементарных математических представлений | Тема 1 Свойства предметов | 3 | 20 мин. | 70 мин. |
Тема 2 Пространственные отношения | 3 | 30 мин. | 60 мин. | |
Тема3 Сложение и вычитание | 14 | 100 мин. | 320 мин. | |
Тема 4 Линии, углы | 4 | 40 мин. | 80 мин. | |
Тема 5 Временные отношения | 4 | 40 мин. | 80 мин. | |
Тема 6 Сравнение групп предметов | 4 | 30 мин. | 90 мин. | |
Тема 7 Масса, объем, площадь | 4 | 40 мин. | 80 мин. | |
Раздел 2 Обучение грамоте | Тема 8 Гласные и согласные звуки | 10 | 50 мин. | 250 мин. |
Тема 9 Твердые и мягкие согласные | 10 | 50 мин. | 250 мин. | |
Тема 10 Свистящие, шипящие согласные | 3 | 30 мин. | 60 мин. | |
Тема 11 Двойные гласные звуки | 4 | 40 мин. | 80 мин. | |
Тема 12 Дифференциация звуков | 6 | 40 мин. | 140 мин. | |
Раздел 3 Диагностика | Тема 13 Диагностика | 3 | 30 мин. | 60 мин. |
Итого: | 13 | 72 | 540 мин. | 1620 мин. |
Содержание разделов программы подготовительной группы
( объём указан в минутах)
Раздел 1
Развитие элементарных математических представлений
Тема 1(мин.-175: 50 мин. - т., 125 мин. - пр.):
Свойства предметов
Тема 2 (мин.90: 20 мин. – т., 70 мин. – пр.):
Пространственные отношения
Тема 3 (мин. 90: 30 мин. – т., 60 мин. – пр.):
Сложение и вычитание
Тема 4 (мин. 420: 100 мин. – т., 320 мин. – пр.):
Линии, углы
Тема 5 (мин. 120: 40 мин. – т., 80 мин. – пр.):
Временные отношения
Тема 6 (мин. 90: 30 мин. – т., 90 мин. – пр.):
Сравнение групп предметов
Тема 7 (мин.120: 40 мин. – т., 80 мин. – пр.).
Масса, объем, площадь
Раздел 2
Обучение грамоте
Тема 8 (мин. 300: 50 мин. – т., 250 мин. – пр.):
Гласные и согласные звуки
Тема 9 (мин. 300: 50 мин. – т., 250 мин. – пр.)
Твердые и мягкие согласные
Тема 10 (мин. 90: 30 мин. – т., 60 мин. – пр.):
Свистящие, шипящие согласные
Тема 11 (мин. 120: 40 мин. – т., 80 мин. – пр.)
Двойные гласные звуки
Тема 12 (мин. 180: 40 мин. – т., 140 мин. – пр.)
Дифференциация звуков
Раздел 3
Диагностика (мин. 90: 30 мин. – т., 60 мин. – пр.)
Формы промежуточного и итогового контроля
Оценка результативности работы в группе включает педагогический мониторинг уровня развития детей и овладения ими программным материалом, оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:
первый раз - в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка;
второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации родителям на лето.
1.3.2. Содержание учебного плана
Развитие элементарных математических представлений
Тематическое планирование (математическое и сенсорное развитие)
№ п/п | Тема | Количество занятий | Литература |
1. | Вводное занятие (диагностические игры). | 2 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
2. | Числа 1-5. Повторение. | 2 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
3. | Число 6.Цифра 6. | 2 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
4. | Длиннее, короче. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
5. | Измерение длины. | 3 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
6. | Число 7.Цифра 7. | 3 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
7. | Тяжелее, легче. Сравните по массе. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
8. | Измерение массы. | 2 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
9. | Число 8.Цифра 8. | 3 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
10. | Объем. Сравнение по объему. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
11. | Измерение объема. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
12. | Число 9.Цифра 9 | 3 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
13. | Площадь. Измерение площади. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
14. | Измерение площади. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
15. | Число 0. Цифра 0. | 2 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
16. | Число 10. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
17. | Шар. Куб. Параллелепипед. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
18. | Пирамида. Конус. Цилиндр. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
19. | Символы. | 1 занятие | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
20. | Повторение. | 2 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
21. | Диагностические задания. | 2 занятия | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». |
Общее количество занятий: в месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.
Тематическое планирование (подготовка к обучению грамоте)
№ п/п | Тема | Количество занятий | Литература |
1. | Вводное занятие (диагностические игры). | 2 занятия | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
2. | Повторение. | 2 занятия | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
3. | Звук «Л». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
4. | Звук «Лꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
5. | Звуки «Лꞌ»-«Й». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
6. | Звуки «В» и «Вꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
7. | Звуки «В» - «Ф», «Вꞌ» - «Фꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
8. | Звук «Чꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
9. | Звук «Щꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
10. | Звуки «Чꞌ»- «Щꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
11. | Звуки «Б» и «Бꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
12. | Звуки «Б» - «П», «Бꞌ» - «Пꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
13. | Звуки «Д» и «Дꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
14. | Звуки «Д» - «Т», «Дꞌ» - «Тꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
15. | Звук «С». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
16. | Звук «Сꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
17. | Звук «Ц». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
18. | Звуки «Ц» - «С», «Ц» - «Чꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
19. | Звуки «Г» и «Гꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
20. | Звуки «Г» - «К», «Гꞌ» - «Кꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
21. | Звук «З». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
22. | Звук «Зꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
23. | Звуки «З»- «С» -, «Зꞌ»-«Сꞌ» . | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
24. | Звук «Щ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
25. | Звуки «Ш» - «С», «Ш» - «Щ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
26. | Звук «Ж». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
27. | Звуки «Ж» - «З», «Ж» - «Ш». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
28. | Звук «Р». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
29. | Звук «Рꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
30. | «Р» - «Л», «Рꞌ» - «Лꞌ». | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
31. | Страна Азбука | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
32. | Повторение. | 1 занятие | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
33. | Диагностические задания. | 2 занятия | Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». |
Общее количество занятий: в месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.
Приложение
Тематическое планирование (математическое и сенсорное развитие)
№ п/п | Содержание | Задачи | Сроки проведения |
1. | Работа с программным материалом по старшему возрасту. | Выявление математических представлений детей. | 1неделя сентября |
2. | Работа с программным материалом по старшему возрасту. | Выявление математических представлений детей. | 2неделя сентября |
3. | Повторение чисел 1-5; работа с числовыми домиками. Порядковый и количественный счет. | Повторить числа 1-5; образование, написание, состав. Закрепить навыки количественного и порядкового счета. | 3неделя сентября |
4. | Сравнение групп предметов с помощью пар. Знаки =,>,<. Сложение и вычитание. Целое и часть. Понятия раньше - позже. | Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =,>, <. Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше - позже. | 4неделя сентября |
5. | Знакомство с числом 6 и цифрой 6.Взаимосвязь между частью и целым. | Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления. | 1неделя октября |
6. | Знакомство с понятием «шестиугольник». Счет до 6.Сложение и вычитание чисел 1-6 на числовом отрезке. | Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников - шестиугольником. Закрепить счет до 6, представление о составе чисел 2-6,взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке. | 2неделя октября |
7. | Сравнение по длине. Работа с линейкой - числовым отрезком. | Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче». Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6, счетные умения в пределах 6. | 3неделя октября |
8. | Измерение длины с помощью мерки. Знакомство с единицами длины: шаг, пядь, локоть, сажень. Счет в пределах 6. | Формировать представление об измерении с помощью условной мерки. Познакомить с такими единицами длины, как шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6. | 4неделя октября |
9. | Знакомство с метром и сантиметром. Измерение длин отрезков с помощью линейки. Измерение длины с помощью линейки. Сравнение групп предметов с помощью пар. Сложение и вычитание. Часть и целое. | Закрепить представления об измерении с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков. Закрепить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей. | 1неделя ноября |
10. | Измерение длины с помощью линейки. Деление на части отрезков и групп предметов. Решение задач с помощью отрезка. | Закрепить умение практически измерять длину отрезка с помощью линейки. Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины «условие» и «вопрос» задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи. | 2неделя ноября |
11. | Знакомство с числом, цифрой 7. Состав числа 6. Целое и часть. Многоугольник. | Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.Закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника. | 3неделя ноября |
12. | Порядковый и количественный счет в пределах 7. Состав числа 7. Сравнение групп предметов с помощью составления пар. Работа с числовым отрезком. | Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке. | 4неделя ноября |
13. | Состав числа 7.Взаимосвязь целое го и части с помощью отрезка. Измерение длины отрезков с помощью линейки. Работа с числовым отрезком. | Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка. Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приемы присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке. | 1неделя декабря |
14. | Понятия тяжелее - легче. Сравните предметов по массе. Взаимосвязь целого и его части. Сложение и вычитание. Состав числа 7. | Формировать представление о понятии тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7. | 2неделя декабря |
15. | Измерение массы с помощью мерки 1 кг. Сложение и вычитание. Взаимосвязь целого и части. Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке. | Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке. | 3неделя декабря |
16. | Измерение массы с помощью весов. Взаимосвязь целого и частей. Составление задач с помощью рисунков. Соотношение их со схемами. | Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов. Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами. | 4неделя декабря |
17. | Знакомство с образованием числа 8,цифрой 8. Состав числа 7, счет в пределах 7.Взаимосвязь целого и частей. | Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей. | 1неделя января |
18. | Счет в пределах 8.Измерение длины и массы предметов. Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке. | Формировать счетные умения в пределах 8. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. | 2неделя января |
19. | Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Состав числа 8. Взаимосвязь целого и частей, схематическое изображение их с помощью отрезка. | Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. | 3неделя января |
20. | Объем. Сравнение сосудов по объему. Счет в пределах 8. Взаимосвязь целого и частей. | Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей. | 4неделя января |
21. | Измерение объемов с помощью условной мерки. Сложение и вычитание. Взаимосвязь целого и частей. Разностное сравнении чисел на предметной основе. Счет в пределах 8. | Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8. | 1неделя февраля |
22. | Образование и состав числа 9,цифры 9. Нахождение признаков сходства и различия фигур. Взаимосвязь целого и частей. Сложение и вычитание на числовом отрезке. | Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке. | 2неделя февраля |
23. | Знакомство с циферблатом часов. Определение времени по часам. Счет в пределах 9.Состав числа 9. Взаимосвязь целого и частей. | Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей. | 3неделя февраля |
24. | Состав числа 9. Взаимосвязь целого и частей. Сравнение чисел на предметной основе. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. | Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание на числовом отрезке. | 4неделя февраля |
25. | Площадь фигур. Сравнение фигур по площади с помощью условной мерки. Порядковый и количественный счет в пределах 9. Состав числа 8 и 9. Решение задач на основе взаимосвязи целого и частей. | Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей. | 1неделя марта |
26. | Сравнение фигур по площади с помощью мерки. Знакомство с квадратным сантиметром. Порядковый и количественный счет в пределах 9. Сложение и вычитание. Действия с предметами и числами. | Закрепить приемы сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади -квадратным сантиметром. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами. | 2 неделя марта |
27. | Число 0 и его свойства. Счет в пределах 9. Числовой отрезок. Взаимосвязь целого и частей. | Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. | 3неделя марта |
28. | Число 0, цифра 0. Состав чисел 8 и 9. Составление числовых равенств по рисункам. Переход от рисунков к числовым отрезкам. | Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам. | 4неделя марта |
29. | Образование, состав, запись числа 10. Взаимосвязь целого и частей. Распознавание треугольников и четырехугольников. | Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники. | 1неделя апреля |
30. | Нахождение предметов формы шара, куба, параллелепипеда. Состав числа 10. Взаимосвязь целого и частей. Сложение и вычитание на числовом отрезке. | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика). Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. | 2неделя апреля |
31. | Нахождение предметов формы пирамиды, конуса, цилиндра. Состав числа 10. Взаимосвязь целого и частей. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. | 3неделя апреля |
32. | Использование символов для обозначения свойств предметов. Закрепление состава чисел 8, 9, 10. Ориентировка на плане. | Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представление о составе чисел 8, 9, 10, умение ориентироваться по плану. | 4неделя апреля |
33. | Свойства предметов. Сложение и вычитание групп предметов. Взаимосвязь целого и частей. Количественный и порядковый счет. Цифры 0-10. Состав чисел в пределах 10. | Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10. | 1неделя мая |
34. | Сравнение чисел на наглядной основе. Взаимосвязь целого и частей. Состав чисел в пределах 10. Символы. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. | Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. | 2 неделя мая |
35. | Диагностические задания. | Повторение изученного материала. | 3 неделя мая |
36. | Диагностические задания. | Повторение изученного материала. | 4 неделя мая |
Тематическое планирование (подготовка к обучению грамоте)
№ п/п | Содержание | Задачи | Сроки проведения |
1, 2 | Работа с программным материалом по старшему возраст. | Повторение пройденного материала через диагностические игры. | 1-2 неделя сентября |
3, 4 | Работа с программным материалом по старшему возрасту. | Повторение пройденного материала через дидактические игры. | 3-4неделя сентября |
Расширение представления о звуке «Л». | Расширение активного словаря, развитие связной речи, активизация интереса к открытию новых знаний. | 1неделя октября | |
Закрепление представлений о букве «Л», и звуках «Л»- «Лꞌ». | Совершенствование опыта чтения слогов, закрепить у детей умения выявлять звук «Л» - «Лꞌ» в разных частях слова. | 2неделя октября | |
Расширение навыка различения звуков «Лꞌ» и «Й» | Развивать умения выделять нужные звуки в речевом потоке на звуковом, слоговом, и словесном уровне. | 3неделя октября | |
Закрепление представления о букве «В» и звуках «В» и «Вꞌ». | Закрепить умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твёрдости-мягкости. | 4неделя октября | |
Звуки «В» - «Ф», «Вꞌ» - «Фꞌ». | Совершенствование способности производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, умение выстраивать предложения по опорным словам. | 1неделя ноября | |
Звук «Чꞌ». | Закрепление представления о звуке «Чꞌ» и букве «Ч», совершенствование произносительных навыков. | 2неделя ноября | |
Звук «Щꞌ». | Закрепить представления о звуке «Щꞌ» и букве «Щ», расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков. | 3неделя ноября | |
Звуки «Чꞌ»- «Щꞌ». | Развитие умения систематизировать слова по звуковому признаку, развитие грамматического строя речи. | 4неделя ноября | |
Звуки «Б» и «Бꞌ». | Закрепление о букве «Б» и звуках «Б» - «Бꞌ», обогащения опыта чтения, развитие памяти, мышления, воображения. тонкой моторики. | 1неделя декабря | |
Звуки «Б» - «П», «Бꞌ» - «Пꞌ». | Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости- мягкости, звонкости – глухости, различать их на слоговом и словесном уровне. | 2неделя декабря | |
Звуки «Д» и «Дꞌ». | Закрепление о букве «Д» и звуках «Д» - «Дꞌ», умение различать звуки и буквы, применять мыслительные операции к словесному материалу. | 3неделя декабря | |
Звуки «Д» - «Т», «Дꞌ» - «Тꞌ». | Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости- мягкости, звонкости – глухости, различать их на слоговом и словесном уровне. | 4неделя декабря | |
Звук «С». | Расширение представления о звуке «С», об участии органов артикуляции в его произнесении, активизация внимания к звуковому, и слоговому составу. | 1 неделя января | |
Звук «Сꞌ». | Закрепление о букве «С» и звуках «С» - «Сꞌ», умение различать их по твердости-мягкости, способу произнесения. | 2 неделя января | |
Звук «Ц». | Закрепление о букве «Ц» и звуке «Ц», умение выделять его в потоке речи и отличать от графемы, развивать связную речь. | 3 неделя января | |
Звуки «Ц» - «С», «Ц» - «Чꞌ». | Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия. | 4неделя января | |
Звуки «Г» и «Гꞌ». | Закрепление о букве «Г» и звуках «Г» - «Гꞌ», умение различать их по твердости-мягкости, способу произнесения. | 1неделя февраля | |
Звуки «Г» - «К», «Гꞌ» - «Кꞌ». | Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости- мягкости, звонкости –глухости, различать их на слоговом и словесном уровне. | 2неделя февраля | |
Звук «З». | Расширение представления о звуке «З», об участии органов артикуляции в его произнесении, активизация внимания к звуковому, и слоговому составу. | 3неделя февраля | |
Звук «Зꞌ». | Закрепление о букве «З» и звуках «З» - «Зꞌ», умение различать их по твердости-мягкости, способу произнесения. | 4неделя февраля | |
Звуки «З»- «С» -, «Зꞌ» - «Сꞌ» . Свистящие согласные звуки. | Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия. | 1 неделя марта | |
Звук «Ш» | Закрепление о букве «Ш» и звуке «Ш», умение выделять его в потоке речи и отличать от графемы, развивать связную речь. | 2 неделя марта | |
Звуки «Ш»- «С» -, «Ш» -«Щꞌ» . | Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия. | 3 неделя марта | |
Звук «Ж» | Закрепление о букве «Ж» и звуке «Ж», умение выделять его в потоке речи и отличать от графемы, развивать связную речь. | 4 неделя марта | |
Звуки «Ж»- «З» -, «Ж» -«Ш». | Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия. | 1 неделя апреля | |
Звук «Р» | Расширения представления о звуке «Р», развитие умения выделять его в речевом потоке, совершенствование в связной речи, Умение производить сложные виды звукового и слогового анализа. | 2 неделя апреля | |
Звук «Рꞌ». | Закрепление о букве «Р» и звуках «Р» - «Рꞌ», умение различать их по твердости-мягкости, способу произнесения. Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов. | 3 неделя апреля | |
Звуки «Р»- «Л» -, «Рꞌ» - «Лꞌ» . | Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия, умения подбирать слова к готовым схемам. | 4 неделя апреля | |
Страна Азбука | Повторение изученных букв, совершенствование умения узнавать букву по описанию и по определенным элементам, находить буквы в составе сюжетной картины, различать картины между собой. | 1 неделя мая | |
34. | Диагностические задания | Повторения пройденного материала. | 2 неделя мая |
35. | Диагностические задания | Повторения пройденного материала. | 3 неделя мая |
36. | Диагностические задания | Повторения пройденного материала. | 4 неделя мая |
1.4. Планируемые результаты формируются с учётом цели и задач программы:
Показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы
Показатель | Способы проверки усвоения содержания |
Уровень культуры воспитанников | Беседа, наблюдение |
Уровень развития творческого мышления | Конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий |
Уровень развития познавательной активности | Наблюдение, беседа, игра - импровизация |
Уровень развития мышления | Диагностические задания, беседа. |
Уровень развития коммуникативных способностей | Игра - беседа, наблюдение |
Уровень развития символических способностей (воображения и игры) | Наблюдение, беседа |
В результате освоения программы, достижения ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:
- ребенок заинтересован совместной деятельностью, эмоциональный фон общения — положительный; согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру;
- решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения;
- слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности;
- овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением;
- проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность;
- проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей, замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их;
- имеет богатый словарный запас; безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями; речь чистая, грамматически правильная, выразительная;
- ребенок в совершенстве владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове, делит слова на слоги.
Результатом обучения дошкольников по Программе является развитие у них логического мышления и творческих способностей, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений и качеств личности, обеспечивающих успешное обучение в школе. А также формирование определенного запаса знаний, умений и навыков, который в дальнейшем поможет детям легче адаптироваться в школьной среде и будет способствовать успешному обучению.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы»
2.1.Календарный учебный график.
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МАДОУ
«Детский сад №21 «Алёнка»
________________ /А.В. Штока/
Приказ № _____-АД от 03.09.2018г.
Содержание | Один год обучения |
Количество групп | 2 подгруппы детей (в подгруппе до 10 детей) |
Начало учебного года | 1 сентября |
Окончание учебного года | 31 мая |
Продолжительность учебного года | |
Всего недель учебных | 36 недель |
Каникулы | 1,2 неделя января 1,2 неделя мая |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
ОД | подгрупповая |
Время ОД | в соответствии с распорядком дня для каждой возрастной группы |
Недельная образовательная нагрузка, ОД | 2 |
Объем надельной образовательной нагрузки, минуты | 60 мин. |
Сроки проведения праздничных и традиционных мероприятий | 01 сентября – День Знаний 27 сентября – День дошкольного работника Октябрь месяц – Праздники осени «Осенины», Осенняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества Последняя неделя ноября – День матери 3, 4 неделя декабря – Праздник «Новый год», Новогодняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества, Фестиваль творчества «Весёлая семейка» Февраль/март - Масленица 3, 4 неделя февраля – Праздник «День защитника Отечества» 1,2 неделя марта – Праздник «8 марта – Международный женский день» 7 апреля – День здоровья, День открытых дверей 1, 2 неделя мая – Праздник «День Победы», Конкурс чтецов «Этот День Победы» 3,4 неделя мая – Выпускные вечера 1 июня – День защиты детей 12 июня – День России |
2.2. Условия реализации программы с указанием:
Для успешной реализации программы необходимо наличие соответствующей материально-технической базы должного уровня. Занятия проходят в отдельном кабинете с хорошим освещением. В распоряжении педагога имеется доска. В систему средств обучения наряду с методическими и наглядными учебными пособиями входит и различный раздаточный дидактический материал (предметные карточки, слоговые таблицы, тематические карточки, шаблоны, линейки и т.д.), который позволяет достигать поставленных целей обучения.
Материально-технические условия:
- кабинет для занятий
- раздаточный материал по темам
- демонстрационный материал к изучаемым темам
- карточки с изображением цифр, букв
- магнитные цифры и знаки
- счётные палочки
- «волшебный мешочек»
- простые и цветные карандаши
Информационно – методические условия:
Настоящая программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет, реализуется в виде занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Раз-ступенька, два - ступенька». Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия составляет - 30 минут. Дети принимаются на основании заявления и подписания договора с родителями.
Используемые рабочие тетради
Наименование пособия |
Рабочая тетрадь «По дороге к азбуке», Рабочая тетрадь «Раз-ступенька, два - ступенька». |
Структура рабочих тетрадей
На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной деятельности малыша. Тетради используются в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка.
Структура рабочих тетрадей для занятий такова, что педагог в зависимости от конкретной ситуации (уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать наиболее подходящие для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи | Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
1.Набор картинок: «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные и их детёныши», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Головные уборы», «Обувь», «Игрушки», «Части тела», «Виды транспорта», «Сказочные герои», «Объемные геометрические тела и формы», «Сезонная одежда» и др. 2.Тематические фотоальбомы: «Семья», «Вот как мы живем», «Техника». 3.Силуэтные фигурки: «Животные домашние и дикие». 4.Муляжи овощей, фруктов. 5.Набор предметных картинок, набор картинок «Действия детей», «Времена года». 6.Подбор математических заданий на соотношение числа и количества, пространственные отношения. | 1. Модели: «Времена года», «Признаки животных», «Эмоции людей». 2. Алгоритм для составления описательного рассказа. | 1. Энциклопедии. 2.Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности, сборник сказок, пословиц и др. 3.Картотеки: физкультминуток, пальчиковых гимнастик, гимнастики для глаз, дыхательных гимнастик, артикуляционных гимнастик. |
2.3. Формы аттестации
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- ведение журнала посещений,
- отзывы родителей,
- аналитическая справка,
- написание статей на сайт детского сада.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- показ открытых занятий для родителей,
- проведение викторин,
- мастер – классы.
2.4. Оценочные материалы с указанием:
Результаты (диагностика) освоения содержания программы
Предметом диагностики у детей подготовительной к школе группы являются:
- интерес ребёнка к занятиям математикой и обучению грамоте;
- умения детей использовать полученные знания в самостоятельной деятельности;
- умение использовать разные виды речи, правильное звукопроизношение;
- умение творчески подходить к решению поставленных задач;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
- отличать задачу от текста;
- умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
- умение делить слова на слоги, производить звуковой анализ слов, читать;
- умение замечать и исправлять свои ошибки, и ошибки своих товарищей.
Диагностика осуществляется начальная и итоговая.
Методы диагностических исследований:
- индивидуальные беседы по вопросам, иллюстрациям, моделям;
- наблюдения за речью ребёнка во время общения со сверстниками, взрослыми;
- дидактические игры.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровни освоения программы.
Результаты формирования уровней развития детей (начало года).
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итого |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||
Средний уровень | ||||||||||
Низкий уровень |
Результаты формирования уровней развития детей (конец года).
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итого |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||
Средний уровень | ||||||||||
Низкий уровень |
Критерии:
1 – развитие словарного запаса, использование всех видов речи;
2 – развитие произвольного внимания, логического мышления, творчества;
3 – осуществление классификации, обнаружение логической связи, счет, решение простых задач;
4 – развитие графических навыков, ориентировки на листе бумаги, в пространстве;
5 – развитие инициативы детей, их умение находить конструктивные решения;
6 – развитие способности к самоконтролю, умение регулировать свое поведение;
7 – умение детей различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, читать;
8 - развитие детской самостоятельности, любознательности, инициативы.
Параметры диагностики
Низкий уровень: Речевая активность ребенка не достаточно высокая. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровые взаимодействия с общим игровым замыслом. Ребенок быстро теряет интерес к познавательной деятельности. В играх с готовыми содержанием упускает правила, затрудняется в выполнении игровых действий. В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя в решении задач игры. Словарный запас скудный. Затрудняется назвать любимые и понравившиеся игры.
Средний уровень: Ребенок хорошо знает правила многих игр, охотно участвует в них, накапливая игровой опыт. Пытается справедливо разрешать споры, сохраняя доброжелательное отношение к партнёрам по игре. В случае нарушения правил прислушивается к оценке играющих или воспитателя и становится более внимательным. Проявляет настойчивость в достижении результата. Речевая активность высокая. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, но иногда нарушает правила из – за слабого самоконтроля.
Высокий уровень: У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Активен в речевом диалоге, придумывает новые варианты игр. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. В играх с готовым содержанием следуют правилам, контролируют действия других играющих. Придумывает новые варианты игр, действует по аналогии известных ему игр. Ребенок самостоятельно может начать игру, охотно отвечает на вопросы, может рассказать о ее правилах. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей. Проявляет творчество в решении простейших задач. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает выполнение правил.
Планируемые результаты освоения содержания программы
В результате освоения программы, достижения ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:
- ребенок заинтересован совместной деятельностью, эмоциональный фон общения — положительный; согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру;
- решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения;
- слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности;
- овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением;
- проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность;
- проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей, замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их;
- имеет богатый словарный запас; безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями; речь чистая, грамматически правильная, выразительная;
- ребенок в совершенстве владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове, делит слова на слоги.
Результатом обучения дошкольников по Программе является развитие у них логического мышления и творческих способностей, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений и качеств личности, обеспечивающих успешное обучение в школе.
2.5. Методические материалы с указанием.
Основные методы обучения:
- игровой,
- метод преднамеренных ошибок,
- метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ).
Дополнительные методы:
- наглядные (наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических пособий);
- словесные (беседы, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы);
- практические (рассматривание, упражнение, исследования, эксперименты).
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная, подгрупповая, парная.
Формы организации учебного занятия:
беседа, игра, наблюдение, мастер-класс, соревнование, развлечение, практические занятия.
Педагогические технологии:
Индивидуализация обучения, подгрупповое обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровая деятельность.
Дидактический материал:
наборы карточек, цифр, букв, модели, схемы, счётный материал, таблицы, развивающие игры. 2.6. Список литературы
№ п/п | Автор (ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. | «Раз – ступенька, два – ступенька…». | Издательство «Ювента», Москва, 2011 год, 254 стр. | Программа | 1 |
2. | Т.Р. Кислова. | «По дороге к азбуке». | Москва «Баласс», 1999 год, 124 стр. | Программа | 1 |
3. | Е.И.Удальцова | «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». | “Просвещение”, Москва, 2003 год | методическое пособие | 1 |
4. | З.А.Михайлова | «Игровые занимательные задачи». | «Акцидент», Санкт - Петербург, 2003 год | методическое пособие | 1 |
5. | Г. Бондаренко | «Развивающие игры в ДОУ». | Москва, «Просвещение», 2010 год | методическое пособие | 1 |
6. | М.С. Заикин | «250 развивающих упражнений для подготовки к школе». | Москва, «Просвещение», 2006 год | методическое пособие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль№1
Пояснительная записка с обоснованием: Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №2
Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №3
Пояснительная записка с обоснованием: Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №4
Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития д...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки» для детей 5 – 7 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Математические ступеньки"...